Технологическая карта
Образовательная организация: МОАУ “СОШ №34” города Оренбурга
ФИО учителя: Филиппов Михаил Юрьевич
Предмет, класс: труд (технология), 5 В
Тема урока: Правила построения чертежей. Чтение чертежа. Практическая работа № 6 «Выполнение чертежа плоской детали (изделия)»
Дата урока: 07.10.25
Тип урока: комбинированный, урок закрепления знаний и их применения в практической деятельности.
Цель урока: изучить правила построения чертежей и научиться выполнять чертёж плоской детали. Формирование представлений о профессиях, связанных с черчением и их востребованностью на рынке труда.
Задачи урока:
1) Обучающая: сформировать представление о чертеже как способе графического изображения деталей, научить читать чертёж, определять по нему размеры и форму детали, а также выполнять чертёж по образцу. Формировать представление о профессиях, связанных с черчением и их востребованностью на рынке труда.
2) Развивающая: развивать пространственное мышление, внимание, память, глазомер.
3) Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
- предметные: называть типы линий, способы их построения; называть требования к выполнению чертежа; выполнять чертеж плоской детали, рамку, надпись; характеризовать профессии, их социальную значимость.
- метапредметные:
регулятивные – обучение умению определять цель деятельности, планировать пути достижения цели, осуществлять контроль своей деятельности;
коммуникативные – обучение умению слушать и вступать в диалог, умению задавать вопрос;
познавательные – обучение умению переработки и структурирования информации, формирование элементов комбинаторного мышления.
- личностные: развитие наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию графической информации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, презентация, задание с описанием этапов работы. Для учащихся: тетрадь, формат А4, чертёжные инструменты (циркуль, угольник), простые карандаши.
Межпредметные связи: геометрия, физика, черчение
Структура урока
|
Этап урока |
Задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
|
1. Организационный момент |
предварительная
организация класса (проверка отсутствующих, готовность учителя к уроку; |
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. |
Ответ на приветствие, настройка на урок, активное участие. |
|
2. Мотивация и целепологание |
активизация умственной деятельности и подготовка к сознательному восприятию нового материала, создание проблемной ситуации и фиксация новой учебной задачи, воспроизведение знаний, умений и жизненного опыта учащихся, необходимых для овладения новыми знаниями. |
Итак, на протяжении нескольких занятий мы говорили о правилах нанесения размеров на чертеже. Какие правила вы можете вспомнить? Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Что мы будем делать сегодня? Позже мы сформулируем цель нашей деятельности более конкретно и определим задачи, но сначала обратимся к решению небольшой практической задачи. Учащимся предлагается решить задачу – нанести на чертеже необходимые размеры. Чертеж представляет собой симметричную деталь прямоугольной формы с вырезом. Для наглядности и дополнительной мотивации к деятельности можно предложить учащимся чертеж реального предмета, например, номерок для гардероба или брелок для ключей. Диалог целесообразно построить в игровой форме. Например: Однажды в конструкторском бюро был разработан чертеж так называемого плоского предмета, т.е. предмета, который имеет небольшую (до 5 мм) толщину (показать чертеж на доске и раздать карточки учащимся). Что это за предмет? Итак, предмет предназначен для использования в театральном гардеробе, должен быть изготовлен из пластмассы, иметь привлекательный внешний вид и быть удобным в использовании. Что необходимо сделать конструктору для того, чтобы отдать чертеж мастеру для изготовления опытного образца? Чего не хватает на чертеже? Затем решение проверяется на доске. После того, как конструктор дополнил чертеж размерами, контролер, проверяя качество документа, не смог запустить его в работу, так как обнаружил ещё некоторые неточности. Попробуем помочь конструктору найти и исправить неточности. Но и после исправления этих неточностей, контролёр счёл нужным вновь отдать чертеж на доработку конструктору, предложив подумать над формой предмета. Как вы думаете, что именно конструктор должен усовершенствовать? Учащимся предлагается порассуждать на тему удобства театрального номерка в использовании, например, обратить внимание на острые углы. Возможно, более целесообразно их скруглить. Или говоря более грамотно, необходимо построить плавный переход от одной прямой линии к другой. Учащимся предлагается это сделать самостоятельно с помощью циркуля. Один из учащихся работает у доски. В результате необходимо подвести учащихся к осознанию затруднения – отсутствия знаний о способах и правилах выполнения подобных построений, выйдя, таким образом, на формулирование цели урока и задач. Цель: изучить правила построения чертежей и выполнить на практике чертеж плоской детали (изделия) с учетом этих правил. Задачи: 1. Узнать, что такое чертеж и какие бывают типы чертежей. 2. Описать основные правила построения чертежей (выбор масштаба, использование единой системы измерений, использование правильных графических обозначений и линий). 3. Выполнить на практике чертеж плоской детали (изделия) с учетом всех правил построения чертежей. 4. Отметить важность правильного выполнения чертежей для успешного изготовления деталей. |
Учащиеся высказывают предположение, что имея необходимые теоретические знания, нужно научиться применять их на практике, т.е. при создании чертежей.
Учащиеся высказывают предположения.
Приходят к выводу, что необходимо нанести на чертеже размеры. Далее учащиеся наносят необходимые размеры на карточке. По окончании проверки учащиеся оценивают результат по предложенным учителем критериям, выставляют отметку, анализируя затруднения и допущенные ошибки. Критерии оценивания чертежа: Верно соблюдено расстояние от изображения до размерной линии – 10 мм. 1 балл Верно нанесены размерные числа – располагаются над линией, без указания единиц измерения. 1 балл Выносные линии выходят за пределы размерных на 2-3 мм. 1 балл Верно нанесен размер диаметра окружности – размерная линия проходит через центр окружности, стрелки располагаются снаружи. 1балл Соблюдена толщина размерных линий – 0,5 мм. 1 балл «5» - 5 баллов «4» - 4 балла «3» - 3 балла «2» - балла Далее учащиеся приходят к выводу, что на чертеже отсутствуют осевые линии, не соблюдена толщина отдельных линий. Учащиеся формулируют тему и цель урока |
|
3. Освоение нового учебного материала |
организация совместной деятельности, направленной на получение новых знаний |
Учитель предлагает посмотреть чертежи разных предметов (шкаф, деталь, болт и т.д.), назвать изображенные предметы и подумать: - Изображенные предметы в реальности имеют такие же размеры, как и на чертеже? - Уменьшены? Увеличены? Во сколько раз? - Подумайте, как уменьшить размеры предмета при выполнении чертежа? Учитель рассказывает о масштабе, использовании для уменьшения или увеличения реальных размеров. Масштаб – отношение размеров графического изображения к действительным размерам предмета (изделия). - В каких случаях используется масштаб увеличения? Уменьшения? - Как начертить плоские предметы? - А как начертить объемные предметы? Проецирование – процесс получения проекций предмета на какую-либо поверхность. Проекция – изображение пространственных фигур на плоскости. Проекция мяча, шара – это круг. Проекция конуса - треугольник и круг. Куб – квадрат и т.д. Изучите чертеж кухни (урок в Библиотеке ЦОК). - Какой вид масштаба здесь использован? - Как выглядят разные предметы мебели, бытовой техники сверху? - Если использовать масштаб 1:20, то сколько см и мм на чертеже размеры стола, плиты, шкафа и т.д.? Учитель объясняет, что чертёж - это графическое изображение предмета или детали, выполненное по определённым правилам. Он содержит информацию о форме, размерах и других характеристиках детали. На чертеже используют специальные обозначения, которые называются ГОСТами. ГОСТы - это государственные стандарты, которые устанавливают правила выполнения чертежей. Они определяют, как должны быть обозначены размеры, форма, материал детали и другие её характеристики. Основные элементы чертежа: Вид - это изображение детали на плоскости. Вид может быть главный, сверху, слева, справа и т.д. Размер - это числовое значение, которое показывает длину, ширину, высоту и другие параметры детали. Размеры на чертеже обозначают цифрами в миллиметрах. Масштаб - это отношение линейных размеров детали на чертеже к действительным размерам детали. Масштаб обозначается числом, например, 1:1, 2:1 и т.п. Форма - это геометрическая фигура, которая описывает контур детали. Форма может быть прямоугольной, круглой, овальной и т. п. Чтобы выполнить чертёж детали, необходимо знать её форму, размеры и материал. Для этого нужно провести анализ детали, то есть определить её основные характеристики. Затем можно приступать к выполнению чертежа. Для выполнения чертежа используют чертёжные инструменты: линейку, угольник, циркуль. Также можно использовать компьютерную программу для черчения. При выполнении чертежа необходимо соблюдать следующие правила: - Все линии должны быть чёткими и ровными. - Размеры должны быть указаны в соответствии с ГОСТами. - Обозначения должны быть понятными и однозначными. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
|
4. Первичная проверка понимания |
организация первичного закрепления нового материала |
Учитель задаёт вопросы ученикам о правилах построения чертежей, чтобы проверить их понимание темы. Пример вопросов:
|
Ученики отвечают на вопросы |
|
5. Практическая работа |
Применение новых знаний |
Сегодня у нас будут работать несколько конструкторских групп. Каждой из них подготовлено техническое задание – разработать и начертить конструкцию разделочной доски (М1:1) и подставки под горячее (М1:1), которые затем можно будет изготовить при изучении тематического блока «Технологии обработки древесины». Форма разделочной доски и подставки под горячее будут разные, размеры необходимо выбрать самостоятельно. Общее во всех заданиях – использование плавного перехода от одной линии к другой. Учащиеся делятся на группы (по желанию или по просьбе учителя), каждая из которых получает задание, в котором прописана последовательность действий или инструкция. Целесообразно инструкцию не только раздать учащихся в печатном виде, но и вывести на слайд как задачи урока: Выполнить эскиз модели - рисунок, отражающий основную форму и конструктивные особенности модели. *Особое внимание уделить дизайну формы (округлению углов). Определить основные размеры модели для выполнения чертежа. Изучить способы построения плавного перехода от одной линии к другой, применить построения к разработке формы модели. Выполнить чертеж модели в натуральную величину. Нанести необходимые размеры. Подготовить техническое обоснование созданного проекта. Перед началом выполнения эскиза и чертежа нужно подвести учащихся к необходимости разделить обязанности в группе. Как вы думаете, сколько времени вам понадобится для выполнения задания? Как нужно построить работу в группе, чтобы сократить временные затраты? Далее учащиеся работают в группе. На выполнение задания целиком уйдет примерно 2 занятия. На данном занятии учащиеся должны успеть пройти 3 этапа - создать рисунок-эскиз модели, определить размеры и изучить правила построения сопряжений углов. |
Делятся на группы. В течение 2-3 мин. учащиеся обсуждают задание. Делят обязанности в группе. Отвечают на вопросы учителя. Работают в группе над заданием |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Оценка деятельности учащихся, выявление качества усвоения знаний. |
После выполнения задания учитель проверяет чертежи учеников и обсуждает с ними допущенные ошибки и способы их исправления. Выставляет отметки (желающие могут переделать и получить более высокую отметку) Далее последовательность построений учитель демонстрирует на доске в процессе беседы с учащимися. Итак, все конструкторские группы работали над созданием модели разной формы – в основе были такие геометрические фигуры как треугольник, прямоугольник и ромб. Общим во всех случаях является то, что для удобства использования необходимо выполнить округление углов формы. |
Обсуждают выполненные практические работы. Отвечают на вопросы |
|
7. Рефлексия |
организация понимания ценности выполняемой деятельности |
Ребята, достигли ли мы поставленной цели урока? Ребята вспомните, что мы должны были выучить на этом уроке и какие навыки вы должны были развить? Кто поделиться своими мыслями и впечатлениями о том, что вам понравилось на уроке и что вызвало затруднения? Какие аспекты (моменты) урока были наиболее интересными и полезными? Давайте обсудим, как мы можем использовать новые знания и навыки в повседневной жизни? Поделитесь примерами, как вы можете применить изученный материал? Люди каких профессий используют в своей профессиональной деятельности чертежи или иную графическую информацию? Предложите поразмышлять о важности знания и умения читать графическую информацию, выполнять чертежи, эскизы. Проанализируйте свой прогресс и определите, где вы должны продолжать работу? Что вы сделали хорошо, а что нужно улучшить? В заключение, я хотел бы отметить, что правильно выполненный чертеж плоской детали (изделия) является основой для успешного изготовления детали. Поэтому, необходимо соблюдать все правила построения чертежей и учитывать особенности конкретной детали. |
Ученики делятся своими впечатлениями о уроке
|
|
8. Домашнее задание |
пояснение особенности выполнения домашнего задания |
Домашнее задание: повторить основные понятия и правила построения чертежей, выполнить чертёж другой плоской детали. Инструктаж: - использовать чертёжные инструменты. - соблюдать правила построения чертежей. - не забыть подписать чертёж.
Спасибо за внимание, активное участие и интерес к теме урока. Я надеюсь, что этот урок был для вас полезным и интересным. |
Записывают домашнее задание |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.