Таблица по адаптации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ п / п элемента программы |
Структурные элементы программы |
Адаптация с учетом нозологии (что будет добавлено вами в ДООП при ее адаптации, чтобы она стала адаптированной (АДОП)?)* *Прописываются конкретные вещи, которые вы будете вносить в ДООП |
1 |
Титульный лист |
Государственное автономное общеобразовательное учреждение «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» Ресурсный центр обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности для обучающихся с овз «Мир вокруг нас. Растения.» Возраст обучающихся с овз: 12-14 лет |
2 |
Пояснительная записка |
Программа дополнительного образования для учащихся с овз «Мир вокруг нас. Растения» составлена на основе нормативно-правовой базы Нормативно-правовое обеспечение 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция). 2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 (ред. 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (с 1 марта 2023 года этот документ утрачивает силу в связи с вступлением в действие следующего документа: Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 No629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226) (вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года)) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. No467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. No 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" 6. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. No ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных |
|
Актуальность программы |
Отличительные особенности программы. применение электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Программа направлена на формирование у учащихся с ОВЗ стойкой мотивации для изучения биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии, формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие интереса к медицинским наукам, повышение образовательного уровня. Программа дает возможность учащихся с ОВЗ выбрать свой «биологический путь», и повысить уровень подготовки к экзаменам. |
Н а п р а в л е н н о с т ь программы |
способствовать систематизации биологических знаний учащихся с овз, полученных во время обучения в общеобразовательной школе, восполнить пробелы, полученные при изучении предмета биологии, расширить имеющиеся у учащихся с овз программные биологические знания |
|
О т л и ч и т е л ь н ы е особенности программы |
данная программа носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся с ОВЗ. Занятия разделены на теоретические и практические. Причём деятельность носит индивидуальный характер. |
|
Адресат программы |
Учащиеся с овз 12-14 лет |
|
Цель программы |
создание условий для успешного освоения учащихся с ОВЗ практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. |
|
Задачи программы |
Предметные: 1. Формирование у учащихся с овз системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; Метапредметные: 2. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; 3. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; Личностные: 4. подготовка учащихся с ОВЗ к участию в олимпиадном движении; 5. формирование основ экологической грамотности. 6. Формирование элементов IT-компетенции |
Объем и срок освоения программы |
Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность одного занятия равно 40 минут. |
|
Формы обучения |
индивидуальная; при реализации программы применяется ЭО и ДОТ |
|
Режим занятий |
34 часа. Частота занятий – 1 раза в неделю по 40минут. |
|
П л а н и р у е м ы е (ожидаемые) результаты |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: ✓ иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; ✓ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; ✓ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; ✓ владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. ✓ иметь сформированные IT-компетенции
1.6 Планируемые результаты Планируемые результаты Личностные результаты: 1. знания основных принципов и правил отношения к живой природе; 2. развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; 3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); 4. эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: 1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы; 2. умение работать с разными источниками биологической информации; 3. умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Предметные результаты: −В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; |
3 |
Учебный план |
№ Название раздела Количество часов Формы контроля всего теория практика Введение, 1 1 - Лекция 1 Из чего состоит растение 7 2 5 наблюдения, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся 2 Как живет растение? 4 1 3 Устный опрос, самостоятельная работа Практическая работа. Наблюдение. Сообщения учащихся. 3 Вырасти сам. 3 1 2 Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения. 4 От микроскопа до микробиологии 3 1 2 Ус т н ы й о п р о с , самостоятельная работа Практическая работа. Наблюдение. Сообщения учащихся. 5 Водоросли 2 1 1 Лекция, беседа, практическая работа. Наблюдения. |
|
|
|
6 Рассказы по биологии 3 |
1 2 Устный опрос, самостоятельная работа |
|
|
Практическая работа. Наблюдение. Сообщения учащихся. 7 Лабораторные исследования |
3 1 2 Лекция, беседа, практическая |
|
|
работа. Наблюдения. 8 Практическая ботаника 4 |
1 3 Устный опрос, самостоятельная работа |
|
|
Практическая работа. Наблюдение. Сообщения учащихся. 9 Биопрактикум 4 1 Наблюдения. Итого 34 11 |
3 Лекция, беседа, практическая работа. |
23
4 |
Содержание учебного плана |
Введение. ( 1 час) Во введении учащихся с ОВЗ знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. 1. Из чего состоит растение? (7 часов.) Строение растительной клетки. Теория Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня. Побег. Строение побега. Строение почек. Видоизменения побегов Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением. Листопад. Стебель. Строение стебля. Функции стебля Цветок. Строение и значение цветка. Плоды. Строение и значение. Способы распространения Семя. Строение и состав семян Практика Интерактивные лабораторные и практические работы Лабораторная работа «Строение кожицы лука». Лабораторная работа «Движение цитоплазмы» Лабораторная работа «Определение зоны роста корня» Лабораторная работа «Строение почек» Опыт «Выделение кислорода растением». Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа «Определение возраста ствола по спилу» Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных солей по стеблю» Лабораторная работа «Движение органических веществ по стеблю» Лабораторная работа «Строение семени фасоли» Лабораторная работа «Строение семени пшеницы» Лабораторная работа «Состав семян» − Как живет растение? (4 часа) Теория. Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков. Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка. Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян. Как двигается растение? Движение стебля и листьев. Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина |
5 |
Календарный учебный график |
месяц сентябрь октябрь |
Календарный учебный график ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
|
|
теория 2 час 1 час 1 час 1 час |
1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа |
|
|
практика 3 часа 3 часа 2 час |
2 час 2 час 2 час 3 часа 3 часа 3 часа |
|
|
Итого: 34 часа 5 часов |
4 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 час 4 часа 4 часа 5 часов |
6 |
Формы аттестации |
Презентация творческой работы. Проект. Мини-исследование Выступление на конференции. Выполнение олимпиадных заданий. |
|
7 |
Оценочные материалы |
Устный опрос, самостоятельная работа, наблюдение. Практическая работа. Лабораторная работа. Наблюдение. Сообщения учащихся. Тестирование. Беседа |
8 |
Методические материалы |
При реализации ЭО и ДОТ необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно-методическими материалами, используемые в обучении, представленные в электронном (цифровом) виде: Мультимедийные программы: Аудиоплеер iTunes https://www.apple.com/ru/itunes/, Аудиоредактор Audacity https://audacity-free.ru/, Видеоплеер VLC Media Player https://www.videolan.org/index.ru.html, Видео- и аудиоплеер QuickTime https://quicktime.softiq.ru/, Видеоредактор iMovie https://www.apple.com/ru/imovie/, Видеоредактор iPhoto https://iphoto.softonic.ru/mac, Видеоредактор Photo Booth https://photo-booth-pro-windows-10.softonic.ru/ , Текстовый редактор TextEdit https://tex-edit-plus.softonic.ru/mac, Текстовый, табличный, графический редактор Libreoffice https://ru.libreoffice.org/ , Skype https://www.skype.com/ru/ |
9 |
Условия реализации программы |
Программа дает возможность учащихся с ОВЗ выбрать свой «биологический путь», и повысить уровень подготовки к экзаменам. |
10 |
Список литературы |
1.Internetурок. Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/ 2.Электронный учебник: Пасечник В.В. Биология Растения https://lecta.ru/catalog/search/elektronnyi-uchebnik? page=13&sortBy=name 3.Виртуальная образовательная лаборатория VirtuLab 4.Коллекции цифровых образовательных ресурсов: 1С: Урок, i-Класс , Мобильное электронное образование Электронные учебные материалы для учителей и школьников. Российская электронная школа Электронные учебные материалы: полный курс уроков, тесты, виртуальные лаборатории, обучающие видео. 6 класс. https://resh.edu.ru/subject/ 5. Биология «Покрытосеменные растения: строение и жизнедеятельность» - 6 класс линейный курс В. В. Пасечник, Вертикаль - Москва «Дрофа»-2020г Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин. – СПб.: Амфора, 2015. 6. Садовниченко, Ю. А. Биология: пошаговая подготовка / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо, 2016. 7.Справочник по лекарственным растениям. / Под ред. Задорожного, А. М. – М.: Лесн. пром., 1988. 8. http://www.herba.msu.ru/russian/index.html- ботанический сервер Московского университета. 9. http://www.lapshin.org/club/plants.htm - «Московский Клуб комнатного цветоводства» |
11 |
Приложения (что может б ы т ь в ы н е с е н о в приложение АДОП в вашей программе?) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.