Урок 24. Таинство Причастия
Слайд 1. Название урока
Вы узнаете:
- Как Христос передал Себя ученикам
- что такое церковное Таинство
Предварительная беседа
Слайд 2. Тайна.
Что такое, по-вашему, тайна? (дети отвечают)
Тайна - 1. То, что намеренно скрывается от других; секрет.
2. То, что еще не известно, не стало доступным познанию.
(щелчок) У южно-сибирских народов слово «тай» означает преграду в виде огромной стены. Например, высокие труднодоступные горы, густой непроходимый лес.
(щелчок) Тайга, Алтай. Т.е. «тай» - это предел, завершение того, что доступно. Дальше начинаются непроходимые земли. Что там, за горами или лесом находится, неизвестно.
(щелчок) Вот и слово «тайна» означает, что человек как бы стоит перед некой стеной, за которой скрыто невидимое, недоступное и непонятное.
Как вы думаете, Церковь Христова скрывает что-нибудь от людей? Делает ли что-нибудь тайной? (дети отвечают)
Нет, все, что известно Церкви, она, по заповеди Самого Христа, основавшего Ее, проповедует всем людям, всем народам. Таинственны в Церкви не действия людей, а действия Бога.
Слайд 3. Стена - грех.
А как вам кажется, почему мы не понимаем, как действует Бог? Что за стена мешает человеку? (дети отвечают)
Наводящий вопрос: Отчего приходил спасать человека Иисус Христос?
(щелчок) Грех не позволяет человеку слышать и понимать Бога, мешает соединиться с Богом.
Слайд 4. Грех.
Давайте вспомним, что такое грех. (дети отвечают)
(щелчок) Грех – это «промах», «ошибка», неправильное действие, нарушение закона, преступление. Преступление – это когда человек переступает, переходит допустимые границы нормы.
А какой синоним у слова «грех»? (дети отвечают)
(щелчок) Зло – это «беда, несчастье, вред». Несчастье – это быть без части чего-то.
Например, есть такое правило безопасности для жизни, основанное на законах природы: не умеешь плавать, не заходи далеко в воду. Но человек преступает это правило и что происходит? (дети отвечают)
(щелчок) Человек начинает тонуть. Если его спасут, он, нахлебавшись воды, будет болеть. Т.е. он лишится части здоровья. А если некому будет помочь, то он утонет. Т.е. уже не останется никакой части здоровья, даже самой маленькой.
(щелчок) И так во всем – где нарушение законов природы, там вред здоровью.
(щелчок) Люди часто думают, что если они поступают так, как им хочется, а не так, как гласят правила и законы – это и есть свобода. Однако, преступая законы природы, человек теряет здоровье и становится зависимым.
(щелчок) Он зависит от лекарств, врачей, других людей, ему нужно будет соблюдать режим, диету и т.п. Болезнь ограничивает человека в движении, в возможностях. Т.е. законы не ограничивают свободу, а охраняют ее.
Слайд 5. Болезнь души.
Тело здорово, если человек соблюдает законы природы.
А какие законы нужно соблюдать, чтобы была здоровой душа? (дети отвечают)
(щелчок) Душа живет по нравственным законам.
(щелчок) Нарушение нравственных законов приводит к болезни души - к потере какой-то части духовного здоровья. Или даже к духовной смерти.
(щелчок) Болезнь души – это когда душа видит все в искаженном виде, в тумане или белое ей кажется черным, а черное – белым.
(щелчок) А духовная смерть – это когда душа человека совсем не переносит света, т.е. добра, боится его и всегда живет во тьме.
Но откуда в мире появился грех? Ведь все, что сотворил Бог, есть добро. Давайте обратимся к библейской истории.
Слайд 6. Возникновение греха.
Мы уже знаем, что первым Бог сотворил ангельский мир. Сначала все ангелы слушались Бога и потому были святыми.
(щелчок) Но потом один ангел, которого звали Люцифер (что значит «светоносец»), возгордился, стал считать себя равным Богу и сделался злым дьяволом. Он смутил много других ангелов и они стали бесами. Восставшие против Бога ангелы были низвержены с Небес святым воинством во главе с архангелом Михаилом. Так, через непослушание и своеволие, в мир пришел грех и с ним зло.
Слайд 7. Грехопадение.
Первые люди Адам и Ева, живя в раю, непосредственно общались с Богом - чувствовали, что Бог живет вместе с ними, а они с Богом.
(щелчок - Грехопадение) Дьявол очень завидовал людям, хотел погубить их и стал соблазнять Адама и Еву на непослушание Богу. Первые люди не устояли, захотели стать как боги, и в их сердцах поселилась гордость. Адам и Ева задумали жить не по заповеди Божией, а только по своей воле. Так, заразившись грехом, люди отдалились от Бога.
(щелчок - Бог-Отец наказывает Адама и Еву за ослушание) Бог по любви Своей дал им возможность признаться в содеянном и покаяться. Однако гордость не позволила Адаму и Еве этого сделать.
(щелчок – Изгнание из рая) И Бог изгнал их из рая, чтобы люди почувствовали, что грехи хуже добрых дел и поняли, что без Бога противостоять дьяволу и очистить свое сердце от греха им не под силу.
Бог мог бы сразу исцелить Адама и Еву от греха, но ведь Он дал человеку свободу и потому желает, чтобы люди по своей воле обращались к Нему за помощью.
Как вы думаете, почему человек сам, без помощи Божией, не может справиться с грехом? (дети отвечают)
Слайд 8. Исцеление от греха.
Может ли человек, если не обладает определенными знаниями в медицине исцелить сам себя? Нет, он должен знать, как устроено тело, какие процессы в нем происходят. И сейчас врачи не все болезни могут излечить, потому что у человечества нет полных знаний о мире.
(щелчок) Все известно и возможно только Тому, кто этот мир сотворил – Богу. А как устроена душа, не знает ни один человек. Потому и излечить ее сами люди не могут.
Психотерапевты и психиатры не исцеляют самой души, а только убирают некоторые последствия и то не всегда и не навсегда. Как, скажем, таблеткой снять головную боль, а причину головной боли не лечить.
Слайд 9. Распространение греха.
Со временем люди стали забывать Бога и грех все больше овладевал человечеством. Но Бог не забывал о людях и всегда помогал тем, кто к Нему обращался.
Самостоятельное чтение
ВРЕЗКА
Слайд 10. Ветхий и Новый Заветы.
↓Выражения «Ветхий Завет» или «Новый Завет» имеют два значения. Прежде всего - это состояние отношений между Богом и людьми на разных этапах библейской истории. Бог заключал с людьми несколько последовательных заветов (союзов): с Адамом (первым человеком), с Ноем (главой семьи, выжившей при потопе), Авраамом (родоначальником еврейского народа) и Моисеем. Собственно, именно завет с Моисеем и называется «Ветхим». Он, как и завет с Авраамом, заключен только с одним еврейским народом. Новый Завет заключен Христом со всем человечеством. История и содержание первых четырех Заветов излагаются в «Священном Писании Ветхого Завета». Новый Завет заключен Христом через Его жертвенную Кровь, а описано это событие апостолами-евангелистами в книгах Нового Завета.
Как вы думаете, о чем Бог заключал заветы (т.е. союзы) с ветхозаветными праведниками? (дети отвечают)
Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.
А в чем заключается Новый Завет? (дети отвечают)
Слайд 11. Спаситель.
Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
(щелчок) Своей Крестной смертью и Воскресением Иисус Христос разрушил оковы греха и победил смерть. Так Бог совершил дело Спасения всего человечества. А дальше все зависит от самого человека – принять от Господа спасительный дар или нет. Раскрыть свое сердце для любви Божией или нет. Каждый человек сам должен захотеть с Божьей помощью окончательно очиститься от греха.
Слайд 12. Церковь.
В помощь человеку Иисус Христос создал Свою Церковь и установил Таинства. Самое главное место в церковных богослужениях и в жизни Православной Церкви занимает Таинство Причастия.
Самостоятельное чтение
Слайд 13. Опережающее задание.
При чтении обратите внимание:
Что произошло на Тайной Вечери?
Что вкушается в Таинстве Причастия?
Какая связь между Таинством Причастия и будущим воскресением человека?
Посредством чего совершается Таинство?
Что такое церковная соборность? Частичкой чего становятся христиане?
Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря». Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».
После этого он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».
Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».
Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения.
Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то я ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».
А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.
Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.
Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы. «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.
Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.
Там, где собирались апостолы, они молились, и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».
Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.
Анализ текста
Заполняем с детьми таблицу 1 (прилагается).
ДЕЙСТВИЕ |
ВИДИМО |
ТАИНСТВЕННО |
человек |
Бог |
|
Слайд 14. Тайная Вечеря. Живаго С.А. Что произошло на Тайной Вечери? |
прощальная трапеза (ужин) |
установление Таинства Причастия |
Слайд 15. Приготовление Даров (Проскомидия). Что вкушается в Таинстве Причастия? |
хлеб и вино |
Тело и Кровь Христовы |
Слайд 16. Освящение (преложение) Даров. Посредством чего совершается Таинство? |
молитвы |
сила и благодать Божия |
Слайд 17. Причащение. Что такое церковная соборность? |
единое общество верующих во Христа |
единое Тело Христово |
Слушаем и заполняем таблицу
Слайд 18. Таинства Церкви.
В процессе объяснения заполняем с детьми таблицу 2 (прилагается).
В Церкви Христовой много происходит таинственного. Но самых важных Таинств в Церкви - семь: Причастие (или Евхаристия), Крещение, Миропомазание, Брак (Венчание), Покаяние, Священство, Соборование (Елеосвящение).
Слайд 19. Крещение.
Для спасения души каждому человеку прежде всего необходимо сделаться христианином. Для этого нужно веровать во Христа Бога нашего и креститься. Щелчком по слову «Крещение» переходим на скрытый слайд 19.
В Таинстве Крещения человеческая душа перерождается, делается безгрешной и близкой к Богу так, как близки дети своим родителям.
Как вы думаете, сколько раз в жизни принимается Таинство Крещения? (дети отвечают)
Таинство Крещения совершается над человеком единственный раз в жизни.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Для того чтобы сохранить близость с Богом, данную в Таинстве Крещения, человеку нужна сила в делании добра. Эту силу Бог дает человеку в Таинстве Миропомазания.
Щелчком по слову «Миропомазание» переходим на скрытый слайд 20.
Слайд 20. Миропомазание.
При совершении Миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви. В Православной Церкви принято совершать Миропомазание непосредственно после Крещения.
Как вы думаете, сколько раз в жизни принимается Таинство Миропомазания? (дети отвечают)
Один раз.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Близок человек к Богу может быть тогда, когда он живет вместе с Богом, а Бог живет в человеке.
Какое Таинство дал для этого Господь? (дети отвечают)
Щелчком по слову «Причастие» переходим на скрытый слайд 21.
Слайд 21. Причастие.
Для соединения человека с Самим Богом Господь дал Таинство Причастия.
Сколько раз в жизни должен причаститься христианин? (дети отвечают)
Христиане должны как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Соединению человека с Богом мешают грехи в человеке.
Как называется Таинство, в котором прощаются грехи? (дети отвечают)
Щелчком по слову «Покаяние» переходим на скрытый слайд 22.
Слайд 22. Покаяние.
Бог прощает грехи человеческие в Таинстве Покаяния.
Сколько раз в жизни должен исповедоваться христианин? (дети отвечают)
Исповедь – это примирение человека с Богом. Потому исповедоваться нужно как можно чаще. От этого душа будет только чище и здоровее.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Эти четыре Таинства - Крещение, Миропомазание, Причастие и Покаяние - дал Иисус Христос для спасения всякого человека. В них Бог дает Свою особенную силу или благодать, необходимую каждому христианину.
Есть еще три Таинства, которые установил Сам Бог. Эти три Таинства нужны не для каждого христианина, а для всей Церкви Христовой.
Как вы думаете, любой христианин может служить и совершать Таинства в Церкви? (дети отвечают)
Служит в церкви и совершает Таинства не всякий христианин, а священник. Священник не сам присваивает себе эту власть, а получает ее от Бога в особом Таинстве, которое называется Таинством Священства.
Щелчком по слову «Священство» переходим на скрытый слайд 23.
Слайд 23. Священство.
Видимое действие в Таинстве Священства — возложение рук с молитвой, а невидимое — получение благодати Божией для совершения Таинств над христианами и для учения народа вере христианской.
Рукоположение может совершаться трижды, соответственно степени священства: в дьяконы, из дьяконов в священники и из монашествующих священников в архиереи.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Следующее Таинство, которое необходимо не для каждого христианина - это Таинство Брака.
Щелчком по слову «Брак» переходим на скрытый слайд 24.
Слайд 24. Брак.
Некоторые люди всю жизнь живут холостыми или остаются в девицах, а другие женятся и выходят замуж. Брак есть такое Таинство, в котором Сам Бог соединяет Своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни.
Как вы думаете, сколько раз можно совершать Таинство Брака? (дети отвечают)
Семейный союз совершается раз и навсегда. Для христианина второй брак непозволителен, а лишь терпим.
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Седьмое Таинство называется Соборованием.
Щелчком по слову «Соборование» переходим на скрытый слайд 25.
Слайд 25. Соборование.
Таинство называется Соборованием, потому что его принято было совершать "собором" семи священников. В этом Таинстве один или несколько священников с молитвой помазывают больного елеем (маслом), а Господь дает больному силу выздороветь от болезни и очиститься от грехов.
Соборование может совершаться в жизни христианина неоднократно, по мере необходимости.
ТАИНСТВО |
Количество раз в жизни |
ДЕЙСТВИЕ |
Крещение |
1 |
Под действием благодати Божией душа человека перерождается, делается безгрешной и близкой к Богу. |
Миропомазание |
1 |
Благодатью Божией дается сила в делании добра, чтобы сохранить близость к Богу. |
Причастие |
постоянно |
Благодать Божия дает силу, питает и оживляет душу человека, соединяет с Богом для вечной жизни в Царстве Небесном. |
Покаяние |
постоянно |
Благодатью Божией прощаются грехи, которые мешают соединению с Богом. |
Священство |
3 |
Дается благодать Божия учить народ вере Христовой и совершать Таинства. |
Брак |
1 - (2) |
Бог соединяет Своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. |
Соборование (Елеосвящение) |
по необходимости |
Больному благодатью Божией дается сила выздороветь от болезни и очиститься от грехов. |
Щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 18.
Самостоятельное чтение
ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА
Причастие Христу в Церкви называют «таинством». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы-то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.
То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Эта возможность - Церковь и Таинства, совершаемые в ней Духом Христа.
Важнейшие таинства Церкви – это Причастие и Крещение. Они совершаются священниками и поэтому посвящение на священническое служение в православии тоже считается Таинством. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога разносит людям.
Задача Церкви – разнести по всем странам и по всем эпохам те дары, которые Христос две тысячи лет назад дал двенадцати апостолам. Православные говорят: во дни Своей жизни на земле Христос спас человечество, а до каждого отдельного человека это спасение доносится через его участие в жизни Церкви и в ее таинствах.
Через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) Бог совершает таинства в христианской Церкви. Поэтому православные люди убеждены, что Церковь – это не просто собрание одинаково верящих людей. Церковь – это присутствие Христа в мире. Апостол Павел называл Церковь «Телом Христа».
Таинство святого Причастия совершается на службе, которая называется Литургия. Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.
Христиане идут в храм именно ради участия в Таинствах Церкви, главным из которых является Причастие. Это означает, что они идут в храм не для того, чтобы туда отнести что-то свое, а для того, чтобы получить от Христа через Церковь то, что нельзя изготовить самим. Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять.
В религии есть то, что люди делают ради Бога. А есть то, что Бог делает ради людей. Евангелие говорит не о той жертве, которую люди приносят Богу, а о той, которую Бог принес людям. Ради людей Христос когда-то взошел на Крест. И ради людей Тело Христа дарит Свои пасхальные свойства тем, кто готов его принять.
Анализ текста
Слайд 26. Литургия.
↓1. Как главная надежда христианина связана с Литургией?
Слайд 27. Литургия.
↓2. Что происходит во время Литургии?
Слайд 28. Причастие.
↓3. Что значат слова Причастие и Тайная Вечеря?
Слайд 29. Храм.
↓4. В чем главное назначение Церкви? Зачем христиане строят храмы и почему так важно ходить в них?
Щелчком по граммофончику звучит песня «Яко с нами Бог» православного автора и исполнительницы Анны Пирковой.
ВРЕЗКА
↑Выражения
«Ветхий Завет» или «Новый Завет» имеют два значения. Прежде всего - это
состояние отношений между Богом и людьми на разных этапах библейской истории.
Бог заключал с людьми несколько последовательных заветов (союзов): с Адамом
(первым человеком), с Ноем (главой семьи, выжившей при потопе), Авраамом
(родоначальником еврейского народа) и Моисеем. Собственно, именно завет с
Моисеем и называется «Ветхим». Он, как и завет с Авраамом, заключен только с
одним еврейским народом. Новый Завет заключен Христом со всем человечеством.
История и содержание первых четырех Заветов излагаются в «Священном Писании
Ветхого Завета». Новый Завет заключен Христом через Его жертвенную Кровь, а
описано это событие апостолами-евангелистами в книгах Нового Завета.
ВОПРОСЫ
↑1.
Как главная надежда христианина связана с Литургией?
↑2. Что
происходит во время Литургии?
↑3. Что
значат слова Причастие и Тайная Вечеря?
↑4. В
чем главное назначение Церкви?
_____________________________________________
Урок 24. Таинство Причастия
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_24._%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F
__________________________________________________
Что такое грех?
Миссионерский центр Московской патриархии
http://missionary.su/rejecting/1.htm
Я знаю, что это такое. Это всякие ограничения, которые клерикалы придумали, чтобы не дать нормально пожить, чтобы отобрать у человека свободу и удовольствия. Это нельзя, то нельзя, всё кругом - грех. Кому нужна такая религия? Как можно говорить, что религия - это нечто положительное?
Да, действительно, современное нерелигиозное сознание под грехом понимает очень часто ни что иное, как узко выраженную волю Божию, которую человек нарушает.
Но грех - не есть нарушение воли господина, за что господин гневается и накажет. Грех - это нарушение законов человеческого естества, человеческой природы. Как мы не можем нарушать законы окружающей природы, не пострадав, так и нарушая законы нравственные и духовные, мы не можем не страдать. Грех является ничем иным, как причиняемым себе злом.
Не Бог меня наказывает, когда на морозе я пытаюсь лизнуть языком топор. Это законы природы таковы, что мой язык прилипнет и будет вопль великий. Не Бог меня наказывает, когда я с пятого этажа выпрыгиваю и ломаю руки и ноги. Это законы природы таковы, что потенциальная энергия переходит в кинетическую, а последняя ломает кости при гашении скорости об асфальт. Не правда ли, заповедь "не нарушай законы природы, а то повредишь себе сам" абсолютно разумна?
Наряду с законами физическими, есть твердо установленные (и вполне понятные для совести) законы нравственные и духовные, нарушить которые нельзя, не причинив себе вред. Не знаем, надо ли давать иллюстрации.
Пьянство к чему приводит? Человек опускается, теряет свой облик, его увольняют с работы, от него постепенно отходят друзья (зато приходят собутыльники), в семье растет напряжение и горе, ссоры и скандалы. Налицо негативные последствия нарушения нравственного закона. Пьянство продолжается, и в конце-концов заканчивается смертью под забором. Или в больнице. Человек вредит себе и близким, и в первую очередь - себе. У одного из разработчиков этого сайта от пьянства умер сосед - молодой человек двадцати пяти лет. Приступ с печенью. Вызвали скорую, но до больницы не довезли. Помер. Он нарушил закон человеческого естества, человеческой природы, - и получил по полной программе. Это что, его Бог что ли наказал? Нет, человек, это "наказали" тебя последствия твоего греха. Есть закон и есть последствия его нарушения. Все кажется ясно. Не причиняй сам себе вреда, человек! На христианском языке - не греши. А наркомания? Все то же самое, только в превосходной степени, страшнее и быстрее, да плюс преступления, чтобы раздобыть денег на дозу. Примеры с воровством, завистью, ленью, блудом, враньем, тщеславием, лестью, человекоугодничеством и проч. можешь привести себе сам.
Это очень важный момент, который надо у с л ы ш а т ь. Именно неверно трактуемое понятие греха отталкивает подчас человека от христианства.
Отталкивает чем? Вот этот Бог напридумывал всяких заповедей! А заповедь - это что такое? Это препятствие к вольной жизни! Зато без Бога - широка дорога. Сразу становится свободно и хорошо жить. Можно пить кислоту, сидеть на колу, ходить с десятого этажа... Никаких ограничений, полная свобода. А тут придумали эти христиане - чистую воду, стулья, лестницы какие-то, ступени и прочие благоглупости! А современный человек - далеко не глупец. Он стоит на позициях науки, зачем ему религиозные басни про грех? Что-что? Что вы там говорите? Грех вредит человеку? Пьяница наказывает себя сам? Наркоман страдает из-за своего греха? Блудник заразился неприличной болезнью (или еще что похуже)? Прелюбодея выгнали из семьи? Да полноте, нет этого! Я же разумный человек и все понимаю не хуже вас! Вы же врете. А мне нужна свобода, радости жизни, а не уход от неё и биение лбом об пол. Не надо меня пугать.
На деле христианство не отнимает никаких нормальных житейских радостей. Обрати на это внимание и передай другим. Первое, с чего начал Христос, это было чудо, чудо в Канне Галилейской. Христос пришел на свадьбу! Пришел туда, где люди веселились, ели вкусную пищу, пели песни, смеялись, - все как и положено на свадьбе, а вовсе не плакали и молились, уныло согнувшись. И Христос не счел это для Себя зазорным или неблагочестивым. Более того. Уж кто - кто, а Он-то точно должен был вино в воду превратить! Верно? А Он сделал наоборот, надо же! Причем когда сделал-то? Когда не хватило вина!
Мы вот этих простых вещей не понимаем. Все думают, что христианство - это какое-то препятствие к нормальной человеческой жизни. Какой абсурд! Христианство говорит: женись, выходи замуж, ешь, пей, но не блуди, не упивайся и не обжирайся. То есть говорит - сиди на стуле, а не на колу. Только и всего. "Человек, - говорит христианство, - живи, радуйся, но не вреди себе, это грех!"
__________________________________________
Болезнь или преступление?
Что такое "грех"
Протоиерей Константин Гипп
http://www.foma.ru/article/index.php?news=1440
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает. Современная массовая культура так часто использует это слово не по назначению, что оно постепенно лишается своего истинного содержания. В супермаркете симпатичная девушка в форменном наряде предлагает продегустировать вино “Исповедь грешницы”. Мужественный профиль Брюса Уиллиса на огромных рекламных щитах рекламирует блокбастер “Город грехов”. А в эфире FM-радиостанций уже лет десять гоняют шлягеры с названиями “Грешной души печаль”, “Грешный ангел” и т.п. В результате массовым сознанием грех сегодня воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу. Поэтому Он сурово наказывает тех, кто все же на это отваживается.
В общем, по отношению к греху в современном мире действует психология школьного хулигана: нарушая все, что только можно нарушить, получаешь запретное удовольствие и одновременно – зарабатываешь репутацию смелого и независимого человека.
При этом для всех совершенно очевидно церковное происхождение слова “грех”, но далеко не все способны приложить усилия к тому, чтобы выяснить, как же понимает грех сама Церковь? А ведь в христианском вероучении борьба с грехом, победа над грехом и, наконец, свобода от греха являются понятиями фундаментальными. И неправильно понимая слово “грех”, невозможно правильно понять христианство вообще.
Наверное, проще всего рассмотреть учение Церкви о грехе на фоне нескольких устоявшихся в общественном сознании заблуждений.
Что случилось в Райском саду?
Одно из самых распространенных заблуждений относится к грехопадению первых людей – Адама и Евы. У невоцерковленных людей существует довольно вульгарное мнение, что смысл его таков: Адам и Ева, наевшись яблок (почему-то запрещенных к употреблению) спрятались в кустах и впервые предались там плотской любви. За что и были с позором изгнаны из Рая. Таким образом, все, что связано с интимной жизнью человека, якобы – греховно.
Это наглядный пример того, что может произойти с религиозным сознанием народа в отдельно взятой стране, где семьдесят лет люди могли знакомиться со Священным Писанием исключительно по лекциям Союза воинствующих безбожников (впоследствии стыдливо переименованного в общество “Знание”). Человеку, который хотя бы однажды держал в руках Библию, подобный бред никогда не пришел бы в голову. Потому что на первых же ее страницах ясно написано: Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно – после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Более того, Апостол Павел прямо пишет, что “брак – честен, и ложе – нескверно есть…”. А Церковь уже в середине третьего века выразила свое отношение к половой жизни в браке, определив в первом правиле Гангрского Собора: “Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою (т.е. – отлучен)”.
Так что же такое грехопадение – с христианской точки зрения? Церковь утверждает, что нарушение первыми людьми заповеди Божией – это не просто личный поступок, имевший для них печальные последствия. В христианском вероучении грехопадение рассматривается как глобальная катастрофа, которая поразила Адама и Еву, все их потомство и весь сотворенный мир на много тысячелетий вперед. По церковному преданию, Бог сотворил человека, вложив в его естество начатки всего, что было сотворено Им ранее. Человек стал венцом творения, потому что все творение было в нем представлено, и он обладал такой полнотой ведения о мире, которую современным ученым невозможно даже вообразить. При этом, Бог, создавая человека по Образу и Подобию Своему, вложил в него духовное начало. Человек – единственное духовно-телесное существо во Вселенной, и в этой двойственности своего естества – уникален. По Божественному Замыслу он должен был объединять в себе мир телесный с миром духовным. Предстоя Богу от лица всего материального мира, он господствовал над этим миром, неся в себе Божественное начало. Адам был царем мира по самой своей природе. Через него все творение было призвано иметь радость бытия в любви и единении со своим Создателем.
Вот это единство взаимной любви и было разрушено в грехопадении. Нарушив по подсказке сатаны заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек, по сути – совершил предательство по отношению к Богу. Он переступил некую грань в отношении к своему Создателю. И для любви за этой гранью места уже не было. Человек как бы сказал Богу: Ты говоришь, “не вкушай этих плодов, потому что умрешь”? Я Тебе не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я стану во всем равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя.
Это душевное устроение и оказалось тем страшным результатом нарушения заповеди, о котором Бог предупреждал человека. Стремление к бытию без Бога глубоко вошло в человеческую природу. Трагедия грехопадения заключалась в том, что человек был задуман Богом как помощник, и в общую картину мироздания он был вписан как наместник Бога на Земле. Отпав от Творца, он, конечно же, не стал равным Творцу. А вот царственное предназначение свое утратил. Когда вместо воли Божией человек начал исполнять свою волю, сотворенный мир просто перестал его воспринимать. И из царя природы, человек превратился всего лишь в ее часть, подчинив себя общим законам материального мира. Но и это не было самым страшным. Гораздо трагичнее было то, что послушав однажды совет диавола, человек, в сущности, исполнил его желание. Иначе говоря, пожелав обрести независимость от Бога, он тут же начал исполнять волю сатаны. И искусно управляя желаниями человека, сатана получил власть и над материальным миром. Поэтому Христос в Евангелии и называет сатану “князем мира сего”. Эта власть, конечно же, не является абсолютной, она ограничена Божиим Промышлением о мире и значительно уменьшившимися возможностями человека в его падшем состоянии. Но суть от этого не меняется – свое царское предназначение человек уступил сатане. Это и было тем трагическим для всей Вселенной результатом грехопадения человека, о котором Библия рассказывает такими простыми словами.
Болезнь и Врач
Но возникает вопрос: а почему все многочисленные поколения потомков Адама и Евы должны нести ответственность за грехопадение прародителей? Ведь их дети, внуки, правнуки, и уж тем более такие отдаленные потомки, как мы, не виновны в том, что первые люди нарушили заповедь. Почему же мы рождаемся и живем в мире, который по-прежнему находится во власти греха, и наполнен жестокостью, ненавистью и страданиями? Получается, Бог наказывает детей за грехи родителей? Но в таком случае, это, наверное, очень жестокий и несправедливый Бог!
Примерно так выглядит еще одно распространенное заблуждение, связанное с темой греха. Оно вызвано специфическим пониманием проблемы, которое в богословии называется “юридическим методом”. Суть его заключается в том, что грех рассматривается как преступление, Бог – как судья, причем очень строгий, а человек – как преступник, который обязательно должен понести тяжелое наказание. Это понимание греха характерно для католического и протестантского богословия. Не вдаваясь в его подробности, нужно просто отметить: в таком богословии предполагается, что в Адаме лично согрешили все последующие поколения людей, не исключая и нас с вами. И не ищите здесь не только любви, но и элементарной справедливости.
Православное же богословие использует совершенно иные категории. Для него грех – это смертельное заболевание, человек – тяжело больной пациент, а Бог – любящий врач. И это не просто образ, использованный каким-то автором с художественной целью. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех – как болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, и самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: “Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши”. Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как “грех”, имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.
При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний передаются по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете сопутствующих заболеваний. И если грех – это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.
Всякая болезнь причиняет страдание. Последствия греха в православной аскетике также называются страстями. Есть очень выразительный образ, употребленный прп. Макарием Египетским, в котором он уподобляет действие греха на человеческую природу – действию дрожжей на тесто. “Как преступивший заповедь, Адам принял в себя закваску страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству стали причастниками оной закваски; а при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись они до прелюбодеяний , непотребств , идолослужений, убийств и других непотребных дел, пока все человечество не вскисло пороками”.
В русской литературе есть стихотворение, очень точно описывающее действие греха на человеческую природу. Это стихотворение Зинаиды Гиппиус, которое так и называется:
“Грех”
И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья
Но злое дело – воздаянье
Само в себе, таясь, хранит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить, не нам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьется хвост.
И мы простим, и Бог простит.
Но грех прощения не знает,
Он для себя себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает –
Хоть мы простим, и Бог простит…
Вопрос о жестоком наказании за грех, таким образом, попросту отпадает как очевидная бессмыслица. Больного и страдающего человека не нужно наказывать, он сам себя уже наказал. Его нужно лечить. Поэтому Бог в православном богословии не судья, и уж никак не палач, приводящий приговор в исполнение. Христос – это врач, пришедший исцелить сотворенное Им человечество, страдающее от смертельного заболевания. В утреннем правиле есть чудная молитва к Божией Матери, где так и говорится: “…Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти”.
Смертоносный промах
У святых отцов есть разделение греха на три категории: первородный, родовой и личный. Первородный и родовой грех - это, скорее, греховное поражение человеческой природы. И только личный грех подразумевает персональную ответственность человека за содеянное. Об этом стоит поговорить подробнее.
Если мы попытаемся определить сущность греха, то с удивлением обнаружим, что у греха – нет сущности. Само зло в православном вероучении – несубстанционально, оно паразитирует на добре, искажая его сущность. Так, образование ржавчины возможно лишь при наличии железа. Болезнь возможна лишь при наличии здоровья. А грех паразитирует на здоровых импульсах человеческой природы. Все наши влечения (включая сексуальные и прочие физиологические потребности), с точки зрения православной аскетики, нужны, добры и заложены в нас Господом. А грех рождается как не вовремя и невпопад реализованный добрый импульс. Простой пример: человек хочет есть. Простая и вполне естественная потребность. Но можно просто пожарить себе яичницу, а можно отобрать завтрак у первоклассника. Можно взять деньги и пойти в хороший ресторан, а можно пообедать в этом ресторане и сбежать, не заплатив по счету. Можно утолить свой голод, а можно объесться и умереть от заворота кишок. Так что, грех рождается не в богоданной природе человека, а в тумане его личного выбора, как неверно выбранное направление действия воли.
Как мы уже говорили, греческое слово амартиа, обозначающее грех, имеет несколько значений. А буквально оно переводится как “промах”. Промахивается же человек оттого, что стреляет не в ту цель. Совершая грех, он нацеливается на что-то, попадет, но потом оказывается, что цель была иллюзорной и, кроме вреда, ничего не принесла. Потому что Бог ставил перед ним совсем другую цель, а человек своим духовным зрением, помраченным страстями, ее даже не заметил. Эти промахи ранят прежде всего самого человека, и в конце концов – убивают его.
Во второй половине двадцатого века, когда наука начала активно изучать деятельность мозга высших животных, физиологами был поставлен любопытный эксперимент. В мозгу крысы были найдены нервные центры, формирующие импульсы удовольствия. В эти центры были вживлены электроды, а крысу научили нажимать мордочкой на педаль, которая включала слабый ток. Ученые собирались исследовать поведение крысы после того, как она научится получать удовольствие в обход законов своей, крысиной природы. Но их ожидало разочарование. Крыса жала на педаль до тех пор, пока не сдохла от жажды и голода. Удовольствие победило даже страх смерти. Наверное, так умирают люди, имевшие несчастье пристраститься к тяжелым наркотикам…
Замечательный английский писатель-христианин Клайв Льюис в “Хрониках Нарнии” писал: “Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этому рад”. Бог создал человека с волей, свободной в выборе добра и зла. И никогда не отнимал у него этой свободы. Всю человеческую жизнь Бог терпеливо ждет, когда человеку надоест калечить себя грехами. И если он поймет, что смертельно болен и обратится к Богу за помощью, Господь с радостью исцелит раны, которые тот сам себе наносил всю жизнь. А если посчитает себя здоровым, то просто убьет себя собственными грехами. Даже Бог не может спасти нас вопреки нашей воле…
И на рекламных щитах рядом со словом “грех” вместо героического профиля Брюса Уиллиса правильнее было бы изобразить совсем другой портрет. Символ греха – это мертвая крыса, уткнувшаяся мордочкой в заветную педаль…
__________________________________________________
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/
Иеромонах Иннокентий (Ивлев): Есть в современной медицине такая операция: человеку переливают его же собственную кровь. Ее пропускают через фильтры, очищают от вредных веществ насыщают необходимыми полезными компонентами и снова вливают человеку.
Нечто подобное совершает с нами и Христос. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве Причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись.
_______________________________________________
Яко с нами Бог
Зинаида Полякова
Он зовёт нас повечерять с Ним,
Чтоб своей Любовью поделиться.
Дать тому, кто жаждою томим,
Из Живого родника напиться.
Мы же заняты совсем другим,
Не хотим взлететь духовной птицей.
В суете, не зная, что творим.
Не даем Ему в себе родиться.
Не впускаем в сердце Красоту,
Не хотим дышать Его Любовью
Дверь не открываем мы Христу,
Не хотим Его Креста и боли.
Как же мало тех, кто нищ душой -
Без Христа гордыню не разрушишь.
В них живут смиренье и покой.
Свет, от них идущий, не потушишь.
Скоро Боготечная Звезда
Возвестит Рождение Христово.
Пусть яслями станут все сердца,
Жаждущими принять Бога-Слово!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.