"Сжатое изложение или как работать с таким видом работы?"
Оценка 4.8

"Сжатое изложение или как работать с таким видом работы?"

Оценка 4.8
pdf
22.04.2022
"Сжатое изложение или как работать с таким видом работы?"
rabochayaprogrammasjatoeizlojenie.pdf



 

1.Пояснительная записка

Курс рассчитан на учащихся 8 класса

Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся подготовиться к государственному экзамену при написании изложения.

Концепция программы

Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

    Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия на формирование личности ребенка в процессе его обучения. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Обоснованность программы.

Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм русского литературного языка.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

-уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

-уметь воспринимать авторский замысел; -уметь вычленять главное в информации;

-уметь сокращать текст разными способами;

-уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Цель данного курса – подготовить обучающихся к  успешной сдаче  основного государственного экзамена через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.  Данная  цель реализуется при  решении следующих задач:

       учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

       учить обрабатывать информацию звучащего текста;

       познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

       учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

       учить анализировать содержание читаемого текста;

       развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

       учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

       учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.

       отрабатывать навыки самопроверки и самооценки; Основные принципы, на которых строится курс - научность, системность, доступность. Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности. Логические операции анализа и синтеза в практике преподавания проявляются в наблюдении над речевым материалом, в формировании умения производить разные виды анализа, обобщать выводы, аргументировать их.

2.Планируемые результаты:

       Предметные: приобретают навык написания сжатого изложения.

       Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.          Познавательные: составляют план текста, передают содержание текста в сжатом виде.

       Комммуникативные: количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют устную и письменную речь.

Формы проверки – проверочные работы (изложения, упражнения).

Методы обучения, предусмотренные учебным курсом:

-   проблемно-диалогический (при знакомстве с материалами по темам);

-деятельностный (самостоятельная работа с информацией, чередование видов деятельности);

Подходы к обучению:

-   личностно-ориентированный (учет интересов, склонностей обучающихся)

-   дифференцированный (учет возможностей обучающихся) отрабатываются приемы сжатия текста.

Основные формы работы с обучающимися:

1.   Фронтальная работа.

2.   Групповая работа.

3.   Индивидуальная работа.

Виды контроля, предусмотренные программой:

1.   Входное анкетирование  и итоговое написание изложения из банка ФИПИ.

2.   Оценка изложений согласно критериям оценивания.

Инструментарий для оценки результатов

1.   Словесная оценка.

2.   Комплексная оценка.

5. Рекомендации учителя. Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

       Знать трудные случаи правописания

       Понимать их роль в общекультурном развитии человека

       Объяснять языковое явление

       Работать над расширением словарного запаса

       Четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание.

   В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения: 

1.     Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию)

2.     Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.     Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.     Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).   

5.     Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.     Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

7.     Умение последовательно излагать собственные мысли.

8.     Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами литературного языка.

 

3.   Содержание программы учебного курса

 

 

1.Вводное занятие. (1 ч)                                                                                                   

Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения

письменного экзамена в 9 классе. Анкетирование.                                                      

2.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения.  (1 ч)                             

3.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор

текста.    (1ч)                                                                                                                      

4-5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное

членение.  (2ч.)                                                                                                                 

 6.  Особенности сжатого изложения.(1ч) 

 7-8. Приемы компрессии текста.   (2ч)

 9.Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии (1ч)

10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)    11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

  12-13.  Обучающее изложение (2ч)

14.  Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

15.  Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(1ч)  16-17. Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.  

(2ч)   

 18. Проверка и оценка   изложения. (1ч)

 Итого – 18 часа

 

 

Календарно-тематическое  планирование  курса

 

Да

та

Тема

Вид               

деятельности

 

Кол-во час

1

 

1.Вводное занятие.         Анкетирование.             

  теоретический

 практикум ,

словарная работа конспектирование

1

 

 

 

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению  тестовых заданий.          

знакомство  с образцами КИМов тестирование взаиморецензирование.

Анкетирование

 

 

2

 

Понятие об изложении. Виды изложений.                     

Алгоритм написания изложения

 составление алгоритма написания изложения

1

 

3

 

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.  Анализ  текста. 

анализ                        

текста

1

 

4-5

 

Составление плана

составление плана

2

 

 

 

 

текста. Выделение микротем в тексте.

Абзацное членение текста

текста,

абзацное членение текста

 

6

 

Особенности сжатого изложением.                   

конспектирование словарная работа

 

1

7-8

 

Приемы компрессии

текста.      Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

 практикум

2

9

 

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

 практикум, групповая работа

1

10

 

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

самостоятельная работа.

1

11

 

Работа над ошибками.

Редактирование текста.

Сравнение с образцом

работа над ошибками.

редактирование текста.

1

12-13

 

Обучающее изложение 

обучающее изложение

2

14

 

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

работа с памяткой для анализа изложения

1

15

 

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

классификация речевых ошибок

1

 

 

 

 

 

16

 

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.          

написание сжатого изложения

1

                                  Материал к занятию №15

         «Классификация речевых и грамматических ошибок»  

 

 

Рекомендации по квалификации ошибок

 

 

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какойлибо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородст во – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс; – без комментарий, едь вместо поезжай, более легче

неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

                   заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

                   Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)            в исключениях из правил;

2)            в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3)     в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4)            в написании и и ы после приставок;

5)            в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался!

Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); 6)     в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7)     в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется

 

 Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместоработает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных  обычно относят:

-                     пропуски букв: ... весь роман  стоится (следует: строится) на этом конфликте;

-                     перестановки букв, напр.: ...новые  наименования

пордуктов (следует: продуктов);

-                     замены одних буквенных знаков другими,  напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует:легендарное Ледовое побоище);

-                     Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях<...> (следует: даже);

Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.

 

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества. 10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. 16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

 

 

 

 

 

Речевые ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. 7

Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 13

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

 

 

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1)      ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);

2)                неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря,  научит  делать календарные расчеты быстро и точно ( следует: ...даст.., научит... или  ...дает..., учит...);

3)                ошибки в употреблении  действительных и страдательных причастий: Ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4)                ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)                неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

6)                Эти ошибки  связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и  возникают под влиянием просторечия и диалектов. Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в работах экзаменуемых:

1)       Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно...: это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность(вместо.: ...нужны смелость, знания, честность); 2)     ошибки, связанные с употреблением  частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы».

3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста; 4)       Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста  понимает  не только как просвещенность,

интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это  нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам-

пы,  немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  неудачное использование экспрессивных средств,  канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 1)       неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю   в «Философский  словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на  кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куданибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;

2)                ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах. Вместо словаизвестно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним —  место {Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены.

3)                ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).

4)                разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно,  талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Как и в предыдущие годы, есть работы, в которых были допущены  грубые логические ошибки .Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу  ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:

1)      сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных

(различных по объему и по содержанию) понятий в предложении; 2)      в результате  нарушения логического закона тождества,  подмена одного суждения другим.

Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.

В отдельную группу логических ошибок  следует выделить композиционнотекстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Композиционнотекстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения  и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения;  сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы содержались  ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть  иногда была выстроена непоследовательно и хаотично,  перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли,  или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.

Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто  было совсем не мотивировано исходным текстом.

 

Когда ошибка не должна влиять на оценку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

-                     В переносе слов.

-                     Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

           Прописная / строчная буквы -         В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

-                     При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

-                     В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частямидон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). Слитное / дефисное / раздельное написание

-                     Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарьминимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляйгород пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).

-                     На правила, которые не включены в школьную программу

(например,    правило   слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

 

 

ПУНКТУАЦИЯ

-                     Тире в неполном предложении.

-                     Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

-                     Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

-                     Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

-                     В передаче авторской пунктуации.

В работе выпускника могут встречаться ошибки в фоновом материале: – неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). 

Ошибки фактические (фоновые)

-                     приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания)

 

Список литературы, используемый для составления программы:

1.     Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2.     Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:

методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3.     Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.

Егорова. – М.: ВАКО, 2015.

4.     Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

5.     Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько– М.: АСТ: Астрель, 2017.

6.     Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

7.     Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2016.

8.     Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2010.

 

 

9.     .

"Сжатое изложение или как работать с таким видом работы?"

"Сжатое изложение или как работать с таким видом работы?"

Пояснительная записка Курс рассчитан на учащихся 8 класса

Пояснительная записка Курс рассчитан на учащихся 8 класса

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: -уметь точно определять круг предметов…

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: -уметь точно определять круг предметов…

Планируемые результаты: •

Планируемые результаты: •

Рекомендации учителя. Планируемые результаты

Рекомендации учителя. Планируемые результаты

Содержание программы учебного курса 1

Содержание программы учебного курса 1

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии практикум, групповая работа 1 10

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии практикум, групповая работа 1 10

Рекомендации по квалификации ошибок

Рекомендации по квалификации ошибок

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы

К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений

К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений

Ошибочное образование формы числительного

Ошибочное образование формы числительного

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В тексте всего раскрываются две проблемы » , ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «

В тексте всего раскрываются две проблемы » , ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «

Этому, безусловно, талантливому писателю

Этому, безусловно, талантливому писателю

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

Гете – французский писатель», «Даниил

Гете – французский писатель», «Даниил

Русский язык. Справочные материалы», под редакцией

Русский язык. Справочные материалы», под редакцией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022