Технологическая карта к уроку музыки на тему "Искусство и фантазия"
Оценка 4.8

Технологическая карта к уроку музыки на тему "Искусство и фантазия"

Оценка 4.8
docx
11.08.2020
Технологическая карта к уроку музыки на тему "Искусство и фантазия"
План - конспект.docx

План – конспект урока музыки

«Искусство и фантазия»

1.      Баженова Людмила Валерьевна

2.      МБОУ «Гимназия №4»

3.      Учитель музыки

4.      Музыка

5.      6 класс

6.      Урок №3 «Искусство и фантазия»

Музыкальный материал:  М. Глинка. Вальс – фантазия. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение); А. Рыбников, стихи И. Кохановского Ты мне веришь?

7.      Т.И. Науменко, В.В. Алеев. Искусство. Музыка

8.      Цель и задачи урока

           Цель:  раскрыть значение понятий «реальность и фантазия»; показать, как в искусстве, музыке сочетаются эти два начала; помочь находить и определять реальные и фантазийные образы в музыкальных произведениях через произведения изобразительного и литературного искусства.

Задачи урока:  

Обучающие:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

 - осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке);

           Развивающие:

- развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- развить интеллектуальный потенциал в области музыки и искусства в целом.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

9. Тип урока: комбинированный

10. Формы работы учащихся: дискуссия, проблемно-поисковое обучение, хоровое пение.

11. Необходимое техническое оборудование: фортепиано,  компьютер, проектор.

12. Структура и ход урока.

 

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Введение в тему

Электронный учебник

Объяснение нового материала

Восприятие, анализ.

9

2.

Работа по теме

Слайд-конспект

Электронный справочник

Видеолекция

Демонстрация презентации

Восприятие, обсуждение иллюстративного материала

8

3.

Слушание

Электронная энциклопедия

демонстрация

Слушание.

Анализ музыкального произведения

6

4.

Пение

Презентация (текст песни)

Демонстрация (исполнение, разучивание)

Художественное чтение слов песни, разучивание и пение

10

5.

Рефлексия

Тестирующий комплекс

Беседа с элементами дискуссий. Анализ ответов учащихся.

Беседа с элементами дискуссий

7

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

«Искусство и фантазия»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка, на ресурсы, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Введение в тему. Эмоциональное воздействие музыки на человека

Информационный

Беседа

http://window.edu.ru/resource/554/57554

http://fcior.edu.ru/card/13043/formirovanie-russkoy-klassicheskoy-shkoly.html

 

 

2

М. И. Глинка

презентация

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/27498/?interface=themcol

http://fcior.edu.ru/card/10674/tvorchestvo-mihaila-ivanovicha-glinki.html

 

3

Слушание.

М.И. Глинка «Вальс – фантазия»

Аудио-фрагмент

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/27391/?interface=themcol

4

Вокальная музыка. Романс

Электронное издание

демонстрация

http://fcior.edu.ru/card/5368/vokalnaya-muzyka-romans.html

 

5

Слушание. Романс «Я помню чудное мгновенье…»

Аудио-фрагмент

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eb6c0db2-6d30-41fa-6d9f-8924ca0bc9e4/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0ac7a63-5715-47b0-aa03-3d391f5647a1/view/

 

6

Пение

Практический ресурс

Практическое задание. Исполнение

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8fd68295-c4e8-4339-817c-4b6a040c9f93/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03cc076e-a1b7-4962-b2f9-b95b9cd825da/view/

 

7

Рефлексия

Контроль. Интерактивное задание

Беседа

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/25a9ee62-eb71-ecb8-3bb2-704fdbacdeef/view/



Тема урока: «Искусство и фантазия»

Тип урока: комбинированный урок

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

·         Развитие общих музыкальных способностей, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

·         Умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий.

  Предметные:

·         Умение находить взаимодействие между музыкой  и литературой, музыкой и изобразительным искусством и выражать их в формах и  заданиях, предложенных в учебнике 6 класса и «Дневнике музыкальных размышлений»;

·         Выразительное и музыкальное исполнение песенного материала урока;

·         Работа с нотным текстом.

Метапредметные:

·         Использование разных источников информации;

·         Стремление к художественному самообразованию, постижению разных видов искусства;

·         Формирование понимания этической и эстетической личности.

Дидактические средства: учебник, «Дневник музыкальных размышлений», презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.

 

 

 


 

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

 

 

 

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

к учебной деятельности

Словесное приветствие.

Приветствие детей, проверка их готовности к уроку.  Настрой на активную работу.

Организация рабочего места. Приветствие учителя.

управление своим настроением, умением выражать эмоции.

Организация учеников.

Фронтальная форма организации учебной деятельности

В человеческой жизни есть два течения. Один составляет внешние события, а другой – сокровенные мысли, переживания, духовные искания человека. Искусство создает условия для развития фантазии, рассказывает о событиях и героях, оно дает опыт, который сам человек, возможно, никогда не приобретет.  Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая поэтов и музыкантов.

Музыкальные произведения похожи на людей. В них также есть свой характер.

 - А  почему разные люди слушают разную музыку?

 

 

 

- Что же такое фантазия?

Почему иногда ее называют  высшей реальностью?

Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать.

 

Восприятие

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это зависит от их характера и фантазии.

 

- Это то, без чего невозможно создать что-то новое.

Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, - вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной деятельности. В то же время они потрясали всех своим знанием, самыми сокровенными тайнами своей души.

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной  музыкально-учебной деятельности.

 

 

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Формирование понимания этической и эстетической ценности музыки.

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное  и ассоциативное мышление, творческое воображение;

 

 

 

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

 

 

 

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии,  эмоциональной отзывчивости и заинтересованного  отношения к искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.

Актуализация знаний

Исследование

Великий русский композитор, основоположник русского балета, симфонии и романса –М. И. Глинка сумел выразить с своих произведениях душу своего народа.

Вам уже известно имя этого композитора. Фрагменты  каких произведений этого композитора, м уже слушали на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.И. Глинка написал такие оперы, как «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», а так же большое количество романсов, песен.

анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

размышлять о знакомом музыкальном произведении,

высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

умение размышлять и вести беседу со сверстниками и учителем о влиянии музыки на внутренний мир человека, на его чувства и эмоции, на мир его фантазий.

применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач

Постановка учебной задачи

Восприятие, анализ

Предлагаю вам прослушать фрагмент Вальса-фантазии.

Подумайте, почему композитор дал своему произведению такое название?

 (слушание)

- Эта музыка легкая,  но не  развлекательная. Она романтичная и передает слушателю искренность романтического настроения.

-С одной стороны, это вальс – плавный. С другой -  в нем воплощаются полетное вращение, уносящее воображение в мир фантазий.

- Эта музыка вызывает чувство очарования., нежности.  Здесь печальное настроение с грустными оттенками.

наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное  и ассоциативное мышление, творческое воображение;

анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Актуализация знаний

Фронтальная форма

Романс – это небольшое по размеру камерно-вокальное произведение. Его создает композитор на литературный текст, для исполнения голосом в сопровождении фортепиано, гитары, арфы, камерно-инструментального ансамбля.

Романс отличается высоким поэтическим стилем, совершенным слиянием лирического стиха и задушевной мелодии.

Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».

В основном романс представлен такими жанровыми разновидностями как романс-серенада, романс-баркарола, романс-элегия, романс-баллада.

      Романс-серенада – истинно мужской жанр, предназначенный для одного голоса с гитарным сопровождением. Примером такого романса может произведение М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Просмотр слайдов, беседа на основе пройденного материала на тему «Романс».

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

Постановка учебной задачи

восприятие

Михаил Иванович Глинка познакомился с девушкой, воспитанницей Смольного института Екатерины Керн, дочерь. Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Екатерине он посвятил романс, и именно тогда стал работать над «Вальсом – фантазии». В этой музыке отразилась вся поэзия чувства композитора

Просмотр презентации.

оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;

анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности

 

Разучивание, исполнение

Демонстрация песни «Школьный корабль» Г. Струве.

Прослушивание музыкального произведения. Разучивание. Исполнение.

выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки

применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения

 

 

-Как вы думаете, какая связь между искусством и фантазией?

 

 

 

 

- Почему фантазию называют высшей реальностью

Искусство будит фантазию, создает образы тех мест, где возможно мы никогда не увидим. Может быть помогает придумать те ситуации, в которых мы могли бы попасть.

- без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи, до произведения искусства.

Произведения искусства учат нас глубже понимать именно живую жизнь – как бы далек от ее повседневного течения ни был их создатель.

 

 

различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План – конспект урока музыки «Искусство и фантазия» 1

План – конспект урока музыки «Искусство и фантазия» 1

Развивающие: - развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;…

Развивающие: - развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;…

Этап урока Название используемых

Этап урока Название используемых

Приложение к плану-конспекту урока «Искусство и фантазия»

Приложение к плану-конспекту урока «Искусство и фантазия»

Вокальная музыка. Романс

Вокальная музыка. Романс

Тема урока: «Искусство и фантазия»

Тема урока: «Искусство и фантазия»

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано

Этап урокаВиды работы, формы, методы, приемыСодержание педагогического взаимодействияФормирование

Этап урокаВиды работы, формы, методы, приемыСодержание педагогического взаимодействияФормирование

Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности

Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности

Что же такое фантазия? Почему иногда ее называют высшей реальностью?

Что же такое фантазия? Почему иногда ее называют высшей реальностью?

Фрагменты каких произведений этого композитора, м уже слушали на уроке?

Фрагменты каких произведений этого композитора, м уже слушали на уроке?

Эта музыка вызывает чувство очарования

Эта музыка вызывает чувство очарования

Родиной романса является Испания

Родиной романса является Испания

Романс-серенада – истинно мужской жанр, предназначенный для одного голоса с гитарным сопровождением

Романс-серенада – истинно мужской жанр, предназначенный для одного голоса с гитарным сопровождением

А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Почему фантазию называют высшей реальностью

Почему фантазию называют высшей реальностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2020