Сегодня вы уже выступали в роли авторов, составляя тексты «чепушины», а теперь попробуйте себя в роли редакторов. Кто такие редакторы, вы сможете ответить, выполнив упр. 35.
Упр. 35 – развивается умение находить и исправлять ошибки в тексте, определять их причину на основе знания признаков текста (заглавия текста и связи предложений по смыслу). Упражнение выполняется письменно (но следить за временем!), можно дать выборочную запись предложений о папиных или маминых книгах, здесь встречаются важные в лексическом и орфографическом плане слова.
Лексическая работа со словом заповедник по статье из толкового словаря. Можно дать сопоставление со словом зоопарк, указав на сходство и отличие значений этих слов.
– Ответьте на вопрос: кто такие редакторы? (Это те люди, которые исправляют, улучшают тексты.)
Учитель может сообщить, что есть такая профессия – редактор, человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.
Русский язык
Текст
Урок 21 (17).
Тема: Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.
Цель:
– выявлять признаки текста, находить ошибки в содержании текста, осознавать связь заглавия с темой и главной
мыслью.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа. 4 3
Игра «Чепушина».
– Запишите слово народ по буквам в столбик. На каждую букву этого
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
1слова вспомните словарное слово и запишите его рядом. Поставьте
ударение. Букву безударного гласного подчеркните.
Н – народ
А – арбуз
Р – ребята
О – однажды
Д – дорога
Работа со словом народ в «Орфографической тетради» на с. 22.
– Составьте «чепушину» (рассказ), используя эти слова.
– Получился ли у вас текст? Докажите.
Учащиеся вспоминают признаки текста, один из которых –
предложения должны быть связаны по смыслу.
– Можно ли озаглавить вашу «чепушину»?
– Что вы знаете о заглавии? (Заглавие может сообщать то, о чём говорится
в тексте (тему текста), или передавать его главную мысль (самое важное,
что хотел донести до читателя автор.)
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
1 3 1
– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Да, сегодня мы продолжим работу с текстом. Запишите тему: «Основные
признаки текста».
– Составьте план в виде вопросов по теме, опираясь на словарную работу и
игру «чепушина».
Эти вопросы следует записать на доске или вывести на слайде
презентации.
План (примерный)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предполо
жение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
© ООО «Баласс», 2012
2правила
(определения).
1. Какие есть признаки текста?
2. Чем отличается текст от группы предложений?
3. Что можно узнать из заглавия?
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 3 1
1. Проверка домашнего упражнения 22, «Дидактический материал».
– Кто такая Варакушка?
– Как вы разделили это слово на слоги? А для переноса?
– Какое из заглавий вы выбрали? Почему? (Нужно найти ключевое слово,
здесь ключевое слово Варакуша, умная и быстрая птичка.)
– Какое из заглавий связано с темой текста, а какое передаёт главную
мысль? («Варакуша» – отражает тему, а «Мудрая птичка» и «Умница» –
передаёт главную мысль – эти качества птички автор подчёркивает и
восхищается этой птицей.)
2. Работа по учебнику.
– Сегодня вы уже выступали в роли авторов, составляя тексты
«чепушины», а теперь попробуйте себя в роли редакторов. Кто такие
редакторы, вы сможете ответить, выполнив упр. 35.
Упр. 35 – развивается умение находить и исправлять ошибки в тексте,
определять их причину на основе знания признаков текста (заглавия
текста и связи предложений по смыслу). Упражнение выполняется
письменно (но следить за временем!), можно дать выборочную запись
предложений о папиных или маминых книгах, здесь встречаются
важные в лексическом и орфографическом плане слова.
Лексическая работа со словом заповедник по статье из толкового
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
323,
«Дидактический материал» – самостоятельное
словаря. Можно дать сопоставление со словом зоопарк, указав на
сходство и отличие значений этих слов.
– Ответьте на вопрос: кто такие редакторы? (Это те люди, которые
исправляют, улучшают тексты.)
Учитель может сообщить, что есть такая профессия – редактор,
человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к
печати.
3. Дополнительное задание.
Упр.
редактирование текста.
4. Работа по учебнику. 4
Упр. 34 (словарный диктант).
– Назовите ключевые слова этого упражнения. (Россия, русский.)
– Какие из них пишутся с большой буквы? Почему?
– Прочитайте слова. Выберите по три слова или сочетания и продиктуйте
их своему соседу. Затем сосед продиктует вам другие три слова или
сочетания. Проверьте, обменявшись тетрадями. У кого нет ошибок,
поставьте в тетрадях «+».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Давайте посмотрим на вопросный план, который мы составили в начале
урока.
– На какие вопросы, поставленные к теме урока, вы можете дать ответ?
– Сопоставьте свои выводы с правилом в рамке из учебника (чтение текста
в рамке, с. 33). 4 4
– Что бы вы ещё добавили в определение? (Предложения в тексте
© ООО «Баласс», 2012
4расположены в определённом порядке, заглавие может отражать главную
мысль.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. «Сверните» текст в рамке (с учётом добавлений) до одного ключевого
слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях.
2. Упр. 36.
П. Найти в толковом словаре, что обозначают слова артист, театр.
Рассказать о своём посещении театра, любимых артистах, их игре.
Деятельность учеников:
– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
© ООО «Баласс», 2012
5