Сжатое изложение по рассказу И. Арамилева «Димка»
Цель урока. Показать обучающимся основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Способы сжатия текста.
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетания исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:
- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
Учитель говорит о любви писателя И.Арамилева к животным и приводит его слова: «Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечательных и полезных приобретений, сделанных когда-либо человеком?»
- Послушайте его рассказ и решите: кого же приобрел человек, приручив собаку?
После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разделся, повесил ружье на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь, как пес открывал глаза.
По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волка. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пес был очень привязан.
Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не успею.
Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.
Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню верст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил собаку на цепь и молча смотрел, как гибнет четвероногий друг.
Через две недели Димка умер.
Я часто вспоминаю своего верного друга.
2. Анализ текста.
- От чего умер Димка?
- Из чего видно, что волк был бешеным? Перечитайте описание волка.
- За кого же Димка отдал жизнь?
- Почему пес был так привязан к хозяину?
- Почему хозяин не мог вылечить Димку?
- Как иначе можно озаглавить рассказ?
- Какое место рассказа вас особенно взволновало? (Выслушав различные ответы, учитель разъясняет, что хозяин не успел бы довести собаку к врачу: она бы взбесилась во время длительного пути через тайгу).
- Вас взволновал рассказ. Писатель этого и хотел: он рассказал и Димке, чтобы заставить нас задуматься. Как вы, подумав, теперь ответите на мой вопрос: «Кого приобрел человек, приручив собаку?»
- Сформулируйте главную мысль рассказа.
Формулируется главная мысль рассказа: собака - верный друг человека.
- Вот о верности нам и нужно написать изложение. Подробно записать рассказ мы не сумеем: он велик. Запишем его сжато. Что главное нужно передать?
Учащиеся перечисляют, что важно сохранить в изложении? Охотник был беззащитен в минуту опасности: Димка бросился защищать хозяина; опасность была очень велика. (Почему? Волк был бешеным.)
3. Составление плана изложения:
|
План |
Количество предложений |
1 |
Отдых у костра. |
4 |
2 |
Бешеный волк. |
2 |
3 |
Защитник. |
2 |
4 |
Волк убит. |
2 |
5 |
Смерть Димки. |
1 |
6 |
Чему учит нас рассказ И.Арамилева? |
1 |
4. Подготовка к сжатому изложению.
Учитель читает рассказ по частям; затем обсуждают, что можно опустить при изложении.
- Первый абзац - он необходим, чтобы показать, что охотник не ждет беды.
- Второй абзац - можно сократить описание собаки; нужно оставить самое важное. Димка был привязан к хозяину.
- Третий абзац - о волке можно сказать двумя предложениями: что появился, что был бешеный.
- Четвертый абзац - его нужно передать подробно; но о смерти волка можно сказать в одном предложении.
- Пятый абзац - это очень печальная часть, но передать ее надо одним предложением: «Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка».
Учитель открывает план на доске. Рядом с вопросами плана указано число предложений для передачи содержания каждого пункта плана. Проводится пересказ по частям, в процессе которого редактируется ответ на каждый вопрос плана.
В результате такой подготовки изложение получится небольшое по объему:
«Охотник отдыхал у костра. Он повесил ружье на дерево. Пес Димка спал у его ног. Димка был очень привязан к хозяину.
Вдруг на поляне возник волк. Волк был бешеный.
Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба.
Наконец охотник сумел выстрелить. Волк был убит.
Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка.
Автор показал, что собака - верный друг человека».
IV. Письмо изложения по плану и опорным словам.
Сжатое изложение «Кто чем поёт?»
В лесу гремит музыка. Все звери, птицы и насекомые любят петь. Только не у каждого голос есть. А как поют безголосые?
Лягушки надуют пузыри за ушами. Вытащат головы из воды. Воздух выдыхают. Урчат, квакают. Аисты поднимают клювы. Трещат одной половинкой о другую. Дятлы стучат носами по дереву. Точь-в-точь барабанная дробь. Жуки крутят головой, скрипят шеями. Шмель жужжит жёсткими крылышками. А бекас поёт хвостом, пёрышки ветром перебирает. Будто барашек блеет.
Всем петь хочется. (72 слова)
По В. Бианки
В о п р о с ы и з а д а н и я к т е к с т у
1. Откуда в лесу музыка?
2. Какую музыку вы слышали в лесу?
3. У всех животных есть голос?
4. Что вы узнали об их пении?
5. Как их называет автор?
6. Как вы думаете, почему им хочется петь?
7. Что удивило вас в рассказе В. Бианки?
В о п р о с ы п л а н а и с л о в а д л я п о с т р о е н и я о т в е т о в
1. Что гремит в лесу? Музыка.
2. Как поют лягушки? Надуют пузыри и выпускают воздух.
3. Чем трещат аисты? Клювами.
4. Как стучит дятел? Носом по дереву.
5. Чем скрипят жуки? Шеями.
6. Чем жужжит шмель? Крылышками.
7. Как поёт бекас? Хвостом.
С л о в а р н а я р а б о т а
1. Как вы понимаете значение слова «безголосые»?
2. Какие слова-действия передают звуки песни лягушки?
3. Как получается песня аиста?
4. Как вы понимаете значение выражения «точь-в-точь»?
5. Как вы понимаете словосочетание «барабанная дробь»?
6. Попробуйте изобразить такие звуки с помощью карандаша.
7. Какие крылышки у шмеля? Какой звук получается при их трении?
8. Кто такой бекас? (Учитель показывает рисунок или слайд.)
9. На что похожа его песня?
О р ф о г р а ф и ч е с к а я п о д г о т о в к а
1. Объясните правописание слов «урчат», «вытащат», «трещат», «стучат», «шмель», «жужжит», «петь».
2. Подберите к данным словам проверочные: «хвостом», «носами», «дробь», «скрипят», «в лесу».
3. Запомните написание слов «лягушки», «аисты», «жужжит», «бекас».
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а
1. Передайте краткое содержание рассказа.
2. Для этого составьте ответы на вопросы, используя опорные слова.
3. Запишите получившиеся предложения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.