Технологическая карта урока
Класс 5
Русский язык
Раздел
Тема урока: Простые и сложные предложения
Номер урока в разделе (теме): 1
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель урока:
- Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литература, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
.
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
Различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
|
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: освоение способов речевого общения, выполнять учебное задание в соответствии с целью; самопроверка и взаимопроверка; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; адекватно воспринимать оценку своей деятельности; Личностные: осознание своих возможностей в учении и исследовании; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в индивидуальной и парной работе, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; адекватно использовать речь для предоставления результата. |
Уметь самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполнения работы на уроке, оценивать результаты собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоение учебной темы, уважительно относиться к чужому мнению, развивать навыки сотрудничества, интерес к изучению темы. |
Используемая педагогическая технология: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Характеристика этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи этапа урока |
Виды работ, педагогические формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Показатели решения дидактических задач (результаты)
|
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предметные |
УУД |
||||
I. Организационное начало (этап мотивации) |
Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоционально-положительной обстановки в классе. |
Рассказ |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться. -Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» - Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.
|
Слушают и осмысливают речь учителя.
Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа .
|
|
Личностные: внутренняя готовность к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
|
|
II.Актуализация знаний
III этап. Выявления места и причины затруднения.
|
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
мотивировать к изучению темы, стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
|
Словарная работа
Диалог, подводящий к совместному с детьми формулированию темы урока и проблемного вопроса урока.
Анализ знаний учащихся, создаю проблемную ситуацию, через которую учащиеся смогут назвать тему урока.
|
- Начнем урок со словарной работы. Словарная работа С….бака, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный , ст…лица. - Запишите в строчку через запятую пропущенные безударные гласные. - Проверка (о, е, о, а, о, о, е, е, о) Оцените себя. Что не получилось? - Орфографическое чтение - Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС) - Что такое синтаксис? - Что такое предложение? - Вспомните, по какому признаку предложения бывают? а) повествовательные, вопросительные, побудительные; б) восклицательные, невосклицательные; в)распространенные, нераспространенные; - Составьте предложения. ( простое, вопросительное, распростр., простое восклицательное предложение, нераспростр., простое с однородными членами , повествов.,нераспростр.) Молодцы. вы хорошо справились с заданием. Теперь посмотрите не эти предложения.
- Прочитайте предложения. Солнце не светит и не радует лесных жителей. Солнце не светит, и идет дождь. Прежде чем записать, проговорим известные нам орфограммы. Запишите. - Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд) - Почему не поставили запятую? - Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая) - В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или) - Проанализируйте 1 предложение. Что скажете? - Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению) Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос) - Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать)
|
Выполняют задания:
- вспоминают словарные слова, работают по инструкции учителя;
- участвуют в диалоге с учителем по теме «предложение»; Предполагаемые ответы учащихся: -наука, которая учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения; -группа слов, которая выражает законченную мысль; -по цели высказывания; -по интонации; -по наличию второстепенных членов;
Выполняют задания: Со..нце (не) светит и (не) радует л..сных ж..телей. Со..нце не светит, и идет до..дь.
- объясняют правописание известных орфограмм; -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; -выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы;
|
- способность по характерным признакам определять типы и виды предложений. - умение по конкретным признакам идентифицировать предложения. |
Метапредметные Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи
Личностные: ценить и понимать позицию другого Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Оценивать правильность выполнения заданий. Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи:
|
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. Постановка учебной задачи.
|
научить различать простое и сложное предложение
|
Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
|
Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго? - Чем отличаются предложения? - Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простое) - А с двумя?....... - Какова тема урока? - Исходя из темы сформулируем цели. - узнать что такое сложное предложение. – научиться различать простое предложение от сложного. - ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях. - У нас на партах листки самоконтроля. По ходу урока мы будем их заполнять. Критерии мы знаем. Зеленый круг – отлично Половинка круга - хорошо Белый круг – надо повторить правило. Карта самоконтроля по теме 1. Узнал признаки сложного предложения 2. Научился различать сложное предложение от простого. 3. Могу применять правила на письме. (запятые) Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? ( грамотно писать, расставляя знаки препинания)
|
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.Формулируют тему: «Простое и сложное предложение» Формулируют цели урока. Высказывают собственное мнение, аргументируя его.
|
|
Личностные: освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута. Регулятивные: самостоятельное планирование своей деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала анализировать, сравнивать различные явления. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению. |
|
V этап. Реализация построенного проекта Применение новых знаний.
|
Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение постановки знаков препинания.
|
Реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
|
- Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование. Прочитайте первое предложение, второе. - Одинаковые ли предложения? Докажите. - Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их. - Могут ли они существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу) - Как на письме показана граница этих предложений? (запятой) Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу) Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу и они отделяются запятой (первая цель достигнута) Заполнения листа контроля.
|
- Наблюдают за предложениями - Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах.
- Подходят к достижению первой цели.
|
- умение работать со сложными предложениями; - знание детей о сложных предложениях. |
Регулятивные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять её на основе схем, алгоритмов Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать свою точку зрения, понимать другую точку зрения, критично относиться к своему мнению |
|
Динамическая пауза. |
|
|
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор) • Поют птицы. • Ярко светит солнце, поют птицы. • Краб крабу сделал грабли. • В долине пар белеет тонкий. • Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака. • Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
|
Выполняют упражнения по заданному алгоритму |
|
|
|
VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Осознанность восприятия материала, первичное обобщение.
|
Работа с учебником. Стр 75 упр118.
|
- Что вы заметили? - Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите. - Определите границы? На письме как их показать? - Чем отличается это от предыдущего сложного предложения? Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ. - Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий. Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения, значит вторая цель нами тоже достигнута.
|
-Работают с предложением. -Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания. - Подходят к достижению второй цели. Заполняют лист самоконтроля. |
-умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. |
Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи |
|
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Деятельность по применению новых знаний.
|
|
Поработаем самостоятельно. На доске. - Прочитайте задание. Пользуясь алгоритмом, определите простое и сложное предложение. - Запишите их. 1) Синей дымкой покрыты луга. 2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы. 3) Ранним утром мы отправились за грибами. Проверка по эталону. Вывод: оцените себя. |
- Выполняют самостоятельная работа, используя алгоритм;
- Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
|
-умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. |
Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. |
|
VIII этап. Включение в систему знаний и повторения |
Выполнение творческого задания.
|
Игра « Найди пару »
|
На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах. Наступила золотая осень. На осинках поредела листва. Идёт мелкий дождь. Мокрая листва не шуршит под ногами. Была вьюга. Дул яростный ветер. Проверка. Чем отличаются на письме сложные предложения от простых? Вывод: научились ставить запятые? Третья цель достигнута.( листки контроля) Оцените работу вашей пары. |
- Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. |
-умение работать с предложением; - умение находить грамматическую основу; - применение знаний о сложных предложениях, расстановка знаков препинания в сложных предложениях. |
Личностные: освоение личностного смысла учения Регулятивные: работа по алгоритму, самооценка Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, самостоятельно делать выводы Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. |
|
IХ. Подведение итогов занятия. Рефлексия
|
Организовать рефлексию деятельности.
Повторить и закрепить знания, полученные на уроке. |
Диалог учителя с детьми. |
- Вернемся к началу урока. - Как называется тема нашего урока? На уроке по теме «Простые и сложные предложения »
- У вас на партах лежат кружочки красного, желтого и зеленого цвета Зеленый - Тема понятна, затруднений нет. Желтый - Тема понятна, но надо ещё потренироваться. Красный - Остались затруднения, нужна консультация. Молодцы!
|
Отвечают на вопросы учителя, показывают сигнальную карточку.
|
- умение формулировать выводы о достижении поставленных целей деятельности. |
Регулятивные: -опыт оценивать работу на уроке совместно с учителем (самостоятельно). Коммуникативные: -способность строить монологическое высказывание; Познавательные: - способность обобщать знания и формулировать выводы, полученные в ходе различных мыслительных операций и способов действий с изучаемыми объектами окружающего мира. |
|
Х. Информация о домашнем задании
|
Инструктаж по выполнению задания |
Итоговое высказывание учителя |
- Дома расскажите, о чём мы говорили на нашем уроке, выучите правило и словарные слова. Стр. 76 упр. 121
- Спасибо за работу!
|
|
|
Коммуникативные: - способность строить монологическое высказывание на заданную тему; Личностные: -опыт общения с людьми в развитие темы урока, расширяя свои представления о простых и сложных предложениях. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.