Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими
инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять
словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение»,
«лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты:
термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с
лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и
Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол,
приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различ
ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого,
кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор
осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его
указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в
больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько
разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных
детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к
врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, гово
рит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры
дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет
температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напо
минает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача
за оказанную помощь.