Танец как вид искусства
Оценка 4.9

Танец как вид искусства

Оценка 4.9
docx
12.11.2022
Танец как вид искусства
танец вид искусства.docx

ТАНЕЦ КАК ВИД ИСКУССТВА

 

Танец - это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен человек выражал, осмысливал в танце свои представления о природе жизни, взаимоотношения между людьми, рассказывал о происходящих событиях. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодом, охотой.

И сейчас еще, в плясках некоторых племен и нapoдoв, можно увидеть подражание охоте: танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена.

Исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные действующие как охотники, подкрадываются, заманивая...

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство, но изначально присущий танцу образный, сюжетный характер остался до нашего времени.

Замечательной особенностью танца является также его ярко выраженный национальный колорит, национальный характер. Еще Н. В. Гоголь в своих "Петербургских записках 1836 года" писал: "Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как немец, русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Они родились из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце. У народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность". Эти мысли каждый хореограф должен запомнить на всю жизнь. Особенно надо задуматься над ними тем хореографам, которые строят свою деятельность исключительно на движениях классической школы и танца "модерн", совершенно выхолостив из них всякие признаки национальной характеристики.

Танцевальное искусство имеет и другие танцевальные особенности. В нем в частности в качестве главного средства создания художественного образа используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык танца. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.

Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства отдельные выразительные движения видоизменялись, заострялись, становились все более условными, тем не менее, они не превратились в бессмысленные "схемы", в каждом из них можно увидеть то или иное значение.

Язык танца перекликается и с языком пантомимы. Оба они имеют общую первооснову - реальные жизненные движения. Однако танцевальные движения меньше походят на бытовые, они достаточно условны. Их обобщенная, "заостренная" форма, приобретенная в ходе исторического развития, стала очень своеобразной. Благодаря ей, танцевальные движения значительно отличаются от своей первоосновы и обладают особой выразительностью.

Особенностью танцевального искусства является также то, что при построении танца для выражения общей идеи, передачи сюжетного развития подбирается именно те движения, которые способствуют такому выражению в наибольшей степени. В целостной композиции это пластически-обобщенная символика, благодаря своей генетической связи с реальными жизненными движениями порождает у зрителя определенные образные ассоциации. Это позволяет понимать содержание танца в системе присущего ему языка без словесных пояснений. Язык танца, т.е. язык жестов, поз и движений универсален и понятен людям любой национальности не зависимо от того, в каком уголке мира они проживают и на каком языке они разговаривают. Один и тот же танец вызывает у всех людей одни и те же эмоции, ассоциации, чувства, переживания. Именно поэтому из всех видов искусств только танец до такой глубины способен объединить людей в едином переживании. Это способность позволяет танцу стать средством общения, средством коммуникации между людьми.

Специфической особенностью танцевального искусства, является также органическая связь его языка с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Танец не возможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов или сложное симфоническое произведение. Музыка задает не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но и является основой его образного содержания. Художественные достоинства музыкального произведения во многом определяют эстетическую ценность танцевального текста.

Музыка является первоосновой при рождении танца. Искренне, живое переживание музыки служит необходимой предпосылкой, основанием для проявления двигательной активности. Такое переживание всегда целостно. Оно захватывает все существо человека. Музыка начинает управлять движением на глубинном, неосознаваемом уровне. Импульс, рождаемый музыкой, вызывает перераспределение мышечного тонуса в теле, меняет структуру дыхания, наполняет тело непрерывными потоками. Возникающие при этом движения рефлекторны по своей природе и индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают наши индивидуальные черты. Поэтому воздействие танца на человека всегда индивидуально. В этом еще одна его особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение хореографией, отдает предпочтение какому-либо хореографическому жанру, любимому танцу, имея определенный опыт исполнителя. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так же необходимо учиться и танцевать, учиться постигать прекрасный язык танца, постепенно вырабатывать художественный вкус, потребность постоянного общения с хореографией, все более тонко и разнообразно ощущая художественные переживания танца.

Сила воздействия хореографического искусства на духовный мир человека огромна. Танец и движение присуще вселенной. Грациозно извиваются растения, они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.

По своей природе все мы музыкальны и обладаем чувством ритма. С момента зачатия нас окружают музыка и ритм - от звуков доносящихся сквозь оболочку зародыша, до ритма ударов сердца. А кто не слышал, как поет мать, мерно покачивая своего ребенка?

Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию и наполняет ею человеческий организм. Оно порождает также психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования.

Именно это положено в основу священных и магических танцев, являющихся неотъемлемой частью культуры любой цивилизации. Шаман и священнослужитель с помощью музыки и танца входили в состояние транса. Ритуальный танец всегда был синтезом духа и движения.

Современный танец так же, как и древний ритуальный танец, обладает магической силой, пробуждающей внутреннюю энергию, творческое начало, способность к импровизации. Управляемое физическое действо человека в форме танца соединяет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями, помогает нам сохранять контакт с высшими жизненными силами. Каждое движение и жест приводит к электрическим изменениям в теле и мозге центральная нервная и мышечная системы преобразуют музыкальные ритмы в форму движения, что позволяет нам расширить традиционное восприятие мира.

Трансцендентальность, способность через подсознание воздействовать на духовный мир человека - еще одно неотъемлемое свойство танца, вызывающее эмоциональный отклик, яркие и красивые мысли и глубокие чувства в человеческой душе.

Особенностью хореографического искусства является также ярко выраженный игровой характер большинства видов танцев, в особенности народных и бытовых, что придает им легкость восприятия и исполнения, положительную эмоциональную окраску и доступность понимания.


 

ТАНЕЦ КАК ВИД ИСКУССТВА Танец - это музыкально-пластическое искусство

ТАНЕЦ КАК ВИД ИСКУССТВА Танец - это музыкально-пластическое искусство

Особенностью танцевального искусства является также то, что при построении танца для выражения общей идеи, передачи сюжетного развития подбирается именно те движения, которые способствуют такому выражению…

Особенностью танцевального искусства является также то, что при построении танца для выражения общей идеи, передачи сюжетного развития подбирается именно те движения, которые способствуют такому выражению…

Именно это положено в основу священных и магических танцев, являющихся неотъемлемой частью культуры любой цивилизации

Именно это положено в основу священных и магических танцев, являющихся неотъемлемой частью культуры любой цивилизации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022