Направление программы - спортивно-оздоровительное.
Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»),
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличенияНаправление программы - спортивно-оздоровительное.
Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»),
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
срок реализации 4 года
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС»
возраст обучающихся 6.5 — 10.5 лет
1Пояснительная записка
Направление программы - спортивно-оздоровительное.
Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей
дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»),
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении
разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления
оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и
дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и
повышение функциональных возможностей человека.
В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья
ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной как
мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Цели и задачи.
К образовательным задачам относятся содействие развитию и совершенствованию жизненно необходимых
свойств, функций и качеств человека: связаных с формированием двигательных умений и навыков, обогащением
двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене,
закаливании.
К воспитательным:
необходимой частью здорового образа жизни детей.
привитию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями как неотъемлемой,
сформировать навыки выполнений танцевальных упражнений.
воспитать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
формированию ответственности .
развитие требовательности к себе и другим.
воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
К развивающим:
росту и развитию опорно-двигательного аппарата(формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия);
развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и
нервной системы организма, а также коррекция зрения;
совершенствованию физических качеств; развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-
силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики рук и проприоцептивной чувствительности;
формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, развития
памяти на движение, внимания;
2укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем
развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков
пластичности, изящества.
развивать и поддерживать гибкость своего тела.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
понимать и пользоваться терминологией используемой при обучении
выполнять комплекс гимнастических упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного
По окончании занятий по данной программе обучающиеся должны:
аппарата;
По окончании занятий по данной программе у обучающихся должны быть развиты следующие физические
уметь работать в коллективе и иметь опыт выступлений;
знать способы самоконтроля за самочувствием и основы личной гигиены;
знать правила техники безопасности на занятии по программе и контролировать свое поведение в
соответствии с правилами.
качества: гибкость, выносливость выворотность стоп, правильная осанка, развернутые плечи, координация движений,
необходимая для выполнения упражнений и танцевальных номеров.
выступления детей в открытых мероприятиях. Могут быть составлены сводные таблицы, где рост достижений
обучающихся оценивается по трем уровня: высокий, средний, низкий. Критерий успешности овладения программой в
соответствии с уровнем может быть следующим:
Для диагностики успешности овладения обучающимися содержания программы ведется журнал, где отражаются
может выполнить задание, ориентируясь на помощь педагога или друга – слабый уровень,
может самостоятельно выполнить задание – средний уровень,
может самостоятельно выполнить задание и оказать помощь при выполнении заданий другому учащемуся –
высокий уровень.
Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения.
Занятия проводятся два раз в неделю в рамках внеурочной деятельности. Формами проведения занятий являются:
учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная.
Отличительной особенностью программы «Танцевальный фитнес)» является новая нестандартная
методика, включающая упражнения, укрепляющие осанку, для профилактики плоскостопия, суставной,
Отличительная особенность.
3дыхательной гимнастики, а также для глаз, мелкой моторики рук, для растягивания и расслабления мышц и
связок, самомассаж. Предполагается, что освоение данных программы поможет естественному развитию
организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию.
При разработке программы авторы опирались на теорию и методику физического воспитания, практику
оздоровительной физической культуры, детского фитнеса, врачебно-физического контроля. Логика построения
предлагаемых программ , их взаимосвязь – соответствует педагогическим принципам дидактика и
специальным требованиям в обучении ( непрерывность, целостность, личностно ориентированный процесс
обучения и др. ) Содержание программы связано с программой по физическому воспитанию в дошкольных и
школьных (образовательных) учреждениях, учитываются возрастные особенности детей, развитие их основных
движений, возможности восприятия.
Программа построена на педагогических принципах:
Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо
соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их
физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности
каждого ребёнка, его интересы и возможности.
Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и
сверстниками.
Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых
движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном
задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Условия реализации программы
Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год.
Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная.
Группа состоит из 10-15 человек.
4Первый год обучения
(сетка часов при одном занятие в неделю, 34 часа в год).
Учебный план
Наименование раздела
Теоретический раздел
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения
Стретчинг; суставная гимнастика
Упр. в беге и прыжках
Упр. на расслабление мышц и
самомассаж
Подвижные игры
Формирование и укрепление
правильной осанки в фитнес танце
Профилактика плоскостопия
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Фитбол гимнастика
Итого
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
5
Количество часов
практика
теория
2
2
2
4
2
2
2
6
2
2
2
6
34Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика и содержание занятий; назначение спортивного зала и правила поведения в нём;
предупреждения травматизма в нём; предупреждения травматизма на занятиях; пальчиковая
гимнастика-характеристика и назначение.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами;
знание правильной осанки; основы самомассажа и его применения.
Профилактика плоскостопия; правила свободного и рационального дыхания. Упражнения на
расслабление мышц.
Правила личной гигиены и основы здорового образа жизни.
Самостоятельная работа по развитию двигательных способностей для профилактики различных
заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Строева стойка, повороты на месте и в движении; перестроения; размыкание по заданию
Перестроения из колонны по одному(шеренги) в колонну по два(в две шеренги) по
предварительному расчёту «на 1-ый и 2-ой».
Размыкание и смыкание приставными шагами.
Фигурная маршировка «противоходом», «змейкой», «диагональ»
Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками.Стойка на прямых и согнутых ногах в
сочетании с другими движениями.
Седы, упоры и положения лёжа на спине, животе, движения ногами в этих исходных положениях.
Приседы и полуприседы.
Развитие двигательных способностей(мышечной силы, гибкости, выносливости, быстроты
педагога.
движений).
Растяжка всего тела; общеразвивающие упражнения суставной гимнастики на суставы(кисть,
локоть, плечевой сустав) и ног(стопа, коленный и тазобедренный суставы).
Общеразвивающие упражнения суставной гимнастики на туловище(грудной, поясничный, тазовый
отдел); для мышц шеи.
Разделы
плана
1.Теоретиче
ский
(основы
занятий)
2.Строевые
упражнения
3.Общеразви
вающие
упражнения
4.Стречинг,с
уставная
гимнастика
6 Бег с высоким подниманием бедра.
Прыжки на двух ногах
Переход в движении с ходьбы на бег и наоборот.
Прыжки на двух и одной ноге.
Бег с захлёстыванием голени назад; прыжок с ноги на ногу.
Контрастные движения руками по напряжению и расслаблению. Посегментное расслабление рук и
ног лёжа,потряхивание ног в положении сидя и лёжа.
Элементы самомассажа : поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.
Свободное раскачивание рук при поворотах туловища.
Полное расслабление в положении лёжа.
Подвижные игры по возрасту учащихся
Эстафеты с бегом, прыжками, предметами – на внимание
Упражнения на создание представлений и формирования правильной осанки
Объяснение, показ положения тела правильной осанке; контрольные упражнения у стены на
положение правильной осанки(спиной к стене); поднимание рук и ног, наклоны, полуприседы, при
седы и др.
Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного «корсета» и развитие силы.
Сила мышц сгибание и разгибание рук (отжимания в различных исходных положениях…)
Сила мышц сгибателей и разгибателей ног(полуприседы, приседы, выпады)
Сила мышц разгибателей спины (поднимание и опускание туловища лёжа на спине, поднимание
ног назад)
Сила мышц брюшного пресса(группировки , поднимание ног и туловища вперёд из различных исх.
положений) общеразвивающие упражнения с мячом.
Упражнения на равновесие.
Упр.на силу мышц туловища.
Упр. на гибкость.
Упр.развивающее грудную клетку и укрепляющие дыхательную мускулатуру.
Специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении лёжа, сидя, в упоре сидя.
Упражнения в равновесии – на полу, стоя на двух и одной ноге(переходы на разные своды стопы,
носки, пятки); ходьба по линии, верёвочке.
Упражнения с предметами: булава(перекаты и вращения на полу, поднимание и опускание и др.
движения стопами и ногами).
5.Упражнени
я в беге
и прыжках
6.Упр.на
расслаблени
е мышц и
самомассаж
7.Подвижны
е игры
8.Формирова
ние
и
укрепление
осанки в
фитнес
танце
9.Профилакт
ика
плоскостопи
я
710.Дыхатель
ная
гимнастика
11.Пальчико
вая
гимнастика
12.Фитбол-
гимнастика
Освоение различных типов дыхания: ключичное(сидя), грудное(сидя, стоя),
диафрагмальное(лёжа).
Упр. с постепенным увеличением длительности вздоха или (и) выдоха. Дыхание при выполнении
Смешанные типы дыхания при силовой работе лёжа, в упорах, сидя(брюшной пресс – грудное
ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений.
дыхание; плечевой пояс - брюшное дыхание).
Дыхание с задержкой.
Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой(упр. головой, туловищем, ногами, на
расслабление).
Упражнения с появлением мышечной силы пальцев рук.
Упр.на гибкость и подвижность суставов пальцев рук.
Упр.на координацию движений пальцев рук.
«Самомассаж пальчиков»
Общеразвивающие упр. сидя на мяче, без предметов. Рук, ног, туловища, комбинированные
упр.Упр. сидя на мяче для развития мышечной силы, гибкости, координации движений.
Общеразв. упр. с мячом: броски, ловля, перекаты, отбивы от пола. Работа в парах.
Равновесия, опоры, обхваты(сидя на мяче с захватом его ногами);сидя на мяче ноги врозь, лёжа
спиной на мяче, лёжа животом на мяче(без отрыва ног), руки в сторону.
Равновесия: в положении лёжа на боку; стоя одной ногой, опора другой ногой о мяч; в стойке на
лопатках, руки в стороны на полу с опорой одной ногой на мяч, другая согнута вперёд; упор сидя
на пятках на мяче.
Лёжа, сидя на мяче, руки в стороны с отрывом ног от пола; группировка сидя на мяче; сед ноги
Общеразв. упр. с мячом: в подвижных играх, эстафетах; с использованием мяча как отягощение,
врозь на мяче, руки вверх.
опора, препятствие, ориентир.
▪
В теоретическом разделе программы «Танцевальный фитнес» входят темы, без знаний которых овладение
учебно-практическим материалом будет затруднено.Тематика раздела включает в себя правила поведения я спортивном
зале и предупреждение травматизма; правила безопасности при занятиях упражнениями без предмета, с предметами;
назначение и направленность упражнений в танце для оздоровления занимающихся; правила личной гигиены и
здорового образа жизни.
Строевые упражнения в танце являются средством организации занимающихся и целесообразного их
размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развитию глазомера, чувства ритма и
темпа, формируют навыки коллективных действий, могут служить средством снижения физической нагрузки.
▪
8▪
Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм
занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.
Стретчинг и суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но
▪
▪
и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность. Происходит хорошее разогревание
организма, и даёт повышенный оздоровительный эффект.
Упражнения в беге и прыжках являются жизненно необходимыми естественными и прикладными
упражнениями. Воздействуют на мышцы всего тела и усиливают деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой,
нервно-мышечной системы организма ребёнка, повышают обмен веществ, воспитывают настойчивость и выдержку,
способствуют развитию быстроты и выносливости, дают возможность регулировать физическую нагрузку.
Упражнения не расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что
улучшает качество двигательного навыка; применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему
кровоснабжению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие, стабилизируют сон, нормализуют физиологические
процессы в организме. Такие упражнения способствуют формированию сознательного умения быть здоровым.
Подвижные игры – развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. Здесь используются
приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации, соревнования.
Формирование и укрепление осанки в танце. Практически все упражнения в программе
«Танцевальный фитнес» являются средствами для формирования правильной осанки. Все упражнения,движения: на
создание представления и формирование правильной осанки; на укрепление мышц и формирование «мышечного
корсета» и развитие силы; закрепление и совершенствование навыков правильной осанки; коррекционные упражнения.
Профилактика плоскостопия- упражнения в фитнесе направлены на воспитание стереотипа правильного
положения тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе. Применяются специальные упражнения для укрепления
сводов стопы и различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры и без неё) . Они сочитаются с
общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.
Дыхательная гимнастика. Дыхание имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное воздействие на
человека. При разработке упражнений дыхательной гимнастики использованы специальные упражнения для развития
дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями. Особое
внимание уделялось образным дыхательным упражнениям для детей, а также сочетание их с расслабляющими
движениями.
Пальчиковая гимнастика в программе «Танцевальная гимнастика» предоставлена упражнениями для
развития мелкой моторики и координации движений рук, особенно пальцев, что способствует ручной умелости ребёнка в
игровой и учебной деятельности. Упражнения обогащают внутренний мир ребёнка, оказывают положительное
воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию детей и превышают учебный процесс а
увлекательную игру.
Фитбол-гимнастика – это упражнения сидя на мяче. Они способствуют лечению многих заболеваний – таких,
как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астео-неврастенический синдром и др. (Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук 2003)
9Лёгкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов : улучшает отток лимфы и венозной
крови, лёгочное кровообращение, способствует откашливанию (при заболевании лёгких) нормализует перистальтику
кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием
(А.А.Потапчук,М.Д.Дидур,2001) В программе «Танцевальный фитнес» большое внимание уделяется фитболу и и его
использованию как опоры, предмета массажёра, препятствия, отягощения, ориентира, амортизатора.
дата
Календарно-тематическое планирование
Тема
Теория
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения
Стретчинг; суставная гимнастика
Упр. в беге и прыжках
Упр. на расслабление мышц и самомассаж
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
№
1
2
3
4
5
6
7
10Профилактика плоскостопия
Фитбол гимнастика
Стретчинг; суставная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Подвижные игры
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
Пальчиковая гимнастика
Фитбол гимнастика
Общеразвивающие упражнения
Дыхательная гимнастика
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
Строевые упражнения
Стретчинг; суставная гимнастика
Упр. в беге и прыжках
Упр. на расслабление мышц и самомассаж
Фитбол гимнастика
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
Теория
Пальчиковая гимнастика
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1127
28
29
30
31
32
33
Фитбол гимнастика
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
Подвижные игры
Фитбол гимнастика
Профилактика плоскостопия
Стретчинг; суставная гимнастика
Фитбол гимнастика
Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
34
Методическое обеспечение.
Учитывая, что в кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач учителя является
исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной
выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений,
отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости,
стиле, грации.
Отчеты кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем
выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями на школьных праздниках.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений
детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена
заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки и мальчики
надевают шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя
фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики,
шляпки, мячи и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и
организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих
12способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа
предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой, фитболом.
технического обеспечения:
Материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально –
· наличие специального зала, оснащенного зеркалами;
· качественное освещение в дневное и вечернее время;
· музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
· специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик, фитбольные мячи);
· костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с
родителями).
Литература
для педагогов:
1. Богданов А. Г. Урок русского народного танца. - Уфа, 1978.
2. Барышникова Т. И. Азбука хореографии. - М., 2000.
3. Васильева Е. К. Танец. – М.: Искусство, 1968.
4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – экзерсис на середине зала.
5. Захаров Р. П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999.
6. Кауль Н. Н. Как научить танцевать. - Ростов, 2004.
7. Красовская В. М. История русского балета. - Л.,1978.
8. Климов А. А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
9. Устинова Т. П. Русский народный танец. - М., 1976.
10. Остапенко С. В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006.
11. Учебно-методическое пособие. СГПИ. 2006.
12. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений. – М., Просвещение,1998.
13. Плетнев Л. Павлова Т. Линия танца. Книга 1 и 2 –М., 1995.
1314. Программы для внешкольных учреждений. Просвещение, М., 1981.
15. Ритмика + пластика. Учебное пособие. Липецк. 1986.
16. Эльяш Н. Образы танца. - М., Знание. 1979.
для детей:
1. Блок Л. Б. Классический танец. История и современность. - М., 1987.
2. Бекина С. И. Музыка и движения. - М.: Просвещение,1983.
3.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – упр. у станка.
4. Годенко М. Мастер танца. - Красноярск, 1997.
5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. - М., 2003.
6. Заикин И. И. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1999.
7. Климов А. А. Русский народный танец. Учебное пособие. - М., 1996.
8. Лисицкая Т. Пластика. Ритм. Физкультура и спорт.- М., 1987.
9. Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах. М.,1986.
10. Основы русского народного танца. – М.: МГУКИ.1998.
11. Ткаченко Т. Народный танец. М.: Искусство, 1967.
1415