Обоснование актуальности опыта.
Каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звѐздочкой» и «зажигать» окружающих своей неповторимостью, энергией, способностью, стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок. У таких детей развивается позитивное отношение ко всему происходящему. Поэтому проблема развития творческих способностей стоит сейчас очень остро. Я считаю, что роль театрализованной игры в решении всех этих задач огромна, незаменима. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности и т.д. Она раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Ведущая идея опыта, его инновационная и практическая значимость.
Педагогическая
идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с
детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей. Театрализованная деятельность –
это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством
развития художественно-творческих способностей детей. Применение
театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет
возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка.
Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли,
точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, театрализованная
деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и
открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что
театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют
его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это деятельность,
в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной
деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые
интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, мои воспитанники знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку,
а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы
и обобщения. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит
маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный
замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные
в игре можно использовать в повседневной жизни.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.
Технологичность опыта.
Развитие театрализованной деятельности — длительная работа. Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста мною проведена большая работа:
ü изучена методическая литература по проблеме,
ü приобретен и изготовлен (своими руками и с помощью родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений;
выявляется уровень эмоционального состояния детей;
составлен примерный перспективный план организации театрализованной деятельности с детьми;
в конце учебного года проводится мониторинг по результатам работы.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы с детьми:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;
6. Посещение театров в ДОУ (по возможности) или вне детского сада с родителями.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:
развитие речи детей и мелкой моторики;
формирование коммуникативных навыков;
развитие творческих способностей;
выявление талантов малышей;
формирование умения взаимодействовать с окружающими;
становление чувствительно-эмоциональной сферы;
проявление устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
воспитание эстетического вкуса;
развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.
Первое приобщение моих воспитанников к театру проходило через знакомство с кукольным театром. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Также в младшей группе вначале я самостоятельно показываю детям драматизацию сказки, привлекаю детей к проговариванию её отдельных фрагментов. Использую небольшие упражнения с детьми, после окончания театрализованной игры, предлагаю детям поиграть так же, например, в сказке «Теремок» надо попроситься в теремок, как мышка и как волк.
Именно театрализацию с детьми я начала использовать со среднего возраста. Мои воспитанники с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализируют характер движения, интонацию: идет курочка или маленький цыпленок, веселые или грустные зайцы, листики кружатся, падают на землю. Так же выполняют упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, выглянуло солнце, набежала тучка. Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
Работая над актерским мастерством, использую этюдный тренажер, даю задания показать: трусишка заяц, лисичка прислушивается, вкусная конфета, колючий еж, сонный мишка и др. Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло – холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать, как кошка выпрашивает колбасу. Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или, как ребёнок испугался медведя.
Большое внимание я всегда уделяю речи детей, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению словаря. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги героев. Дети могут самостоятельно придумывать и обыгрывать какую-либо историю используя при этом различные атрибуты: шапочки героев, фигурки для пальчикового театра. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.
Театрализованная деятельность позволяет мне формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.
Все занятия по театрализованной деятельности проводятся с использованием интеграции, т.е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин. Все это доставляет детям огромное удовольствие, а если детям нравится, то чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Чтобы заинтересовать детей игрой в театр, они должны иметь представление о настоящем театре. С помощью бесед, виртуальных экскурсий я провожу работу по ознакомлению детей с театром, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Я предлагаю детям обсудить такие вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?».
Несомненно, эффективность проводимой мной работы без поддержки со стороны родителей была бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий: консультации «Домашний театр», «Театрализованные игры»; выставки литературы (для чтения детям и для взрослых); индивидуальные беседы; совместные мероприятия с детьми.
Результативность профессиональной деятельности.
Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности, дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. У детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Обогащается и активизируется словарь детей. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Обогащается предметно-развивающая среда группы, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
что делать, если ролей не хватает на всех детей;
кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Перспективность опыта.
Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Неся в себе такой положительный импульс, театрализованная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.