ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Направление программы - спортивно-оздоровительное. Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»), Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека. В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличенияНаправление программы - спортивно-оздоровительное. Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»), Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека. В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения
Иконка файла материала gsa_tants._fitnes_1ch.ned_.doc
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ срок реализации 4 года «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС» возраст обучающихся 6.5 — 10.5 лет 1Пояснительная записка Направление программы - спортивно-оздоровительное. Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»), Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека. В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Цели и задачи. К образовательным задачам относятся содействие развитию и совершенствованию жизненно необходимых свойств, функций и качеств человека: связаных с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. К воспитательным:  необходимой частью здорового образа жизни детей. привитию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями как неотъемлемой, сформировать навыки выполнений танцевальных упражнений. воспитать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению. формированию ответственности . развитие требовательности к себе и другим. воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.      К развивающим: росту и развитию опорно-двигательного аппарата(формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия); развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма, а также коррекция зрения; совершенствованию физических качеств; развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно- силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики рук и проприоцептивной чувствительности; формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, развития памяти на движение, внимания;    2укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков пластичности, изящества. развивать и поддерживать гибкость своего тела.       Ожидаемые результаты и способы их проверки. понимать и пользоваться терминологией используемой при обучении выполнять комплекс гимнастических упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного По окончании занятий по данной программе обучающиеся должны:   аппарата;    По окончании занятий по данной программе у обучающихся должны быть развиты следующие физические уметь работать в коллективе и иметь опыт выступлений; знать способы самоконтроля за самочувствием и основы личной гигиены; знать правила техники безопасности на занятии по программе и контролировать свое поведение в соответствии с правилами. качества: гибкость, выносливость выворотность стоп, правильная осанка, развернутые плечи, координация движений, необходимая для выполнения упражнений и танцевальных номеров. выступления детей в открытых мероприятиях. Могут быть составлены сводные таблицы, где рост достижений обучающихся оценивается по трем уровня: высокий, средний, низкий. Критерий успешности овладения программой в соответствии с уровнем может быть следующим: Для диагностики успешности овладения обучающимися содержания программы ведется журнал, где отражаются может выполнить задание, ориентируясь на помощь педагога или друга – слабый уровень, может самостоятельно выполнить задание – средний уровень, может самостоятельно выполнить задание и оказать помощь при выполнении заданий другому учащемуся – высокий уровень. Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения. Занятия проводятся два раз в неделю в рамках внеурочной деятельности. Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная. Отличительной особенностью программы «Танцевальный фитнес)» является новая нестандартная методика, включающая упражнения, укрепляющие осанку, для профилактики плоскостопия, суставной, Отличительная особенность. 3дыхательной гимнастики, а также для глаз, мелкой моторики рук, для растягивания и расслабления мышц и связок, самомассаж. Предполагается, что освоение данных программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию. При разработке программы авторы опирались на теорию и методику физического воспитания, практику оздоровительной физической культуры, детского фитнеса, врачебно-физического контроля. Логика построения предлагаемых программ , их взаимосвязь – соответствует педагогическим принципам дидактика и специальным требованиям в обучении ( непрерывность, целостность, личностно ориентированный процесс обучения и др. ) Содержание программы связано с программой по физическому воспитанию в дошкольных и школьных (образовательных) учреждениях, учитываются возрастные особенности детей, развитие их основных движений, возможности восприятия. Программа построена на педагогических принципах:  Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях. Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой. Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности   каждого ребёнка, его интересы и возможности. Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.   Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта. Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.  Условия реализации программы Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год. Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная. Группа состоит из 10-15 человек. 4Первый год обучения (сетка часов при одном занятие в неделю, 34 часа в год). Учебный план Наименование раздела Теоретический раздел Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Стретчинг; суставная гимнастика Упр. в беге и прыжках Упр. на расслабление мышц и самомассаж Подвижные игры Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце Профилактика плоскостопия Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Фитбол гимнастика Итого № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 5 Количество часов практика теория 2 2 2 4 2 2 2 6 2 2 2 6 34Содержание СОДЕРЖАНИЕ  Характеристика и содержание занятий; назначение спортивного зала и правила поведения в нём; предупреждения травматизма в нём; предупреждения травматизма на занятиях; пальчиковая гимнастика-характеристика и назначение.  Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами; знание правильной осанки; основы самомассажа и его применения.  Профилактика плоскостопия; правила свободного и рационального дыхания. Упражнения на расслабление мышц.  Правила личной гигиены и основы здорового образа жизни.  Самостоятельная работа по развитию двигательных способностей для профилактики различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.  Строева стойка, повороты на месте и в движении; перестроения; размыкание по заданию  Перестроения из колонны по одному(шеренги) в колонну по два(в две шеренги) по предварительному расчёту «на 1-ый и 2-ой».  Размыкание и смыкание приставными шагами.  Фигурная маршировка «противоходом», «змейкой», «диагональ»  Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками.Стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями.  Седы, упоры и положения лёжа на спине, животе, движения ногами в этих исходных положениях.  Приседы и полуприседы.  Развитие двигательных способностей(мышечной силы, гибкости, выносливости, быстроты педагога. движений).  Растяжка всего тела; общеразвивающие упражнения суставной гимнастики на суставы(кисть, локоть, плечевой сустав) и ног(стопа, коленный и тазобедренный суставы).  Общеразвивающие упражнения суставной гимнастики на туловище(грудной, поясничный, тазовый отдел); для мышц шеи. Разделы плана 1.Теоретиче ский (основы занятий) 2.Строевые упражнения 3.Общеразви вающие упражнения 4.Стречинг,с уставная гимнастика 6 Бег с высоким подниманием бедра.  Прыжки на двух ногах  Переход в движении с ходьбы на бег и наоборот.  Прыжки на двух и одной ноге.  Бег с захлёстыванием голени назад; прыжок с ноги на ногу.  Контрастные движения руками по напряжению и расслаблению. Посегментное расслабление рук и ног лёжа,потряхивание ног в положении сидя и лёжа.  Элементы самомассажа : поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.  Свободное раскачивание рук при поворотах туловища.  Полное расслабление в положении лёжа.  Подвижные игры по возрасту учащихся  Эстафеты с бегом, прыжками, предметами – на внимание  Упражнения на создание представлений и формирования правильной осанки  Объяснение, показ положения тела правильной осанке; контрольные упражнения у стены на положение правильной осанки(спиной к стене); поднимание рук и ног, наклоны, полуприседы, при седы и др.  Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного «корсета» и развитие силы.  Сила мышц сгибание и разгибание рук (отжимания в различных исходных положениях…)  Сила мышц сгибателей и разгибателей ног(полуприседы, приседы, выпады)  Сила мышц разгибателей спины (поднимание и опускание туловища лёжа на спине, поднимание ног назад)  Сила мышц брюшного пресса(группировки , поднимание ног и туловища вперёд из различных исх. положений) общеразвивающие упражнения с мячом.  Упражнения на равновесие.  Упр.на силу мышц туловища.  Упр. на гибкость.  Упр.развивающее грудную клетку и укрепляющие дыхательную мускулатуру.  Специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении лёжа, сидя, в упоре сидя.  Упражнения в равновесии – на полу, стоя на двух и одной ноге(переходы на разные своды стопы, носки, пятки); ходьба по линии, верёвочке.  Упражнения с предметами: булава(перекаты и вращения на полу, поднимание и опускание и др. движения стопами и ногами). 5.Упражнени я в беге и прыжках 6.Упр.на расслаблени е мышц и самомассаж 7.Подвижны е игры 8.Формирова ние и укрепление осанки в фитнес танце 9.Профилакт ика плоскостопи я 710.Дыхатель ная гимнастика 11.Пальчико вая гимнастика 12.Фитбол- гимнастика  Освоение различных типов дыхания: ключичное(сидя), грудное(сидя, стоя), диафрагмальное(лёжа).  Упр. с постепенным увеличением длительности вздоха или (и) выдоха. Дыхание при выполнении  Смешанные типы дыхания при силовой работе лёжа, в упорах, сидя(брюшной пресс – грудное ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений. дыхание; плечевой пояс - брюшное дыхание).  Дыхание с задержкой.  Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой(упр. головой, туловищем, ногами, на расслабление).  Упражнения с появлением мышечной силы пальцев рук.  Упр.на гибкость и подвижность суставов пальцев рук.  Упр.на координацию движений пальцев рук.  «Самомассаж пальчиков»  Общеразвивающие упр. сидя на мяче, без предметов. Рук, ног, туловища, комбинированные упр.Упр. сидя на мяче для развития мышечной силы, гибкости, координации движений.  Общеразв. упр. с мячом: броски, ловля, перекаты, отбивы от пола. Работа в парах.  Равновесия, опоры, обхваты(сидя на мяче с захватом его ногами);сидя на мяче ноги врозь, лёжа спиной на мяче, лёжа животом на мяче(без отрыва ног), руки в сторону.  Равновесия: в положении лёжа на боку; стоя одной ногой, опора другой ногой о мяч; в стойке на лопатках, руки в стороны на полу с опорой одной ногой на мяч, другая согнута вперёд; упор сидя на пятках на мяче.  Лёжа, сидя на мяче, руки в стороны с отрывом ног от пола; группировка сидя на мяче; сед ноги  Общеразв. упр. с мячом: в подвижных играх, эстафетах; с использованием мяча как отягощение, врозь на мяче, руки вверх. опора, препятствие, ориентир. ▪ В теоретическом разделе программы «Танцевальный фитнес» входят темы, без знаний которых овладение учебно-практическим материалом будет затруднено.Тематика раздела включает в себя правила поведения я спортивном зале и предупреждение травматизма; правила безопасности при занятиях упражнениями без предмета, с предметами; назначение и направленность упражнений в танце для оздоровления занимающихся; правила личной гигиены и здорового образа жизни. Строевые упражнения в танце являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развитию глазомера, чувства ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, могут служить средством снижения физической нагрузки. ▪ 8▪ Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку. Стретчинг и суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но ▪ ▪ и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность. Происходит хорошее разогревание организма, и даёт повышенный оздоровительный эффект. Упражнения в беге и прыжках являются жизненно необходимыми естественными и прикладными упражнениями. Воздействуют на мышцы всего тела и усиливают деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системы организма ребёнка, повышают обмен веществ, воспитывают настойчивость и выдержку, способствуют развитию быстроты и выносливости, дают возможность регулировать физическую нагрузку. Упражнения не расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка; применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровоснабжению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие, стабилизируют сон, нормализуют физиологические процессы в организме. Такие упражнения способствуют формированию сознательного умения быть здоровым. Подвижные игры – развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. Здесь используются   приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации, соревнования.  Формирование и укрепление осанки в танце. Практически все упражнения в программе   «Танцевальный фитнес» являются средствами для формирования правильной осанки. Все упражнения,движения: на создание представления и формирование правильной осанки; на укрепление мышц и формирование «мышечного корсета» и развитие силы; закрепление и совершенствование навыков правильной осанки; коррекционные упражнения. Профилактика плоскостопия- упражнения в фитнесе направлены на воспитание стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе. Применяются специальные упражнения для укрепления сводов стопы и различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры и без неё) . Они сочитаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц. Дыхательная гимнастика. Дыхание имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное воздействие на человека. При разработке упражнений дыхательной гимнастики использованы специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями. Особое внимание уделялось образным дыхательным упражнениям для детей, а также сочетание их с расслабляющими движениями. Пальчиковая гимнастика в программе «Танцевальная гимнастика» предоставлена упражнениями для развития мелкой моторики и координации движений рук, особенно пальцев, что способствует ручной умелости ребёнка в игровой и учебной деятельности. Упражнения обогащают внутренний мир ребёнка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию детей и превышают учебный процесс а увлекательную игру. Фитбол-гимнастика – это упражнения сидя на мяче. Они способствуют лечению многих заболеваний – таких, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астео-неврастенический синдром и др. (Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук 2003)   9Лёгкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов : улучшает отток лимфы и венозной крови, лёгочное кровообращение, способствует откашливанию (при заболевании лёгких) нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием (А.А.Потапчук,М.Д.Дидур,2001) В программе «Танцевальный фитнес» большое внимание уделяется фитболу и и его использованию как опоры, предмета массажёра, препятствия, отягощения, ориентира, амортизатора. дата Календарно-тематическое планирование Тема Теория Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения Стретчинг; суставная гимнастика Упр. в беге и прыжках Упр. на расслабление мышц и самомассаж Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце № 1 2 3 4 5 6 7 10Профилактика плоскостопия Фитбол гимнастика Стретчинг; суставная гимнастика Дыхательная гимнастика Подвижные игры Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце Пальчиковая гимнастика Фитбол гимнастика Общеразвивающие упражнения Дыхательная гимнастика Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце Строевые упражнения Стретчинг; суставная гимнастика Упр. в беге и прыжках Упр. на расслабление мышц и самомассаж Фитбол гимнастика Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце Теория Пальчиковая гимнастика 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1127 28 29 30 31 32 33 Фитбол гимнастика Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце Подвижные игры Фитбол гимнастика Профилактика плоскостопия Стретчинг; суставная гимнастика Фитбол гимнастика Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце 34 Методическое обеспечение. Учитывая, что в кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач учителя является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри. Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации. Отчеты кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями на школьных праздниках. В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях. На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки и мальчики надевают шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек. Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, мячи и т.д. Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих 12способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой, фитболом. технического обеспечения: Материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий. Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – · наличие специального зала, оснащенного зеркалами; · качественное освещение в дневное и вечернее время; · музыкальная аппаратура, аудиозаписи; · специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик, фитбольные мячи); · костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями). Литература для педагогов: 1. Богданов А. Г. Урок русского народного танца. - Уфа, 1978. 2. Барышникова Т. И. Азбука хореографии. - М., 2000. 3. Васильева Е. К. Танец. – М.: Искусство, 1968. 4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – экзерсис на середине зала. 5. Захаров Р. П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999. 6. Кауль Н. Н. Как научить танцевать. - Ростов, 2004. 7. Красовская В. М. История русского балета. - Л.,1978. 8. Климов А. А. Основы русского народного танца. - М., 1994. 9. Устинова Т. П. Русский народный танец. - М., 1976. 10. Остапенко С. В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006. 11. Учебно-методическое пособие. СГПИ. 2006. 12. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений. – М., Просвещение,1998. 13. Плетнев Л. Павлова Т. Линия танца. Книга 1 и 2 –М., 1995. 1314. Программы для внешкольных учреждений. Просвещение, М., 1981. 15. Ритмика + пластика. Учебное пособие. Липецк. 1986. 16. Эльяш Н. Образы танца. - М., Знание. 1979. для детей: 1. Блок Л. Б. Классический танец. История и современность. - М., 1987. 2. Бекина С. И. Музыка и движения. - М.: Просвещение,1983. 3.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – упр. у станка. 4. Годенко М. Мастер танца. - Красноярск, 1997. 5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. - М., 2003. 6. Заикин И. И. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1999. 7. Климов А. А. Русский народный танец. Учебное пособие. - М., 1996. 8. Лисицкая Т. Пластика. Ритм. Физкультура и спорт.- М., 1987. 9. Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах. М.,1986. 10. Основы русского народного танца. – М.: МГУКИ.1998. 11. Ткаченко Т. Народный танец. ­ М.: Искусство, 1967. 1415