Аннотация: В статье рассмотрена связь артерапии с народным художественным творчествам, внимание уделено танцевальной терапии ― инновационному методу психологической коррекции. Статья будет полезна для студентов, практических психологов и преподавателей дополнительного образования.
Ключевые слова: народное художественное творчество, народный танец, танцевальная терапия, психологическая коррекция, методика раннего развития, позитивное воспитание.
В современной психолого-педагогической практике широкое распространение получили инновационные методы психолого-педагогической коррекции: игротерапия; артерапия (включает несколько видов, в том числе: музыкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; проективный рисунок; сочинение историй; сказкотерпия; куклотерапия); группа методов поведенческих коррекций; психогимнастика; психодрама.
Танцевальная терапия применяется при работе с детьми и взрослыми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.
Использование этого метода требует от специалиста достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.
Народный танец, как составляющая народного художественного творчества является одним из главных методов арттерапевтического воздействия на людей с эмоциональными расстройствами, нарушением общения и межличностного взаимодействия. Ярмарки, народные гулянья, народные праздники никогда не обходились без танцев и веселья, в котором принимали участие все собравшиеся, и тот задор и положительный настрой, который присутствовал у участников гулянья полностью пропитывал всех окружающих и наполнял их. Человек стоящий в стороне не мог отнестись к этому равнодушно и волей-неволей вливался в «веселую толпу», где соответственно он находил и общение и положительную атмосферу, и межличностное взаимодействие.
Цель танцевальной терапии ― развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.
Главная установка формулируется следующим образом, движения отражают, черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений [4, с. 123].
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
― углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия специалист наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего;
― усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я»;
― развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении;
― помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку;
― создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс ― «магическое кольцо».
Наряду с названными решаются также задачи:
― повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;
― получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
― раскрепощения пациента.
Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, перемещение по помещению строго определенным образом.
На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.
Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует [3, с. 20–40].
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.
На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.
Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.
Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.
Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.
Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).
В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы ― 5–12 человек.
Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.
Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей).
В процессе приобщения к народному художественному творчеству в целях психолого-педагогической коррекции возможно использовать уникальную методику раннего развития и воспитания ребенка – методику Г. Домана, предложенную им родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. По мнению Г. Домана, способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту; при этом, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом, даже после травм мозга с помощью внешних раздражителей возможно стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Систему, разработанную для больных, Г. Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами; они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали; творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Г. Доман называл их детьми Возрождения. Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста [2]. Многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании родителя-педагога Сесиль Лупан.
Система Г. Домана основа на активации правого полушария в процессе обучения. Левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается. В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления. Идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга, но после шести лет возможна прежняя скоростная система запоминания, что требует применения специально разработанных методик релаксации ученика. Большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях. Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое – логическое. Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора – только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны [2].
Для проведения занятий с детьми младшего возраста на уроках изобразительного искусства и на технологии, а также в процессе внеурочной деятельности, а также в классах выравнивания (или коррекционных классах) можно применять карточки по методике Г. Домана. Они позволят активировать творческие способности детей младшего возраста. Карточки разделены на тематические серии. Принцип обучения – показывать эти карточки в течение дня, соблюдая определенную последовательность. Например, 5 карточек по 3 раза в день с длиной показа в несколько минут. По мере прохождения программа усложняется и расширяется. Заниматься необходимо ежедневно.
Интерес вызывает также методика позитивного воспитания, представленных в книге Дж, Грея «Дети ― с небес» [1].
«Дети – с небес» – широкая практическая философия воспитания, применимая к детям любого возраста, включая детей, выросших в атмосфере пренебрежения, плохого обращения и жестоких наказаний. При помощи этих новых методов удается побудить к сотрудничеству всех детей ― независимо от возраста и использовавшихся прежде воспитательных подходов [1].
В основе методики лежат пять позитивных принципов:
1) отличаться от других ― нормально;
2) совершать ошибки ― нормально;
3) проявлять негативные эмоции ― нормально;
4) хотеть большего ― нормально;
5) выражать свое несогласие ― нормально, но мама и папа ― главные.
Эти пять принципов дают детям свободу на каждом этапе взросления развивать способности, качества, необходимые для достижения успеха в жизни (умение прощать других и себя, умение делиться, умение дожидаться осуществления своих желаний, чувство собственного достоинства, терпение, упорство, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, отзывчивость, уверенность в своих силах, способность быть счастливым) [1].
Позитивное воспитание предполагает удовлетворение потребностей детей. Чтобы отпустить сопротивление и ощутить внутреннее побуждение к сотрудничеству, ребенку необходимы понимание, структура, ритм и направление. Если эти потребности не удовлетворены, в детях притупляется естественное желание сотрудничать. Если удовлетворена потребность ребенка в понимании, он меньше противится сотрудничеству [1].
В частности, в процессе удовлетворения потребности ребенка в творчестве снимается агрессия, тревожность и другие негативные черты характера ребенка.
Выводы
Народное художественное творчество, имея в своём арсенале музыкальные произведения, созданные народом тесно связано с арттерапией, то есть исцелением искусством. Народное творчество, народная культура настолько богаты и разнообразны, что насчитывают не один десяток народных песен, припевок, баллад и т.д., в которых заложено «эмоциональное зерно» русского творчества. То, что заложено в народном танце в настоящее время и стало одним из направлений арттерапии, которая направлена на психо-эмоциональное и психо-физическое оздоровление человека и группы лиц через народный танец, а в наши дни – через современный эстрадный танец, который берет свою основу из народного художественного творчества.
В процессе приобщения к народному художественному творчеству хорошим подспорьем могут стать методики раннего развития детей (Г. Домана) и позитивного воспитания (Дж. Грэя).
Литература
1. Грэй, Дж. Дети с небес / Дж. Грэй [Электронный ресурс]. ― Режим доступа URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 01.04.2019 г.).
2. Методика воспитания детей Глена Домана [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodika-vospitanija-detei-glena-domana.html (дата обращения: 01.04.2019 г.).
3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. ― М.: ТЦ «Сфера», 2015. ― 512 с.
4. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие / под ред. В.А. Сластёнина. ― 5-е изд., перераб. ― М.: АКАДЕМИЯ, 2012. ― 272 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.