Технологическая карта
Оценка 4.7

Технологическая карта

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
математика
7 кл—9 кл
06.04.2022
Технологическая карта
разработка урока
Технологическая-карта2-свойства-прямоуг-треуг.doc

Технологическая карта урока

П р е д м е т : г е о м е т р и я

К л а с с : 7

 Учебник Геометрия 7-9 класс, АтанасянЛ.С, Бутузов В.Ф и др.

 

 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель деятельности

Совместная деятельность

Т е м а НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

Цель деятельности учителя

Создать условия для рассмотрения свойств прямоугольных треугольников, обучения решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников

Термины и понятия

Треугольник, противолежащий угол, катеты, гипотенуза

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания

Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.

Регулятивные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательн

ые  ресурсы 

Задания для самостоятельной, групповой работы .Чертежи к задачам, Презентация.

 

 

Подготовить учащихся к восприятию новой  темы

(Ф/И) Организует деятельность учащихся.

1.В стране "Геометрия" очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Мне бы хотелось чтобы Вы развивали и тренировали геометрическое зрение, применяя все теоретические знания на практике. Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. 

2.«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даѐт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Г.Галилей 

Как вы думаете, о каких треугольниках мы будем говорить на уроке? Для каких, треугольников вам неизвестны свойства? (прямоугольных)Какие цели мы поставим на урок? 

 3.Сообщение темы урока и поставленных задач (Слайды 2, 3)

Вспомним определение прямоугольного треугольника и название сторон в этом треугольнике. (Слайды 4,5).  

 

 

Историческая справка подготовленная учеником

Получение новых

исторических знаний

Заслушивается доклад (приложение1)

II этап. Математический диктант. Актуализация знаний

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Повторить понятия

связанные с темой

(И)Вопросы появляются постепенно. Один ученик выполняет диктант на крыле доски. (Слайды 6-9) 1.Вставьте пропущенное слово

а) Прямой угол – это угол равный …  

б) Сумма углов в любом треугольнике равна …    

в)Треугольник у которого все три стороны равны– это …    В

г)Каждый угол равностороннего треугольника равен…. 2.Укажите сторону треугольника противолежащую указанному углу(С)

                                                                                       А                          С

 

3. Какой треугольник изображен на рисунке(равнобедренный)

Проверяется работа учащегося у доски, остальные проверяют свои знания (Слайд 10)

 

 

 

II этап Учебно-познавательная деятельность

 

Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников

(Ф/И) (Фронтальная работа с классом по готовым чертежам на слайдах Слайды

11-16)

1.Вычислите сумму острых углов прямоугольного треугольника.  

2.Доказываем свойство катета, лежащего против угла в 30°, равном половине гипотенузы и обратное свойство: если катет в прямоугольном треугольнике равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен 30°..

3.Докажите, что если катет прямоугольного треугольника равен  половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°.

На решение задачи отводится 5–7 минут. Через 2–3 минуты от начала решения можно дать подсказку для решения задач 2 и 3: достройте свой треугольник до равностороннего с боковой стороной, равной гипотенузе.)

Отметить, что эти три утверждения являются свойствами прямоугольных треугольников

По учебнику п.34стр.76 читаем формулировки свойств и стараемся запомнить.(Слайд 17)

 

Физминутка

III этап. Решение задач на закрепление изученного материала

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Научить применять изученные свойства при решении задач

(Ф/И) Организует деятельность учащихся. Делит их на команды. Задает вопросы учащимся по очереди.

 

1. Решить задачи по готовым чертежам из презентации (устно). Слайды (19-23) 1) Дано:АВС. ےА=90, ےС=38

    Найти: угол В   ∆АВС.

 

(Г) Игра Геометрический футбол

Вопросы адресованы всему классу. Если команда дает верный ответ, то это значит, что она забила гол в ворота соперников.   Если команда не может ответить на вопрос или дает неверный ответ, то право ответа переходит к команде соперников. 

 

Дано: АВС – прямоугольный, А = 90°,

  С.=38                  В

Найти:В.  

                                  А                                     С

Решение:

1) С + В = 90° (свойство прямоугольного треугольника), В=90-38=42, следовательно,  В = 42°.

О т в е т : 42°,

 

 

Рис. 1 2) Дано: АВС ےВ=90    Найти:

углы А и С.

Рис. 2 3) Дано:

АВСпрямоуг ےВ=30    Найти: АС.  Рис3 4) Дано:

АВСпрямоуг ےВ=30 АС=4  

Найти: АВ.  Рис4

 

 

 

 

 

3.                 Решить задачу № 257  на доске и в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                 Ребята самостоятельно решают задачи по готовым чертежам, записывают решение и ответы в тетради. 

Для желающих быть оцененными за

2) Решение

АВС-равнобебренный ےА+ےС=900  ےА=ےС

90:2=45 

О т в е т : 450

3)Решение

АС=1/2АВ

Ответ АС=7,5

4)Решение

АС=1/2АВ   АВ=8

 

 

 

 

 

(Ф/И)№257  

Дано:      АВС,   ےС=90°,внешний    ےВАD=120°, АВ+АС=18см.

Найти: АС, АВ

Решение

1)   ے САВ=180°-   ے ВАD=180°-120°=60°

  ( смежные)

2).   ے СВА=90°-    ےСАВ=90°-60°=30°

3).АВ=2АС (катет, лежащий напротив угла в 30° меньше гипотенузы в 2 раза 4)Пусть АС=хсм, тогда АВ=2хсм. Т.к. АВ+АС=18см, то имеем уравнение

         2х+х=18          3х=18

          х=6

    АС=6см, АВ=12см. Ответ:АС=6см, АВ=12см.

 

(И)

 

  

 

 

данную

работу предлагается записать ответы на бланках и сдать на проверку.(Приложе ние2)

Подсказки для учащихся Слайд 26

1).Найдите угол А. Примените свойство катета,  лежащего против угла в 30°.

2). Примените

свойство катета,  лежащего против угла в 30°.

3).Примените свойства смежных углов и  суммы острых углов в прямоугольном треугольнике.

4). Примените свойство суммы острых углов в прямоугольном треугольнике. Обозначьте меньший угол за х°.

5).Найдите угол А. Определите вид треугольника.

1 ) О т в е т : 5 см 2)ОS=8

3)Ответ:ےЕDF=510 ےE=390 4)ےB=9  ےA=81 5).ВС=6см. 

             

 

IV этап. Итоги урока. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

В прямоугольном треугольнике:

1). Сумма острых углов равна…

2).Катет, лежащий против угла в 30°, равен …

Формулируют свойства прямоугольного треугольника.

(И) Домашнее задание: П.34 выучить свойства прямоугольных треугольников с доказательством, решить задачи №256, №258.

 

                     В классе разбираем условие домашних задач(Слайды 30-31).

 

                     Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе.

По желанию учащихся творческое задание: узнать специальные названия прямоугольных треугольников(кроме египетского).

 

 

 

Приложение1

Из истории

 Прямоугольный треугольник занимал почетное место уже Вавилонской геометрии, упоминание о нем часто встречается в папирусе Ахмеса. Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «hypoteinsa» (ипонейнуоза), обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Термин  «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означало отвес, перпендикуляр

Среди        прямоугольных          треугольников           широкое         распространение      получил            так называемый египетский треугольник. Кто из вас знает  или слышал об этом?

Это треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Для построения прямого угла использовался шнур или веревка, разделенная отметками (узлами) на 12 (3+4+5) частей: треугольник, построенный натяжением такого шнура, с весьма высокой точностью оказывался прямоугольным и сами шнуры-катеты являлись направляющими для кладки прямого угла сооружения.

Приложение2

Лист для ответа к самостоятельной работе.

Фамилия, имя______________________________

1).ВС = 

2).ОS

3) угол EDF = , угол E

4).угол В = , угол А = 

5). ВС = 

Для учащихся, затрудняющихся в решении задач на экране появляются подсказки к самостоятельной работе, а затем и ответы к задачам.  Все учащиеся проверяют свою работу в тетрадях.

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Подготовить учащихся к восприятию новой темы (Ф/И)

Подготовить учащихся к восприятию новой темы (Ф/И)

Повторить понятия связанные с темой (И)Вопросы появляются постепенно

Повторить понятия связанные с темой (И)Вопросы появляются постепенно

Цель деятельности Деятельность учителя

Цель деятельности Деятельность учителя

Рис. 1 2) Дано: АВС ے В=90

Рис. 1 2) Дано: АВС ے В=90

Технологическая карта

Технологическая карта

Приложе ние2) Подсказки для учащихся

Приложе ние2) Подсказки для учащихся

Ф/И) В прямоугольном треугольнике: 1)

Ф/И) В прямоугольном треугольнике: 1)

Технологическая карта

Технологическая карта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022