Конспект сюжетно-ролевой игры
Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. Дать детям сведения о том, какие бывают корабли, куда они плывут, что перевозят. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, любовь к путешествиям
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.
2. Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.
3. Просмотр мультфильма ( «В порту») о пароходах и работе речного транспорта.
4. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.
5. Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде»
6. Настольная игра-лото «Транспорт»
7. Рисование кораблика на воде
«Морское путешествие»
8. Игры с настольным конструктором:
— хорошо развивают воображение и фантазию;
— способствуют развитию произвольного внимания, усидчивости и силы воли. Ведь чтобы построить кораблик, придется затратить немало усилий и времени;
— формируют пространственное и образное мышление. Ребенок пытается собрать из конструктора то, что он видел (кораблик);
— развивают мелкую моторику, глазомер и общие движения.
Словарная работа: капитан, корабль, матросы, штурвал, трап, якорь, рулевой.
Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор, радионаушники, якорь, штурвал, бинокли, швабра, пальма с бананами, сундук с загадками, карточки с заданиями.
Ход игры:
- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле)
- Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль)
- Из чего мы будем стоить корабль? (Из маленького деревянного строителя или мягких модулей
- Да, мы уже строили корабль из деревянного строителя. А сегодня мы будем строить из больших мягких модулей. (Воспитатель предлагает детям начать конструировать)
Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров.
Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются, кто кем будет)
Дети: Капитану- бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники.
- А что ещё нужно? (Припасы продуктов и воды)
- А зачем вода? В море воды и так очень много. (В море вода солёная, пить её нельзя)
- Что делает капитан? (Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Матросы следят за порядком и слушаются приказов капитана. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды)
Звучит музыка «Шум моря»
Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию»
Врач осматривает всю команду, ставит допуск к плаванию.
Команда после допуска к плаванию по очереди заходит на судно.
Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места! »
Звучит гудок корабля, пассажиры занимают свои места
Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! »
Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля! »
Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль.
Капитан просит кока приготовить обед для команды.
Радист сообщает, что прямо по курсу Загадочный остров.
Капитан даёт команду причалить к острову.
Звучит музыка: пение загадочных птиц, попугаев.
Команда с пассажирами высаживается на берег. От берега в глубь острова ведут следы. Капитан решает вести всех по загадочным следам. На пути команде и пассажирам попадается сундук с загадками про сказочных героев.
Загадки.
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (козлята)
2. Покупала самовар,
А спасал ее комар. (муха цокотуха)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
6. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Отгадав загадки, путешественники следуют далее по следам. Внезапно появляется попугай
Попугай : Кто такие и откуда? (Мы – команда и пассажиры корабля из Казахстана)
Попугай: А из какого города вы будете? А? (Мы из города - Степногорск)
Попугай: А рассажите мне о своем городе.(Дети рассказывают ему о своем городе)
Попугай: Что ж, хороший у вас город, я как – нибудь обязательно посещу ваш город.
Команда и пассажиры передвигаются по острову далее. На пути горы - столы, а на них карточки с заданиями, которые просто необходимо выполнить.
На карточках в 2 ряда изображены предметы: кубики и цветочки. Задание: раскрасить второй по счету кубик зеленым цветом, четвертый по счету цветок – красным.
Выполнив задание, команда и пассажиры по следам возвращаются на корабль и отплывают.
Радист сообщает, что прямо по курсу банановый остров.
Капитан даёт команду причалить к острову, спустить якоря, спустить трап и пополнить запасы провизии бананами.
Команда выходит на банановый остров
Капитан сообщает о том, что нужно подкрепиться и угощает бананами, которые добыл в пальмы попугай.
Через некоторое время команда возвращается на борт судна.
Капитан даёт команду по отчаливанию.
Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.