Предмет: Информатика Урок № 1
Класс: 9 Дата: _______
Тема урока: «Техника безопасности. Кибернетическая модель управления»
Цель урока: Познакомить учащихся с основами кибернетики, с кибернетической моделью процессов управления.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Предметные результаты:
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Тип урока: изучение нового материала;
Оборудование: проектор, экран, персональный компьютер
Ход урока:
1. Организационный этап. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Приветствие, проверка посещаемости.
2. Инструктаж по ТБ Презентация « Техника Безопасности»
3. Постановка цели и задач урока. Презентация №1
Термин «кибернетика» изначально ввёл в научный оборот Ампер, который в своём фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834—1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага. В современном понимании — как наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Термин впервые был предложен Норбертом Винером в 1948 году, когда в США и Европе вышла его книга «Кибернетика или Управление и связь в животном и машине». Эта книга провозгласила рождение новой науки –Кибернетика.
Не случайно появление этого научного термина совпало с созданием первых электронно вычислительных машин (ЭВМ). Винер предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализ самого процесса управления.
Что же такое управление?
Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты – управляемые.
Давайте запишем это определение. Пример: человек и телевизор. Человек – управляющий, телевизор управляемый.
Т.е. образуется следующая система управления:
Выполним следующее упражнение:
Определите, кто играет роль управляющего и кто играет роль объекта управления в следующих системах(заполните таблицу):
Школа - класс, стая волков - стадо коров, дрессировщик- собака, автомобиль- водитель, пешеход – светафор.
Управляющий объект |
Управляемый объект |
|
|
А с какой целью управляющий объект воздействует на управляемого?
Назовите некоторые команды управления.
С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.
Рассмотрим алгоритм управления:
Управление это целенаправленный процесс, т.е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. Для достижения простой цели достаточно одной команды, для более сложной – последовательность команд.
Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Объект управления называют исполнителем управляющего алгоритма.
Примером алгоритма является кулинарный рецепт, но только в том случае если каждое действие прописано четко, исполнитель это повар.
С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемым объектами рассматривается как информационный процесс. этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципам.
Упражнение: А сейчас предлагаю Вам побывать в роли строителей:
Перед вами составные части дома: фундамент, кирпичи, крыша.
Если бы вы строили этот дом, что бы вы в первую очередь положили?
А если бы мы эту же задачу задали компьютеру? Что нам нужно сделать для этого компьютера? (составить алгоритм).
П-р 2: Предлагается управляющая система: ПОВАР – КУХНЯ. Составить алгоритм управления лепки пельменей.
1) Дана управляющая система КЛАСС - УЧЕНИК. Составить алгоритм получения оценки «5».
2) Дана управляющая система СВЕТОФОР - ПЕШЕХОД. Составить алгоритм перехода через дорогу.
3) Дана управляющая система: КОМПЬЮТЕР - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Составить алгоритм управления включения, а затем выключения компьютера.
4. Подведём итоги урока: Скажите, а о чем все это время мы говорили? (управлении, алгоритме управления).
Существует специальная наука, которая изучает процессы управления. Она называется кибернетикой. Проще говоря кибернетика – это наука об управлении.
А сейчас немного исторической справки: одним из основателей науки кибернетики был американский математик Норберт Винер, который в 1948 году написал книгу «Кибернетика». Он предвидел, что в будущем управлять различными процессами станет компьютер.
5. Рефлексия. Продолжить предложение.
Сегодня на уроке я научился …
Я буду использовать полученные сегодня знания в …
Для меня было новым …
5. Домашнее задание: Прф 1, Вопросы и задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.