Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)
Оценка 4.9

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
4 кл
10.03.2018
Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди. Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения.Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)
Театрализованное занятие.docx
Театрализованное занятие  «Осенние обряды адыгов» Цель занятия: Познакомить детей с обрядами и обрядовыми  играми адыгов, культовыми персонажами, народными приметами и  поговорками. Развивать моторику рук.  Учить гостеприимству,  принятому на Кавказе. Действующие лица: • Ведущая. • Ажегафа. • Хозяйка. Ведущая: Тхаголедж: золотой, Тхаголедж молодой, Когда борозду узкую несут, Чтобы ты покровителем (был), Тхаголедж золотой, смилуйся, Чтобы мы богатый урожай имели, такой, — (Чтобы) просо колыхалось, К всаднику склонялось, Серпом когда схватим, (Чтобы) в одной руке сноп оказался, Из снопа (чтобы) сапетка зерна выходила, Из воза (снопов) — воз зерна (чтобы) получался, Когда урожай отвозят (домой)… Этой хвалебной песней мы хотим вернуть вас в прошлое наших  дедов и прадедов. Чтобы рассказать вам как они отмечали осенние  праздники, посвященные началу и завершению сбора урожая. Эта хвалебная песня ( х о х ), которой мы вас встретили, была  посвящена богу Тхаго­леджу. Почитание Тхаголеджа всегда  связывалось с землей. Достаточно сказать, что адыги произносили молитву или клятву,  говоря так: Богом этим, Тхаголеджем, клянусь. При этом  прикасались рукой к хлебу. Такая клятва была священной и  нерушимой. Вообще, хлеб у адыгов всегда связывался с именем Тхагаледжа,  признавался священным — «первым даром бога». Выбрасывать из  дому крошки или наступать на них ногой считалось святотатством.  А сжигание хлеба на корню всенародно наказывалось. Вопрос детям: В какое время года собирают урожай? Ответы детей: Осенью. Ведущая: Правильно. А по каким еще приметам вы можете судить,  что наступила осень? Ответы детей… Ведущая: А вот древние адыги о приближении осени судили по  созвездию Вагоба, так они называли созвездие Большой медведицы  (показывает картинку с изображением созвездия). Существует  выражение: «Вагъуэбэр жыг щхьэкIэм хыхьамэ, гуахъуэ хэх ук1уэ  хъунущ» (Если Вагоба зашло в крону деревьев, можно отправляться  на заготовку деревянных вил). Это означает, что когда Вагоба  достигает кроны деревьев, последние прекращают в этом году свой  рост, т.е. прекращается сокодвижение, а значит, древесина становится твердой, деловой, ее можно заготавливать. Или такое  выражение «Шхъомг чьыгым кьетэкъохын ежьагъ, бжьыхьэ  къихьагъ» (Каштан стал осыпаться, наступила осень). Вопрос детям: А кто мне назовет осенние месяцы? Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Ведущая: А вот адыги именовали осенние месяцы по трудовым,  если можно так выразиться признакам. Сентябрь, например, имел  такие названия: бжьыхьэпэ мазэ (начальный месяц осени), гъавэ  1ухыжыгъуэ (период уборки урожая) и гъуэ мазэ (месяц рева  зверей). Октябрь называли 1уэгъуэ мазэ (месяц молотьбы), ноябрь  — мэкъушэжыгъуэ мазэ (месяц перевоза сена с поля домой) и т1ы  ум1ыпщыгъуэ (месяц, когда в отару запускают баранов  производителей). После уборки урожая адыги устраивали большой праздник. Главным героем этого праздника был танцующий козел­шут  («ажэгъафэ»). Звучит народная музыка. Появляется козел­шут. Козел­шут:(«Ажэгъафэ») Праздновать окончание уборки урожая  начал я еще в поле. ( Скачет и блеет по козлиному). Все поля уже  убраны, осталась лишь одна полоска проса в честь почитания  Тхагаледжа, чтобы задобрить его. А он взамен даст большой урожай в следующем году. Скачет и блеет по козлиному. Древние адыги так говорили об осени: «Эы бжьыхьэ махуэм  щ1ымахуэ псо уегъашхэ» (один день осени кормит [тебя] целую  зиму), «Гъамхэ дыгъэ псы гунэщ1к1э уегъпск1ри, бжьыхьэ дыгъэ  мтхъупс къытпмрекIэ» (Весеннее солнце купает [тебя] «пустой»  водой, осеннее солнце обливает [тебя] топленым маслом) и др. Когда я иду с поля, меня всегда сопровождает толпа всадников­ стрелков, которые соревнуются между собой в быстроте и ловкости. Вижу я, среди вас есть джигиты. Проводит игру «Лор­мэ» [Всадники]. ХОД ИГРЫ: Мальчиков делят на две команды, играющих выстраивают в две  колоны. Впереди стоящего сажают на «лошадь» (палочка с головой  лошади) после команды старт всадник на скаку должен подобрать  лежащий на земле мяч, закинуть его в корзину и вернуться на свое  место. Следующий игрок команды пересаживается на его лошадь и  производит действия в обратном порядке. «Ажэгъафэ»  подзадоривает девочек шумно болеть за своих джигитов. Ведущая: Во время праздника ходят в гости. А раз мы идем в дом,  то давайте совершим обряд в честь адыгского божества Соузерэса,  покровителя домашнего очага и здоровья семьи, ведь не зря  сентябрь у адыгов называют Соузерэсем. Для совершения этого обряда нам нужно взять ветку дерева с семью сучками, на каждом сучке установлена свечка, а на его макушке  прикреплен кружок сыра. Подходят к дому, стучатся в дверь и  говорят. Ведущая: «Ой, Соузэрес, отверзай нам двери». Все повторяют за  ведущей. Хозяйка открывает двери, всех впускает в дом, ведущая передает ей ветку. Хозяйка устанавливает ветку в центре комнаты и зажигает на  ней свечи. Хозяйка: Сучья с горящими свечами — это лучи солнца,  рассеивающиеся в разные стороны, а круглый сыр — символ самого  солнца. Лучики солнца символизируют продолжение жизни и  олицетворяют круговорот жизни в природе. Хозяйка приглашает всех встать вокруг ветки и взяться за руки. Хозяйка: (произносит молитву) Соузэрес! Благодарим тебя за  урожай нынешнего лета, молим тебя даровать и в будущие годы  обильную жатву. Молим тебя, Соузэрес, охранять наши хлеба от  кражи, наши амбары от пожара. А теперь я раздам вам по кусочку  этого сыра, и пусть с этим кусочком придет в ваш дом счастье и  благополучие. Хозяйка: Мы уже знаем, что осень пора сбора урожая, у предков  кабардинцев и балкарцев не было ящиков и железных ведер, в  которых они бы хранили собранный урожай. Важную роль в их хозяйстве играли плетеные изделия из прутьев,  соломы. Изготовлением изделий из мелкого хвороста занимались  только мужчины, делавшие корзины различной формы, хранилища  для зерна, муки и кукурузы, а также плетни различного назначения.  Производством же плетеных изделий из соломы (циновки, корзины,  веера и др. предметы) преимущественно занимались женщины,  обладавшие необходимыми навыками, которые закладывались еще в  детстве. Подражая взрослым, дети пытались повторить в игре все  то, чем занимались их старшие братья и сестры, родители и соседи. Вот сейчас я вас и познакомлю с работами, связанные с трудом  взрослых, которые помогут девочкам выработать навыки рукоделия, чтобы потом вышивать золотом и шелками, делать замысловатую  тесьму, различные швы­плетения, а мальчиков подготовить к  сложной трудовой жизни. Задание для девочек (козье коленце) «(бжэн лъэгуажьэ) Для того чтобы изготовить «козье коленце», девочки на ладони  между пальцами закладывали цветочный стебель так, чтобы один  его конец торчал вверх между указательным и средним, а другой —  между средним и безымянным пальцами. После этого поперек на  тыльную сторону ладони клали другой стебель, а концы первого  (продетого с ладони) загибали и заправляли между пальцами, прихватив, таким образом, лежащий поперек стебель в двух местах.  Затем третий стебель клали также и прихватывали концами 2­го, 4­й третим и так далее, до тех пор, пока средний палец не «одевался» в  своего рода чехол. Сделанную игрушку снять с пальца и ниткой завязать все ее концы.  Умело сделанная такая игрушка была красивой и являлась в игре  украшением жилища. Задание для мальчиков (чыдэкъуэгу) Для того чтобы изготовить самоделку надо взять две хворостины  одинаковой длины, согнуть их в дугу, после чего образовавшиеся  полукруги развести таким образом, чтобы верхние концы  перекрещивались, а их основания устойчиво стояли на поверхности.  Затем между перекрещенными дугами вставить палку, которую  закрепить в двух местах. Каждую игрушку­самоделку (арбу) использовали тогда, когда  мальчики в игре были заняты хозяйственными делами: чтобы  привести сена, дров и т.п. Нагруженную самоделку­арбу  (чыдэкъуэгу) легче было тащить, так как она соприкасалась с землей небольшими отрезками дуг. Ведущая: Ну, вот вы и переняли опыт старших, который  передавался от отцов и матерей к детям. Эти самодельные игрушки  не такие яркие и красивые как ваши. Но они, сделанные вашими  руками, останутся у вас как память о том времени когда жили ваши  деды и прадеды.

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)

Театрализованное занятие "Осенние обряды адыгов" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018