Т. 1.2.3. Организация и проведение такелажных работ на судне
Оценка 4.7

Т. 1.2.3. Организация и проведение такелажных работ на судне

Оценка 4.7
Документация +7
doc
Междисциплинарный 6
5 кл—11 кл +1
30.12.2022
Т. 1.2.3.  Организация и проведение такелажных работ на судне
Организация и проведение такелажных работ на судне
план Т.1.2.3.doc

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 «____» ______________ 20____г.

 

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Выполнение судовых  работ»

 

Тема 1.2. Организация судовых работ.

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

 

     ДАТА ПЕЧАТИ

 

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 1.2.)

 

Тема:

Организация судовых работ.

1.2.3. Такелажные работы.

 

 

Учебные вопросы:

1. Виды тросов, структура, свойства, гл. характеристики.

2. Стальные тросы: виды, свойства, применение. Комбинированные тросы  «Геркулес» их свойства.

3. Правила технической эксплуатации тросов: растительных, стальных, синтетических. Распускание бухт и барабанов стального троса.

4. Правила техники безопасности при работе с тросами.

5. Такелажные цепи: виды, свойства, применение. Рабочее и разрывное усилие.  Уход за такелажными цепями.

6. Такелажное снаряжение и инструменты: гаки и скобы: виды, применение, маркировка. Специальные скобы-зажимы для огонов стального троса.

7. Такелажное снаряжение и инструменты: талрепы, обухи, рымы,  коуши, утки блоки. Виды, применение.

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ)

 

Время:

14

часов

 

Место проведения занятия:

Аудитория №

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории №

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности Центра ПП.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

Назовите повседневные судовые расписания?

3.

 Перечислите основные обязанности матроса.

 4

Как осуществляется уход за заведованием?

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(605

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

1. Виды тросов, структура, свойства, гл. характеристики.

2. Стальные тросы: виды, св-ва, примене-ние. Комбинированные тросы  «Геркулес» их свойства.

3. Правила технической эксплуатации тросов: растительных, сталь-ных, синтетических. Распускание бухт и барабанов стального троса.

4 Правила техники безопасности при работе с тросами.

5. Такелажные цепи: виды, свойства, применение. Рабочее и разрывное усилие.  Уход за такелажными цепями.

6. Такелажное снаряжение и инструменты: гаки и скобы: виды, примене-ние, маркировка. Специальные скобы-зажимы для огонов стального троса.

7. Такелажное снаряжение и инструменты: талрепы, обухи, рымы,  коуши, утки блоки. Виды, применение.

 

85

мин.

 

 

 

85

мин

 

 

85

мин

 

85

мин

 

85

мин

 

 

 

 

 

85

мин

 

 

85

мин

 

Довожу до слушателей тему лекции, изучаемые на ней вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции, по ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 

 

 

Конспект лекции.

 

Тема: 1.2.3. Такелажные работы.

 

Вопрос 1. Виды тросов, структура, свойства, гл. характеристики.

Вопрос 2. Стальные тросы: виды, свойства, применение. Комбинированные тросы  «Геркулес» их свойства.

Вопрос 3. Правила технической эксплуатации тросов: растительных, стальных, синтетических. Распускание бухт и барабанов стального троса.

Вопрос 4. Правила техники безопасности при работе с тросами.

Вопрос 5. Такелажные цепи: виды, свойства, применение. Рабочее и разрывное усилие.  Уход за такелажными цепями.

Вопрос 6. Такелажное снаряжение и инструменты: гаки и скобы: виды, применение, маркировка. Специальные скобы-зажимы для огонов стального троса.

Вопрос 7. Такелажное снаряжение и инструменты: талрепы, обухи, рымы,  коуши, утки блоки. Виды, применение.

 

 

Вопрос 1.

Общие сведения о тросах.

Тросами или канатами (по ГОСТ трос и канат – одно и то же) называют гибкие изделия, изготовленные путем свивки или плетения исходного материала. Тросы применяют в качестве стоячего и бегучего такелажа, используют для швартовок судов и буксировок, в грузоподъемных, грузозахватных, траловых, судоподъемных, леерных, тентовых и спасательных устройствах.

Тросы применяются в приборах и механизмах и используются при водолазных, ремонтных, такелажных и других работах.

Тросы подразделяются на металлические, растительные и синтетические. Металлические тросы изготавливают из стальных проволок. Растительные тросы изготавливают из волокон различных растений (пеньковые – из волокон конопли, манильские – из волокон дикорастущих бананов, сизальские – из волокон агавы, кокосовые – из волокон кокосовых орехов, хлопчатобумажные – из хлопка). Синтетические тросы изготавливают из волокон синтетических материалов – капрона, полипропилена, нейлона, куралона, кевлара и др. По способу изготовления тросы подразделяют на крученые или витые, невитые, плетеные и плоские.

Наиболее важными характеристиками тросов являются толщина, масса, разрывная и рабочая прочность, гибкость, эластичность, упругость.

Каждая из характеристик позволяет оценить эксплуатационные достоинства и недостатки тросов:

− толщина тросов влияет на подбор блоков, скоб, скоб-зажимов, коушей, талрепов и других деталей;

− большая масса единицы длины затрудняет обращение с тросами и утомляет работающих с ними матросов;

− чем больше гибкость троса, тем легче его накладывать на кнехт или крепить на утке, выполнять соединения частей троса;

− эластичность имеет большое значение для буксирных, швартовных концов и других тросовых изделий, испытывающих резкие рывки.

Тросы выпускают в соответствии с ГОСТ, а их основные характеристики указывают в сертификате – документе, удостоверяющем соответствие троса стандарту и гарантирующем его качество. При отсутствии сертификата или его дубликата трос запрещено принимать на судно.

Толщину растительных и синтетических тросов измеряют по длине окружности поперечного сечения, стальных – по диаметру. В международных нормах принята текстильная система измерения в тексах или ктексах, кг/км.

Для использования в судовых устройствах подбирают канаты не менее чем с шестикратным запасом прочности.

Растительные тросы

Растительные тросы применяют для изготовления швартовов, буксиров, стропов, леерного ограждения, снастей бегучего такелажа, простых талей, матов, швабр, найтов для крепления грузов. Их изготавливают из волокон, которые получают путем специальной обработки стеблей или листьев растений.

По способу изготовления различают тросы тросовой работы прямого и обратного спуска и тросы кабельной работы.

При изготовлении растительных тросов из пеньки свивают слева направо каболки (нити), из каболок свивают справа налево пряди, пряди свивают слева направо и получают трос тросовой работы прямого спуска.

При изготовлении троса тросовой работы обратного спуска волокна, каболки и пряди свивают в обратном направлении. Тросы обратного спуска изготавливают только по особому заказу

По количеству прядей тросы тросовой работы могут быть трех-, четырех- и пятипрядные. Четырех и пятипрядные тросы имеют гибкий сердечник, который заполняет пустоты между прядями, препятствует скоплению влаги между ними и способствует сохранению ими круглой формы при различных изгибах и больших натяжениях. Эти тросы более гибкие по сравнению с трехпрядными одинаковой толщины, но менее прочные.

Путем свивки нескольких тросов тросовой работы (стрендей) получают трос кабельной работы. Такие тросы обладают большой гибкостью, быстро высыхают, однако они слабее тросов тросовой работы той же окружности примерно на 30 %.

На судах также применяют плетеные тросы-шнуры с длиной окружности от 8,8 до 37,7 мм. Их изготавливают из льняных ниток или из синтетических материалов. Такие тросы обычно применяют в качестве лаглиней, лотлиней, флагфалов.

Пеньковые тросы бывают бельные и смольные. Бельные тросы свивают из пеньки серого цвета с длиной волокон не менее 60 мм. Тросы кабельной работы выпускают только смоленые, их изготавливают из каболок, просмоленных в горячей древесной смоле. При смолении вес тросов увеличивается в среднем на 18 %, смоленые тросы не подвержены гниению, их цвет темно-коричневый.

По техническим показателям пеньковые тросы тросовой работы делят на четыре группы: нормальные, повышенные, специальные и особого назначения. Тросы кабельной работы делят на две группы: нормальной и повышенной прочности. Пеньковые бельные тросы быстро впитывают влагу, обладают плохой плавучестью. В сырую и холодную погоду пеньковые тросы становятся тяжелыми и жесткими.

Манильские тросы изготавливают из волокон длиной не менее 1,8 м. По прочности манильские тросы делят на две группы: нормальной прочности и повышенной прочности, по конструкции их подразделяют на трех- и четырехпрядные. По окружности манильские тросы бывают от 30 до 350 мм. Из растительных тросов манильские самые прочные и долговечные, обладают хорошей гибкостью и эластичностью. Без потери прочности удлиняются на 20–25 %, мало намокают, долго сохраняют плавучесть, быстро высыхают. Цвет манильского троса от светло-желтого или светло-коричневого до золотисто-коричневого.

Сизальские тросы изготавливают из волокон длиной также не ме-нее 1,8 м. Цвет сизальского троса светло-желтый, всегда светлее манильского. Окружность сизальских тросов от 20 до 350 мм. По конструкции си-зальские тросы также бывают трехпрядные и четырехпрядные. По прочно-сти сизальские тросы делятся на четыре группы: нормальной прочности – без цветных каболок, повышенной прочности – одна цветная прядь в ка-болке, специальные – две цветные пряди, особого назначения – три цвет-ные пряди. Они уступают манильским по прочности, упругости, более жесткие. Сильно впитывают влагу, при намокании становятся хрупкими. Однако по этим же свойствам они лучше пеньковых.

Кокосовые тросы имеют светло-коричневый цвет. Кокосовые тросы обычно имеют очень большой размер окружности. Эти тросы значительно легче манильских, не тонут в воде, перед разрывом удлиняются на 30–35 %, слабее пеньковых примерно в четыре раза. Их применяют как швар-товные пружины.

Хлопчатобумажные тросы сильно впитывают влагу, быстро изна-шиваются, приблизительно в пять раз слабее пеньковых бельных, сильно вытягиваются. Хлопчатобумажные тросы имеют белый цвет. В основном используются для хозяйственных нужд.

Растительные тросы в зависимости от способа изготовления и длины окружности (размера) имеют наименования: лини – тросы тросовой работы окружностью до 25 мм и тросы кабельной работы до 35 мм; тросы тросовой работы окружностью от 26 мм и тросы кабельной работы от 36 до 100 мм – особых названий не имеют; перлини – тросы кабельной работы окружностью от 101 до 150 мм; кабельтовы – тросы кабельной работы толщиной от 151 до 350 мм; канаты – тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.

Лини свивают из двух и более каболок. Способы свивки и названия линей зависят от их назначения или количества нитей в них. Например, лаглинь имеет 9 нитей, 3 пряди, размер 18 мм; лотлинь – 18 нитей, 3 пряди, размер 25 мм; шкимушгар – 3–5 нитей, размер 12–16 мм, изготавливают из пеньки низкого качества.

 

 Вопрос 2.

 Стальные тросы и такелажные цепи.

Стальные тросы изготавливают из светлой и оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,2 до 4,0 мм с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву от 1200 до 2000–2200 Н/мм2. Оцинкованная проволока выпускается марки «В» – высшая, «I» – первая, «II» – вторая. Светлая – марок «В» и «I». По способу изготовления стальные тросы бывают крученые (витые), невитые, плетеные и плоские.

Проволоки в слоях прядей стального троса могут иметь линейное касание – ЛК, точечное – ТК и комбинированное – ТЛК или ЛТК. Направление свивки бывает правое – Z и левое – S. Если верхний слой проволок в пряди свит в том же направлении, что и прядь в тросе, то такой трос имеет одностороннюю свивку и обозначается ZZ или SS. При крестовой свивке верхний слой проволок в пряди свит в противоположную сторону свивки пряди в тросе и обозначается ZS или SZ.

Первая буква указывает направление свивки верхнего слоя проволок в пряди. Трос комбинированной свивки имеет пряди правой и левой свивки

Стальные тросы подразделяются на типы: ЛК-О – линейного касания, проволоки в верхнем слое пряди одинакового диаметра; ТЛК-РО – точечно-линейного касания, у которых проволоки в слоях пряди разного диаметра; ЛК-З – линейного касания, между слоями проволок в пряди имеются заполнители (проволоки малого диаметра).

Маркировка стального каната конструкции 6×19(1+6+12)+1ОС расшифровывается как шестипрядный (6), девятнадцать проволок в пряди (19), в пряди один проволочный сердечник (1), у которого в первом слое 6 проволок (6) и 12 проволок во втором слое (12), органический сердечник (1ОС).

Стальные тросы Все стальные тросы имеют свои условные обозначения. Например, условное обозначение 12.0-ГЛ-В-Л-О-Н-1800 ГОСТ 2688 говорит о том, что трос имеет диаметр 12,0 мм, грузолюдского назначения (ГЛ), из светлой проволоки марки «В», левой (Л) односторонней свивки (О), нераскручивающийся (Н), с маркировочной группой по временному со-противлению разрыву 1800 Н/мм2.

Почти у всех стальных тросов есть сердечники, имеющие многофункциональное назначение. По материалу сердечники бывают стальные, органические, асбестовые, синтетические. Конструктивно – это проволока, слабо свитая в прядь, трос тросовой работы или шнур. Сердечник предохраняет трос от ржавления и накапливания влаги внутри троса. Сердечники сохраняют форму троса на изгибах при большом натяжении и улучшают гибкость троса.

Проволоки заполнения – это проволоки малого диаметра, которые заполняют пустоты между слоями проволок с одинаковым диаметром и тем самым улучшают механические свойства троса.

Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 500–900 Н/мм2, называются бензельными.

Плоские стальные тросы выпускают с органическим и стальным (проволочным) сердечником. Например, трос плоский конструкции 8×4×9(0+9)+32 ОС с условным обозначением 139.0-Г-В-Р-1400 ГОСТ 3092 – 69 или канат плоской конструкции 8×4×7(1+6) – плоский стальной со стальным сердечником в прядях.

Плоские стальные тросы с органическим сердечником имеют ширину от 124 до 233 мм и толщину от 20 до 38 мм, а плоские тросы со стальным сердечником – ширину от 72 до 119 мм и толщину 11,5–19,5 мм.

 

Вопрос 3,4

 Эксплуатация стальных тросов и техника безопасности при работе с ними.

Принимая стальной трос на судно, его нужно тщательно осмотреть. Результаты наружного осмотра и конструктивные данные сверяют с биркой или с сертификатом. При осмотре обращают внимание на дату изготовления, состояние оцинковки, смазки троса. Проверяют, нет ли вмятин, обрывов проволок и других повреждений. Пряди должны иметь равномерную по всей длине свивку и плотно прилегать друг к другу. Толщину троса проверяют штангельциркулем.

На судне тросы хранят на вьюшках, барабанах лебедок, в тросовых кладовых или в бухтах.

Тросовые кладовые должны быть сухими и вентилируемыми. Перед укладкой на хранение грязный трос надо промыть, просушить и смазать. Вьюшки, барабаны и т. п. на открытой палубе должны быть зачехлены, а в хорошую погоду должны быть открыты для проветривания троса.

Для увеличения срока службы стальные тросы стоячего такелажа тируют, а бегучего – смазывают не реже одного раза в три месяца.

 Примерный состав тира: солидол – 70 %, кузбаслак – 28 %, сода техническая, минеральное масло, графитовый порошок – 2 %. Хорошими смазками для стальных тросов являются канатная мазь ИК, технический вазелин УН, солидол синтетический УС, солидол жировой и т. п. Тируют или смазывают трос сначала поперек, а затем в длину, но так, чтобы избежать образования потеков и сосулек, так как при высыхании они отрываются и на месте отрыва трос интенсивно ржавеет. Тир наносят в горячем виде.

Если по условиям работы трос должен находиться в морской воде, то его необходимо смазать прокипяченой горячей смесью из равных частей древесной золы и извести. После работы промыть пресной водой, просушить и протировать или смазать. Проржавевший трос надо заменить.

Для предохранения троса от сплющивания, нарушения структуры и формы его нельзя подвергать резким изгибам. На тросе не должно быть оборванных и заломленных проволок. Лопнувшие проволоки коротко обрезают, а трос в этих местах оклетневывают. На концы троса накладывают проволочные марки.

Диаметр шкивов, измеренный по дну канавки, для нагруженных стальных подвижных тросов должен быть не менее 14 диаметров троса и для неподвижных тросов не менее 9 диаметров.

Стальные тросы не должны иметь колышек, узлов. Концы тросов должны быть оклетневаны. В местах трения тросов и их касания острых углов должны укладываться подкладки.

Грузоподъемные тросы и лопари грузовых талей не разрешается сращивать. Стропы должны иметь бирки с указанием допускаемой нагрузки и срока испытания. Крепление стальных тросов следует проверять не реже одного раза в три месяца и выбирать слабину.

На стальных тросах огон и сплесни должны иметь против спуска три пробивки целой прядью и две пробивки полупрядями.

Бухты стальных тросов распускают следующими способами. Небольшую бухту, не имеющую внутри барабана, раскатывают по палубе, начиная с наружных шлагов. При необходимости распустить бухту полностью или отмотать большой конец троса ее ставят на крестовину и подвешивают на тросе с вертлюгом. Чтобы отмотать небольшой кусок троса, намотанного на катушку, через середину катушки продевают ломик (трубу) и закрепляют его на подставках. Для полного распускания такой бухты ее подвешивают на вертлюге или на вертлюжном гаке стрелы при помощи стропа и деревянной распорки

Стальные тросы разрубают зубилом или дисковой пилой. Очень толстый трос можно перерезать газовым или электрическим резаком. Перед рубкой троса в месте разреза накладывают две тугие марки из мягкой луженой проволоки или из каболки растительного троса на расстоянии 3–4 см одна от другой. Это предохраняет трос от раскручивания после разрубки и от возможной травмы людей раскручивающимся тросом. На время рубки стального троса необходимо обязательно надевать защитные очки и рукавицы. Стальной трос не пригоден к дальнейшему использованию, если у него лопнула прядь (стрендь) или 10 % проволок на длине троса, равной его восьми диаметрам.

 

Вопрос 5.

 Кроме тросов, на судах применяют такелажные цепи .

Такелажные цепи изготавливают из стальных звеньев различной формы (круглой, удлиненной). Они применяются там, где требуется стойкость против морской воды, нагрева, истирания (стоячий такелаж), для изготовления найтовов для лесных грузов, штуртросов, трубштагов, стопоров для топенантов грузовых стрел, стопоров для стальных швартовных тросов.

Размер (калибр) такелажной цепи определяется диаметром прутка стали, из которого сделаны звенья.

Такелажные цепи нельзя пропускать через роульсы и шкивы, диаметр ко-торых менее 30 толщин звена цепи. При низких температурах такелажные цепи нужно оберегать от ударов. Во время эксплуатации их необходимо регулярно смазывать или окрашивать для предохранения от коррозии.

Цепь, толщина которой уменьшилась более чем на 10 %, к употреблению не пригодна.

Цепь, принимаемая на судно, должна иметь сертификат с указанием в нем характеристик цепи, в том числе допускаемой при эксплуатации нагрузке.

На судне цепи хранят в подвешенном состоянии в сухих помещениях.

Такелажные цепи в 3 раза прочнее стального троса такого же диаметра, как калибр цепи. К недостаткам цепей относятся их большой вес, чрезмерная жесткость, хрупкость при сильных морозах.

 

 

Вопросы 6,7

 Такелажное оборудование и инструменты

К такелажному оборудованию относятся простейшие приспособления и устройства, служащие для основания такелажа судна, его присоединения к корпусу и рангоуту, обтягивания и работы с ним. Основными видами такелажного оборудования на судне с механическим двигателем являются блоки, гаки, скобы, обухи, рымы, коуши, талрепы.

Для крепления коренных концов снастей такелажа к палубе или рангоуту и другим деталям корпуса судна, для крепления швартовов к причалу служат обухи и рымы

Обух представляет собой специальную стальную поковку с проушиной или стальной штырь, в головке которого имеется кольцо. Концом штырь ввинчивается или приваривается к нужному месту.

Рымом называется стальное кольцо, подвижно заправленное в проушину обуха.

Места установки обухов и рымов выбирают с таким расчетом, чтобы они находились в плоскости действия силы, которая предается через снасть на обух.

Для предохранения тросов от перетирания применяются коуши – металлические кольца круглой, овальной или треугольной формы с желобком (кипом) на внешней поверхности кольца. Коуши заделываются в огоны тросов и применяются для соединения или крепления коренных концов тросов за обухи, рымы, гаки.

Для соединения различных деталей, тросов и т. п. применяют такелажные скобы. Скоба состоит из спинки, лапок и штыря

Такелажные скобы выпускают нескольких типов. Скобы типа СА – прямая с нарезным штырем и типа СБ – прямая с прошплинтованным штырем предназначены для стальных тросов.

Скобы типа ПВ (прямая с нарезным штырем), ПГ (прямая с прошплинтованным штырем) и ПД (изогнутая с нарезным штырем) применяют для растительных тросов.

Величина допускаемой нагрузки, тип и размер скобы выбиваются на нижней части лапок.

Для стальных тросов скобы подбирают по диаметру троса, для растительных – по длине его окружности (величины указаны в стандартах на скобы).

Для блоков скобы подбирают по допускаемой нагрузке. Номер скобы соответствует величине допускаемой нагрузки в тоннах.

Для обтягивания втугую каких-либо снастей (стоячего такелажа, найтовов и т. п.) обычно применяют винтовые талрепы. Винтовые талрепы бывают открытые и закрытые. Винт талрепа может заканчиваться вилкой, гаком или обухом.

Номер талрепа соответствует допускаемой нагрузке, например № 4,5 означает, что допускаемая нагрузка 45000 Н.

Резьбу талрепов следует периодически очищать и смазывать. Талрепы на стоячем такелаже после обтяжки смазывают густой смазкой и обшивают парусиной.

Для закладывания за стропы при подъеме грузов, для крепления блоков талей, такелажа и т. п. применяют такелажные гаки, представляющие собой кованые стальные крючки . Каждый гак имеет клеймо, где указаны его номер, соответствующий грузоподъемности, и буквенное обозначение, для какого механизма он предназначен (Р – ручной привод, М – механический привод).

В зависимости от способа закрепления в подвеске гаки подразделяют на обыкновенные и вертлюжные. В большинстве грузоподъемных механизмов применяют вертлюжные гаки. У таких гаков вместо обуха сделан хвостовик, который заправляется в одинарный или двойной вертлюг. В судовых грузовых устройствах применяют простой гак с приливом над носком, чтобы исключать при подъеме груза зацеп гака за комингс люка трюма. Из специальных гаков наиболее часто на судах применяются складные гаки или храпцы  и глаголь-гаки. Глаголь-гаки применяются там, где требуется быстро отдать снасть, находящуюся под натяжением, например в стопорах буксирных устройств.

Для устройства приспособлений, дающих выигрыш в силе, применяют блоки. Блоки представляют собой один или несколько шкивов на одной оси, размещенных между щек – металлических или деревянных пластин. Шкивы выполняют из меди, чугуна или пластмассы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Назовите правила технической эксплуатации тросов: растительных, стальных, синтетических?

2.

Как производится распускание бухт и барабанов стального троса?

3.

Каковы правила техники безопасности при работе с тросами?

4.

Назовите такелажное снаряжение и инструменты, их виды, применение, маркировку?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.1.2.3

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


УТВЕРЖДАЮ «____» ______________ 20____г

УТВЕРЖДАЮ «____» ______________ 20____г

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Конспект лекции. Тема: 1.2

Конспект лекции. Тема: 1.2

На судах также применяют плетеные тросы-шнуры с длиной окружности от 8,8 до

На судах также применяют плетеные тросы-шнуры с длиной окружности от 8,8 до

Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 500–900

Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 500–900

Цепь, толщина которой уменьшилась более чем на 10 %, к употреблению не пригодна

Цепь, толщина которой уменьшилась более чем на 10 %, к употреблению не пригодна

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ (5 мин

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ (5 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2022