Театральность в музыке ХХ века на примере сочинений композитора В.Рубина.
Характерные черты стиля В.Рубина, особенности его художественного мира и «музыкально-поэтического театра» - гармония, достигаемая в результате преодоления трагического противоречия, и красота мира, его совершенство и благозвучие. Основная внутренняя тема и идея его творчества – это достижение гармонии природы, вечная ценность негасимого «света жизни».
Изучив основы понятия театральности, этапы ее развития, ее составляющие элементы, мы попытаемся выявить основные черты театральности в сочинениях В.Рубина.
Театральность –это особое свойство стиля, проявляется в тех случаях, когда в музыке господствует триединство:
- зрелищность;
- игровое начало;
- режиссура;
К этому триединству, иллюстрируя разные стороны театральности ораторий В.Рубина, мы и будем возвращаться неоднократно.
Необходимыми атрибутами для рождения театральности в произведениях В.Рубина служат, как правило, различные жизненные ситуации:
- «живые картины»;
- «представления в лицах»;
- «взаимоотношения между героями»;
- «на глазах творимая жизнь»
Все это является материалом для персонификации звучания, созданием образно-тематического материала в сочинениях, где в свою очередь прослеживается связь с определенными образно-тематическими группами сочинения.
В произведениях В.Рубина мы можем выделить несколько ведущих образно-тематических групп:
- позитивные жизнеутверждающие образы (добра, истины, красоты, веры, любви.)
- образы Родины, патриотизма;
- образы, связанные с женским началом;
- покаянные образы (промежуточные между позитивными и негативными).
На примере ораторий В. Рубина 60-80 годов мы и рассмотрим эти тематические группы.
«Песни Ветровые» - это начало «музыкально-поэтического театра» в творчестве композитора, где он впервые обращается к теме Родины - России. В этом произведении композитор впервые использует обобщенные, символические образы: Матери, Жены, Сына, Невесты, а также образы и символы обручального кольца, князя, тройки, солнца, зари.
Драматургия этого произведения построена на чередовании мужских и женских образов, их динамики и статики, эти образы-символы разъясняются раньше других. Данную символику мы видим ярко представленной в отрывке стихотворения «Сын и мать», оратории «Песни ветровые» (первая часть) написанной на слова А.Блока:
Сын осеняется крестом,
Сын покидает отчий дом.
В песнях матери оставленной
Золотая радость есть:
Только б он пришел прославленный,
Только радость б перенесть!
Петухи поют к заутрене,
Ночь испуганно бежит.
Хриплый рог туманов утренних
За спиной ее трубит.
Для данного фрагмента литературного текста А.Блока характерна скрытая многоголосность, которая является первоисточником зрелищного раскрытия музыки В.Рубина и обнаруживает принадлежность его оратории к персонификации и олицетворениям. Всё это доказывает неотъемлемое свойство оратории, которая относится к театральному триединству (зрелищному началу в музыке). Эстетика представления является источником игровой стихии в музыке В.Рубина.
Как мы выяснили ранее - главное средство игры - это отстранение. Главная цель - разбудить воображение слушателя, дать возможность увидеть скрытую логику, через иносказание, через множественность возможных прочтений и в конце обрести ту «бессвязную связь», которая ведет нас к осмыслению».
Все произведения В.Рубина мы можем условно обозначить как «голос из хора». Здесь заключено название стихотворения Блока, которое является символом художественного мира композитора, этической и творческой позиции автора, его принадлежности к исконно русской музыкальной традиции, его чувство пути, чувство сопричастности жизни, истории и культуре народа. «Голос из хора» - это центральная категория поэтики произведений композитора. Отсюда и диктуемые ее обстоятельства места и времени, особенности музыкального языка и стиля, выбор исполнительских средств, и неизменное самоощущение лирического героя, который в основном, имеет народный характер и является корифеем хора. Поэтому он столь органично выступает на фоне хора или звучит в согласии с ним.
Важное место в художественном мире В.Рубина и в кругу общения его лирического героя, в «музыкально-поэтическом театре» его души, играет очеловеченный, символический образ «Света». Этот образ, как и Родина, Мать и Красота - царит над всем, он персонифицируется в образах зари, рассвета, звезды, солнца, луны, огня, свечи, лампадки.
Особое внимание следует обратить на выступающую в органичном единстве слова и музыки «светоцветовую» символику. Не вдаваясь в детальный анализ (о котором подробнее мы расскажем в следующей главе), следует подчеркнуть некоторые особенности «свето-цветовой» символики композитора. Во-первых, «поэтика цвета» - очень существенный фактор образно-музыкальной системы В.Рубина. Во-вторых, следует отметить содержательность структуры текста, так как именно цвет вызывает далекие и близкие ассоциативные связи, которые обнаруживают за первым ближайшим планом повествования глубинную основу.
В эмоционально окрашенном «цветовом мире» ораторий В.Рубина можно говорить и о «цветовых темах», и об их предвестниках, о «цветовых лейтмотивах», о контрастных сопоставлениях, о «цветовых каденциях и аккордах», о «цветовой динамике и драматургии», ассоциациях и «цветовых эллипсисах».
Отсюда мы и делаем вывод, что цвет, имеет особое значение для понимания образно – символического строя оратории композитора, её драматургии, сближения и расслоения образов, их взаимодействия и развития. «Музыкально-поэтические» образы В.Рубина как бы изнутри наполняются светом.
Как мы выяснили ранее - игровая стихия в различных жанровых проявлениях и различных цветовых оттенках пронизывает театральную музыку. Создает эту игровую стихию автор - композитор и режиссер в одном лице, главная задача которого – организационная функция. Пользуясь уже готовым материалом, он организует во времени и пространстве избранные им для взаимодействия художественные элементы.
Одной из основополагающих черт художественного мира и «музыкально-поэтического театра» В.Рубина является расширение временных границ, причем время, не только заданное обстоятельством действия, но и как важный компонент содержания.
Это может быть перемещение во времени, сопоставление времен, «вглядывание в колодец времени». При такой устремленности композитора к познанию вневременных ценностей, именно Время становится одним из главных персонажей «музыкально-поэтического театра». Благодаря этому слушатель имеет возможность в настоящем обнаружить присутствие, как прошлого, так и будущего. "... Пространство времени, и пространство жизни располагают к размышлению о жизни художника и его творений в авторском времени и слушательском сознании - "общественном чувстве", рождаемом Временем. Отношения с Временем у В.Рубина наполняются совершающим жизненный круг просветлением, но также и погружением в запредельность существования, разрушающим целостное гармоническое мирочувствие. И все это вместе, все одновременно, все одно в другом - трагизм бытия и высокая лирика, познания целительного блага любви. Время в музыке В.Рубина, как и у горячо любимого им героя его искусства гениального А. Платонова, к которому композитор не раз обращался, в своих произведениях. Время в музыке В.Рубина (говоря словами А. Платонова) "стало слышным на своем ходу и уносилось над ними" (применительно к нашим мыслям - над сочинениями композитора разных его лет и нашей всеобщей истории)».
Время у В.Рубина выступает в самых разных ипостасях - это традиция, история, тема памяти и воспоминаний. Исходя из этого, и появляются в ораториях композитора такие лейтмотивы и темы как память героя, воспоминания, сны, «театр в театре», память жанра, стиля, тембра, текста, образа. Пронизанное историей и спрессованное до предела, Время приобретает сверхпроводимость и соединят в единое целое отдельные сцены и множество персонажей, а потому становится не только действующим лицом, но и режиссером «музыкально-поэтического театра».
Таким образом, рассмотрев театральное триединство, мы видим, что оратории В.Рубина являются ярким образцом театрализованной композиции.
Так же хотелось бы рассмотреть и определенные черты стиля ораторий В.Рубина.
В музыке композитора присутствует непосредственность высказывания, живость чувства, естественность и органичность развития, а также полифоничность творческого мышления композитора, которую мы обнаруживаем в его ораториях. Все это сказывается в трактовке выразительных и формообразующих средств ораторий композитора. Форма предстает у него как результат становления содержания произведений, достигнутый в процессе преодоления дисгармонии и противоречий. Поэтому именно к финалу, к последнему образу-символу, к последнему слову, устремлено все развитие.
В ораториях композитора не только тематизм и форма несут на себе смысловую нагрузку, но и ладогармонический план. Из анализа ораторий мы видим, что композитор, следуя давней традиции национальной культуры, довольно часто использует тональность (Des-dur), которая часто фигурирует в качестве заключительной, так как еще со времен «Могучей кучки» и Чайковского она, как нам известно, стала в русской музыке символом Любви и Света. Поэтому мы смело можем утверждать, что в творчестве В.Рубина она имеет довольно устойчивую семантику.
Хотелось бы отметить и значение тональности a-moll, которая в свою очередь означает появление темных сил, грозовой стихии и смерти. Например, эту тональность композитор использует в трагическом финале оратории «Сказание про бабу Катерину и сына ее Георгия».
В художественном мире произведений В.Рубина тональные контрасты подкрепляются также мелодическими аналогами. Так, нисходящие мелодические движения и заполняющие его кластеры часто означают хаос и разрушение, а восходящие мелодические движения связаны с устремлением к свету, свободе, гармонии. Такова, например тема одинокого паруса из финала оратории «Аленушкины сказки».
Следует отметить ритмические особенности ораторий, которые находятся в непосредственной связи с семантикой тональностей, красочностью гармонии и некоторым ослаблением функциональности аккордов. Определенная стабильность ритмических формул и устойчивость их значений позволяют нам понять глубокий смысл слова и образа, и подготовить нас к появлению важных для драматургии ораторий образов-символов.
Одним из наиболее устойчивых образов в творчестве В.Рубина, осуществляемых при помощи ритма, является лейтритм «дороги», который становиться носителем образа движения и жизни. С ним мы встречаемся в ораториях: «Песни Ветровые», «Сны революции», «Сказание про бабу Катерину и сына ее Георгия».
Отметим также важную роль противоборства восходящих и нисходящих движений, так как они имеют особое драматургическое значения в узловых номерах цикла. Это можно наблюдать на примере оратории «Песни ветровые», где видим столкновение созидательного и разрушительного ветров в «Черном ветре», в «Сказке о Козе» из «Аленушкиных сказок».
Устойчивыми значениями в ораториях В.Рубина наделены и тембры. Это и тембровые характеристики конкретных жанров, несущих в себе женское лирическое начало, и полное созидательной энергии мужское начало. Так, суровые тембры мужских голосов определяют звучание «покосной» и «казачей» песен в «Сказании про бабу Катерину и сына ее Георгия», колорит первой, второй, третьей частей оратории «Сны революции».
Во многих сочинениях, через звучание детских голосов, реализуется светлое и жизнеутверждающее начало. Через басовый тембр, как лейттембр, демонстрируется мужественный лирический герой.
В этом единстве, со всей определенностью, обрисовывается роль хорового начала в творчестве композитора. Вместе они составляют своеобразный тембровый синоним главенствующего в музыкальной поэтике «голоса из хора».
Рассмотрев черты стиля В.Рубина, мы можем сделать вывод о том, что, в его произведениях широко и целенаправленно используется символическое обобщение через тембр, лад, гармонию, тональность, ритм. Из этого следует, что каждое из выразительных средств, имея свое устойчивое и обобщенно-символическое значение, становится самостоятельным и равноправным элементом музыкально-поэтического целого, то есть самостоятельным персонажем «музыкально-поэтического театра». При этом каждое из названных выразительных средств, используемых композитором, работают на раскрытие художественного образа.
Оратории композитора существуют не сами по себе, а в грандиозном и целостном художественном мире, многоплановом процессе преемственности тем, мотивов, образов-символов и персонажей «музыкально-поэтического театра». Именно такое взаимодействие средств выразительности между собой, наиболее отчетливо определяет черты театральности произведений В.Рубина, единство и органичность его стиля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.