Театрализованный урок "Полезные ископаемые" (4 класс)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди. Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения.Театрализованный урок "Полезные ископаемые" (4 класс)
Иконка файла материала Театрализованный урок.docx
Театрализованный урок «Полезные ископаемые» Цели: Рассказать об образовании минеральных источников,  познакомить с горными породами, находящимися на территории  КБР, закрепить знания о живой и неживой природе. Воспитать в  детях, средствами театра, чувство прекрасного. Действующие лица: • Данила­мастер • Горная хозяйка • Капелька • Дерево Действие I Данила сидит на камне, на фоне занавеса с изображением леса. Данила: Рассказать — не поверите, а не рассказать не могу. Жил на Земле старый мастер. Много дивных изделий изготовлял он из  камня. Строгий и суровый это был человек. Боялись его ученики, да и мало кто оставался у него. Мне повезло, полюбил он меня как  родного сына. Многому научил меня старый мастер, и захотелось  мне удивить его своей работой. Да нужного камня под рукой не  оказалось. Пошел я в горы в надежде отыскать подходящий камень.  Долго ходил, долго искал, много камней пересмотрел, да все не то.  Тут­то и произошел со мной удивительный случай. Сижу отдыхаю, и глаза на миг закрыл. Вдруг слышу, молвит кто­то. Голос за сценой: В другом месте поищи. Спустись в старый рудник. Данила оглядывается вокруг. Данила: Кто бы это? Шутят что ли… Будто и спрятаться здесь  негде. Чудится, наверное, от усталости мне уже.Голос за сценой: Слышишь, Данила­мастер, у старого рудника  поищи. Данила: И пошел я туда как заколдованный сам не знаю зачем. Свет гаснет. Смена декораций. Действие 2 Декорации подземной пещеры. Данила: Расступилась передо мной черная земля, исчезли стены  рудника. Золотым светом все залито. Пол гладкий прегладкий, из  самого лучшего мрамора. Белые, желтые, красные минералы  покрывали стены пещеры; в их причудливых формах кажутся то  таинственные фигуры застывших великанов, то гигантские ящеры, а  посреди пещеры ключ, а в нем вода как слеза. Данила оглядывается. Появляется Горная хозяйка. Хозяйка: Не меня ли ты ищешь в подземном царстве? Данила: Ты — Горная хозяйка? Хозяйка: Да, я. Данила: Мне про тебя старый мастер рассказывал, что ты всеми  камнями распоряжаешься. Я камни твои поглядеть хочу. Хозяйка: А не боишься ли? Данила: Чего? Из горы не выпустишь? Хозяйка: Отчего не выпущу? Дорога открыта, иди куда хочешь.  Только от меня люди сами уходить не хотят. А если и уйдут —  опять ко мне возвращаются.Данила: Ничего я не боюсь, одно прошу, покажи свои подземные  кладовые. Хозяйка: Ну, хорошо, коли так просишь, покажу. Только сначала  знать тебе надо как образовались горы. Всему причина земная  поверхность. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает,  растрескивается, то опускается, то собирается складками. В  результате ее движения образуются горы и долины, впадины и  возвышенности. Иногда горы возникают в результате «работы»  вулканов. Свет гаснет. Слайды вулканов. Как? Когда начинается извержение вулкана, из его жерла бьет  фонтан раскаленной лавы. Вместе с магмой, которая находится под  землей, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом все это  падает обратно на землю, лава застывает и постепенно в этом месте  образуется небольшая гора­холм. С каждым новым извержением  холм увеличивается, становится выше, выше — растет гора. Вот теперь ты знаешь, как образуются горы. А вот свои богатства я  показываю только добрым людям, а злых и жадных я заманиваю в  глубокие пещеры. Люблю пошутить, поиграть с людьми. Давай и с  тобой поиграем Данила. Минералы и горные породы первые свидетели истории Земли. Они  окружают вас повсюду. Мои горы — кладовые самых различных  пород. В них не просто разобраться. А отсюда и задание. Я покажу  тебе некоторые из пород, а ты попробуй назвать их имена. Если  выиграешь, одарю и отпущу тебя, а проиграешь навсегда останешься у меня в мастерах. Согласен? Данила: А куда мне деваться? Не привык я отступать. Хозяйка: Жди меня здесь. Уходит.Данила (подходит к воде, омывает лицо): Да, загадка не из простых. Появляется Капелька. Капелька: Хи­хи, ха­ха! Не бойся Данила­мастер, я тебе помогу. Данила: Сказка да и только. Чудится мне или это действительно  вода заговорила. Капелька: Не ошибся ты, Данила­мастер, это я, водяная капелька. Данила: А как же ты здесь оказалась? Капелька: Жила я с другими капельками в туче, с дождем попали  мы на землю, а затем постепенно просачивались сквозь нее,  образовывая трещины. Со временем эти трещины превращаются в  широкие тоннели, по которым могут протекать настоящие  подземные реки. По пути мы встречаем различные минералы и  горные породы, мягкие растворяем, проделывая тем самым под  землей глубокие пещеры. На своем пути я видела много каменных  кладовых Горной хозяйки, и мне легко будет помочь тебе. Возвращается Горная хозяйка. Хозяйка: Ну, что, Данила­мастер, готов? Данила: Не томи, показывай. Свет гаснет. 1­й слайд (№130). Известняк. Данила: О, этот белый камень — осадочная, горная порода и  называется он известняк. Этот камень состоит из раковин  моллюсков, корешков, остатков морских лилий и других  организмов, некогда обитавших на дне морей. Издавна известняк  используется для строительства зданий.Капелька: Правильно, правильно. Хозяйка: Молодец, Данила­мастер, отгадал. 2­й слайд (№113). Гранит. Данила: И этот камень мне хорошо знаком. Трудно найти человека  не знающего гранит. Это необычайно прочный камень, к тому же  красивый. На гранитных фундаментах стоят самые тяжелые и  большие здания. Хозяйка: Хорошо. Ты знаком с этими породами, потому что видел  их на поверхности земли. А что ты скажешь об этом. 3­й слайд (№108). Пирит. Данила: По­моему это золото. Капелька: Не торопись Данилушка — это пирит. И получил он свое название от греческого слова piros — огонь, потому что он искрит  при ударе об него стальным предметом, его нередко принимают за  золото. Данила: Это пирит. Хозяйка: Правильно. А я думала ты ошибешься. Вот тебе  следующий минерал. 4­слайд (№105). Молибден. Капелька: Этот минерал называют военным. Его добавляют в  металл для изготовления брони танков и кораблей, стволов орудий,  бронебойных снарядов. И называется он молибденит. Данила: Молибден.Хозяйка: Отгадал, хорошо. Тогда покажу тебе минерал, который  часто встречается с молибденом. 5­й слайд (№104). Вольфрам. Данила: А этот отгадать совсем не трудно. Это вольфрам.  Расплавить его очень трудно. Это можно сделать лишь на  поверхности Солнца. Люди делают из него спирали для  обыкновенной электрической лампочки. Хозяйка: Умен ты, Данила. Отгадай­ка еще. 6­й слайд (№98). Берилл. Данила: Вот это кристаллики… Что же это? Капелька: Из этих кристалликов добывают металл, который  используют для изготовления космических кораблей, потому что он  очень легкий. Но надо помнить, что он ядовит и зовут его берилл. Данила: Берилл. Хозяйка: Да, вижу, ошиблась я. Не думала я, что ты все отгадаешь.  Что ж, я свое слово держу. Коли хочешь иди обратно на землю. Данила: На многое я тут насмотрелся, многому научился. А только шел я сюда не затем, чтобы под землей всю жизнь оставаться.  Красиво у тебя, да каменное все это, не живое. А у нас на земле и  ветерок веет, и птицы поют, цветы летом пахнут, солнышко жаркое. Хозяйка: Смешные вы люди. Ведь и ветерок, и солнышко ваше тоже ведь не живая природа. А сердцу вашему милей. Молодец парень,  верно решил. Испытать я тебя хотела. А сам найдешь ли дорогу на  землю? Данила: Смогу ли?Капелька: Не беспокойся Данилушка, я тебе помогу. Проведу по  подземным тоннелям, где прихвачу с собой частички железа, меди,  серебра, а когда поднимемся на поверхность, присоединюсь я к  своим подругам капелькам, и забьем мы родником с чистой водой.  Люди хвалить эту воду будут и назовут ее лечебной минеральной  водой. Данила: Ну, пошли тогда. Свет гаснет, смена декораций. Действие 3 Данила (сидит под деревом): Как приятно, яркий солнечный свет  слепит мне глаза. Листья такие зеленые. Интересно о чем они все  время перешептываются? Дерево: Да разговаривают, но разве ты их поймешь­шь­шь? Данила: Сам удивляюсь, а понимаю. Чудеса. Дерево: Они потому ш­шелестят, что солнышку радуются. А  зеленые они от того, что в каждом листе полным­полно чудесных  зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И каждое как крохотный заводик готовит мне пищу­щу! Капелька: А вот и нет. Дерево кормят корни, которые мы,  капельки, поим водой. Дерево: Несмышленышь­шь. Это вам незачем питаться — вы  неживые. А у нас, живых, корни само собой. Без корней тоже не  прожить: они из­под земли воду выкачивают, высасывают. В той  воде растворено много необходимых растению веществ. А  хлорофилловые зернышки, которые в наших листьях, берут из  воздуха углекислый газ. Из этого газа и воды чудесные зернышки­ заводики делают пищу для новых веток, почек, корешков и самого  ствола.Капелька: Подумаешь, ну умеете вы кушать. Только и всего­то. Дерево: Глупышка. Данилушка, ну­ка поищи на земле подо мной. Данила ищет. Покажи­ка, что наш­шел? Данила: Желуди. Капелька: И что тут такого удивительного. Подумаешь семечко,  невидаль какая. Таких семечек и семян других деревьев, особенно с  крылышками, в наших ручейках плавает бесчисленное множество. Дерево: Вот, вот малыш­ш­ка. Эти семена — детки деревьев. Все  мы, живые организмы, с их помощью размножаемся. Данилушка,  возьми этот желудь и закопай его в землю. Данила берет желудь, имитирует посадку. Весной солнышко согреет желудь, польет его дождик, и  проклюнется расточек. Потянется он к солнышку, вскоре  превратится в стебелек, из которого скоро вырастет новый большой  раскидистый дуб. Потому что мы, живые, размножаемся и растем. Данила: Все это так, но мне кажется, про что­то еще забыло  рассказать. Делает глубокий вздох. Дерево: Вспомнил, все живые дышат. Обращается к детям. А вы умеете дышать? Вот и вы живые. А если еще в дудочки вдохнуть, зазвучит веселая мелодия.Звучит русская народная мелодия Играет на дудочке, начинает приплясывать. Дерево начинает  качаться в такт мелодии. Данила: Моя правая нога, что с ней? Да и левую не удержать. Дерево: Если бы у меня были руки, я бы ими похлопало. Ребята,  похлопайте вместо меня. Данила: Ох, и уморился я. Как бы красиво не было у Горной  хозяйки, а здесь на Земле от теплого, яркого солнца, от запаха  душистых трав душа радуется, ноги сами в пляс пошли. А ты,  Капелька, почему мне не хлопала? Или Горную хозяйку вспомнила? Дерево: Неживая она, поэтому не может двигаться. Капелька: Неживая, неживая. А чего я только не умею! Брызгаться, плескаться, капать, течь, бежать, мыть, стучать, переливаться,  прыгать высоко, волноваться и бушевать. Дерево: Так ведь все это ты без посторонней помощи делать не  можешь. Капелька: Конечно, вы живые и питаетесь и размножаетесь и  растете, дышите, движетесь, а мы, не живые, как будто вовсе не  нужны. Данила: Да не обижайся. Ведь вода всем первая помощница. Дерево: И не только вода. Почва, солнышко, воздух вся неживая  природа наши первые помощники. Нам живым организмам без вас  никак не обойтись. Звучит музыка, гаснет свет. Данила сидит на камне.Данила: Вмиг словно пропало все. Ни дерева, ни капельки. Только  на земле передо мной мешочек. Заглянул я в него, а там камень­ известняк с окаменевшими морскими организмами из пещеры  Горной хозяйки. Как напоминание о том, что со мной произошло.  Хотели бы вы, чтобы и с вами произошла такая история? Тогда я  приглашаю вас на выставку, где вы сможете ближе познакомиться с  миром живой и неживой природы.