Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня вы уже выступали в роли авторов, составляя тексты «чепушины», а теперь попробуйте себя в роли редакторов. Кто такие редакторы, вы сможете ответить, выполнив упр. 35. Упр. 35 – развивается умение находить и исправлять ошибки в тексте, определять их причину на основе знания признаков текста (заглавия текста и связи предложений по смыслу). Упражнение выполняется письменно (но следить за временем!), можно дать выборочную запись предложений о папиных или маминых книгах, здесь встречаются важные в лексическом и орфографическом плане слова. Лексическая работа со словом заповедник по статье из толкового словаря. Можно дать сопоставление со словом зоопарк, указав на сходство и отличие значений этих слов. – Ответьте на вопрос: кто такие редакторы? (Это те люди, которые исправляют, улучшают тексты.) Учитель может сообщить, что есть такая профессия – редактор, человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur21.doc
Русский язык Текст Урок 21 (17). Тема: Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста. Цель:    –  выявлять  признаки текста, находить ошибки в содержании текста, осознавать связь заглавия с темой и главной мыслью. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа.     4  3 Игра «Чепушина». –  Запишите слово  народ  по буквам в столбик. На каждую букву этого Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  © ООО «Баласс», 2012 1слова   вспомните   словарное   слово   и   запишите   его   рядом.   Поставьте ударение. Букву безударного гласного подчеркните. Н – народ А – арбуз Р – ребята О – однажды Д – дорога Работа со словом народ в «Орфографической тетради» на с. 22. – Составьте «чепушину» (рассказ), используя эти слова. – Получился ли у вас текст? Докажите.  Учащиеся   вспоминают   признаки   текста,   один   из   которых   – предложения должны быть связаны по смыслу. – Можно ли озаглавить вашу «чепушину»? – Что вы знаете о заглавии? (Заглавие может сообщать то, о чём говорится в тексте (тему текста), или передавать его главную мысль (самое важное, что хотел донести до читателя автор.) особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование 1   3   1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? – Да, сегодня мы продолжим работу с текстом. Запишите тему: «Основные признаки текста». – Составьте план в виде вопросов по теме, опираясь на словарную работу и игру «чепушина».  Эти   вопросы   следует   записать   на   доске   или   вывести   на   слайде презентации. План (примерный) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё предполо­ жение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  © ООО «Баласс», 2012 2правила  (определения). 1. Какие есть признаки текста? 2. Чем отличается текст от группы предложений? 3. Что можно узнать из заглавия? (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  3  1 1. Проверка домашнего упражнения 22, «Дидактический материал». – Кто такая Варакушка? – Как вы разделили это слово на слоги? А для переноса? – Какое из заглавий вы выбрали? Почему? (Нужно найти ключевое слово, здесь ключевое слово Варакуша, умная и быстрая птичка.) –  Какое из заглавий связано с темой текста, а какое передаёт главную мысль? («Варакуша» – отражает тему, а «Мудрая птичка» и «Умница» – передаёт   главную   мысль   –   эти   качества   птички   автор   подчёркивает   и восхищается этой птицей.) 2. Работа по учебнику. –  Сегодня   вы   уже   выступали   в   роли   авторов,   составляя   тексты «чепушины»,   а   теперь   попробуйте   себя   в   роли   редакторов.   Кто   такие редакторы, вы сможете ответить, выполнив упр. 35. Упр. 35 – развивается умение находить и исправлять ошибки в тексте, определять  их причину на основе знания признаков текста (заглавия текста и связи предложений по смыслу). Упражнение выполняется письменно (но следить за временем!), можно дать выборочную запись предложений   о   папиных   или   маминых   книгах,   здесь   встречаются важные в лексическом и орфографическом плане слова. Лексическая   работа   со   словом  заповедник  по   статье   из   толкового Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять   свои   мысли   в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 323,   «Дидактический   материал»   –   самостоятельное словаря.   Можно   дать   сопоставление   со   словом  зоопарк,   указав   на сходство и отличие значений этих слов. –  Ответьте   на   вопрос:   кто   такие   редакторы?   (Это   те   люди,   которые исправляют, улучшают тексты.)  Учитель может  сообщить, что есть такая  профессия – редактор, человек,   который   проверяет   и   исправляет   текст   при   подготовке   к печати. 3. Дополнительное задание. Упр. редактирование текста. 4. Работа по учебнику.   4 Упр. 34 (словарный диктант). – Назовите ключевые слова этого упражнения. (Россия, русский.) – Какие из них пишутся с большой буквы? Почему? – Прочитайте слова. Выберите по три слова или сочетания и продиктуйте их   своему   соседу.   Затем   сосед   продиктует   вам   другие   три   слова   или сочетания.   Проверьте,   обменявшись   тетрадями.   У   кого   нет   ошибок, поставьте в тетрадях «+». – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Давайте посмотрим на вопросный план, который мы составили в начале урока. – На какие вопросы, поставленные к теме урока, вы можете дать ответ? – Сопоставьте свои выводы с правилом в рамке из учебника (чтение текста в рамке, с. 33).       4   4 –  Что   бы   вы   ещё   добавили   в   определение?   (Предложения   в   тексте © ООО «Баласс», 2012 4расположены в определённом порядке, заглавие может отражать главную мысль.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. «Сверните» текст в рамке (с учётом добавлений) до одного ключевого слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях. 2. Упр. 36. П.  Найти   в   толковом   словаре,   что   обозначают   слова  артист,  театр. Рассказать о своём посещении театра, любимых артистах, их игре. Деятельность учеников:  – Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.  – Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также