В 1239-1240 г.г. Монголо-Татары вторглись на территорию Дагестана, огнем и мечом они прошлись по Табасарану. В 1395 году армия Тамерлана, вторгается на территорию Табасарана и побеждает тамошнего майсума. В начале XII в. вследствие феодальной раздробленности наблюдается процесс распада ранне-государственного образования Табасаран на множество относительно самостоятельных удельных владений. Часть из них в результате феодальных междуусобиц и внешней агрессии ослабевает и трансформируется в XIII - XIV вв. в союзы сельских общин. М.Р. Гасанов, обстоятельно изучив весь комплекс имеющихся источников, пришел к аргументированному выводу, что в указанный период Табасаран представлял собой независимое от соседних владений политическое образование во главе с феодальными правителями. Такой же позиции придерживался и Р.М. Магомедов, который писал: «Табасаранские майсумы сохранили свою власть и при Тимуре, но теперь майсумство было предоставлено само себе». В XV в. происходит объединение Табасарана в рамках единой государственности. После ухода Тамерлана, Майсумство усиливается. Табасаранское майсумство стало могущественным государством.
О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее завещание аварского Андуник нуцала Булач нуцалу, датированное 1485 г.: Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который бы был столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание Андуника».
Написано оно «визирем кади Али-Мирзой из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год)» и гласит следующее. «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар, почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику Булач-нуцалу, владетелю территории Авар, да направит всевышний его на верный путь. О мой племянник, возьми-ка ключи Авар в свои руки: …Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50 тысяч хайдакского, 100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим храбрым предкам.
Составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 г.)».
Впервые в научный оборот этот документ ввел М.-С. Саидов, известный дагестановед, знаток арабоязычной литературы. В своей статье «Возникновение письменности у аварцев» он писал: «До нас дошел замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 г. Али-Мирзой из аула Анди. Это — завещание аварского нуцала Андуника, сына Ибрагима, наследнику престола Булач-нуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 г. в Хунзахе. Однако установить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1949 г. во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта Гунибского района книге «Шарх ал-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али-Мирзы из Анди в 1467 г. Интересен здесь и момент описания границ Дагестана — Кайтаг, Табасаран, Казикумух и «вилайят Авар». Таким образом, перед нами письменный памятник XV в.
Автор:учитель истории и права
ГКОУ РД «РЦДОДИ»
Сефербеков Физули Шихмагомедович
Табасаранское майсумство — государственное образование,
существовавшее на территории Дагестана. Его правитель носил титул
«майсум».
В 12391240 г.г. МонголоТатары вторглись на территорию Дагестана,
огнем и мечом они прошлись по Табасарану. В 1395 году армия Тамерлана,
вторгается на территорию Табасарана и побеждает тамошнего майсума. В
начале XII в. вследствие феодальной раздробленности наблюдается процесс
распада раннегосударственного образования Табасаран на множество
относительно самостоятельных удельных владений. Часть из них в результате
феодальных междуусобиц и внешней агрессии ослабевает и трансформируется в
XIII XIV вв. в союзы сельских общин. М.Р. Гасанов, обстоятельно изучив весь
комплекс имеющихся источников, пришел к аргументированному выводу, что в
указанный период Табасаран представлял собой независимое от соседних
владений политическое образование во главе с феодальными
правителями. Такой же позиции придерживался и Р.М. Магомедов,
который писал: «Табасаранские майсумы сохранили свою власть и при
Тимуре, но теперь майсумство было предоставлено само себе». В XV в.
происходит объединение Табасарана в рамках единой государственности. После
ухода Тамерлана, Майсумство усиливается. Табасаранское майсумство стало
могущественным государством.
О могуществе Табасаранского майсумства свидетельствует следующее
завещание аварского Андуник нуцала Булач нуцалу, датированное 1485 г.:
Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который быбыл столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание
Андуника».
Написано оно «визирем кади АлиМирзой из Анди во время собрания
владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год)» и гласит
следующее. «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар,
почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику
Булачнуцалу, владетелю территории Авар, да направит всевышний его на
верный путь. О мой племянник, возьмика ключи Авар в свои руки: …Затем
обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности
мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50
тысяч хайдакского, 100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они
храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи
чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим
храбрым предкам.
Составлено завещание визирем кади АлиМирза из Анди во время собрания
владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 г.)».
Впервые в научный оборот этот документ ввел М.С. Саидов, известный
дагестановед, знаток арабоязычной литературы. В своей статье «Возникновение
письменности у аварцев» он писал: «До нас дошел замечательный памятник
Аварии, написанный поарабски в 1485 г. АлиМирзой из аула Анди. Это —
завещание аварского нуцала Андуника, сына Ибрагима, наследнику престола
Булачнуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник
его был обнаружен только в 1941 г. в Хунзахе. Однако установить подлинность
найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1949 г. во время поездки
автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта
Гунибского района книге «Шарх алМухаррар», переписанной рукою того же
самого АлиМирзы из Анди в 1467 г. Интересен здесь и момент описания границДагестана — Кайтаг, Табасаран, Казикумух и «вилайят Авар». Таким образом,
перед нами письменный памятник XV в.
В этом документе отражен политический рост табасаранского владения,
правитель которого в XV в. мог выставить 60 тысяч вооруженных человек.
К началу XIV в. уцмий Чубан, сын Султан Алибека, выдал свою дочь за
табасаранского эмира Масум бека, а сам женился на его дочери.
Однако в конце XV в. – начале XVI в. Табасаран становится ареной постоянного
нападения иноземных захватчиков…
В XV в. табасаранам пришлось столкнуться с государством сефевидов.
По свидетельству исторических сочинений — Алом Арайи, Хабиб accuйap и
многих других, династия Сефевидов получила свое название от своего предка
шейха Сафи адДина Йа'куба. Предки Сафи адДина были шейхами или
духовными учителями. Сын Сафи адДина шейх Садр адДин Муса, внук его
ХаджиАли, правнук Ибрахим, названный Шейхшахом, и сын последнего Шейх
Джунейд соединяли в себе духовную власть с политическим влиянием.