Театральная постановка "Кошкин дом"

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОШКИН ДОМ.doc

Департамент общего образования Томской области

Томский государственный педагогический университет

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

Профессиональный педагогический конкурс

«ФГОС: внеурочная деятельность,

дополнительное образование»

(с 10 июля по 10 сентября 2019 года)

 

Направление – внеурочная деятельность

Номинация «Праздничное мероприятие»

 

Театральная постановка мини-мюзикла

«КОШКИН ДОМ»

Автор: С.Я. Маршак

(текст адаптировала: Р.И. Моисеева)

 

 

Участники:

обучающиеся отделения слабослышащих детей: 3-4-6 классы, студенты ТГПУ 642 группы

 

Сценарий создан в редакторе MS WORD

 

Автор:

Раиса Иванова Моисеева –

учитель начальных классов

Соавторы:

Татьяна Александровна Чечегова –

воспитатель,

Татьяна Николаевна Дутова –

учитель начальных классов

 

Томск – 2019 г.

rimoiseeva@list.ru

Аннотация

Все дети рождаются с разными возможностями, случается, сама природа или воля случая накладывают отпечаток ограниченности, но особый подход со стороны родителей и педагогов пробуждает интерес у детей к учебным знаниям, активизирует их познавательную деятельность, в том числе творческий потенциал.

Как важно знать, что главная задача педагога – открывать талант личности ребёнка. Талант не обязательно актёрский, но талант Человека, Творца, Деятеля. Такой талант проявляется и в богатстве общения, и в той отдаче, с какой воспитанник берётся за любую работу в коллективе, он уже осознаёт, что «чёрной» работы в любимом театре-классе, театре-школе нет. В этом смысле педагог должен быть блистательным диагностом. Ведь что может быть важнее и благородней, чем взращивать в ребёнке то, что ему самому неведомо: величие духа, чувство достоинства, открытость души.

Театральная деятельность доказывает необходимость и важность развития: дети учатся вести диалог; передавать свои впечатления. Главное – у слабослышащих детей развивается речь – вторичный дефект, ведь речь детей с нарушениями слуха скудна и невыразительна. Им весьма трудно поддерживать диалог.

Огромная сила воздействия театрального действия воспитывает положительные качества личности и даёт интеллектуальное богатство души, реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде, обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, корректирует психоэмоциональное состояние, а также влияет на развитие многих компонентов личности детей с дефицитарным развитием. Театральная постановка С.Я. Маршака «Кошкин дом» ориентирована, прежде всего, на развитие личности ребёнка, его социализацию, неповторимую индивидуальность.

В процессе репетиционного взаимодействия со студентами, творческого переживания и воплощения, ребята без принуждения попадают в мир музыки, слова, литературы и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно взаимодействовать, общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых он не подозревает. Общее праздничное состояние ребёнка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Мы стремимся организовывать жизнедеятельность младших школьников таким образом, чтобы дети почувствовали атмосферу радости от собственного творчества, сотрудничества с окружающими, чтобы делились своим творчеством с окружающими.

 

Цель.

 

Создать условия для расширения границ взаимопонимания, взаимодействия, взаимосотрудничества между студентами Томского государственного педагогического университета и обучающимися начальных классов с особенностями в развитии – нарушениями слуха.

 

Для достижения основной цели, были поставлены задачи.

 

1.                     Создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческим коллективом (На любом праздничном мероприятии, в любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза, нарушения двигательных функций, слуховых, зрительных анализаторов, уровня умственного, речевого, познавательного  развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль).

2.            Формировать навыки социальной адаптации средствами театральной деятельности в условиях образовательной организации через диалогическое взаимодействие со взрослыми – студентами, педагогами, родителями, товарищами.

3.            Развивать творческие способности.

4.            Расширять эмоциональную сферу младших школьников, их эмоциональный опыт (Озвучивая и проигрывая роли, участники испытывают положительные и отрицательные чувства, что позволяет им наращивать и обогащать жизненный опыт).

5.            Повышать уровень самооценки (Принимая посильное участие в театрализованных постановках перед зрителями, младшие школьники преодолевают тревожность и неуверенность, робость и страх).

6.             Предоставлять равные возможности для участия в инсценировках и праздничных мероприятиях.

7.            Обогащать словарный запас (Участие в театрализованной деятельности, положительно влияет на речевое развитие детей, способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию диалога).

 

Для реализации задач определены следующие направления.

 

«Знакомство с театральной культурой». Знакомство с видами театрального искусства. Приобретение знаний о профессиях работников театрального искусства, костюмах, атрибутах театра. Формирование культуры зрителя, культуры актёра.

«Тренировка артикуляционного аппарата». Развитие речевого аппарата и правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации речи; подбор простейших рифм, произношение чистоговорок, скороговорок; расширение словарного запаса.

«Предметно-практическая деятельность». Изготовление рисунков, пригласительных билетов, предметов для оформления сцены, костюмов, масок, декорации и др.

«Активизация познавательных процессов». Развитие вербальных умений, навыков воображения, сценического внимания, долговременной памяти, перевоплощения.

«Расширение социально-практической направленности». Воспитание игрового поведения, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

 

Намечен план работы.

 

1.   Знакомство с произведением С.Я. .Маршака «Кошкин дом» (Работа в школьной библиотеке, чтение произведения во внеурочное время, в том числе в домашней обстановке, просмотр мультфильма, работа с раскрасками, составление слайдов, выполнение рисунков, составление кроссворда со студентами «Кошкин дом» - ключевое словосочетание).

2.   Распределение ролей (После продуктивного ознакомления с произведением С.Я. Маршака «Кошкин дом» ребята выбирают роли по желанию, используют на начальном этапе речевые карточки для считывания материала, разучивают роли).

3.   Изготовление костюмов для участников (К изготовлению костюмов были привлечены студенты, родители, воспитатели, а также обучающиеся по мере возможности).

4.   Изготовление декораций для сцены (К изготовлению декораций, предметов быта для героев были привлечены студенты, родители, дети).

5.   Создание дизайна пригласительного билета и его изготовление (Привлечены дети, воспитатели, классные руководители).

6.   Репетиции (Организовывались 3 раза в неделю во второй половине дня: понедельник, среда, пятница с 14:00 до 16:00).

7.   Показ сказки учащимся школы и родителям. (Демонстрация организована в актовом зале на третьем этаже).

8.   Организация выставки рисунков «Мы любим театр!».

9.   Освещение в СМИ результатов.

 

Организована рефлексия праздничного мероприятия (чувственно переживаемый процесс осознания участниками студентами и обучающимися своей деятельности).

 

Большое значение имеет обсуждение коллективного труда после спектакля всеми участниками действа.

Цели рефлексии для студентов.

Вспомнили, выявили и осознали основные компоненты деятельности (её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.).

Сформулировали полученные результаты, наметили цели дальнейшего сотрудничества, скорректировали образовательно-воспитательный путь.

Рефлексия-упражнение для студентов «Письмо благодарности»

Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих младших товарищей по сцене. Студентам было предложено выполнить стикеры «Солнышко» со словами благодарности тому участнику, который каким-то образом запомнился, понравился своим выступлением, игрой на сцене. См. Приложение 1.

Цели рефлексии для обучающихся.

Демонстрировали свою индивидуальность.

Проявляли себя в театрализованных способах деятельности: устное обсуждение, этюдные пробы, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение в процессе работы над образом героя сказочного произведения.

Вербально описывали чувства и ощущения, протекающие в ситуации ознакомления с текстом, заучивания, тренировки, представления.

Для тех обучающихся, кому трудно было адекватно передать свои чувства, применяли невербальные способы чувственной рефлексии, организующие деятельность с помощью рисунков. Воспитанники в этом случае не переводили чувства в слова, а выражали чувства различными видами эмоционального языка.

Рефлексия-упражнение для обучающихся «Пять пальцев»

На белых чистых листах дети обводили свою ладошку и на каждом пальце писали короткие ответы: Да, Нет  на соответствующие вопросы:

мизинец (мыслительная деятельность) — Всё ли у тебя получилось? Да, Нет

безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели? Да, Нет

средний (состояние духа) — У тебя было хорошее настроение? Да, Нет

указательный (услуга, помощь) — Ты нуждаешься в помощи? Да, Нет

большой (физическое состояние) — Ты себя чувствуешь отлично? Да, Нет

 

 «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…

Это та кафедра, с которой можно много сказать миру добра»

 

Действующие лица:

1.       Кошка

2.       Два котёнка

3.       Кот Василий

4.       Грачи

5.       Козёл

6.       Коза

7.       Бобры

8.       Свинья

9.       Поросята

10.   Петух

11.   Курица

12.   Рассказчик

13.   Девочка «Осень»

Рассказчик:

Тили-бом! Тили-бом! На дворе - высокий дом. Ставенки резные, окна расписные.

А на лестнице ковёр - шитый золотом узор.

По узорному ковру сходит кошка поутру.

У неё, у кошки, на ногах сапожки, на ногах сапожки, а в ушах серёжки.

На сапожках - лак, лак, а серёжки - бряк- бряк.

Платье новое на ней, стоит тысячу рублей.

Выйдет кошка на прогулку, да пройдёт по переулку -

Смотрят люди, не дыша: - До чего же хороша!

Про богатый кошкин дом мы и сказку поведём.

Вы тихонько посидите, нашу сказку поглядите.

(Стихотворение Ольги Мартин «Ну вот и осень на дворе»)

Ну, вот и осень на дворе, в своей чарующей красе:

С шуршаньем листьев под ногами, с увядше-грустными цветами.

http://www.playcast.ru/view/1660961/6cad6e441e0165bd96c71c18aa9023b5a77bfbe9pl

(Выходит девочка «Осень», галчата разбрасывают осенние листья по сцене, девочка поёт песенку «Падают, падают листья» под минусовку. Слова: М. Красев - И. Ивенсен)

 http://gamejulia.ru/pesni-detyam-pro-osen.html

http://x-minus.org/track/193008

Падают, падают листья, в нашем саду листопад,

Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают, гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

(Девочка «Осень» уходит со сцены, на сцену выходит кот Василий с метлой, «подметает» двор)

Рассказчик:

Против дома, у ворот, жил в сторожке старый кот.

Век он в дворниках служил, дом хозяйский сторожил,

Подметал дорожки перед домом кошки.

У ворот стоял с метлой, посторонних гнал долой.

Вот пришли к богатой тётке два племянника-сиротки.

Постучались под окном, чтобы их впустили в дом.

(Под музыку http://poiskm.org/show/% «Песенка котят»

 бредут котята, подходят к домику кошки)

Котята – Мира и Мила Баловы:

Тётя, тётя кошка, посмотри в окошко!

Тётя, тётя кошка, посмотри в окошко!

Кот Василий:

Кто там просит тётю кошку, кто стучится у ворот?

(Видит маленьких котят)

Пошли вы, попрошайки! Небось хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

Кошка выходит к Василию:

С кем говорил ты, старый кот, привратник мой Василий?

Кот Василий:

Котята были у ворот – к тебе они просились.

Кошка:

Какой позор! Была сама котёнком я когда-то.

Тогда в соседние дома не лазили котята.

(Раздаётся звонок и шум голосов)

Рассказчик:

К богатой кошке гость пришёл, известный в городе козёл

С женой, седой и строгой, козою длиннорогой.

(Выходят козёл с козой, танцуют под музыку

http://mp3.cc/m/43768-detskaya-tancevalnaya-muzyka/16574749-davaj-koza-poprygaem.../)

Кошка:

Добро пожаловать, друзья, я вам сердечно рада.

Козёл Козлович, как дела? Я вас давно к себе ждала!

Козёл:

Моё почтенье, кошка! Промокли мы немножко.

Застиг нас дождик на пути, пришлось по лужам нам идти.

Коза:

Да, мы сегодня с мужем всё время шли по лужам.

Кошка:

Входите, милости прошу, я вас капустой угощу.

(Кошка даёт козлу и козе капусту)

Рассказчик:

Петух явился боевой, а с ним пришла наседка.

Одета как конфетка.      

(Выходят петух с курицей, танцуют под музыку https://muzofond.com/search/)

Кошка:

Добро пожаловать, друзья, я вам сердечно рада.

Ах, Петя, Клуша, как дела? Я вас давно к себе ждала!

Петух:

Ходить к вам, право, нелегко - Живёте очень далеко.

Курица:

Мы, бедные наседки, - такие домоседки!

Кошка:

Входите, милости прошу, зерном пшеничным угощу.

(Кошка даёт петуху и курице пшено)

Рассказчик:

Вот в мягкой шали пуховой пришла свинья-соседка.

А с ней её ребятки, ребятки-поросятки.

(Выходит свинья с поросятами, танцуют под музыку http://poiskm.org/show/%

Кошка:

Добро пожаловать, друзья, я вам сердечно рада.

Ах, тётя Свинка, как дела? Я вас давно к себе ждала!

Свинья:

Спасибо, кошечка, хрю-хрю, от всей души благодарю.

Я и семья покуда, живём совсем не худо.

Поросята:

Хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю.

Свинья:

А ну, молчать! Я говорю!
Кошка:

Входите, милости прошу, я всех вас пойлом угощу.

(Кошка даёт свинье и поросятам корыто с пойлом. Гости усаживаются на стулья, кошка рассказывает о доме)

Кошка:

Мой дом для вас всегда открыт!

Здесь у меня столовая. Вся мебель в ней дубовая.

Направо - шкаф, мои друзья, я вешаю в нём платья.

Налево - спаленка моя с лежанкой и кроватью.

А здесь моя гостиная, ковры и зеркала.

Купила пианино я у одного осла.

Весною каждый день я, беру уроки пенья.

Петух:

Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!

Курица:

Пускай с тобой споёт петух. Хвалиться неудобно,

Но у него прекрасный слух, а голос бесподобный.

Петух:

Пою я чаще по утрам, проснувшись на насесте.

Но если так угодно вам, спою я с вами вместе.

Кошка:

(Садится за пианино, играет и поёт)

Мяу-мяу! Ночь спустилась. Блещет первая звезда.

Петух:

Ах, куда ты удалилась? Кукареку! Куд-куда?..

Ах, куда ты удалилась? Кукареку! Куд-куда?..

Козёл:

Бесподобно! Браво, браво! Право, спели вы на славу!

Спойте что-нибудь опять. Ну а мы пойдём плясать!

Кошка:

Всё могу я, уж просите, угожу я всем зараз.

Вы пляшите что хотите, лишь бы был веселый пляс!..

(Все пляшут под весёлую танцевальную музыку http://poiskm.org/show/page=2 Вдруг музыка резко обрывается и слышатся голоса котят)

Котята:

Тётя, тётя кошка, посмотри в окошко!

Тётя, тётя кошка, посмотри в окошко!

Кошка:

Василий-кот, завесь окно! Уже становится темно.

Козёл:

Друзья, постойте-ка немножко! Уже темно, пора нам в путь.

Коза:

Хозяйке надо отдохнуть.

Петух:

Какой прекрасный был приём!

Какой чудесный кошкин дом!

Курица:

Какой чудесный кошкин дом!

Свинья:

Прощай, хозяюшка, хрю-хрю! Я от души благодарю.

Прошу вас в воскресенье к себе на день рожденья.

Поросята:

Хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю.

Свинья:

А ну, молчать! Я говорю!

Ну, кошечка моя, прощай, меня почаще навещай!

Курица:

А я прошу вас в среду пожаловать к обеду.

Коза:

А мы попросим вас прийти во вторник вечером, к шести.

Кошка:

Друзья, спасибо, что пришли! Мы чудно вечер провели!

Я обязательно приду, хоть я и домоседка и в гости езжу редко...

Спасибо за компанию! Прощайте! До свидания!..

Василий:

А я – Василий, старый кот, я провожу вас до ворот.

Рассказчик:

Хозяйка и Василий, усатый старый кот, не скоро проводили соседей до ворот.

Словечко за словечком - и снова разговор, а дома перед печкой огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье – и лёгкий огонёк сосновые поленья окутал, обволок.

Взобрался по обоям, вскарабкался на стол и разлетелся роем золотокрылых пчёл.

(Танец огня. Ребята выбегают из домика, выполняют танец огня под музыку ФОРСАЖ, ориентируясь на взрослого)

http://poiskm.org/show/%

Рассказчик:

Вернулся кот Василий, а кошка вслед за ним -

И вдруг заголосили:

Кошка и кот Василий:

- Пожар! Горим! Горим!

Рассказчик:

С треском, щёлканьем и громом встал огонь над новым домом,

Озирается кругом, машет красным рукавом.

Как увидели грачи это пламя с каланчи, затрубили, зазвонили:

Грачи:

Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!

Эй! Бобры, скорей бегите, пламя жаркое тушите!

Поскорей, без проволочки, наливайте воду в бочки.

Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!

Бобёр:

Не мешайте, ротозеи, расходитесь поскорее!

Что устроили базар? Тут не ярмарка - пожар!

Петух:

Вот и рухнул кошкин дом!

Козёл:

Погорел со всем добром!

Кошка:

Где теперь мы будем жить?

Кот Василий:

Что я буду сторожить?..

Рассказчик:

Чёрный дым по ветру стелется, плачет кошка-погорелица...

Нет ни дома, ни двора, ни подушки, ни ковра!

Вот шагает по дороге кот Василий хромоногий.

Спотыкаясь, чуть бредёт, кошку под руку ведёт,

На огонь в окошке щурится... «Тут живут петух и курица?»

Кошка:

Ах, кума моя наседка, сердобольная соседка!..

Нету у меня жилья... Где ютиться буду я?

Курица:

К нам нельзя, петух дрожит от злости, если к нам приходят гости.

Петух:

Ко-ко-ко! Кукареку! Нет покоя старику!

Курица:

Постучись в соседний дом – там живут коза с козлом!

Рассказчик:

Идёт-бредёт Василий-кот, хозяйку под руку ведёт.

Вот перед ними старый дом на горке у реки.

Коза с козлом перед окном играют в дураки.

Кошка: (стучится у калитки)

На дворе и дождь, и снег, ты пусти нас на ночлег.

Козёл:

Мне коза сейчас сказала, что у нас тут места мало.

Постучитесь вы к свинье - место есть в её жилье.

Кошка:

Что же, Васенька, пойдём, постучимся в третий дом.

(Кошка с котом Василием подходят к дому свиньи)

Кошка:

Ты впусти меня, свинья, я осталась без жилья.

Буду мыть тебе посуду, поросят качать я буду!

Свинья:

Не могу я вас пустить, в нашем доме погостить.

Поросята: Хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю, хрю-хрю.

Свинья:

А ну, молчать! Я говорю!

Нам самим простора мало - повернуться негде стало.

Кошка:

Ах, Василий, мой Василий, и сюда нас не пустили...

Обошли мы целый свет - нам нигде приюта нет!

Рассказчик:

Вот шагает по дороге кот Василий хромоногий.

Спотыкаясь, чуть бредёт, кошку под руку ведёт.

Вниз спускается дорожка, а потом бежит на скат.

И не знает тетя кошка, что в избушке у окошка -

Двое маленьких котят под окошечком сидят.

Кот Василий:

Я – кот Василий, старый кот. Прошу у вас ночлега, укройте нас от снега!

Теперь наш дом сгорел дотла, впустите нас, котята!

Кошка:

Я буду вам вторая мать. Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду, мыть языком посуду... Впустите бедную родню!

Котята: В доме место есть для вас, проходите, в добрый час!

Рассказчик:

Тили-тили, тили-бом! Погорел у кошки дом.

Не найти его примет. То ли был он, то ли нет...

По земле идёт молва - кошка старая жива.

У племянников живёт! Домоседкою слывёт.

Всей семьею, вчетвером, строят, строят новый дом!

Ряд за рядом бревна положили ровно.

Ну, готово. А теперь ставят лесенку и дверь.

Окна расписные, ставенки резные.

Завтра будет новоселье. На всю улицу веселье.

Все вместе: Тили-тили-тили-бом! Приходите в новый дом!

(Участники награждаются специальными дипломами: «Лучший артист», «Лучший герой». Каждый класс получает грамоту за участие. Все танцуют под весёлую музыку, https://my-hit.me/. Герои прощаются со зрителями).

 

Напутствие, пожелания студентам

 

Театрализованная деятельность очень важна для изучения языка. Театральные постановки – активизация этого языка. К счастью, в сурдопедагогике есть много способов активировать язык, и это прекрасно. Тем не менее, включение приёмов театрализации остаётся важным, если не главным способом использовать язык в движении, в динамичном разговоре, так, чтобы тебя поняли и зрители, и те, кто на сцене с тобой.

А наше напутствие Вам, уважаемые студенты – получайте радость от общения, взаимодействия, это самое главное. Надо найти в этом своё удовольствие. Не обязательно делать это каждый день и много, но абсолютно важно получать удовольствие от общения с детьми не только на сцене, а также и за её пределами.

 

Интернет-источники

 

1.       http://www.miloliza.com/marshak/koshkin-dom

2.       http://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_v_nachalnoy_shkole

3.       https://londongates.org/articles/dialogi-i-refleksija-jeto-to-zachem-detjam-nuzhen-teatr/

4.       https://multiurok.ru/blog/modiel-orghanizatsii-tieatral-nogho-kruzhka-dlia-dietiei-s-ovz.html

5.       https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2015/10/26/refleksiya-rebenka-posle-vystupleniya

6.       https://esthetiks.ru/teatralnoe-iskusstvo.html


7.       Скачано с www.znanio.ru