Формативное оценивание - это эффективная обратная связь. Используя на уроках техники формативного оценивания я как учитель имею возможность получить информацию о том, что знают ученики, какие есть проблемы или пробелы. Формативное оценивание активизирует деятельность учащихся, даёт возможность увидеть свои недочёты и вносить коррективы в свою деятельность.Формативное оценивание - это эффективная обратная связь. Используя на уроках техники формативного оценивания я как учитель имею возможность получить информацию о том, что знают ученики, какие есть проблемы или пробелы. Формативное оценивание активизирует деятельность учащихся, даёт возможность увидеть свои недочёты и вносить коррективы в свою деятельность.
Техники формативного оценивания Канарёва.docx
Казахстан
Акмолинская область
Ерейментауский район
Техники формативного оценивания
(из опыта работы)
Составила учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №1 г.Ерейментау»
Канарёва Елена Александровна 2017 год
«Учитель должен знать, чему научил, учащийся – чему научился»
Е.Н.Ильин
Общепризнанным оцениванием учащихся в традиционной школе является
пятибальная система. Устраивает это, конечно, не всех. В ходе изучения
вопроса формативного оценивания, я сделала вывод, что процесс оценивания
можно изменить. Фрмативное оценивание позволяет гуманизировать учебный
процесс, снять тревожность, напряжённость у детей. Школьник учится
оцеивать себя, свою работу и работу одноклассников. Процесс фомативного
оценивания способствует более успешному обучению и более эффективному
преподаванию учителя. Необходимо чётко ставить цель каждого урока,
ориентированную на ученика, видеть ожидаемый результат. Важно, чтобы
каждый ученик понимал и осознавал, чем же он будет заниматься на уроке и
чему он должен научиться.
Что же такое формативное оценивание?
«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпритации данных,
используемый учениками и их учителями для определённого этапа на котором
находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором
следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого
уровня» (Руководство учителя, с.163)
При формативном оценивании во главу ставятся знания, умения и навыки
каждого отдельного ученика. Каждый ученик – уникален. У него свои
особенности и способности. Формативное оценивание учит ребёнка верить в
свои силы. Успех или успешность в обучении важно уметь планировать. Это
позволяет школьникам выполнять работу самостоятельно и оценивать свою работу и работу других. Важной частью формативного оценивания являются
критерии оценивания.
Формативное оценивание предусматривает обязательную обратную связь.
После предоставления обратной связи учителем, ученик должен точно знать, в
каком направлении ему нужно двигаться дальше, для достижения более
улучшенного результата.
Особенность использования техник формативного оценивания
заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной
практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут
влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме
того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для
учащихся, так и для учителя.
Применение методологии формативного оценивании становится одним из
важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование
формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки
самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учёбе,
повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.
Я работаю в начальных классах. Использование техник формативного
оценивания позволяет мне не только разнообразить урок, но и увидеть
результаты работы, внести корректировку в мою деятельность как
преподавателя, и деятельность учащихся.
В данном сборнике (в помощь педагогам) собраны техники формативного
оценивания которые можно использовать в учебном процессе. Техники формативного оценивания
1.
«Словесная оценка (устная обратная связь).
Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за
хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную
связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или
информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в
выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но
оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо
сделать для достижения более высоких результатов.
2. Техника «Сигналы рукой».
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему
сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала.
Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих
сигналах: (cid:131)
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен
вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся
высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам
полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении,
закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного
объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну
проверочную миниработу. Данный шаг важен для того, чтоб понять,
происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих
проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
3. Техника «20 секунд».
Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее
20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность всем
ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в
первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ
имеется примерно у 46 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией,
что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа).
Учащихся средних и старших классов целесообразно просить коротко
записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время обсуждения они
не блокировали мыслительные процессы друг друга. Другие техники связаны
с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, ответа
учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом?
Как?…». Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в
случае получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается для того, чтобы определить и оценить
глубину понимания темы, проблемы.
4. «Трехминутное эссе».
Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по
теме:
(1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали
(выучили) сегодня?
(2) Какой вопрос вам запомнился?
(3) Что для вас было наиболее трудным, не понятным сегодня?
После того как ученики сделают записи, учитель может предложить
озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить
наиболее непонятные моменты, на которые он должен немедленно
отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров. В
конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на
вопросы:
(1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
(2) С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь?
Как вы сами думаете, почему? Учитель собирает ответы учащихся,
знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных моментов
корректирует свою деятельность на следующем уроке.
5. «Краткие тесты»
Учитель готовит «краткие тесты» для проверки промежуточных
результатов. На использование данной техники формативного оценивания
отводится не более 35 минут урока. Опираясь на критерии оценки,
предложенные учителем, учащиеся могут проверить свои тесты (самооценка)
или работы своих одноклассников (взаимооценка). Следующие техники формативного оценивания используются, когда
учитель предоставляет ученику возможность улучшить свою работу (чаще
всего суммативную).
6. «Письменная обратная связь»
Учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а
делает записи в тетради ученика, использует различные значки, цвета.
Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места
работы. (В текущей практике учителя в основном отмечают только
недостатки работ учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты
или маркера учитель отмечает места, в которых имеются ошибки, и на полях
пишет рекомендации ученику, предлагая конкретные советы по улучшению
работы.
При возврате работы на доработку учитель с учащимися определяет срок
сдачи усовершенствованной работы. Такой вид формативного оценивания не
может применяться при оценивании итоговых проверочных работ.
7. Индекс карточки для обобщения или для вопросов
Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями,
указанными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела,
темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала
(раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
8. «Светофор»
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель
просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить
на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы
поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не
понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном
изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по
программе.
Также можно оценивать выполнения домашних заданий с помощью
цветовых сигналов:
зелёный – я умею,
жёлтый – я затрудняюсь,
красный – требуется помощь.
9. «Одноминутное эссе»
Одноминутное эссе – это техника, которая используется с целью
предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для
написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может
быть использовано поразному: (cid:131)
Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от слеживается
поэтапное усвоение материала учащимися. (cid:131)
В конце урока: чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут
делать на следующем уроке. 10.Индивидуальные беседы с учащимися.
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки
уровня их понимания.
11.Трехминутная пауза.
Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает
учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим
материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. (cid:131)
Я изменил свое отношение к………. (cid:131)
Я узнал больше о ………….
Я удивился тому, что…… (cid:131)
Я почувствовал … (cid:131)
Я относился к ……
12.«Незаконченное предложение».
Учащиеся должны закончить предложение, например:
На уроке мне было важно и интересно…
Сегодня на уроке я понял…
Хотелось бы узнать…
Этот вид работы часто использую на этапе урока «Рефлексия» как в
устной, так и письменной форме. Эту технику можно сделать не только в
форме таблицы, но и форме руки, где на каждом «пальце» написано начало
предложения, которое необходимо продолжить.
13.Минитест. Минитесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки
учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. Это
тесты, предполагающие выбор: (cid:131)
из множества предложенных ответов; (cid:131)
из правильного/ неправильного ответа;
или предполагающие краткий ответ
14.Элективный (выборочный) тест.
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D»,
просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным
ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20
секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с
учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор.
Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания
учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение
данной темы или двигаться далее.
15.Формативный тест.
Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 45 учащихся в
группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для
ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в
малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов
самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.
необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с
членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.
16.Дневники журналы по самооценке
Дневники журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и
учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом
приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают
учителю получить представление об уровне
прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения
образовательного процесса.
17.Волшебная линеечка
Ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на
каком уровне, по их мнению, выполнено задание. При проверке учитель, если
согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой
крестик, ниже или выше.
18.Лесенка
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока:
нижняя ступенька не понял, вторая ступенька требуется небольшая помощь
или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может
выполнить самостоятельно.
19.Формативный опрос
Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за
какимлибо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные
уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
– Каковы характеристики (части) _____________________________ ?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _______ ?
– Как, чем _________________ похожи или отличаются от ________ ?
– Какова основная идея в _____________________ ?
– Каким образом ______________соотносится с __________________ ?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к _____________________ ? – Приведите пример по (к) _____________________________________ ?
– Что неверно в _______________________________________________ ?
– Какое заключение вы можете сделать _________________________ ?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить ______________________ ? –
Какую проблему мы пытаемся решить ?
– Что вы предполагаете сделать _______________________________ ?
– Что могло произойти, если бы ________________________________ ?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки _________________ ?
– Какие доказательства или подтверждения вы можете привести в
поддержку ________________________________________________ ?
– Как можно подтвердить или опровергнуть ____________________ ?
– Как это можно рассматривать с точки зрения ________________ ?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду ______________________ ?
– Какие подходы или методы можно использовать в ______________ ?
20.Упражнение на проверку усвоения нового материала.
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить»,
«Оценить». После
объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный
«Обобщить»
и
квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся
выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой
теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например:
(1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать
следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2)
если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать
следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
21.Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом
друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из
внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же
работа с вопросами.
22.Обобщение в одном предложении.
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении,
которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
23.Обобщение в одном слове.
Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое
наиболее точно обобщает тему».
24.Письменные комментарии (письменная обратная связь)
Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.
Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в
соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата.
Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя
письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним
цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным
работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или
примеры.
25.Самооценивание.
Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем
учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное
условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до
начала выполнения работы.
26.Две звезды и желание (взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений,
эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся
комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а
Ученики письменно отвечают на серию вопросов, которые помогут
выявить их отношение к уроку, предмету, учителю. Подобную технику
рекомендуется использовать раз в неделю или в месяц. Некоторые типовые
вопросы: определяют и указывают на два положительных момента – «две
звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».
26. «Резюме».
1. Что нравится на уроках?
2. Что не нравится на уроках?
3. Можешь ли ты учиться лучше по предмету?
4. Что мешает учиться лучше?
5. Поставь отметку учителю по десятибалльной системе. Обоснуй ее.
27. «Быстрое изложение алфавита»
Каждому ученику выдаются различные буквы алфавита и ученик должен
собрать слово, которое начинается с буквы, имеющее отношение к изученной
теме.
28. Проверка ошибочности понимания.
Учитель намеренно даёт учащимся типичные ошибочные понятия или
предсказуемые ошибочные суждения о каких – либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать своё согласие или несогласие
со сказанным и объяснить свою точку зрения.
29. Обобщение в одном предложении.
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении,
которое отвечало бы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?»
30. Выходной билет
Каждому ученику выдаётся билет для заполнения перед выходом из
кабинета с ответами на вопросы:
Что самое важное я узнал сегодня?
Какие вопросы у меня ещё есть?
Эти билеты необходимо отдать учителю когда ученики выходят из
кабинета. Учитель использует информацию для дальнейшего действия.
Литература
1. Руководство для учителя
2. Пшенова Т.Н. « Формативное оценивание как важный аспект
начального обучения». 3. Байжуманова И.В. « Формативное оценивание как способ повышения
эффективности обучения».
4. Досжанова Д.Ж. « Применение методики оценивания обучения»
5. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие
для учителя. Сост. О.И. Дудкина, А.А. Буркитова, Р.Х. Шакиров.
«Билим» 2012г. Пояснительная записка
Важную роль в развитии Казахстана занимает образование. В нашей стране создаются
все условия для получения его на уровне высокого качества. Президент отметил «В стратегии
«Казахстан – 2050», чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны быть
высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной
грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети
были адаптированы к современной жизни».
Сегодня очень много говорится о повышении учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся. Формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием
для обучения, соответствует требованиям современного общества механизмом, который
учитывает индивидуальные и возрастные особенности является.
Данная работа представляет собой практический материал. В сборнике представлены
техники формативного оценивания, способы их проведения. Техники формативного оценивания
(из опыта работы)
Канарёва Е.А.
2017 год
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Техники формативного оценивания (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.