Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.01.2019
Сценарий разработан для общешкольного мероприятия с правильным подбором музыкального сопровождения и правильного использования музыки в концерте. Данная разработка включает использование не только правильный подбор музыкального сопровождения но и разновозрастное участие обучающихся в мероприятии. Музыке в данном мероприятии отводится важная роль.
сценарий путешествие в прошлое.docx
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Нового
Сценарий театрализованного концерта
«Путешествие в прошлое»
Автор:
Педагогорганизатор
МОАУ СОШ с. Нового
Мусияка Зоя Ивановна 2018 год.
Содержание:
1. Сценарий театрализованного концерта, посвящённого
Дню матери. «Путешествие в прошлое»
2. Мелодия и сопровождение, их роль в создании музыкального образа.
3. Методика подбора музыки к мероприятию, посвященному дню матери.
4. Список литературы Сценарий театрализованного концерта, посвящённого
Дню матери. «Путешествие в прошлое»
Цель: Формирование условий для осознания ценности материнства и семьи.
Задачи:
Познакомить учащихся с бытом, традициями и обычаями русской
крестьянской семьи.
Создать условия для возникновения добрых чувств друг к другу родителей и
детей.
Действующие лица:
2е ведущих Валя и Лена
Гостья из прошлого
Лена: Здравствуйте, дорогие мамы, бабушки, папы и все, кто пришёл сегодня
к нам в гости. Мы рады видеть Вас на концерте, посвящённом Дню матери.
Мама! Самое понятное слово на земле.
Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые ласковые и нежные руки, они все умеют.
У мамы самое доброе и чуткое сердце.
Оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама...
Открывает наш концерт юная исполнительница Дубовик Людмила
Песня «Солнышко краше и солнца милей»
После номера выходит только один ведущий.
Лена: Аплодисменты исполнительнице
Мигает вспышка, слышен ход и бой часов 1 раз.
Лена: Опять чтото с часами.
Берёт изза ширмы часы, стрелки показывают на цифру 12.
Лена: И в чём дело?
Разворачивает часы обратной стороной.
Лена: «Инструкция по эксплуатации. Часы временные, волшебные. Как
хотят, так и ходят. Позволяют перемещать объекты из прошлого в будущее на час». Сдаётся мне, что здесь без волшебной палочки не обошлось. «Чтобы
понять, из какого века вам ждать гостей, посмотрите на циферблат». О…!
Двенадцатый век!
Гостья: (за кадром) Люди. Ау!
Лена: Сюда, сюда!
Гостья: (выходит, оглядывается) Ой, а где это я? А где моя изба, и корова, и
огород?
Лена: Здравствуйте, меня зовут Елена. А вас как? Секундочку (берёт
микрофон). Говорите вот сюда, пожалуйста.
Гостья: А чё говоритьто?
Лена: Как вас зовут.
Гостья: Марфа Васильевна я.
Лена: Очень приятно. С приездом вас.
Гостья: Куды это?
Лена: Как куды, в будущее.
Гостья: Чёто не слыхивала о таком. Но мне нравится: стены широкие,
светлые, потолки высокие. Детям моим понравится. Теперича мы тут жить
будем?
Лена: Не совсем. То есть, совсем нет. Ну, в общем, вы к нам заехали на час. И
мы хотим поздравить вас.
Гостья: С чем?
Лена: С Днём матери. Это такой праздник, когда мамам говорят самые тёплые
слова и делают им подарки. Вот и сейчас дети села Заречной Слободы своим
мамам делают подарок в виде концерта.
Гостья: А что такое концерт?
Лена: Сейчас увидите. Присаживайтесь вот сюда и наслаждайтесь. Для вас
выступает группа «Ладушки» с песней «Мама первое слово!»
Гостья: Так вот что такое концерт. У нас в деревне тоже концерты поют и
пляшут. Вот такие: «На речке, на речке, на том бережочке….», а потом как
пустятся в пляс, аж ноги устают. Но это всё молодые. А нам уже, замужним
то, да с детьми, плясатьто сильно не положено.
Лена: Это почему?
Гостья: Силы беречь надо. А то кто ж по дому хозяйство будет вести?
Лена: А мужчины вам на что? Ведь в вашем веке они не так много работают,
как у нас.
Гостья: Да неужто! Их целыми днями не бывает. Они же ведают главными
работами: пахотой, севом, строительством, заготовкой леса и дров. Да
вопросы решают в отношениях подворья и земельного общества, семьи и
властями предержащими. Вот и приходится нам, женщинам, всё домашнее
хозяйство на себе нести.
Лена: Значит, матери уже на гулянье не ходят? Гостья: Ходят, но только поглядеть. Эх, помню я молодушкой была, так такие
кадрили отплясывала.
Лена: Что, простите, отплясывали?
Гостья: Кадрили! Не знаешь, что ль?
Лена: Нет.
Гостья: А что ж тогда на гулянкето пляшете?
Лена: Так другие танцы.Ну современные. Танцы 21 века.
Гостья: А что вы поете в своем 21 веке?
Лена: Сейчас услышите.
Песня «Мамино сердце»
Гостья: Когда же это ваши мамы успевают девонек таким песням научить?
Лена: А это не мамы. Это – педагоги.
Гостья: Ой. А мыто своих сами учим всему: и прясть, и плести, и ткать, и
шить, да на покосе помогать, хлеба да пироги месить, да сплясать красиво. Да
чтоб вели себя правильно, полюдски, а то и в народто страшно будет выйти,
осудить могут.
Лена: А если они не хотят этим заниматься? Не сопротивляются?
Гостья: Нет. Мы же всему учим в играх. Ведь грубая силато в сердце детском
и горечь вызовет, и сопротивление. А самым послушным честь, хвала, да
угощенье.
Лена: Наши мамы тоже послушным детям шоколадные конфеты покупают.
Гостья: Нуня знаю словов таких. А у нас самым лучшим лакомством
считаются яблоки всякие, кости мягкие изпод студня, ягодница, ну это
такая давленая черника или земляника в молоке, пенка с топленого молока.
Лена: Понятно. А ещё печеная картошка, лук, репа, морковь. Да?
Гостья: Нет. Печёная картошка, лук, репа, морковь, березовый сок, горох –
всё это детям и так положено.
Лена: Ой, как интересно! А расскажите ещё про воспитание чтонибудь.
Гостья: Расскажу, но потом.
Лена: Почему?
Гостья: Уж больно хочется ещё концерта посмотреть. Или это всё?
Лена: Нет, конечно. А вы стихи любите?
Гостья: Может и люблю. Глянуть надо.
Лена: Тогда я приглашаю детей на сцену
Стихи о маме
Гостья: Какие слова хорошие. Ты меня научи так же говорить, а я всем своим
детям поведаю.
Лена: А сколько в вашей семье детей?
Гостья: Да немного: Гаврила, Никита, Марья, Настасья, Иван, Дарья, Трифон
и Семён. Лена: Так как же вы с ними справляетесь?
Гостья: Я не одна, мне же свекровь помогает.
Лена: А вы вместе с бабушками, что ли, живёте?
Гостья: А как же!
Лена: А у нас молодые всё больше отдельно.
Гостья: Дык как же без стариковто? Без стариков вообще нельзя обойтись в
семье. Вот в нашей деревне, если нет ни бабушки, ни деда, приглашают жить
чужую одинокую старушку, и она нянчится с ребятишками. От бабушки
многое зависит. Она ведь и нас породила, да воспитала. И тоже матушкой её
величали.
Лена: Знаешь, а ведь мы бабушек тоже в этот день поздравляем. И следующий
номер для них! И дарим им песню «Мама» в исполнении Логуновой Марины
Гостья: Милые, милые вы наши бабушки, бабулечки.
Лена: Как вы ласково назвали их.
Гостья: А как же. К старшим уважение надо проявлять. Да и мам добрым
словом не забывать одаривать. Вот как вы мам зовёте?
Лена: Кто просто мамой, кто мамочкой, а кто и мамуськой.
Гостья: А у нас и матушкой, и маменькой, и родительницей, и даже
большухой.
Лена: Почему большухой?
Гостья: Потому что больше, чем женщина никто не может сделать. Ведь мы
ведаем ключами от всего дома, ведём учёт сену, соломе, муке и овсу. Даже
весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находится под
присмотром женщины. А ещё накорми семью, да одежду сшей, да дырки
залатай, да баню истопи.
Лена: Значит, вы – домохозяйка?
Гостья: Это как?
Лена: Только домом занимаетесь и больше нигде не работаете.
Гостья: Как это не работаю?! Мы ещё на полях трудимся, на покосе.
Лена: Да дел много. Устаёте сильно?
Гостья: Ох и устаю. Да…
Лена: Да…. Но сейчас же вы на празднике! Значит, можете забыть о своих
заботах и отдыхать. На сцене группа «Ладушки» с песню «Моя мама лучшая
на свете».
Гостья: Ох и точно: «Роднее матери родни нет».
Лена: Что это?
Гостья: Люди так поговаривают.
Лена: А у нас не поговаривают.
Гостья: Да как же это? Не может быть!
Лена: Да точно, никто и поговорокто не знает! Гостья: Это может, ты и не знаешь, а они – знают. Эй, народ, покажи свои
знания – продолжи пословицу. А за правильный ответ мы полезные советы вам
вручим из бабушкиного сундука. Давние советы, по хозяйству пригодятся.
(конкурс с пословицами)
Гостья: Видишь, какие молодцы. А знаешь что?
Лена: Что?
Гостья: А давай опять стихи послушаем про мам.
Лена: С удовольствием. Я вновь приглашаю детей на сцену
Стих о маме
Гостья: Ой, как эта девочка на мою крестницу похожа.
Лена: А кто такая крестница?
Гостья: Эх, темнота. Что же вы в будущем ничего не знаете об обряде
рождения? Ладно, расскажу. Всё, что связано с рождением ребёнка считается
нечистым.
Чаще всего будущая мама, когда подходит время, прячется поукромней,
скрывается в другую избу, за печь или на печь, в баню, а иногда и в хлев и
посылает за повитухой. Ребенка принимает бабушка. А на сороковой день
младенца нужно крестить. Но молодой маме в церкви появляться ещё нельзя.
Вот тогдато тёти и дяди берут на себя роль родителей. Несут младенца в
церковь, там его крестит батюшка, а дядя и тётя с того времени считаются
крёстными родителями. Вот и получается, что у ребёнка есть не только мать и
отец, но ещё и крёстная мать, и крёстный отец.
Лена: Да! Обычаи у вас очень интересные! Жаль, у нас мало кто их знает!
Гостья: Да не печалься так! Мы о будущем тоже ничего не знаем, хотя вот
теперича увидела и всем дома расскажу, какие тут дивные вещи творятся! А
чем ещё удивите?
Лена: Сейчас увидите! На сцене Терюханова Ева с песней «Мамочка»
Гостья: Какая красивая музыка, как чудно. Какие же у вас дети умные,
талантливые. Какая радость для родителей. Дай Бог им здоровья, а то ведь
когда дети болеют, то нет ничего печальнее.
Лена: Да, мамы сразу бегут в аптеку, покупают лекарства и дают таблетки.
Гостья: Чё дают?
Лена: Таблетки. Ой, а чем вы лечите, ведь у вас лекарств нет?!
Гостья: Как это нет! Есть лекарства, только природные, растительные. Вот
если простудился ребёнок и кашляет – тут без матьимачехи, душицы или
багульника не обойтись. Если сильно кричит или уснуть не может, то поможет
травка «зяблица». А что делать, если порезался?
Лена: Пластырем заклеить.
Гостья: Это что за трава такая?
Лена: Это не трава. Это полоска такая липкая. Гостья: Ойой, полоска. Расперстьицемвысушенным нужно посыпать или
подорожник свежий приложить. И нарывы сразу, и опухоли пройдут.
Лена: Я таких растений даже и не знаю.
Гостья: Совсем никаких?
Лена: Только… крапиву! Ей, вроде, голову хорошо мыть!
Гостья: Аааа. Как речь о красоте зашла, так сразу вспомнила. А луковой
шелухой можно даже цвет волос изменить.
Лена: Да, на рыжий! Это ведь такой весёлый цвет. И знаете что?
Гостья: Чаго?
Лена: Давайте сейчас послушаем весёлую песню, которая называется.
Песня «Мама мне на тебя не наглядеться!»
Гостья: Эх и молодец девонька! Какие у вас всётаки интересные и весёлые
концерты! А есть у вас чтонибудь такое, чтобы душа сначала свернулась, а
потом….. Есть?
Лена: А как же. Следующий номер, я думаю, вам понравится больше всех.
Гостья: Это почему ж?
Лена: А вы сами всё увидите. На сцене песня «Ах, мамочка на саночках!»
Гостья: Эх. Чегото я по детишкам своим соскучилась! Я ведь с ними очень
редко расстаюсь. Только когда на поле, да на ярмарку ухожу.
Лена: А кто же за ними присматривает?
Гостья: Старшие за младшенькими.
Лена: А старшие справляются? Ведь сил и опыта у них маловато.
Гостья: Опыта мало. А силы им деревья кровные придают.
Лена: Это что за деревья такие?
Гостья: Сейчас расскажу. В честь рождения ребёнка, чаще первенца, отец или
дед делает молодой маме подарок.
Лена: Бриллианты дарят?
Гостья: Дерево сажают! Чаще берёзу.
Лена: Ничего себе подарочек.
Гостья: Слухай дальше. Эта берёза растёт вместе с тем, в честь кого была
принесена из лесу и посажена на родимом подворье. После этого человек и
дерево как бы опекают друг друга, храня тайну взаимности. Да и добрые духи
их в беде не оставят! Поэтому и матери лишний раз беспокоиться не о чем.
Лена: Вот это да! Ну, с такими защитниками и волноваться не стоит!
Гостья: А я ужо и не волнуюсь. Мне не терпится посмотреть ещё чтонибудь
диковинное.
Лена: Тогда я предлагаю вам послушать песню Гостья: Чудеса, да и только.
А вот скажи мне, пожалуйста, ребята только концерты дарят в праздник
своим мамам?
Лена: Нет, ещё открытки вот такие (достаёт и показывает).
Гостья: Ой, какая красота. А что тут написано?
Лена: Поздравление. Хотите послушать, как мой брат поздравил маму? Гостья: Да.
Лена: Тогда – слушай.
«Дорогая, любимая мамочка! В этот чудесный день я хочу поздравить
тебя, милая моя, с твоим праздником – Днем мамы! Пусть сегодня
ничто не испортит твоего прекрасного настроения. Ты – мой самый
любимый и дорогой человек.
Я хочу попросить у тебя прощения. Я знаю, что иногда мои поступки
тебя огорчают и расстраивают. Конечно, мне это не очень нравится, но я
обещаю, что с сегодняшнего дня буду стараться вести себя хорошо и
помогать тебе во всем. Может быть, это будет не совсем у меня
получаться, но ты самая лучшая и самая любимая мамочка во всем
мире!»
Гостья: Ой, как трогательно! Мне так никто не говорит.
Лена: Не расстраивайтесь. Просто ваши дети очень послушные и
исполнительные, вот и прощение не за что просить.
Гостья: И то правда.
Лена: А, чтобы у вас настроение ещё больше поднялось, для вас поёт Юлия
«Мама, мамочка»
Гостья: Эх, сколько диковинных вещей и слов в будущем! Как всё изменилось
вокруг!
Лена: Да, многое поменялось за эти девять веков. Но есть то, что не
изменится никогда.
Гостья: Это что?
Лена: Мамин труд. Я сегодня это поняла. Ведь в наше время мамы также
ухаживают за домом, занимаются приготовлением еды, следят за внешним
видом детей, да ещё и работают.
Гостья: Это ж надо! Ничего не изменилось!
Лена: А ещё я поняла, что мамин труд – нелёгкий труд. И ваше путешествие к
нам было не случайно. Ведь почему в вашем веке, несмотря на большие семьи,
мамы успевали делать всё?
Гостья: Почему?
Лена: Потому что вы живёте в единстве. А единая семья – это семья, где все
члены семьи помогают и поддерживают друг друга.
Мигает вспышка, слышен ход часов («часы механизм»), бой часов
(«настенные» 1 раз).
Гостья: Что это?
Лена: Временные часы пошли. Значит, время на исходе. Отправляться вам
пора домой, в XII век.
Гостья: Да, хорошо у вас, но лучше родного дома места не сыщешь. Прощайте,
люди добрые. И низкий поклон вам за гостеприимство.
Лена: Прощай! А, чтобы твой путь был веселее, пусть доносятся звуки песни
«Мама, нет на свете слова мне родней!» Музыка на выход ведущих.
Валя: Дорогие мамы! Поздравляем вас с наступающим Днём матери.
Лена: Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов.
Валя: Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны!
Лена: И пусть ваш домашний очаг всегда украшает уют, достаток и любовь.
Счастья вам и вашим близким!
Музыка – элемент театрализованного представления
(музыка театральный спектакль)
Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление.
«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии
речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления.
Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой
спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе
называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее
зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что
продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Эти слова Ю. А.
Завадского подтверждают то верное положение, что музыка в театре, не теряя
принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью
искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального
развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда
следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным
драматическим действием. Часто какойнибудь номер театральной музыки
сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для
конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на
зрителя. Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если
художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале
аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные
образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно —
театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности
спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое
звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем
меньше ее будут слушать, не переставая слышать. Иными словами, музыка в
драматическом театре неизбежно занимает подчиненное положение. Но,
несмотря на это, в спектакле она должна давать самостоятельное толкование
происходящих событий, посвоему интерпретировать содержание, тему
произведения, помогать развитию сюжетных линий и тем самым активно
влиять на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда
помогает действию. Даже если музыка — всего лишь фон, она должна
выполнить это свое скромное, но необходимое по отношению ко всем
остальным компонентам назначение.
Особенности и классификация театральной музыки
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как
правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного
восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле,
оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление,
но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в это
общее впечатление. Как правило, музыкальный отрывок, включаемый в
спектакль, должен точно уложиться в отведенное ему время от конца одной
реплики до начала другой. Композитору говорят: «музыка нужна только на
эти несколько строк, которые к тому же произносятся шепотом, и чтобы она
не длилась ни секунды дольше, иначе пропадет вся сцена». Композитора,
понимающего специфику театральной музыки, это не затрудняет. Например,
С. С. Прокофьев говорил: «Я люблю, когда мне говорят: «Здесь мне нужна
минута с четвертью музыки». Его всегда радовала возможность писать музыку
с точностью до десятой доли секунды.
Театральная музыка должна быть лаконична, конкретна и сравнительно
проста по форме. Драматическое искусство, как правило, не нуждается в
больших инструментальных массах симфонического оркестра — он своим
мощным звучанием подавлял бы сцену, отвлекал внимание зрителя от
действия. Как только нарушается равновесие между сценическим действием и
музыкой, внимание зрителя раздваивается, и цельность восприятия
разрушается. Пример — музыка Ильи Саца к «Синей птице» М. Метерлинка.
Все музыкальные номера представляют собой небольшие, хоть и яркие, но
часто бесформенные музыкальные отрывки. Иногда в них повторяется без
конца одна и та же музыкальная фраза, иногда темы следуют, казалось бы, одна за другой безо всякой связи, так, что уловить их форму чрезвычайно
трудно, иногда музыка построена почти без мелодии, на звучании одних
шумовых инструментов. Но впечатления, которое производит музыка Саца
необычайно ярки и незабываемы. Этот пример с достаточной яркостью
показывает, что к театральной музыке нельзя подходить со стандартными
мерками. Музыка для спектакля может быть написана специально, может
быть подобрана из ранее написанных произведений. Однако даже самое
лучшее музыкальное произведение, будучи использовано без всякого
изменения, может не только не произвести должного впечатления на зрителя,
но даже помешать игре актеров и восприятию всего спектакля.
Эдвард Григ, создавая музыкальную поэму «Пер Гюнт», написал
совершенно самостоятельное произведение на темы Ибсена. И поэтому когда
играют пьесу в сопровождении музыки Грига, как это было в Художественном
театре, то зритель испытывает непрерывную раздвоенность, его напряженное
внимание то и дело переносится из настроения концерта в театрально
драматическую действительность. Подобранная к спектаклю музыка обычно
написана по другому поводу. Введенная в сценическое действие, она
связывается режиссером и звукорежиссером с остальными компонентами
спектакля, становится частью заново рожденного целого, а значит, и
воспринимается уже в ином контексте. Необходимо отметить еще одну
существенную особенность театральной музыки: ее воздействие не только на
зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему
сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение. Музыка в
драматическом спектакле, безусловно, не может сравниться по сложности с
симфоническими произведениями или оперной музыкой. Однако оркестр
драматического театра часто бывает поставлен в необычные условия — по
воле режиссера он может рас полагаться то за кулисами; то под сценой, то
непосредственно на сцене, музыканты в этом случае превращаются в актеров,
надев парики, костюмы, используя грим. В этих условиях сохранять в себе
чувство музыкантахудожника, поддерживать необходимое творческое
настроение бывает очень трудно.
«Звуковое оформление» спектакля музыкальное,
шумовое и
звукотехническое оформление. К музыкальному оформлению относится
включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных
пьес, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом,
музыки всех жанров и форм. К шумовому оформлению — включение в
сценическое действие театральных шумов, а также таких звуков, как крики
животных, колокольный звон и т. п. Общий замысел, план такого оформления
называется звуковым решением спектакля.
Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем –
то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение,
он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического
действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств
эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п.
осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной
правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает
немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных
спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С.
Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы
звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.
Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер
все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось
шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не
всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала
надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени
непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило
творческие возможности режиссера в художественном оформлении
спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов —
активных, действенных, динамичных, способных понастоящему захватить
эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач
существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.
Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие
определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще
не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных
театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только
данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим
трудом поддается систематизации и классификации.
Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых
видов:
увертюра,
музыкальные антракты (вступление к действию или картине),
музыкальный финал акта или спектакля,
музыкальные номера по ходу сценического действия.
Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает
первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому
спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В
современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные,
лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже
отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в
атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию
трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем
знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые
прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу
действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо
время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин. Музыка в этом случае излагает те события, которые совершаются между
действиями. Эти события зритель не видит, он их должен себе вообразить. И
тут музыка организует мысль и фантазию зрителя. В то же время музыка
антракта — связующее звено между двумя действиями: она продолжает
настроение предыдущего и подготавливает эмоциональное восприятие
следующего. Иногда музыка в антракте — просто лишь увертюра к
следующему действию, и тогда содержание ее состоит только из мотивов,
характеризующих это действие, то есть в этом случае музыка связана со
спектаклем лишь стилистически. Если увертюра и музыкальные антракты
вводят зрителя в пред стоящее действие, то так называемые «концовки», или
музыкальные финалы, могут, наоборот, завершить восприятие, обобщить в
музыке уже высказанное в спектакле. Они как бы подводят итог мыслям и
чувствам, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля как
бы ставит финальную точку, а при наличии увертюры создает симметричное
обрамление всего спектакля. Наиболее многогранна роль музыки, включаемой
непосредственно по ходу сценического действия. По способу использования
музыки в действии ее разделяют на две основные категории. Музыка,
проявляющаяся во внешней, то есть видимой стороне действия.
Эту музыку называют сценической, а также реальной, оправданной,
мотивированной, «музыкой по ходу действия», «от автора» и т. д. Поскольку
такая музыка является частью предлагаемых обстоятельств, то условно
договорились такую музыку называть «сюжетной». В качестве сюжетной
музыки обычно используют бытовые музыкальные формы — песни, романсы,
частушки, танцевальные пьесы, марши и т. д. Но могут быть использованы и
классические произведения сложных академических музыкальных форм,
таких, как симфонии, оратории, арии из опер и т. д.
Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении героев
пьесы или по радио, с магнитофона, доноситься с предполагаемой поблизости
концертной площадки, из ресторана и т. д. Примеры подобного включения
музыки в действие можно найти почти в любом спектакле.
Обычно сюжетную музыку в пьесе вводит сам драматург, указывая в
ремарках на те места пьесы, где она должна звучать. В этом случае от
режиссера зависит только точная распланировка в спектакле всех
музыкальных моментов и определение способа воспроизведения то ли с
фонограммы, то ли в «живом» исполнении. Однако есть много пьес, в которых
автор не дает никаких указаний относительно музыки. Тем не менее идеей
пьесы, развитием ее действия, образами действующих лиц, часто считает
нужным вводить музыку в действие, предварять ею спектакль, включать
музыкальные «антракты» между актами и картинами, в финале. Музыка,
вводимая в спектакль режиссером, относится к другой категории, нежели
сюжетная, и отличается от нее тем, что звучит не внутри действия, а вне его.
Ее источник физически не находится на сцене и не подразумевается гдето
рядом. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но и такая музыка теснейшим образом связана с действием и является его
активным элементом. Это музыка как бы внутренней, духовной жизни героев.
Такую музыку называют психологической, раскрывающей, обобщающей,
эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Так как эту музыку в
спектакль вводит режиссер, ее называют иногда «музыкой от режиссера».
Вместе с тем существует целый ряд спектаклей, где музыку, используемую в
сценическом действии, нельзя отнести ни к сюжетной, ни к условной, если
руководствоваться лишь названными выше признаками. Обычно это музыка,
вводимая режиссером для создания эмоционального настроения какойлибо
сцены, она как бы помогает зрителю, активизирует его внимание, заставляет
более остро воспринимать сценическое действие, действующие лица
реагируют на нее самым активным образом.
Примером тому может служить инсценировка романа А. Фадеева
«Разгром» на сцене Театра имени Вл. Маяковского. Великолепная музыка А.
Николаева убедительно соединилась с пластическим построением всего
спектакля. В одних сценах под условную музыку партизаны танцуют, в других
— напевают песни, в третьих музыка организует ритм всего действия.
Подобное музыкальное решение можно встретить и во многих других
спектаклях. Музыка в этих, случаях не вступает в противоречие со
сценическим действием, а, наоборот, помогает поверить в него. Наконец, к
этой же условной, театральной музыке можно отнести те песни персонажей
спектакля,
адресуются
непосредственно зрительному залу. Подобный прием типичен для
музыкальной комедии, мюзикла, водевиля. Сюжетная музыка, введенная в
действие самим драматургом, обязательна для каждой постановки. Условная
музыка,
привлеченная режиссером ради решения определенных
художественных задач, — принадлежность лишь данной постановки данного
театра. Следует отметить, что условная музыка, введенная в спектакль
режиссером, нередко становится более сильным художественным средством,
чем музыка, звучащая по ходу действия.
вырываясь из ткани действия,
которые,
Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, чем условная, так
как наличие источника звука уже само по себе активизирует внимание
зрителя. В качестве условной музыки используются не только фрагменты из
сонатносимфонических произведений, но и произведения камерного
характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных
по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания
условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического
действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.
Функции сюжетной музыки. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости
от условий ее применения может нести самые разнообразные функции.
Характеризовать действующих лиц;
Указывать на место и время действия;
Создавать атмосферу, настроение сценического действия; Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.
Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие
приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.
Наиболее наглядно роль музыки — характеристики персонажа —
проявляется тогда, когда музыкальная пьеса исполняется самим героем.
Через музыку герой может выразить не только свое настроение, но и черты
характера, склонности, темперамент, уровень культуры. Прием этот в театре
распространен весьма широко: любая песня, инструментальная пьеса и даже
короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени
неизбежно становится его характеристикой. В пьесе А. Корнейчука «Платон
Кречет» в первом действии есть сцена, в которой главный герой — хирург
Платон Кречет — играет на скрипке. Лида, девушка, которую он любит,
считает его человеком холодным, бездушным, далеким от искусства, не
способным на глубокое чувство. И вдруг — скрипка, из которой пальцы
хирурга, привыкшего держать в руках скальпель, извлекают чудесные звуки.
Взволнованная Лида видит совершенно другого человека. И зритель ощущает
резкую перемену в ее отношении к Платону. Не менее широко используется
сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей: хоровая песня —
яркий тому пример. Музыкальная характеристика, как правило, многозначна.
Музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а так же и
отношения, возникающие между героями.
атрибутом события,
Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике
места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы
принадлежностью,
бытовой или исторической
обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи,
характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных
номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой
частью того или иного события или ситуации. Так, для русских
великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для
сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто
развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и
т. д. и т. п.
Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая
непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу
сценического действия. Например, в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» в
одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ремарке указано,
что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Музыкальный фон создает
нужную атмосферу действия на сцене.
Функции условной музыки. Ввести условную музыку в спектакль
значительно труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в
противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная
музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем
выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокальнохоровые
средства. Наиболее часто условная музыка применяется для создания
атмосферы действия, его эмоционального фона. В спектакле «Маскарад»
(Театр имени Моссовета) в сцене отравления Нины в декорациях преобладают
зловещие темные тона. Здесь мало света: чуть мерцают свечи в люстрах и бра;
откудато издалека льются мелодические звуки вальса, эти звуки
приближаются, нарастают, и вот они заливают сцену, перекатываются в
зрительный зал, создавая атмосферу глубокого трагизма. Так режиссер и
композитор передают замысел Лермонтова и помогают раскрытию образов
Нины и Арбенина. Наиболее часто условная музыка звучит в лирических
сценах разнообразного характера. Прощание сына с матерью перед отъездом в
дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых
боевых друзей, вспоминающих молодость. В этих эпизодах музыка помогает
создать нужное настроение.
В эпизодах с текстом условная музыка может проявлять себя и более
активно и «направленно», чем, если бы она создавала только общий
эмоциональный фон. Когда идет взволнованная сцена, построенная на
диалоге, реплики передают только часть того, о чем думают герои. Музыка же
обнажает глубину их переживаний, усиливает внутреннее действие. Условная
музыка может раскрыть внутренний монолог героя. Драматургически
внутренний монолог возникает обычно после каких то событий, когда герой,
оставшись наедине с собой, оценивает их, размышляет, нередко переживает
эмоциональный взрыв. Это и позволяет музыке «высказаться» здесь во весь
голос, она помогает нам понять то, что трудно, а порой и бестактно было бы
выразить словами. В подобных случаях она взаимодействует с
соответствующей мизансценой.
Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать
действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы,
связанные с персонажами. Через весь спектакль «Отелло» (Театр имени
Моссовета) проходят темы музыкальных характеристик главных персонажей.
Вот Отелло задумался, его мысли обращены к Дездемоне. И словно в ответ
всплывает нежная мелодия — лейтмотив Дездемоны, напоминая о ее
безупречной духовной чистоте... Яго обдумывает свои коварные планы.
Визгливая, торопливая музыка как бы подхватывает, развивает его мысли...
Условная музыка дает возможность не только заострить характеристики
героев, но и найти выразительные решения в комедийных сценах, она
выступает как средство сатирического обличения и пародии. Условная
музыка в ряде случаев может стать непосредственным и прямым участником
действия, важным средством сюжетного развития: может заметно усилить
или, наоборот, затормозить развитие действия. В сцене «Буря» («Король
Лир», Театр имени Моссовета) музыкальный образ бури раскрывает сущность
трагедии Шекспира. Здесь условная музыка — непосредственный участник
действия, она созвучна разбушевавшейся стихии и душевному потрясению людей, она вызывает сострадание, боль, возмущение в сердцах зрителей, тем
самым эмоционально выделяет эту сцену. Музыку дополняют шумы — вой
ветра, удары грома и в самой музыке слышны «свист» и «завывание»
деревянных духовых инструментов. Следует упомянуть еще одну функцию
условной музыки — способность подчеркивать, усиливать фантастическое в
сценическом действии. Обычно такое случается в детских спектаклях, в
сказках. Характерный пример — музыка И. Саца к уже упоминавшемуся
спектаклю «Синяя птица». Именно с помощью музыки удалось убедительно
показать сказочные образы Огня, Хлеба, Сахара, Воды, Света и т. д. Как
правило, в этих случаях используется необычный для оркестра состав
музыкальных инструментов или электроинструментов с их необычными,
специфическими тембрами.
Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:
эмоционально усиливать монолог и диалог,
характеризовать действующих лиц,
подчеркивать конструктивнокомпозиционное построение спектакля,
обострять конфликт,
рассказывать о действии за сценой,
подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в
сценическом действии.
Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не
исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в
спектакле.
Общие функции театральной музыки
Но чаще всего функции музыки многозначны, то есть любая музыка в
спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно.
Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время
эмоционально предвосхитить последующий этап действия. Одна и та же
музыка может выполнять различные функции в зависимости от жанра
спектакля: драма, трагедия, водевиль и т. д. предъявляют к музыке каждая
свои требования. Вместе с тем можно наметить некоторые общие функции,
которые присущи театральной музыке вообще. Эти общие функции в той или
иной степени свойственны как сюжетной, так и условной музыке. Одна из
общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Это прямая связь
музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие —
напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника. Таким
образом, иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь
зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и
разнообразить впечатление от видимого на сцене. В спектакле может быть не
один лейтмотив, а несколько, хотя их количество обычно стараются
ограничить, чтобы неоднократные появления и преобразования помогли
выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы
нередко проходят определенное развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы. Например, в спектакле «Оптимистическая
трагедия» (БДТ имени М. Горького) было использовано два основных
лейтмотива — «марш полка» и «оптимистическая тема». Они звучат,
изменяясь каждый раз в зависимости от поворотов сюжета, все больше и
больше драматизируясь к финалу спектакля. Таким образом, лейтмотив не
только подчеркивает развитие определенного образа или ситуации, но и
раскрывает их более глубокий смысл. Именно лейтмотив позволяет соединить
прерывную театральную музыку в единое композиционное целое.
И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль,
несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера,
композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому
действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить,
что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут
наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в
каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического
развития данного спектакля.
Музыкальное оформление спектакля
Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная
обычно уже предопределена драматургом в его ремарках к пьесе. Но нередко
автор указывает лишь место, где должна звучать музыка, не называя
конкретно музыкальное произведение.
Так, например, в пьесе А. Корнейчука «Память сердца» помимо конкретно
обозначенных музыкальных произведений в ремарках указано: «Кирилл
держит в руках гармонику, играет, потом остановился» (в начале первой
картины), «Из ресторана слышна музыка» (вторая картина), «Катерина запела
народную итальянскую песню» (в середине третьей картины), «Слышны
гитара и песня» (в пятой картине). В подобных случаях режиссер подбирает
то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа,
сюжетом пьесы, временем и местом действия и другими факторами. В
отдельных случаях режиссер может вопреки указаниям автора заменить точно
обозначенную сюжетную музыку другой, более соответствующей данному,
исполнителю или сценическому эпизоду. В других случаях режиссер поручает
музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать поновому
отдельные номера согласно стилю всей постановки, вокальным данным
актера, сценическому решению конкретного эпизода. Иногда вместо понятия
«подбор» употребляют слово «компиляция».
Необходимо уточнить, что подбор музыки и компиляция, строго говоря, не
одно и то же. Под подбором подразумевают именно выбор тех или иных
произведений одного или нескольких авторов. Компиляция в музыкальном
оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению
ее в спектакль. Хорошая компиляция — отнюдь не простое включение в спектакль отобранных музыкальных номеров. Необходимо как бы
«пересоздать» музыкальный материал в некое новое целое, отвечающее ритму,
смыслу и характеру постановки. При компиляции вполне допустимо
связывать воедино фрагменты из произведений разных композиторов. Важно
при этом установить связь между фрагментами, а это не так просто сделать,
даже когда два музыкальных номера схожи между собой в стилевом
отношении. Многообразие сценических эпизодов и единство подобранной
музыки — вот необходимый синтез при компиляции. Хороший подбор
музыкальных произведений в совокупности с профессионально проведенной
компиляцией имеет известную художественную ценность, и такой вид
музыкального оформления спектакля, несомненно, относится к творчеству.
В драматических спектаклях используется музыка различных жанров: от
симфонических произведений до уличных песенок современных гитарных
бардов. В спектакль могут быть введены и оперные отрывки, и хоровые
ансамбли, и камерная музыка всех видов, и церковное песнопение, и джазовые
пьесы и т. д. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не
звучали в драматическом спектакле. Комедия, драма, трагедия, детская
сказка, водевиль, мюзикл требуют разной по форме и жанру музыки. Жанр
пьесы в той или иной мере предопределяет характер музыкального
оформления. Каждая пьеса имеет свою историческую конкретность, которая
должна быть выражена в подобранной музыке. Это поможет более достоверно
передать идею автора и сохранить на сцене колорит эпохи. Существенный
отпечаток накладывает на музыку и национальный колорит пьесы. Прием
подбора музыки на основе национальных особенностей драматургии
распространен особенно широко.
Как правило, музыка крупнейших композиторов всегда связана с
национальным характером народа той страны, где жил и творил сам
композитор. Особенно выразительны эти особенности в музыке русских
композиторов — Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бородина и
других. Желательно, чтобы музыка к спектаклю принадлежала одному
автору. Если музыки одного композитора недостаточно, тогда берут
произведения других композиторов, но обязательно близких по языку —
чтобы избежать стилистической пестроты. Если эти мелодии в одном
жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное,
завершенное.
Заключение
В заключение следует отметить, что если в оперном или балетном
спектакле музыка — основа спектакля, то в драматическом театре ей
отведена роль подчиненная, хотя иногда и достаточно важная. Музыка,
способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на
сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна
осуществить идейно эмоциональное обобщение не только отдельной сцены,
но и часто всего спектакля. Музыке принадлежит важная роль и в организации
темпо ритмического решения сценического действия.
развивающемся
Музыка в спектаклях выполняет различные функции: фон, который мог
быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное
сопровождение пьесы. В современном театре, музыка и комментатор, и
информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в
спектакле
динамично
способствует
музыка
драматургическому развитию спектакля;
она берёт на себя
формообразующую роль; раскрывает и "уточняет" смысл сцен; создаёт
настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях
сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение
спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от
того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью,
чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить
музыкальными образами.
Список литературы: 1. Ерошенков И.Н. Культурнодосуговая деятельность в современных
условиях. М.: НГИК, 1994.32с.
2. Киселева Н.В., Фролов В.А. Основы системы Станиславского. Ростов на
Дону: Феникс, 2000.
3. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для
театр. учеб. заведений. М.: Искусство, 1975. 248 с.
4. Культурнодосуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова
А.Д., Чижикова В.М. М.: Издательство МГУК, 1981. 48с.
5. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. М.:
Советская Россия, 1981.
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Театрализованный концерт ко Дню Матери "Путешествие в прошлое"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.