Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников
Оценка 4.9

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
09.01.2021
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития.docx

 
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников
Подготовила 
Доренская Е.В., воспитатель МДОУ 167


 



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №167 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

1.png
logo.png

 

Обоснование актуальности опыта.   

Каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звѐздочкой» и «зажигать» окружающих своей неповторимостью, энергией, способностью, стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок. У таких детей развивается позитивное отношение ко всему происходящему.   Поэтому проблема развития творческих способностей стоит сейчас очень остро. Я считаю, что роль театрализованной игры в решении всех этих задач огромна, незаменима. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности и т.д. Она раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Ведущая идея опыта, его инновационная и практическая значимость.

Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя. 
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, мои воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. 

 Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.

Технологичность опыта.  

Развитие театрализованной деятельности — длительная работа. Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста мною проведена большая работа:

ü изучена методическая литература по проблеме,

ü приобретен и изготовлен (своими руками и с помощью родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений;

*    выявляется уровень эмоционального состояния детей;

*    составлен примерный перспективный план организации театрализованной деятельности с детьми;

*    в конце учебного года проводится мониторинг по результатам работы.

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы с детьми:

1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;

5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;

6. Посещение театров в ДОУ (по возможности) или вне детского сада с родителями.

Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

*     развитие речи детей и мелкой моторики;

*    формирование коммуникативных навыков;

*    развитие творческих способностей;

*    выявление талантов малышей;

*    формирование умения взаимодействовать с окружающими;

*    становление чувствительно-эмоциональной сферы;

*    проявление устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

*    воспитание эстетического вкуса;

*    развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Первое приобщение моих воспитанников к театру проходило через знакомство с кукольным театром. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Также в младшей группе вначале я самостоятельно показываю детям драматизацию сказки, привлекаю детей к проговариванию её отдельных фрагментов. Использую небольшие упражнения с детьми, после окончания театрализованной игры, предлагаю детям поиграть так же, например, в сказке «Теремок» надо попроситься в теремок, как мышка и как волк.

Именно театрализацию с детьми я начала использовать со среднего возраста. Мои воспитанники с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализируют характер движения, интонацию: идет курочка или маленький цыпленок, веселые или грустные зайцы, листики кружатся, падают на землю. Так же выполняют упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, выглянуло солнце, набежала тучка. Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

*    Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

*    От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

*    Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

Работая над актерским мастерством, использую этюдный тренажер, даю задания показать: трусишка заяц, лисичка прислушивается, вкусная конфета, колючий еж, сонный мишка и др. Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло – холодно, рассердились на драчуна, обиделись, мне грустно, показать, как кошка выпрашивает колбасу. Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или, как ребёнок испугался медведя.

Большое внимание я всегда уделяю речи детей, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению словаря. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги героев. Дети могут самостоятельно придумывать и обыгрывать какую-либо историю используя при этом различные атрибуты: шапочки героев, фигурки для пальчикового театра. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.

Театрализованная деятельность позволяет мне формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.

Все занятия по театрализованной деятельности проводятся с использованием интеграции, т.е. в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин. Все это доставляет детям огромное удовольствие, а если детям нравится, то чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Чтобы заинтересовать детей игрой в театр, они должны иметь представление о настоящем театре. С помощью бесед, виртуальных экскурсий я провожу работу по ознакомлению детей с театром, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Я предлагаю детям обсудить такие вопросы: «Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?».

Несомненно, эффективность проводимой мной работы без поддержки со стороны родителей была бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий: консультации «Домашний театр», «Театрализованные игры»; выставки литературы (для чтения детям и для взрослых); индивидуальные беседы; совместные мероприятия с детьми.

 Результативность профессиональной деятельности.

Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности, дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. У детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Обогащается и активизируется словарь детей. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Обогащается предметно-развивающая среда группы, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:

*  что делать, если ролей не хватает на всех детей;

*  кто будет играть отрицательных персонажей?

Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.

Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Перспективность опыта.

Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Неся в себе такой положительный импульс, театрализованная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

 


 

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников

Обоснование актуальности опыта

Обоснование актуальности опыта

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить

Посещение театров в ДОУ (по возможности) или вне детского сада с родителями

Посещение театров в ДОУ (по возможности) или вне детского сада с родителями

Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному

Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному

Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?»

Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?», «Кто шьёт для артистов костюмы?», «Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?»

Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей…

Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2021