Паспорт урока
по биологии в 8 классе на тему «Пресмыкающиеся» с применением
технологии развивающего обучения
ФИО учителя, название ОО |
|||
Целевой компонент |
Тема урока: Пресмыкающиеся
|
||
Цель урока: |
Воспитание ценностного отношения к животным, развитие интереса к среде обитания и образу жизни пресмыкающихся через осмысление общих признаков жизни данной группы животных. |
||
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ПР: · научится называть характерные признаки пресмыкающихся, а также присущие тем или иным животным способы питания; · сравнивает разные группы животных с пресмыкающимися (находить их общие и отличительные признаки). ЛР: · принимает и осваивает социальную роль обучающегося, · имеет навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, · умеет избегать конфликты и находит выходы из спорных ситуаций; · имеет установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
||
Программные требования к образовательным результатам раздела «Биология»
|
Ученик научится/ получит возможность научиться: Личностные БУД Предметные БУД
|
||
Содержательный компонент |
Программное содержание |
Беспозвоночные и позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
|
|
План изучения учебного материала |
1. Земноводные 2. Пресмыкающиеся - общие признаки, среда обитания, внутреннее и внешнее строение земноводных. 3. Сравнение пресмыкающихся с другими группами животных |
||
Основные понятия |
Пресмыкающиеся |
||
Основные законы, закономерности |
Кто такие пресмыкающиеся. Основные отличия пресмыкающихся от других групп животных |
||
Организационно-деятельностный компонент |
Тип урока |
Изучение новых знаний |
|
Форма урока |
фронтально - коллективная, работа в группах и индивидуальная |
||
Образовательная технология |
технология развивающего обучения |
||
Оснащение урока |
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитная доска. |
||
Мизансцена урока |
Парты стоят рядами |
||
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Доклад «Общие признаки земноводных» |
||
Домашнее задание |
Подготовить рассказ о динозаврах. Закрепить материал на с. 82-84 учебника, ответить на вопросы. Нарисовать пресмыкающихся нашего края и рассказать об одном из них. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 минуты) |
||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок |
|
|
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
||
Ситуация размышления Вводное слово: Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Вводная беседа: - Ребята, о какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (земноводные) Вспомните, пожалуйста, их отличительные признаки. Я вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания. Посмотрим, как вы усвоили предыдущий материал, у вас на столе лежат карточки с номерами вопросов и вариантами ответов «Да» и «нет». Я буду озвучивать высказывания, если вы согласны, подчеркнете «Да», а если не согласны – «нет». Обменяйтесь карточками. И проверьте работу своего соседа. Правильные ответы на экране. 2. Постановка цели и задачи урока. В воде гибнет множество личинок земноводных. Чтобы обеспечить выживание икры на суше необходимо создать вокруг икринки прочную водонепроницаемую оболочку — скорлупу. Древние земноводные, овладевшие способностью откладывать яйца в скорлупе, дали начало новой группе позвоночных — ………. О ней мы сегодня и поговорим на уроке. – Но для того чтобы узнать, что это за группа, попробуем разгадать загадки? Вспомните, как называется эта группа животных? - «Пресмыкающиеся» - это и будет тема нашего сегодняшнего урока. Итак, мы определили, о ком будет идти речь. Сейчас я предлагаю поработать в парах и в группе (выдаются картинки пресмыкающиеся). – Внимательно рассмотрите картинки пресмыкающихся. Определите, кто перед вами? Подготовьте ответ о животном по предложенному плану. Когда устно ответите на вопросы, то вставьте ответы в предложенный текст, который и представите другим парам. План: 1. Рассмотрите животное, назовите его. 2. Определите, чем покрыто его тело (чешуйками, панцирем, пластинками) 3. Есть ли у животной ноги? 4. Назовите способ передвижения животного. Ребята, вы, наверное, заметили, что одного из пресмыкающихся, о котором говорили в начале урока, мы не рассмотрели. Кого же? Но черепахе станет обидно, если мы не расскажем о ее внешнем виде и способе передвижения по такому же плану. Поэтому черепаха к нам сама добралась на урок. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на черепаху и охарактеризуйте ее внешние признаки (на экран выводится текст). - Молодцы. Спасибо. А теперь, наша черепашка пусть отдохнет, а мы с вами сможем в качестве вывода составить табличку о внешнем виде пресмыкающихся. Заполнение таблицы (работа с интерактивной доской |
- Земноводные - Земноводные часть жизни проводят на суше, а часть – в воде. Температура их тела зависит от температуры вокруг них.
- Черепаху
- Ответы учащихся
|
- Высказывает собственное мнение обосновывает свою позицию (ЛР) -выполняет задание е сотрудничестве с одноклассниками (МР)
Расширение кругозора детей, формирован интереса к биологии
Формирование способности к самоконтролю. |
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
||
Итак, мы определили внешние признаки пресмыкающихся. Давайте теперь более подробно узнаем об их среде обитания, способе питания. Работа в группах 1. (энциклопедия) 2. (интернет) - Где мы можем найти эту информацию? (в разных источниках: в учебнике, в энциклопедиях, в Интернете и т.п.) На сегодняшнем уроке давайте обратимся к таким источникам как: 1. Энциклопедия (печатный источник: ящерица, змея) 2. Интернет (черепаха и крокодил) Дети работают с источниками и заносят полученную информацию в карточки Ящерица передвигается (как?) . Она (кто по типу питания?) , питается (чем?) . Обитают ящерицы _(где?) . 1. А сейчас, чтобы дополнить найденную вами информацию, обратимся к видеоролику. |
|
Осознание собственного мнения об уроке, о работе на нём. Формирование положительного отношения к учению, умения анализировать, обобщать свою деятельность и планировать её. |
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
||
Давайте подумаем, какие общие признаки есть у пресмыкающихся с другими группами животных. Чем похожи крокодил и птицы? Чем похожи ящерица и млекопитающие? Чем похожи змеи и рыбы? Чем похожи черепахи и крабы? - Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю». Я буду говорить высказываний, а вы подумайте и скажите: «Верю» или «не верю»: а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Крокодилы тоже появляются из яиц. Значит, Крокодилы – птицы. (Не верю.) б) У млекопитающих животных 4 ноги. У ящерицы тоже четыре ноги. Значит, она – млекопитающее. (Не верю.) в) Тело змеи покрыто чешуйками. Выводятся змеи из яиц. Змея – пресмыкающееся. (Верю.) В лесах нашей страны обитают некоторые виды змей и ящериц: ящерица прыткая, ящерица зеленая, ящерица живородящая, веретеница, гадюка обыкновенная, уж, медянка. Можно в природе нашего края увидеть черепаху или крокодила? - Ребята, а все ли пресмыкающиеся, которые обитают в нашем регионе, безопасны? - Ответьте на вопрос: с кем мы можем спутать гадюку? Правильно, а как их можно отличить? (у гадюки черная зигзагообразная полоса вдоль спины, на голове рисунок в виде буквы «Ха», у ужа – нет черной полосы, но по бокам головы есть 2 желтых пятнышка) Мы убедились, что гадюка очень похожа на ужа, но, чтобы не стать жертвой гадюки, я вам предлагаю разработать памятку с правилами безопасного поведения в лесу: 1. При походе в лес необходимо надевать высокую обувь. 2. При встрече с гадюкой не кричать, не делать резких движений, не махать палкой. Надо тихо и быстро уйти с места встречи. Гадюки не нападают на человека первыми, если их не пугать. При укусе гадюки надо немедленно обратиться за медицинской помощью. |
Они откладывают яйца. У них по 4 ноги. Нет ног. Есть панцирь.
- Нет, но черепаху можно приобрести в зоомагазине, а крокодила увидеть в зоопарке. - Нет, змеи и ящерицы могут нанести вред укусом. - С ужом.
|
Формирование способности к самоконтролю |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
||
Ситуация рефлексии а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности; б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей Ситуации самооценки а) графики, диаграммы, содержательная самооценка Информация о домашнем задании Ребята, мы многое узнали о пресмыкающихся, но мы не открыли один секрет. Хотите его узнать? Вымершие на Земле динозавры – это тоже пресмыкающиеся, совершенно особые рептилии. Хотели бы вы узнать о них подробнее? Тогда я вам предлагаю к следующему уроку задания на ваш выбор, пользуясь разными источниками информации: Подготовить рассказ о динозаврах Закрепить материал на с. 82-84 учебника, ответить на вопросы, Нарисовать пресмыкающихся нашего края и рассказать об одном из них. |
|
- самостоятельно составляют ответы и вопросы на основе изученного (ЛР) Закрепление чувства уверенности в себе, чувства радости от успеха |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.