Оснащения развивающей среды.
1.Сюжетно-ролевые игры:
Кукла Маша собирается на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия. (Приложение №1)
«Уложим куклу спать»
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Цель: Познакомиться с предметами одежды, закрепить последовательность одевания и раздевания куклы; воспитывать доброжелательность, умение оказывать помощь окружающим, формировать словарь, прививать культуру общения.
Материал: кукла в одежде, кровать, стульчик.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ранее незнакомую детям куклу. Кукла «здоровается» с детьми, расспрашивает кого как зовут, рассказывает о себе.
Воспитатель: Кукла Маша очень ласковая, добрая и воспитанная девочка. Она очень устала, долго гуляла на улице, помогала другим ребятам и ей очень хочется отдохнуть. Дети предлагают ей отдохнуть, показывают красивую кроватку.
Воспитатель: «Отдохни, Машенька, приляг на кроватку, тебе будет удобно».
Обращаем внимание на ласковое произношение слов.
Воспитатель: Маша еще маленькая, не умеет самостоятельно раздеваться и поэтому надо помочь ей в этом.
Воспитатель обращает внимание на последовательность раздевания, аккуратного складывания вещей на стульчик, уточняет название одежды. Дети желают Маше «Спокойного сна!», а вечером «Спокойной ночи!». Воспитатель предлагает спеть Машеньке колыбельную:
Баю-баю, вею-вею
Над головкою твоею.
Баю-баю, налетаю,
Колыбель твою качаю.
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай.
Далее воспитатель обращает внимание детей, когда кто-нибудь спит, играть и разговаривать надо тихо, чтобы не разбудить спящего. Пока Маша спит, воспитатель предлагает нарисовать для неё красивый мяч. Свои рисунки дети откладывают в сторону, воспитатель говорит, что пора уже будить Машу. Будить надо ласково, нежно, чтобы не испугать, говорить при этом добрые слова. Маша просыпается, дети помогают ей одеться, соблюдая последовательность одевания, снова закрепляя названия одежды. Затем дарят ей свои рисунки. (Приложение №2)
«Катя заболела»
Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.
- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.
-Вова, а ты хочешь быть доктором?
-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)
-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: “Тук-тук-тук”?
-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.
-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?
-Катя, скажи: «А-а-а».
-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.
-Теперь Катя пусть поспит. (Приложение №3)
«Купание куклы»
Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
Задачи:
Образовательная: учим детей правильному называть предметы и их назначение, закрепляем алгоритм купания куклы
Развивающие: развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас-мыло, мочалка, шампунь, полотенце, ковшик.
Воспитательные: закрепляем умения объединятся в группы, воспитываем уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам
Интеграция областей: безопасность, коммуникация, чтение худ. литературы,
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, чтение худ. литературы.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, дидактическая игра «купание куклы Кати», потешка «водичка-водичка», стихотворение А.Барто «девочка чумазая», беседа с детьми по поводу осторожного обращения с горячей водой
Методы и приемы: оказание помощи в реализации игрового сюжета, привлечение иллюстративного материала, чтение Благининой «Аленушка»
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Ход игры
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(А. Барто. «Девочка чумазая».)
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды?
-Какая нам нужна вода? (тёплая).
-Соня, принеси, пожалуйста, тёплой воды в ковшике.
-Кто принесёт мыло?
-Мочалку?
-Полотенце? (дать поручение Саше, Владу, максиму).
-Всё готово. Эля, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики.
-Егор, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в тазик).
-А сейчас. Егор, что ты будешь делать? (помою Кате голову чистой, тёплой водой, помой руки, ноги.)
-Попросите Полю намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать.
В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:
Тёплyю водичку
Льём на нашу птичку.
(Е.Благинина. «Алёнушка».)
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Катенька поется,
Причешется, оденется.
(С Капутикян. «Хлюп-Хлюп».)
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой. Ваня и Влад убирает всё на место, вешают полотенце.
Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате Русскую народную песенку:
Баю-баю, баиньки,
В огороде-заиньки.
Кате спатеньки велят.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков. (Приложение №4)
«Угостим куклу чаем»
Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.
Задачи: Закреплять трудовые навыки в ходе поручений, во время игры (накрывать на стол скатерть, посуду к чаепитию т. д.).
Обогащать словарный запас (молочник, сахарница, масленка, конфетница и т. д.).
Формировать знания детей о чайной посуде.
Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними.
Оборудование: Кукольный чайный сервиз, скатерть, салфетки, кукла, стол, стулья, угощение для куклы.
Ход игры
В-ль: Ребята, посмотрите,кто пришел к нам в гости?
Дети: кукла
В-ль: Правильно, а куклу зовут Катя. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуй Катя!
В-ль: Молодцы, ребята давайте угостим нашу гостью чаем. Мы же с вами гостеприимные хозяева.
Дети: Да.
В-ль: Ребята, прежде чем мы угостим Катю чаем. Давайте накроем стол для чаепития.
Дети: Давайте.
В-ль: Расстилаем скатерть, ставим салфетки, расставляем чашки,, блюдца, чайник.
- Ребята, а с чем мы будем пить чай?
Дети: с сахаром, конфетами, молоком.
В-ль: Молодцы, давайте расставим угощение на стол. (Дети расставляют угощение. В-ль предлагает присесть к столу.)
В-ль: Ребята, разливайте чай. А кому первому мы нальем чай?
Дети: Кате.
В-ль: Правильно, первой наливают чай Кате, потому что она гостья и гостю всегда уделяют внимание первым.
Дети: Угощайся, Катя конфетой. Ешь Катя конфету.
В-ль: Ребята, надо взять вазочку с конфетами и сказать: угощайся, Катя, пожалуйста.
Продолжается игра, дети обыгрывают чаепитие:
-предлагают попить чай
- ложечкой размешать сахар
- раздают угощение
- вытирают рот салфеткой
Катя благодарит за угощение детей и уходит.
Дети прощаются с куклой и приглашают ее снова в гости. (Приложение №5)
«Прическа для куклы Кати».
Цель: - Учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.
- Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу.
- Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий.
- Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.
-Обогащать знания детей о людях профессии парикмахер.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.
Материалы: ножницы игрушечные, бигуди, заколки и зажимы, альбомы со стрижками, использованные флаконы от лака, шампуня, куклы, фартук, пелеринка, зеркало, кисточка, расчески, набор специальных игрушек «Детский парикмахер».
Ход: Звонок в дверь
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам пришел. Давайте сходим, посмотрим. Кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Катя).
Воспитатель: Это кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся (здороваются с куклой). Катя, что случилось?
Воспитатель: - Дети, скоро у нашей Кати - День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не знаю где делают. А вы знаете?
-Послушайте, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.
-Ребята, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, во что мы будем сегодня играть.
Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!
-Правильно, ребята, это парикмахер.
-А кто знает где работает парикмахер?
- Что делает парикмахер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку);
- Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики);
- Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку);
Воспитатель: Правильно, ребята. Это работа парикмахера. - А хотите мы сейчас с вами сегодня поиграем в парикмахерскую?
Воспитатель: А теперь давайте сделаем прическу красивую, для нашей куклы Кати. У нее скоро день рождения, она должна быть самой красивой.
Воспитатель: А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этой красивой коробочке. А что там внутри, давайте посмотрим.
Воспитатель: достает из коробки расческу, бигуди, заколки, фен, ободки. – Посмотрите, а что у меня в руке? Молодцы, это фен. - Кира, а для чего нам нужен фен? Правильно, чтобы сушить волосы. – А что мы делаем с расческой? Конечно ребята, мы ей расчесываем волосы. – А зачем нам нужны бигуди? – Вика, ты знаешь? - У мамы твоей есть бигуди? Вика: - Да, она накручивает волосы. Воспитатель: - А у девочек дома есть заколки для волос? – Какие они красивые. –Вот у Марины какая яркая заколка-цветок. – Посмотрите, сколько у нас в коробочке много разных заколочек и ободков. – Теперь мы с вами расчешем кукле Кате волосы и сделаем красивую прическу с помощью заколок и ободка. Ведь скоро у нее праздник.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь мы с вами вспомним потешку «Расти, коса, до пояса»:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: - Мы расчесали кукле Кати волосы, теперь будем делать красивую прическу. –Вот бигуди, ее надо наматывать на волосы вот так. – Хочешь попробовать одеть бигуди Илона на нашу куклу Катю? –Вот как хорошо у тебя получилось, держаться крепко. – Теперь нам надо расчесать волосы и одеть ободок. – София, помоги мне расчесать куклу Катю. – Как красиво мы ей накрутили волосы. – Вика, давай теперь закончим нашу модную прическу нашей кукле Кате и оденем ей ободок. - Вот одели ободок с цветочком, накрутили локоны. -Вот теперь наша кукла Катя может отмечать свой день рождение с модной прической и нарядном платье.
Воспитатель: - Ребята, вы можете продолжать играть, возьмите кукол и по очереди делайте прически, ведь все куклы хотят быть красивыми. (Приложение №6)
Приложения №1
Пример сюжетно-ролевой игры «Кукла Маша собирается на прогулку»
Приложение № 2
Пример сюжетно-ролевой игры «Уложим куклу спать»
Приложение №3
Пример сюжетно-ролевой игры «Катя заболела»
Приложение №4
Пример сюжетно-ролевой игры «Купание куклы»
Приложение №5
Пример сюжетно-ролевой игры «Угостим куклу чаем»
Приложение №6
Пример сюжетно-ролевой игры «Прическа для куклы Кати».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.