План – конспект урока музыки
«Искусство и фантазия»
1. Баженова Людмила Валерьевна
2. МБОУ «Гимназия №4»
3. Учитель музыки
4. Музыка
5. 6 класс
6. Урок №3 «Искусство и фантазия»
Музыкальный материал: М. Глинка. Вальс – фантазия. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение); А. Рыбников, стихи И. Кохановского Ты мне веришь?
7. Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Искусство. Музыка
8. Цель и задачи урока
Цель: раскрыть значение понятий «реальность и фантазия»; показать, как в искусстве, музыке сочетаются эти два начала; помочь находить и определять реальные и фантазийные образы в музыкальных произведениях через произведения изобразительного и литературного искусства.
Задачи урока:
Обучающие:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке);
Развивающие:
- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- развить интеллектуальный потенциал в области музыки и искусства в целом.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
9. Тип урока: комбинированный
10. Формы работы учащихся: дискуссия, проблемно-поисковое обучение, хоровое пение.
11. Необходимое техническое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор.
12. Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Введение в тему |
Электронный учебник |
Объяснение нового материала |
Восприятие, анализ. |
9 |
2. |
Работа по теме |
Слайд-конспект Электронный справочник Видеолекция |
Демонстрация презентации |
Восприятие, обсуждение иллюстративного материала |
8 |
3. |
Слушание |
Электронная энциклопедия |
демонстрация |
Слушание. Анализ музыкального произведения |
6 |
4. |
Пение |
Презентация (текст песни) |
Демонстрация (исполнение, разучивание) |
Художественное чтение слов песни, разучивание и пение |
10 |
5. |
Рефлексия |
Тестирующий комплекс |
Беседа с элементами дискуссий. Анализ ответов учащихся. |
Беседа с элементами дискуссий |
7 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Искусство и фантазия»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка, на ресурсы, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Введение в тему. Эмоциональное воздействие музыки на человека |
Информационный |
Беседа |
http://window.edu.ru/resource/554/57554 http://fcior.edu.ru/card/13043/formirovanie-russkoy-klassicheskoy-shkoly.html
|
2 |
М. И. Глинка |
презентация |
демонстрация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/27498/?interface=themcol http://fcior.edu.ru/card/10674/tvorchestvo-mihaila-ivanovicha-glinki.html
|
3 |
Слушание. М.И. Глинка «Вальс – фантазия» |
Аудио-фрагмент |
демонстрация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/27391/?interface=themcol |
4 |
Вокальная музыка. Романс |
Электронное издание |
демонстрация |
http://fcior.edu.ru/card/5368/vokalnaya-muzyka-romans.html
|
5 |
Слушание. Романс «Я помню чудное мгновенье…» |
Аудио-фрагмент |
демонстрация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eb6c0db2-6d30-41fa-6d9f-8924ca0bc9e4/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0ac7a63-5715-47b0-aa03-3d391f5647a1/view/
|
6 |
Пение |
Практический ресурс |
Практическое задание. Исполнение |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8fd68295-c4e8-4339-817c-4b6a040c9f93/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03cc076e-a1b7-4962-b2f9-b95b9cd825da/view/
|
7 |
Рефлексия |
Контроль. Интерактивное задание |
Беседа |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/25a9ee62-eb71-ecb8-3bb2-704fdbacdeef/view/
|
Тема урока: «Искусство и фантазия»
Тип урока: комбинированный урок
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
· Развитие общих музыкальных способностей, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
· Умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий.
Предметные:
· Умение находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством и выражать их в формах и заданиях, предложенных в учебнике 6 класса и «Дневнике музыкальных размышлений»;
· Выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;
· Работа с нотным текстом.
Метапредметные:
· Использование разных источников информации;
· Стремление к художественному самообразованию, постижению разных видов искусства;
· Формирование понимания этической и эстетической личности.
Дидактические средства: учебник, «Дневник музыкальных размышлений», презентации.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формирование УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие. |
Приветствие детей, проверка их готовности к уроку. Настрой на активную работу. |
Организация рабочего места. Приветствие учителя. |
управление своим настроением, умением выражать эмоции. |
Организация учеников. |
Фронтальная форма организации учебной деятельности |
В человеческой жизни есть два течения. Один составляет внешние события, а другой – сокровенные мысли, переживания, духовные искания человека. Искусство создает условия для развития фантазии, рассказывает о событиях и героях, оно дает опыт, который сам человек, возможно, никогда не приобретет. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями. Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая поэтов и музыкантов. Музыкальные произведения похожи на людей. В них также есть свой характер. - А почему разные люди слушают разную музыку?
- Что же такое фантазия? Почему иногда ее называют высшей реальностью? Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать.
|
Восприятие Отвечают на вопросы.
- Это зависит от их характера и фантазии.
- Это то, без чего невозможно создать что-то новое. Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной деятельности. В то же время они потрясали всех своим знанием, самыми сокровенными тайнами своей души. |
организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Формирование понимания этической и эстетической ценности музыки. |
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству.
оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. |
|
Актуализация знаний |
Исследование |
Великий русский композитор, основоположник русского балета, симфонии и романса –М. И. Глинка сумел выразить с своих произведениях душу своего народа. Вам уже известно имя этого композитора. Фрагменты каких произведений этого композитора, м уже слушали на уроке?
|
М.И. Глинка написал такие оперы, как «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», а так же большое количество романсов, песен. |
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий. |
применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач |
Постановка учебной задачи |
Восприятие, анализ |
Предлагаю вам прослушать фрагмент Вальса-фантазии. Подумайте, почему композитор дал своему произведению такое название? (слушание) |
- Эта музыка легкая, но не развлекательная. Она романтичная и передает слушателю искренность романтического настроения. -С одной стороны, это вальс – плавный. С другой - в нем воплощаются полетное вращение, уносящее воображение в мир фантазий. - Эта музыка вызывает чувство очарования., нежности. Здесь печальное настроение с грустными оттенками. |
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; |
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. |
Актуализация знаний |
Фронтальная форма |
Романс – это небольшое по размеру камерно-вокальное произведение. Его создает композитор на литературный текст, для исполнения голосом в сопровождении фортепиано, гитары, арфы, камерно-инструментального ансамбля. Романс отличается высоким поэтическим стилем, совершенным слиянием лирического стиха и задушевной мелодии. Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы». В основном романс представлен такими жанровыми разновидностями как романс-серенада, романс-баркарола, романс-элегия, романс-баллада. Романс-серенада – истинно мужской жанр, предназначенный для одного голоса с гитарным сопровождением. Примером такого романса может произведение М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…» |
Просмотр слайдов, беседа на основе пройденного материала на тему «Романс». |
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; |
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; |
Постановка учебной задачи |
восприятие |
Михаил Иванович Глинка познакомился с девушкой, воспитанницей Смольного института Екатерины Керн, дочерь. Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Екатерине он посвятил романс, и именно тогда стал работать над «Вальсом – фантазии». В этой музыке отразилась вся поэзия чувства композитора |
Просмотр презентации. |
оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней; |
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности |
|
Разучивание, исполнение |
Демонстрация песни «Школьный корабль» Г. Струве. |
Прослушивание музыкального произведения. Разучивание. Исполнение. |
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки |
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения |
|
|
-Как вы думаете, какая связь между искусством и фантазией?
- Почему фантазию называют высшей реальностью |
Искусство будит фантазию, создает образы тех мест, где возможно мы никогда не увидим. Может быть помогает придумать те ситуации, в которых мы могли бы попасть. - без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи, до произведения искусства. Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далек от ее повседневного течения ни был их создатель.
|
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; |
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.