Татарские народные игры
Оценка 4.9

Татарские народные игры

Оценка 4.9
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
01.02.2017
Татарские народные игры
В нашей республике издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Исходя из этого был разработан национальный региональный компонент. НРК - составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанные на особенностях истории, языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа.
Народная игра.docx
Татарские народные игры «Продаем горшки» ( Чулмэк уены). Играющие разделяются на две группы. Дети­ горшки, встав на колени или усевшись  образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной.  Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает  разговор: ­Эй, дружок, продай горшки! ­Покупай. ­Сколько дать тебе рублей? ­Три отдай. Водящий три раза (или столько, сколько согласился продать горшок его хозяин, но не  более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу (круг  обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это  место, а отставший становится водящим. Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют  права задевать других игроков. «Хлопушки» (Абакле). На противоположных сторонах комнаты отмечаются двумя параллельными линиями два  города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе,  правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп – сигнал такой: Я бегу, а ты за мной! С этими словами водящий хлопает легко кого­нибудь по ладони. Водящий и запятнанный  бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а  отставший становится водящим. «Займи место» (Буш урын). Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сороку стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу­ Беги! Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а  тот, кого ударили, устремляется со своего место по кругу на встречу водящему.  Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Дидактические игры: «Выложи узор». Дидактическая задача: закреплять умение различать татарские народные орнаменты.  Упражнять в составлении узоров. Активизировать в речи детей названия мотивов  орнамента. Игровая задача: украсить предметы быта (полотенце, салфетку, посуду), обувь (сапоги,  туфли) и одежду(фартук, платье, сарафан, головной убор). Игровые действия: дети украшают узорами любой предмет. Правила игры: внимательно рассматривать узоры. Игровой материал: плоскостное изображение на картоне различных предметов и узоров  народных татарских орнаментов (полотенце, платок, платье, сарафан, сапоги, туфли,  салфетка, скатерть и др). «Наряд для богатыря». Правила игры: внимательно всматриваться в предметы татарской народной одежды.  Недостающие детали и предметы одежды создавать самостоятельно. Игровая задача: нарядить богатыря. Игровой материал: картонные куклы богатырей, предметы одежды из бумаги. «Наряд для куклы». Дидактическая задача: упражнять детей в определении предметов и частей одежды.  Побуждать к творчеству, вызывая желание самостоятельно придумывать костюмы. Воспитывать интерес к народной культуре. Игровая задача: нарядить куклу. Игровые действия: дети наряжают куклу, используя готовые предметы одежды или  создавая их самостоятельно. На занятиях татарского языка используются много различных игр. При помощи народных  игр мы хотим познакомить детей с культурой, традициями татарского народа. Работая с детьми надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти  человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и  дальнейшего проявления их в общественно­полезной и творческой деятельности. Играйте с детьми в народные игры! В нашей республике  издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них  своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее  сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны  современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы  все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых  лет к своим истокам. Исходя из этого был разработан национальный региональный  компонент. НРК ­ составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно­воспитательного процесса, основанные на особенностях истории,  языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа. Нельзя учитывать, что внедрение НРК происходят почти везде в условиях двуязычия. И  это правильно, потому что дети, которые знают своих предков будут воспитаны  всестороннеразвитой личностью, толерантны, знающее и любящее свой родной край,  уважающие коренной народ, его культуру и традиции. В системе внедрение НРК дошкольного учреждения прочное место занимают народные  праздники, развлечения. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе  колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезей национальной культуры.  А какой праздник может обходиться без народных игр? Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр  органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Классификацию всех видов народных игр предлагает И. А. Панкеев автор  книги «Русские народные игры». Большинство народные игры требует от детей быстроты, ловкости, сноровки,  двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает  выносливость. Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает  праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. Активное участие в развлечения обогащает детей новыми впечатлениями, дает  возможность приобрести двигательные навыки и умения. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации  двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать  климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные  результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива  дошкольного учреждения и семьи. О программе проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются  заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку. Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха  детей. В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников. Это  национальные праздники: «Сумбелэ», «Науруз», «Масленица», «Карга боткасы»,  «Сабантуй». Развлечения: «День рождения Г. Тукая», «Зимняя забава», «День Нептуна»,  «Папа, мама, я ­ спортивная семья». Помимо этого наши воспитатели придумывают новые  развлечения. Например: «День шляпы», «День сказок». Те, кто живет в Татарстане, рано узнают о празднике Сабантуй. Веселый праздник  оставляет яркие впечатления у детей. В нашем детском саду праздник Сабантуй проходит  весело и ярко. На праздник приходят национальные герои Шурале, Батыр, Су анасы  (Водяная). Они развлекают наших детей. Кульминационный момент в конце праздника  Батыру дарим игрушечного барана. Особое место в этом празднике конечно занимают  народные подвижные игры, без них не обходиться даже самый скромный народный  праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с  коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Кураш», «Бой с подушками», «Перетягивание  канатом» и. д. И что удивительное игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это не только татарские народные игры, а также являются марийскими народными играми. Очень  красочно в детском саду проходит праздник «Масленица» с играмизабавами и обязательно  с угощением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и  образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и  любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою  художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый  игровой фольклор. Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных  условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с  положенным в нее яйцо, и нечего не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с  завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.) Такие задания выполняют троечетверо ребят, основная масса детей является зрителями. Все эти народные игры распределены по возрастам в программе (региональный  компонент), который является приложением к федеральной программе «Воспитание и  обучение в детском саду»(под редакцией М. А. Васильевой новое 4­е издание М. :Мозаика­ Синтез, 2006). Это приложение составлена с учетом национальных и региональных  особенностей Республики Татарстан (авторы К. В. Закирова, Р. А. Борханова, Г. А.  Галиева и т. д ­Казань. Издательство «Магариф». 2009) и рекомендуется  Министерством образования и науки РТ для дошкольных образовательных учреждений  Республики Татарстан. При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить  следующие: ­ недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. ­ недопустимо отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью  ребенка. ­ при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию  (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров) ­ необходимо рационально распределение физической нагрузки в разные виды  деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности) При планировании и подготовке праздника необходимо: ­ обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения. ­ подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные хороводные игры. ­ выделить ответственных за подготовку проведения праздника. ­ определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных  гостей. ­ обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний. Успешность праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко  спланирована его программа. Успехов вам в работе! Литература 1. Бабынина Т. Ф Традиции национальных культур. ­ Казань: РИЦ «Школа», 2003. 2. Богомолова М. И. ,Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане сред. воз. ­  Набережные ЧелныАльметьевск, 1993. 3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры ­ М. : Просвещение, 1986.

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры

Татарские народные игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017