Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте.
Оценка 4.7

Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
10 кл—11 кл
08.09.2021
Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте.
поурочное планирование
разработка урока по рисунку во 2 классе.docx

Тема: Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте. Разнообразие форм и объем предметов, изображаемых мягким материалом. Соответствие цвета и тона используемого мягкого материала градациям светотени.

Задание: Рисунок натюрморта «Осенний» из предметов быта,  овощей.

Класс:2

Цель: Познакомить с мягким графическим материалом рисования, как пастель

Задачи:

1.Научить правильно пользоваться пастелью, уметь различать их по составу. Дальнейшее изучение выразительных возможностей мягких материалов. Передача выразительности светотеневой проработки предметов. Достижение цельности рисунка.

2.Развить вкусы, чувства цвета и тона, чувство пропорциональности, наблюдательность, умение отбирать главное в изображаемом.

3.Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам, привить любовь к аккуратности.

Оборудование: для учителя: план урока, постановка натюрморта из предметов быта несложной формы (крынка, кружка), овощей (лук, чеснок, картофель)

для учащихся: тонированная или акварельная бумага А3, сухая пастель, ластик, кнопки, влажные салфетки.

Примечание: Рекомендуется ограничить цветовую гамму до 3-4х цветов, чтобы избежать «раскрашивания»

План урока:

1.      Орг.момент

2.      Объяснение нового материала

·        История возникновения

·        Разновидности пастели и их состав

·        Бумага для пастели

·        Исправление и фиксация рисунка

·        Художественные особенности пастели

·        Пастель как отдельный жанр рисования

3.      Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.

4.      Выставление и оценка работ.

5.      Домашнее задание.

Ход урока:

1.Орг.момент. Приветствие и проверка готовности учеников к уроку. Подготовка рабочего места учеников.

2.  -Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами будем знакомиться с новым графическим материалом, как пастель.  Что такое пастель?

        Пастель взяла свое название  от итальянского слова «а пастелло», т.е паста-тесто. Так именовали прием рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшиеся итальянскими художниками XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи.

        В ХVІІІ веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность.

        Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в один сеанс, пастельные портреты были очень популярны и исполняли, представьте себе, некоторым образом функцию фотографий. В каждом доме аристократа были портреты членов их семей, исполненные пастелью.

        Из чего же она сделана? Сравним эти образцы (достаю масляную, восковую и сухую пастель). Пастель бывает трех типов- сухая, масляная и восковая.

        Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом, путем прессовки. Также производится и сухая пастель, с одной лишь разницей: в него не добавляется масло. Основу замеса восковой пастели составляет воск высшего класса и пигменты. Обычно восковую пастель все мы называем восковыми карандашами.

        Так как пастельные краски плохо смешиваются, их выпускают более 400 оттенков и тонов. Для работы в классе, достаточно и 24 цветов.

       В технике сухой пастели широко  используется прием «растушевки», это придает эффект мягких  переходов  и нежности  цвета.

       Существует два вида сухой ппастели: твердая и мягкая.

Мягкая пастель состоит в основном из чистого пигмента с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных  штрихов. Твердые реже ломаются, т.к содержат большее количество связующего вещества. Прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких  линий и проработки деталей.

На чем можно рисовать пастелью?

        Для рисования пастелью нужна фактурная  поверхность, которая будет удерживать пигмент. Обычно используют цветную или специальную тонированную бумагу, можно использовать акварельную бумагу, но заранее затонировав крепким раствором чая. Или кофе. Беля бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. Можно рисовать и на бархатной бумаге и на наждачной бумаге, в зависимости от задачи рисунка. В старину рисовали и на замше. Масляная пастель  особенно красиво  смотритс на толстом шелке.

Можно ли исправлять рисунки, выполненные в этой технике?

        Исправлять оисунки пастелью нужно в начальных  этапах рисования. Для удааления большого количества рисунка используют кисть из щетины. При этом лишние частички не должны втираться в бумагу. Также используются ластик-клячка. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

        Рисунки  пастелью очень хрупкие и поэтому  после окончания работы  их закрепляют фиксатором, сойдет и обычный лак для волос без блесток. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими. Пастелью можно создавать настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры.  Можно добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая их пальцами, но можно и оставить в чистом виде, подобно мозайке.

      К какому жанру рисования относится пастель?

Пастель находится на грани рисунка и живописи. В ней соединились линия и цвет: ею можно  рисовать и писать, работать штриховкой, живописными пятнами, сухой или мокрой кистью. Особенности пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса предстваляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается  в разные   чтороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

       Пастель может давать как насыщенный, так и слабый тон. Единственный недостаток  у пастели, это то, что верхний слой недолговечен и при малейшем  касании может  разрушиться. Работы, выполненные пастелью  после  фиксации специальным  составом, хранятся под стеклом.

     3. Сегодня мы с вами учимся рисовать натюрморт  сухой пастелью. Продолжаем знакомиться с жанром изобразительного искусства

«Натюрмортом». Кто мне скажет, что такое натюрморт?

- (ответ ученика) Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи, происходит от французского  «натура морте», т.е не живая природа.

-Правильно, натюрморт был и остается одним из любимых жанров классического изобразительного искусства.

        Ребята, давайте мы с вами сами создадим различные композиции натюрморта. ( на столе лежат посуда, предметы быта, овощи и фрукты) Наш натюрморт должен быть : «Осенним». Для того чтобы правильно составить композицию, мы с вами сперва отберем необходимые нам предметы и красиво уложим их на рабочий станок. Для начала выберем драпировки. Не более двух цветов. Теперь переберем посуду, вот эта глиняная крынка с платком очень подходит к нашей теме и эта корзина тоже. Мы можем создать два разных натюрморта в одной теме, но в разных цветовых вариантах.

Варианты:

 1.Крынка, лук, картошка, чеснок на деревянной подставке и белой задрапированным полотенцем;

 2. Плетенная корзина с рассыпанными листьями и грибами на нейтральном фоне.

         Обратите внимание на экран, смотрим видео мастер-класса рисования сухой пастелью. В интернете много видео мастер-классов рисования пастелью в ускоренном режиме, где в течении минуты показывают весь процесс. Смотрим, изучаем и запоминаем.

          Итак, приступим к рисованию натюрморта (учитель объясняя этапы рисования, одновременно рисует):

1.Создаем набросок и в первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены предметы и разобраться в их сочетании. Далее берем жесткую пастель черного цвета и легкими штрихами набросайте композицию.

Пусть штрихи будут легкими и не сильными.

2.Добавляем фоновый тон. В нашем случае какой цвет создает фон? Внимательно смотрим на этюд. Какой цвет присутствует во всех предметах? Правильно….(в зависимости от постановки цвет меняется)

          Желательно не выходить за границу контура  и не затрагивать те зоны, что будут после применяться для отображения бликов. С помощью кончика пастели создавайте более четкие линии. После того, как нанесен фоновый  цвет, пора переходить к базовым цветам и бликам. Добавляем тени, рефлексы и усиливаем блики.

3.С помощью белой пастели следует добавить несколько линий вокруг натюрморта по вертикали и горизонтали. Штриховка не должна  затрагивать лишь те области, где мы прорисуем тени.

          Чтобы сделать тень, кончиком пастели черного цвета нужно сделать небольшие штрихи вокруг ягод, лишь касаясь, не закрашивая. Разотрите слегка пальчиком, чтобы она плавно смешалась со светлым фоном. Обратим внимание на некоторые элементы готового рисунка.

         Многослойный цвет. Пастель  позволяет без проблем наносить на рисунок множество слоев. В данном случае светлый тон выступает в качестве основного, а на него наносятся темные тона, что позволяет добиться эффекта объема.

         Размытая тень. Благодаря тому, что тень от предметов плавно переходит в светлый фон, она выглядит более натурально.

Как видим, рисование пастелью действительно приятно и красиво. Ребята, а вам понравилось?

4. Выставление и оценка работю. Работы оцениваются по следующим критериям:

·        Грамотность выполнения работ

·        Самостоятельность (процент выполненной работы, без помощи учителя) 

·        Целостность восприятия колорита

·        Взаимодействие цвета в работе (восприятие рефлекса)

5.Домашнее задание. На формате А4 нарисовать пастелью небольшой этюд. Самостоятельно составьте натюрморт из двух-трех  предметов      

 

 

 


 

Тема: Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте

Тема: Техника работы мягкими материалами в тематическом натюрморте

XVI века, в том числе и Леонардо да

XVI века, в том числе и Леонардо да

Штрихи эти можно смешивать, растирая их пальцами, но можно и оставить в чистом виде, подобно мозайке

Штрихи эти можно смешивать, растирая их пальцами, но можно и оставить в чистом виде, подобно мозайке

Создаем набросок и в первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены предметы и разобраться в их сочетании

Создаем набросок и в первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены предметы и разобраться в их сочетании
Скачать файл