Вода и ее свойства
Цель: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы, используя дополнительные источники информации (словарь учебника, хрестоматию, интерактивную доску).
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно искать ответы на поставленные вопросы.
Личностные: осознают необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование: стаканы, вода, камешек, чашка, блюдце, кисть, краски, пипетка, песок, соль, лоскут ткани, инструкции работы, глобус.
Этап урока |
Ход урока |
Примечание |
|||||||
Мотивационно-целевой этап
|
-Один из детских поэтов сказал: Только тот живёт как нужно, Всё даётся лишь тому. Кто живёт согласно, дружно С постоянным ПОЧЕМУ? -А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите. -А вы являетесь почемучками? Тогда для вас… - Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём? А подскажут нам следующие строчки. «… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это? - Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик? (Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой) - Посмотрите! И вправду вода! -Какова же будет тема нашего урока? -Открывается первая часть темы урока «Вода…». Прослушайте стихотворение На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? А ледок – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?» -Ребята, что интересует капельку? (туман и вода – это одно и тоже? Лед и вода – одно и тоже?) -Капельку интересует: может ли вода быть туманом и льдом, т.е. какими свойствами обладает вода. -Дополним тему нашего урока…(вода и ее свойства) -Ребята, давайте определим цель нашего урока? (Какими свойствами обладает вода? Для чего нужна вода? Какова польза воды?) -Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде? – Сегодня мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь». |
Проверяю готовность ребят к уроку
На слайде 2 капля воды.
стихотворение
|
|||||||
Ориентировочный этап
|
- Сегодня вам предстоит
побыть учеными и определить свойства воды? Ищут ответы на эти вопросы. Наблюдают, проводят опыты. Проверяют свои догадки) -А в хода опыта необходимо соблюдать правила. Читают дети, я комментирую. 1. Работай в мини-группе.(как работаем в мини - группе?) 2. Чётко следуй инструкциям (инструкции на цветных листах) 3. При выполнении опыта будь аккуратным. - Первые два опыта мы выполним вместе, почему? (будем учиться), остальные опыты – самостоятельно. |
Правила работы
|
|||||||
Поисково-исследовательский этап
Физкультминутка
Практический этап
|
ОПЫТ 1. -Работаем по инструкции на розовом листе. -Какое свойство воды открыли? (не имеет вкуса)
ОПЫТ 2. -Работаем по инструкции на желтом листе. - Какая группа может подробно прокомментировать и продемонстрировать работу со 2 опытом. При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость. -Какое свойство воды открыли? (не имеет запаха)
- Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкцией на оранжевом фоне. Проводите свой опыт. 1 группа-опыт 3 (камень) 4 группа – опыт 6 (кисть, краска, стакан 2) 2 группа – опыт 4 (пипетка) 5 группа–опыт 7(стакан 2, песок, ложка, соль) 3 группа – опыт 5 (чашка) 6 группа – опыт 8 (тряпка) Представьте и прокомментируйте свои исследования (опыт 3-8) Все заполняют капельки по мере обсуждения. Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться) Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой) Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа) И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево) А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)
-Ребята, восемь свойств воды мы раскрыли. Но есть еще одна капелька! -Что объединяет все картинки? (вода, но в разных состояниях) -Запишем это свойство на 9 капельке (имеет 3 состояния) -Итак, какие свойства мы открыли?
- Закрепить полученные в ходе опыта свойства нам поможет самостоятельная работа. -Рассмотрите задание на белом листке. Прочитайте задание. (Соедините картинку и свойство воды) Выполняйте. Работа с листками. - Проверим. Что будем оценивать? - Проверяем первую картинку… -Оцените работу группы - Встаньте те группы, которые получили высший результат. -Ребята, на какие вопросы мы помогли ответить капельке? - Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния) Какие еще вопросы интересуют капельку? ( А ручей, океан - это я?) -Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане) - Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое? - Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей. ВОДЫ МНОГО! НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей) Подсказка: вода в морях и реках имеет разницу? -Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается. -А по какой причине? (загрязнения) - Как человек может помочь в сохранении запасов воды? - А в чём содержится вода? (в пище, питье) - Вода содержится в большинстве живых организмов. Живой организма постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Без воды нельзя жить. -Какую пользу приносит вода? - Можно сказать, что вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и днём и ночью плывут тысячи судов, которые везут различные грузы и пассажиров. Вода – самая большая и удобная дорога. |
Стакан с водой Слайд с капельками +1 запись в 1 кап. Запись на капельке 2.
Капельки заполняются на доске.
Слайд (кипящий чайник, лед, стакан с водой)
Слайд Задание с листочка появляется правильное выполнение.
|
|||||||
Рефлексивно-оценочный этап
Дом. задание |
-Урок подходит к завершению, подведем итог. Достигли мы цели сегодняшнего урока, что нового вы узнали? -Оцените свою работу в группе.
-Спасибо за работу, сегодня отлично поработали…
- Дома я предлагаю вам выполнить задание по рабочей тетради № 33 и нарисовать плакаты о защите воды |
(открываю доску)
Слайд
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.