Табасаранское майсумство — государственное образование, существовавшее на территории Дагестана.

  • Лекции
  • Научные работы
  • doc
  • 14.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 1239-1240 г.г. Монголо-Татары вторглись на территорию Дагестана, огнем и мечом они прошлись по Табасарану. В 1395 году армия Тамерлана, вторгается на территорию Табасарана и побеждает тамошнего майсума. В начале XII в. вследствие феодальной раздробленности наблюдается процесс распада ранне-государственного образования Табасаран на множество относительно самостоятельных удельных владений. Часть из них в результате феодальных междуусобиц и внешней агрессии ослабевает и трансформируется в XIII - XIV вв. в союзы сельских общин. М.Р. Гасанов, обстоятельно изучив весь комплекс имеющихся источников, пришел к аргументированному выводу, что в указанный период Табасаран представлял собой независимое от соседних владений политическое образование во главе с феодальными правителями. Такой же позиции придерживался и Р.М. Магомедов, который писал: «Табасаранские майсумы сохранили свою власть и при Тимуре, но теперь майсумство было предоставлено само себе». В XV в. происходит объединение Табасарана в рамках единой государственности. После ухода Тамерлана, Майсумство усиливается. Табасаранское майсумство стало могущественным государством. О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее завещание аварского Андуник нуцала Булач нуцалу, датированное 1485 г.: Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который бы был столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание Андуника». Написано оно «визирем кади Али-Мирзой из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год)» и гласит следующее. «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар, почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику Булач-нуцалу, владетелю территории Авар, да направит всевышний его на верный путь. О мой племянник, возьми-ка ключи Авар в свои руки: …Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50 тысяч хайдакского, 100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим храбрым предкам. Составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 г.)». Впервые в научный оборот этот документ ввел М.-С. Саидов, известный дагестановед, знаток арабоязычной литературы. В своей статье «Возникновение письменности у аварцев» он писал: «До нас дошел замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 г. Али-Мирзой из аула Анди. Это — завещание аварского нуцала Андуника, сына Ибрагима, наследнику престола Булач-нуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 г. в Хунзахе. Однако установить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1949 г. во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта Гунибского района книге «Шарх ал-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али-Мирзы из Анди в 1467 г. Интересен здесь и момент описания границ Дагестана — Кайтаг, Табасаран, Казикумух и «вилайят Авар». Таким образом, перед нами письменный памятник XV в.
Иконка файла материала Табасаранское майсумство.doc
Автор:учитель истории и права  ГКОУ РД «РЦДОДИ» Сефербеков Физули Шихмагомедович Табасаранское майсумство — государственное образование, существовавшее на территории Дагестана. Его правитель носил титул «майсум». В 1239­1240 г.г. Монголо­Татары вторглись на территорию Дагестана,  огнем и мечом они прошлись по Табасарану. В 1395 году армия Тамерлана,  вторгается на территорию Табасарана и побеждает тамошнего майсума. В  начале XII в. вследствие феодальной раздробленности наблюдается процесс  распада ранне­государственного образования Табасаран на множество  относительно самостоятельных удельных владений. Часть из них в результате  феодальных междуусобиц и внешней агрессии ослабевает и трансформируется в XIII ­ XIV вв. в союзы сельских общин. М.Р. Гасанов, обстоятельно изучив весь  комплекс имеющихся источников, пришел к аргументированному выводу, что в  указанный период Табасаран представлял собой независимое от соседних  владений политическое образование во главе с феодальными  правителями. Такой же позиции придерживался и Р.М. Магомедов,  который писал: «Табасаранские майсумы сохранили свою власть и при  Тимуре, но теперь майсумство было предоставлено само себе». В XV в.  происходит объединение Табасарана в рамках единой государственности. После ухода Тамерлана, Майсумство усиливается. Табасаранское майсумство стало  могущественным государством. О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее  завещание аварского Андуник нуцала Булач нуцалу, датированное 1485 г.:  Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который быбыл столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание  Андуника». Написано оно «визирем кади Али­Мирзой из Анди во время собрания  владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год)» и гласит  следующее. «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар,  почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику  Булач­нуцалу, владетелю территории Авар, да направит всевышний его на  верный путь. О мой племянник, возьми­ка ключи Авар в свои руки: …Затем  обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности  мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50  тысяч хайдакского, 100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они  храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи  чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим  храбрым предкам. Составлено завещание визирем кади Али­Мирза из Анди во время собрания  владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 г.)». Впервые в научный оборот этот документ ввел М.­С. Саидов, известный  дагестановед, знаток арабоязычной литературы. В своей статье «Возникновение  письменности у аварцев» он писал: «До нас дошел замечательный памятник  Аварии, написанный по­арабски в 1485 г. Али­Мирзой из аула Анди. Это —  завещание аварского нуцала Андуника, сына Ибрагима, наследнику престола  Булач­нуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник  его был обнаружен только в 1941 г. в Хунзахе. Однако установить подлинность  найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1949 г. во время поездки  автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта  Гунибского района книге «Шарх ал­Мухаррар», переписанной рукою того же  самого Али­Мирзы из Анди в 1467 г. Интересен здесь и момент описания границДагестана — Кайтаг, Табасаран, Казикумух и «вилайят Авар». Таким образом,  перед нами письменный памятник XV в. В этом документе отражен политический рост табасаранского владения,  правитель которого в XV в. мог выставить 60 тысяч вооруженных человек. К началу XIV в. уцмий Чубан, сын Султан ­ Алибека, выдал свою дочь за  табасаранского эмира Масум ­ бека, а сам женился на его дочери. Однако в конце XV в. – начале XVI в. Табасаран становится ареной постоянного нападения иноземных захватчиков… В XV в. табасаранам пришлось столкнуться с государством сефевидов. По свидетельству исторических сочинений — Алом Арай­и, Хабиб ac­cuйap и  многих других, династия Сефевидов получила свое название от своего предка  шейха Сафи ад­Дина Йа'куба. Предки Сафи ад­Дина были шейхами или  духовными учителями. Сын Сафи ад­Дина шейх Садр ад­Дин Муса, внук его  Хаджи­Али, правнук Ибрахим, названный Шейх­шахом, и сын последнего Шейх  Джунейд соединяли в себе духовную власть с политическим влиянием.