Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж (французское collage, буквально - наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем, также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).
Коллаж – это и беспорядочно наклеенные на лист картона картинки, вырезанные из журнала. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Газетные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, засушенные цветы, мех – всё это можно использовать при создании коллажа.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина. Психологи утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
Материалы для коллажа: использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты, сургуч; а так же - кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, стразы. Сделают коллаж объёмным - монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки; – салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, картон.
Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае - были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В X столетии в Японии, начали прикладывать склеенную бумагу к текстам при писании стихотворений.
Метод коллажа появился в средневековой Европе в XIII столетии. Листья золота использовали в убранстве Готских соборов около XV-XVI столетий. Драгоценные металлы прикладывали к вероисповедным изображениям, иконам.
В XIX столетии, методы коллажа также были использованы в фотоальбомах и книгах Ганса Христиана Андерсена и Карла Шпицвега.
Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине "Натюрморт с плетёным стулом".
Произошло это, по всей вероятности под влиянием Ж. Брака, в то время, когда они работали в городе Сере. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажем впоследствии увлеклись и сам Ж. Брак, и целое поколение художников.
Изначально коллаж использовался в живописи для оживления её поверхности.
Пикассо обнаружил, что некоторые предметы: элементы типографического набора или материалы, имитирующие структуру дерева - обладают "незаурядно выразительными свойствами". Влюбившись в свою находку, Пикассо - импровизатор не останавливается и использует в своих работах и песок, и кусочки газетной бумаги, обоев, плакатов или материи, визитные карточки, ленты, а позже (к 1924 году) и проволоку. Таким образом, для коллажа годились почти все продукты. Эта техника "родилась из стремления примирить реальность, к которой принадлежат настоящие вещи, и реальность картины".
В картине Ж. Брака "Натюрморт на столе" появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обёртки, меню, этикетки и др.
Коллаж на начальных этапах развития был лишь "подручным средством" в арсенале представителей мастеров различных направлений.
В произведении Х.Гриса "Ваза для фруктов и бокал" предмет картинного пространства, в частности сама ваза (сделанная из обрывков газет и материала, напоминающего металлическую стружку) и бокал (выполненный при помощи обёрточной бумаги и материи) плавно переходят из пространства картины в "наш мир" и наоборот, причём фон, составленный при помощи темных тонов, как бы сам заставляет глаз выделить то, что отлично по цвету и фактуре. Здесь связь с перспективой полностью разрушается. Художник игнорирует её законы, тем самым создаётся поражающей своим совершенством объем. Этому так же способствует сама техника исполнения: инородные предметы врезаются, разрушают сложившееся пространственное восприятие. Но коллаж отнюдь не отрицает пространства картины, происходит своеобразный синтез, который даёт потрясающий художественный эффект: увеличивает ареал картины.
В коллаже «Натюрморт с красной бумагой» Пикассо собирает продукты цивилизации и творит свой мир в картине подобно богу. В данном случае "натюрморт" представляет собой окно, на фоне которого собрано множество предметов: часть изображения лимона, орнамента, игральная карта, фанера с изображением Аполлоновых венков, усыпанных какой-то мелкой цветной крошкой, по всей видимости, представляющие поток света, который автор видит разложенным на фотоны.
Таким образом, коллаж есть и новый технический приём, и способ конструирования мира, и выражение авторского взгляда на существующую реальность. Коллаж является одним из способов разрушения сложившегося пространства и это становится одной из основных его функций.
Хотя в XX веке, по общему мнению, преобладает массовая культура, коллаж не утратил своего самостоятельного значения, так как он направлен на индивидуальность и порождён индивидуальностью. Коллаж вбирает в себя огромный художественный и энергетический потенциал, посредством которого мастер воздействует на зрителя.
За последние годы техника коллажа принципиально не изменилась, она актуальна и развивается, выражаясь в различных формах компьютерного коллажа.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, особенно удачно для этого подходит техника коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа.
Арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») относительно молодой метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время, как метод лечения, основанный на использовании творчества.
Арт-терапия может использоваться с широким кругом клиентов, и имеет явное преимущество в работе с детьми и взрослыми, испытывающими определённые затруднения в вербализации своих переживаний, например, речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Кроме того, методы арт-терапии могут быть применены в работе с клиентами, не способными к вербальной психотерапии, - олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и др. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами порой оказывается очень важным фактором их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, мышления, памяти и других функций. Однако это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них арт-терапевтическая деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.
В настоящее время к арт-терапии относятся такие направления, как терапия живописью, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия и др. Кроме перечисленных, существует огромное количество «синтетических» направлений арт-терапии, использующих всю силу искусства в различных его вариантах для исцеления, возвращения целостности конкретному человеку. Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа.
Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Существует каталог детских рисунков и коллажей из концлагеря Терезин, где Фридл Дикер-Брайнденс спасала души еврейских детей, обречённых на смерть. Тогда, в качестве материалов для составления коллажей они использовали лагерные бланки. Это давало детям удивительный шанс обрести поразительное ощущение внутренней свободы, несмотря на фактическое заключение.
Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними.
Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему. Коллаж как техника арт-терапии чаще используется в групповой работе.
Коллаж можно использовать на начальных этапах работы в арт-терапевтическом режиме, особенно с участниками групп или клиентами, у которых силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый. Картинки могут также вырываться из журнала руками.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.
Возможные темы для коллажей
Я замечательный (для повышения самооценки, осознавания своих позитивных качеств).
Мне нравится, мне интересно (это хорошая возможность познакомиться ребятам друг с другом, найти общие интересы, начать взаимодействовать, это возможность для психолога диагностировать личностную сферу).
· Моя школа (моя учительница, мои одноклассники и т.д.).
· О чем я мечтаю….
· Каким меня видят мои родители, и т.д.
· Какой я.
· Каким меня видят…. Каким я хочу быть….
· Мои цели…. Мои мечты…. Мои поступки….
· Для полного счастья мне не хватает… .
· Я и мои друзья: что нас объединяет и разделяет….
· Моё будущее (будущее, о котором мечтаю…).
· Я - взрослый (цель: выявление различных установок в отношении взросления, мира взрослых, привлекающие и пугающие стороны процесса взросления и т.д.).
· Я глазами моих родителей (одноклассников, друзей и пр.)
· Моя семья….
· Кем я могу быть (мои профессии).
Целями составления коллажей являются:
получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять;
дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
в групповом коллаже осознавание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок;
После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы на стенку, и начинается обсуждение в следующем порядке:
Каждый участник (или представитель от группы, если это групповой коллаж) представляет свою работу.
Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем, озвучивает свою идею (идею группы).
Озвучивает своё эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату.
Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна, чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится, отталкивает в коллаже.
Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в процессе изготовления коллажа.
В коллективной работе появляется необходимость организации работы группы (следовательно, должен быть лидер), выявления круга мнений участников, принятия решения относительно содержания и функциональной организации творческой деятельности, контроль за временем и результатом.
В обсуждении групповой работы важно предложить каждому участнику показать свою часть, своё вложение в коллаж: где его вырезки, которые он внёс в групповую работу, насколько устраивает каждого участника результат, который получился, и отражает ли результат видение заданной темы каждым участником.
Затем должен состоятся разговор о тех, кто очень активен в работе (иногда настолько, что своей активностью не даёт возможности другим проявить активность); о тех, кто, видя, что есть кому выполнять задание, тихо самоустраняется, предпочитая читать журналы; о тех, кто до хрипоты отстаивает своё мнение, не слыша мнения другого, и о тех, кому не хватило решимости и настойчивости отстоять своё мнение.
При анализе коллажей важно обращать внимание на следующие диагностические критерии:
1. Отношение к своему продукту (коллажу) – нравится или нет. Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
2. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
3. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
4. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
5. Чёткость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие чётких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
6. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознавания своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, можно выйти на достаточно глубокие темы.
7. Желание уничтожить свою работу как завершённую, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.
8. Подводя итоги работы, участники с удивлением и удовлетворением отмечают, что коллаж, несмотря на кажущуюся простоту, проясняет скрытые потребности и желания личности, противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека. Таким образом, техника коллажа может с успехом использоваться в психологической работе с личностью и группой, с самыми разными участниками и предполагает неограниченное множество тем и возможностей.
С помощью данной методики человек переориентируется с обдумывания негативной ситуации и сопутствующих ей проблем на внутреннее созерцание желаемой цели. Такая смена образов во внутренней картине мира даёт стимул, а главное - психологический ресурс для работы и осуществления конкретных шагов по улучшению ситуации и её проработки.
Также методика способствует снятию стресса и облегчению психологического состояния, так как даёт возможность полностью выразить проблемную ситуацию, не только проговорить её, но и проиллюстрировать с помощью визуальных образов, которые могут быть гораздо информативнее и полнее выражают внутреннее настроение.
Картина, созданная своими руками, несёт большой смысловой заряд, который раскрывается автору постепенно, так как многое в ней отражает бессознательные процессы, хорошо проявляемые в проективных методиках, что делает этот образ необычайно ресурсным и полезным для человека.
Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие "играть", едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику.
Техника "Коллаж"
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.
Арт-терапия - направление практической психологии, в рамках которого посредством искусства проводится мягкая психотерапевтическая работа. Арт-терапия позволяет расслабиться, преодолеть внутреннее напряжение и конфликты, раскрыть творческий потенциал. Методы арт-терапии успешно применяются как в ходе психотерапевтической работы с детьми, так и с взрослыми.
Коллаж, в наиболее распространённом смысле слова, это художественный объект, созданный автором как композиция из фрагментов других художественных или случайных предметов, изображений и так далее.
При работе с коллажем человек взаимодействует с картинками или с фрагментами картинок, а также с другими готовыми объектами. Он оценивает и сравнивает картинки, обдумывает свои выборы, подбирает элементы. Далее он объясняет, как именно расположены элементы в его композиции.
Таким образом, коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат.
В психологии изготовление коллажей позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что даёт возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.