"Связная речь дошкольника"
Оценка 4.7

"Связная речь дошкольника"

Оценка 4.7
pdf
22.10.2022
"Связная речь дошкольника"
игра3.pdf

Дидактические игры на развитие связное речи у детей старшего дошкольного возраста

1. Игра "Сочини предложение".

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1.           Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2.           Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три   слова           для                составления         предложений.

2.   Игра «Добавь слово».

Цель: Закрепление использования предлогов - наречий: справа, слева, впереди, позади.

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади   Стол стоит … .

Полочка с книгами висит … .

Мишка сидит … .

3.   Игра «Предлоги».

Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.

 

4.   Игра «Кто с какими буквами дружит».

 

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ѐжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ѐжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т. д.

 

5.   Игра «Теремок». Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.

В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.

 

 

6.     Словесная игра «Придумай предложение со словами….»

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем. Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.

 

 

7.     Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д.

Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

 

 

 

 

8.     Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточкусхему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Зимние забавы».

9.     Игра «Магазин»

С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель.

10.  Игра «Где что растёт?»

Цель: Закрепление формы предложного падежа.

На доске слева – картинки  с  изображением огорода, сада, луга, поля, болота; справа – картинки с изображением  овощей, фруктов, деревьев, травы, клюквы. Воспитатель: «Растения сбежали со своих  мест и заблудились. Помоги им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?» Дети: «Овощи растут в огороде». Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра

«Что где покупают», «Что где хранится?»

 

11.  Игра «Найди звук в слове»

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

 

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

 

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например *т+). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

 

12.  Игра: «Замкни цепочку»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

 

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

 

13.  Игра: «Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и

определите, какая из них лишняя. Ряд картинок для игры:                               

1.       Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2.       Яблоко, крыжовник, смородина, малина.             

3.       Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

4.       Кукушка, сова бабочка, сорока.

5.       Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.                        

6.       Ромашка, береза, ель, тополь.

7.       Помидор, огурец, морковь, слива.

8.       Шапка, берет, шляпа, носок.

9.       Топор, пила, ручка, рубанок.

10.  Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

 

14. Игра: «Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1.  Алеша спит.

2.  Петя кормит кур.

3.  Врач лечит больного ребёнка.

4.  Мама купила Наташе красивую куклу.

5.  Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

 

15. Игра: «Один и много»

Цель: учить изменять слова по числам.

Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга ручка лампа стол окно город стул ухо брат флаг ребенок человек стекло трактор озеро имя весна друг семя арбуз

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

Слова для игры:

когти облака волны листья цветы пилы молодцы стебли

 

16.  Игра: «Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради.

 

17.  Игра: «Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1.  Дымок, идёт, трубы, из.

2.  Любит, медвежонок, мёд.                         

3.  Стоят, вазе, цветы, в.                                

4.  Орехи, в, белка, дупло, прячет.                  

 

18 Игра: «Назови три предмета» Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

- Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк». В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды»

 

20. Игра: «Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

Перечень серий слов:

1.       Старый, дряхлый, маленький, ветхий.  

2.       Храбрый, злой, смелый, отважный.

3.       Яблоко, слива, огурец, груша.

4.       Молоко, творог, сметана, хлеб.

5.       Час, минута, лето, секунда.

6.       Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7.       Платье, свитер, шапка, рубашка.

8.       Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9.       Береза, дуб, сосна, земляника.

10.  Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

 

Дидактические игры на развитие связное речи у детей старшего дошкольного возраста 1

Дидактические игры на развитие связное речи у детей старшего дошкольного возраста 1

На каждого игрока должна быть картинка животного

На каждого игрока должна быть картинка животного

Например : 1. Сережа читает книгу

Например : 1. Сережа читает книгу

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например *т+)

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например *т+)

Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц

Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц

Игровые действия. Бросание и ловля мяча

Игровые действия. Бросание и ловля мяча

Яблоко, слива, огурец, груша. 2

Яблоко, слива, огурец, груша. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2022