Курс ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур". Урок "Священные сооружения" начинается со знакомства священных сооружений наших предков, таких как Стоундхендж. Далее подробное знакомство обучающихся со священными сооружениями религий разных конфессий. Отличительные особенности храма, мечети, синагоги, ступы. Основные стилистические особенности оформления внутреннего пространства священных сооружений.
Священные сооружения-ОРКСЭ 4 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Вадинск
КОНКУРС «За нравственный подвиг»
НОМИНАЦИЯ «Лучшая методическая разработка по предмету «Основы
религиозных культур и светской этики»
Курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
СВЯЩЕННЫЕ
СООРУЖЕНИЯ
Автор: учитель ОРКСЭ
ЛОСКУТОВА
Татьяна Васильевна 4 класс
Урок № 12 «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ»
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с
культовыми сооружениями мировых религий.
ЗАДАЧИ: Образовательные:
1. Формировать представление об основных священных сооружениях
мировых религий – церковь, синагога, мечеть, ступа, пагода.
2. Учить различать священные сооружения разных религий по их
характерным особенностям.
3. Формировать представления школьников о культурном наследии
мировых религиозных конфессий.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным
сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой
культуры.
2. Воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний.
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся,
умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.
2. Содействовать развитию эстетического вкуса.
3. Развивать представление о священных сооружениях религий мира.
ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Беседа. Работа с иллюстративным материалом.
Заполнение таблицы.
Работа со словарем.
Самостоятельная работа с источниками информации.
Работа с раздаточным материалом.
Представление презентации.
Подготовка творческой беседы с членами семьи.
Участие в учебном диалоге.
Работа с интерактивной доской.
Игра.
Работа с текстом.
УРОК проводится в форме заочной экскурсии.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.
ЦЕРКОВЬ
АЛТАРЬ
ИКОНА
ФРЕСКА
СИНАГОГА
МЕЧЕТЬ
МИНАРЕТ
СТУПА
ПАГОДА
СРУДСТВА НАГЛЯДНОСТИ:
Изображения священных сооружений, внутреннего и внешнего убранства.
Мультимедийные средства.
Лента времени.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник
Тетради
Мультимедийное оборудование
Словари
Презентация «Священные сооружения» Карточки с названиями священных сооружений
Карточки с таблицей
Иллюстрации со священными сооружениями
Свеча
Карточки с названиями религий
Лента времени
СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения материала прошлых уроков.
III.
IV. Объяснение нового материала.
Введение в тему урока. Постановка проблемы. Притча.
V.
1) Демонстрация презентации «Священные сооружения».
2) Беседа с классом.
3) Работа с иллюстративным материалом.
Закрепление материала
1) Заполнение индивидуальных карточек
2) Игра «Да – Нет»
Закрепление (по группам)
Рефлексия «Гора познания»
VI.
VII.
VIII. Итог урока
I.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мы начинаем очередной урок по курсу «Основы
религиозных культур и светской этики». Сегодня вы работаете в группах.
II.
Проверка усвоения материала прошлых уроков. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто
является основателями тех или иных религий, каково место человека в религиозных традициях мира.
? Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их
возникновения. (Расположение карточек на доске в ленте времени. По одному представителю от каждой
группы).
/Буддизм (2 тыс до н.э.)
Иудаизм (6 век до н.э.)
Христианство (1 век )
Ислам (6 век)/
? Что говорит о человеке православная, буддийская, иудейская и исламская культуры? Каково
место человека в религиозных традициях мира?
/Христиане верят, что человек создан по образу и подобию Бога.
В иудаизме, главное религиозное предназначение человека (иудея) – это хранение Завета с Богом.
В буддизме особый взгляд на человека. Буддисты не верят в определенного Бога и считают, что
через молитвы можно достичь умиротворения.
В исламе считается, что человек сотворен Богом. Человек должен слушаться Бога и исполнять его
волю./
? Что объединяет людей всех религиозных культур?
/Вера в Бога./
Объединяет людей всех религиозных культур обращение к Богу через молитву. Для обращения к
Богу люди собираются в разных местах. И если в разных религиях есть Священные книги, хранители
преданий, таинства, то должны ли существовать Священные сооружения?
/Да./
III.
Введение в тему урока. Постановка проблемы. Притча.
Посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, о чем мы должны узнать сегодня на уроке?
Сформулируйте пожалуйста тему урока. (Предположения детей)
Тема урока: «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ» .
Предлагаю знакомство начать с «Притчи о храме»
o Видео из Интернета «Разрушенные храмы России» ( с 01:59 до 05:00). На фоне читается
притча
«Притча о храме»
В пустынной местности одной из дальних стран,
Среди песков, и Богом, и людьми забытый,
Уже который век стоял угрюмый храм,
Палящим солнцем обожженный, ветром битый.
Среди рядов колонн, как между мрачных скал,
Гуляли только эхо, духи и иконы, Давно его покой никто не нарушал,
Лишь иногда ночь оглашали плач и стоны.
То плакали шакалы в темный час ночной,
Им совы вторили, слетая на охоту,
А утром все стихало, только душный зной
Творил без слов свою жестокую работу.
Так день бежал за днем, и ночь сменяла ночь … .
Но временами храм тот превращался в сцену,
Когда Луна во всей красе – печали дочь –
Пускала тонкий луч через окно на стену.
Стена в просторном зале вся испещрена
Фигурами чудес и знаками чудными,
Но изменяла все волшебница Луна –
Зал наполнялся вдруг картинами живыми.
Лишь только лунный луч положит светлый след
На линии фигур и древних знаков тайных,
Вновь вспыхивает красочный и яркий цвет
Пейзажей и событий сказочно реальных!
Скользит безмолвно луч по древним письменам –
Иллюзия вершин комедии и драмы,
Рождаются, цветут и гибнут города,
На миг, на трон восходят гордые тираны.
Бурлит неугомонно в сизой дымке жизнь,
Кипит, все красочней и ярче разгораясь,
То зарево войны сменяет неба синь,
То вновь смеются дети, в мирных днях купаясь.
Но ночь чудес проходит, меркнет лунный свет,
Бледнеют тени, незаметно растворяясь.
Встает рассвет, в златопурпурный плащ одет,
Восходит Солнце, все сильнее разъяряясь.
И снова смертный зной, и никого вокруг
В пустыне той, и Богом, и людьми забытой,
Не потревожит враг и не заглянет друг,
Спит храм, сном вечности как лозами увитый.
Забытый храм. Звучит трагично. Мы живем в такое время, когда люди стали заниматься
восстановлением храмов. В нашем Вадинске происходит восстановление Священных сооружений. Можете
Вы мне их назвать?
/СвятоТихвинский мужской монастырь, Богоявленская церковь/
Говоря о Священных Сооружениях, мы должны узнать:
Предназначение Священных Сооружений
Найти отличительные черты
Узнать, как называются священные сооружения в разных религиях.
Узнать особенности строения, внутреннего и внешнего убранства. IV.
Объяснение нового материала.
1) Демонстрация презентации «Священные сооружения».
Иллюстрации
священных
сооружений на
доске
Слайд 1 (клик)
«Священные
сооружения»
(клик)
Стоунхендж (стоун
по –английски
«камень»)
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Для чего нужны Священные Сооружения?
Работа с учебником. Урок №12 стр 30. Чтение статьи «Для чего нужны
Священные Сооружения».
Мы узнали, что совместные ритуальные действия верующие выполняют
в специальных сооружениях.
Я предлагаю посмотреть: как они выглядят и чем отличаются друг от
друга. Посмотрите, какие они красивые и какие они разные. Нам нужно
знать, к какой из религиозных культур они относятся, и уметь
обосновывать свои ответы.
С этой целью мы совершим заочную экскурсию к Священным
сооружениям иудаизма, христианства, ислама, буддизма.
Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы
молиться своим богам и для этих целей они сооружали определенные
строения из камня. Остатки некоторых из них дошли до наших дней.
Самое крупное из них находится в Англии и называется Стоунхендж.
Позже люди стали сооружать храмы, посвященные своим богам.
СВЯЩЕННЫЕ ЗДАНИЯ ИУДАИЗМА
В середине X в. до н.э. иудеи построили Иерусалимский храм. Он стал
центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились
священные предметы, например Ковчег со скрижалями.
Но Иерусалимский Храм был разрушен захватчиками и иудеи
воспринимали это как страшную трагедию. Его смогли восстановить
лишь через 70 лет … . Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь
часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают
разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача.
Иудеи считают, что Храм Единого Бога может быть только один и
верят, что он когданибудь будет восстановлен. А пока верующие
молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь
помещение для молитвы). Внешне синагоги могут выглядеть по
разному, но внутри их устройство всегда подчинено общим правилам.
Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы – шкаф
для хранения рукописного текста Торы, который располагается у одной
из стен зала для молитвы, менора – светильник, в котором всегда
должно быть семь фитилей и плита с Десятью заповедями, которые
когдато Бог дал Моисею.
Мужчины и женщины, присутствующие на богослужении в синагоге
должны сидеть отдельно, для этого для них устроены отдельные
помещения.
Записать в тетрадь: синагога, менора
ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ
Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в
жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены
скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
появились церкви. Они разные, но есть общие черты.
Самое святое место в Храме – алтарь. Священник молится именно там,
и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная
комната, просто человек должен понимать, что не все ему позволено.
Часто алтарь отделен от остальной части храма преградой –
иконостасом, на который ставятся иконы – изображение Христа и
святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.
Стены Храма расписаны фресками.
Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом.
Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой
формы, нам поможет небольшой эксперимент. (зажигается свеча).
Форма купола символизирует пламя горящей свечи.
Есть храмы одно двух трех четыре пяти семикупольные., д/з
К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой
находятся колокола. Их звон созывает верующих на молитву.
В христианском храме принято сохранять тишину. Мужчины, входя в
храм должны снять головной убор, а женщины – покрыть голову. Во
время богослужения его участники не поворачиваются спиной к алтарю.
Записать в тетрадь: храм, алтарь, иконостас, икона, фреска.
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИСЛАМА
Священные здания мусульман называются мечети (молитвенные
здания). Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан
полумесяцем.
Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой
верующих призывают на молитву.
В каждой мечети обязательно есть ниша (михраб), всегда обращенная в
сторону Мекки, священного города для мусульман. Эта ниша указывает,
куда мусульмане должны повернуться во время молитвы. Внутри мечети
нет изображений живых существ. Стены украшены лишь специальными
надписями и орнаментами.
В мечеть верующие должны входить без обуви, пол застлан коврами.
Женщины не молятся рядом с мужчинами. Одежда женщин должна
закрывать все их тело, кроме лица и кистей рук.
Записать в тетрадь: мечеть, минарет. Слайд 15
Слайд 16
БУДДИЙСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Как, вы уже знаете, тело Будды было сожжено на погребальном костре,
а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8 и
именно они стали предметом поклонения буддистов).
На что похожа ступа? Она похожа на половину шара, на купол,
полусферу. Именно такую форму должно было иметь погребальное
сооружение Будды. По легенде он сам объяснил своим ученикам, как
должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю
плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение
«ступа» что означает «погребальный холм». Внутри ступы нет
пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена
небольшая надстройка – «дворец богов» для хранения реликвий
буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы –
шпиль, устремленный в небо.
Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды (многоярусные
строения).
Буддийский храм внутри – это прямоугольный зал. Перед изображением
божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором
расставлены различные ритуальные предметы. С потолка свешиваются
разноцветные ленты, шары и фонари разной формы и цвета.
Заходя в буддийский храм люди должны снимать головной убор. В
храмах можно сидеть на скамейках или на полу.
Записать в тетрадь: ступа, пагода, храм.
2) Беседа с классом.
? Со священными сооружениями, каких религий мы познакомились?
христианство; ислам; иудаизм; буддизм
Я думаю, что теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед
нами.
3) Работа со словарем.
Задание по группам. Найти определение в словаре и записать его на карточке.
(от греч. – «собрание»; ивр. – «дом собрания»; идиш –
Синагога /Синаг гаоо
«школа»), после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской
религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром
религиозной жизни общины/.
I.
II.
ео
(Храм) (от греч. – архитектурное сооружение, предназначенное
Храм /Ц рковь
для совершения богослужений и религиозных обрядов (храм) в православии,
католицизме. У большинства протестантских и евангельских церквей такое
сооружение называется домом молитвы/.
III. Мечеть /Меч тьео
(араб. – «место поклонения») – мусульманское богослужебное
архитектурное сооружение – представляет собой отдельно стоящее здание с
куполомгамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор. Флигелем к мечети
пристраиваются башниминареты числом от одного до девяти (число минаретов
должно быть меньше, чем в мечети альХарам). Молитвенный зал лишен изображений,
но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая
к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена .
кафедраминбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во
время пятничной молитвы/
IV.
(санскр. – «макушка, куча земли, камней») – в буддийской
Ступа /Ст пауо
архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий,
имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит
к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей/.
4) Работа с иллюстративным материалом.
Определи сооружение. (Иллюстративный материал в четырех конвертах для каждой группы.) В
чем особенность каждого из сооружений?
V.
Закрепление материала
1) Заполнение индивидуальных карточек
А сейчас заполните карточки, которые вы получили.(Работа в группах).
Название
Священных
Сооружений
Особенно
сти строения
Иудейская
культура
Синагога
Менора
Шкаф для
хранения Торы
(Арон Кодеш)
Светильник
Менора
Христианская
культура
Церковь
Алтарь
Иконостас
Икона
Фреска
Количество
куполов от 1 до 7.
На куполе крест.
Фрески.
Иконостас.
Алтарь.
Исламская
культура
Мечеть
Минарет
Буддийская
культура
Ступа
Пагода
Шпиль.
Шатер
Внутри
ступы нет
пространства.
На куполе
полумесяц.
Стены украшены
стихами из
Корана и
орнаментами.
Имеется
ниша в сторону
Мекки.
2) Физкультминутка Игра «Да – Нет»
Правила: «Да» хлопок в ладоши, «Нет» поворот налево.
Вопросы к игре «Да – Нет».
1. У пагоды есть колокола? (нет)
2. Синагога – это здание где молятся иудеи? (да)
3. Минарет это место для молитвы? (нет)
4. Прежде, чем войти в мечеть нужно снять обувь? (да)
5. У православного храма десять куполов? (нет)
6. Священные сооружения любых религий это шедевр архитектуры? (да)
7. Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? (нет)
8. В православном храме мы увидим иконы? (да)
9. В синагоге, прихожане сидят на полу? (нет) 10. Ступа похожа на перевернутую чашу? (да)
11. У пагоды два купола? (нет).
12. Минарет это башня? (да)
VI.
Закрепление
? Назови священные сооружения религий мира.
(мечеть, церковь, пагода, ступа, синагога)
? Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих
сооружений?
(красивые, величавые, великолепные, необыкновенные, …)
? Нужны ли человеку такие архитектурные сооружения? Почему?
(ответы детей)
? Как должны к ним относится люди?
(беречь, охранять,…)
? Зачем нам нужно беречь подобные архитектурные сооружения?
(ответы детей)
Правильно ребята, охрана и бережное отношение к памятникам культуры это долг каждого
человека перед самим собой и перед потомками. Священные сооружения мировых религий разные, но
имеют общее. Это:
Особо святые места.
В них звучат слова обращения к Богу.
Символ света.
Правила поведения.
В них народ воплотил самые лучшие свои идеалы и устремления. Они очень разные по
внутреннему и внешнему виду, но служат одним целям. В странах, где мирно соседствуют разные религии,
их храмы не мешают друг другу.
VII.
Рефлексия. Продолжи предложение.
Сегодня я узнал ….
Меня очень заинтересовало ….
Я бы хотел ….
1) «Гора познания»
Каждый день в жизни человека происходит чтото новое – это встречи с людьми, знакомство с
новыми местами, новые знакомства, общение. Сегодня мы совершили заочное путешествие, но и оно
позволило нам узнать много нового.
Вспомните тему нашего урока. «Священные сооружения». И если представить, что тема урока
– это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине.
На столах у вас конверты, выньте оттуда фигурки человечков и каждый из вас поместит его на
гору Познания. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если
нет, то у подножия горы.
(дети распределяют человечков на горе Познания)
2) Итог урока Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком,
только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю культуры,
человек тем самым присоединяется к образу той религии, которую он исповедует, которой он
интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет
традиции всех народов, которые нас окружают.
Вот и закончилось наше первоначальное знакомство со Священными сооружениями религий мира.
Какое впечатление у вас осталось после этого «знакомства», что еще вы хотели бы узнать о
подобных архитектурных сооружениях. Об этом мы будем говорить на последующих уроках.
Домашнее задание записано у каждого на карточках. /Зачитать/.
Спасибо за урок!
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
"Священные сооружения" урок по ОРКСЭ в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.