Технологическая карта к уроку по теме "Про воздух"

  • docx
  • 20.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Окружающий мир.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 2

Программа: «Школа России»

Тема урока: «Про воздух»

Тип урока: Урок открытия нового знания

 

Цель: формирование представления о воздухе его составе и свойствах,  его необходимости для жизни людей и растений

Задачи:

Образовательные:

       Уточнить и закрепить знания  о значении воздуха для представителей живой и неживой природы

       Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами

Развивающие:

       Развивать умение слушать и слышать учителя, вести диалог.

       Развивать самоконтроль и самооценку.

       Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

Воспитательные:

       Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

       Воспитывать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы

Планируемые результаты:

Предметные:

       Называют свойства и состав воздуха его необходимость для жизни людей и растений

Метапредметные:

УУД:

ПУУД: Выражают познавательный интерес к занятию посредством экспериментов.

РУУД: Контролируют и оценивают свою деятельность.

КУУД: Умеют слышать и слушать учителя, вести диалог

Личностные: Проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

 

 

 

 

План урока:

1.     Орг. момент – 2 мин

2.     Актуализация знаний и умений – 6 мин

3.     Постановка цели и задач урока – 2 мин

4.     Открытие новых знаний –16 мин

5.     Первичное закрепление изученного – 14 мин

6.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 3 мин

7.     Итог урока. Рефлексия – 2 мин

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации, методы и приёмы, дидактические средства

1.     Орг. момент

1) Подготовить учащихся к работе на уроке

2) Обеспечить включение в деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок

окружающего мира. Меня зовут…..

-- Всем нам хочется учиться, чтоб работаю гордиться. Будьте же внимательны и во всем старательны.

слушают учителя

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя

2.Актуализация знаний и умений

1) Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

- Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?

- Что вам было задано на дом?

https://sun9-37.userapi.com/impg/Q7J4MEwENtLcp2yjJm4LY9o4OaWOH1Ep_bh4jw/7ZnGUI_K2xg.jpg?size=584x399&quality=95&sign=564c5c975ede362d637c15f1a8437af7&type=album

-вызываю пару уч-ся и говорю/выставляю отметку

- о природных ископаемых, о горных породах

- прочитать параграф и  отрывок на пересказ

Форма: фронтальная

Методы: беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация

Средства: речь учителя, презентация

3.Постановка цели и задач урока

1) обеспечить формирование ценностной системы ведущих знаний по теме

-Что узнать тему сегодняшнего урока я вам предлагаю ответить на вопросы и потом, когда мы узнаем отгадки на все, вам нужно будет из выделенных букв составить слово ,так мы и узнаем тему урока.

-Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?

- Время года, наступающее после осени?

- Он бывает грибной, ливень?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

- А теперь из выделенных букв  прочитайте слово .

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока?

- Верно – Про воздух…

А что мы уже знаем про воздух?

 

А всё ли мы знаем про воздух?

А что нам еще нужно узнать о воздухе? Посмотрите на слайд

        Что такое воздух?

        Из чего он состоит?

        Каковы свойства воздуха?

        Как человек их использует воздух?

        От чего загрязняется воздух?

        Как охраняют воздух?

 

И так задача нашего урока найти ответы на  эти вопросы.

 

 

 

 

 

 

-вода

-осадки

-зима

-Дождь

-утра

-хвойные

 

 

 

 

 

 

 

 

-воздух

-Это тема урока

 

-Воздух нас окружает, мы и все живые организмы  дышат воздухом

-Нет

 

 

Узнать:

Состав воздуха

Свойства воздуха

Значение воздуха

Использование воздуха

Защита воздуха

Форма: фронтальная

Методы: беседа, рассказ, объяснение

Средства: речь учителя, презентация

4.Открытие новых знаний

1) обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действия

– Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

– Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут.

Как и человеку, воздух необходим животным и растениям

В чем ещё значение воздуха?. На стр. 56 учебника используя рисунок, обсудите в парах значение воздуха для растений, животных, человека

http://cdn01.ru/files/users/images/52/71/52716b632c57bcc6ff21408f138c3c46.jpg

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

Используем данный рисунок, чтобы составить небольшой рассказ о значении воздуха для живых существ.

Растениям нужен воздух и для дыхания и для питания, в первом случае им нужен кислород, во вотором - углекислый газ. Но поглощают воздух растения через поры листьев и потому у комнатных растений эти листья следует протирать, убирая пыль, которая мешает растениям дышать и нормально расти.

Точно также воздух важен для человека. Комнату следует часто проветривать, обновляя воздух. Ведь когда мы дышим мы расходуем кислород, и атмосфера в комнате становится затхлой, неприятной, бедной кислородом.

И даже рыбам в аквариуме нужен воздух, хотя дышат они растворенным в воде кислородом через жабры

Итак, зачем на планете воздух?

ВЫВОД: воздух необходим для существования всех живых существ

Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

 Итак, из чего состоит воздух?

ВЫВОД:  воздух – это смесь газов: кислорода, азота и углекислого газа

Предлагаю Вам провести несколько опытов, чтобы узнать свойства воздуха. (Вызываю по одному ученику к доске  ,а после повторяет весь класс)

1 опыт

  Задание: У тебя есть веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха? Кто поможет?

-А теперь давайте все вместе помашем руками на себя, что мы получили?

Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.

2 опыт

Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

3 опыт

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

Опыт: Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.

4 опыт

Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?(вызываю пару человек)

Почему пузырьки поднимаются вверх.

Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.

5 опыт

А как вы думаете, какого цвета воздух?

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный шар- Солнце.

-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. 

А ученые его называют – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

Посмотрите на слайды

Какого   цвета может быть небо ?

Каким оно может быть?


 

 

Что же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет. ?

-что вы узнали?

Чистый воздух – одно из главных богатств природы.

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему так говорят?

Рассмотрите фотографию на стр. 57,

https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0987listat/ct24jok.jpg

попробуйте объяснить от чего загрязняется.

воздух?

 

-Какие еще источники загрязнения вы знаете?

 

 -а что случиться с нашей планетой  ,если воздух сильно будет загрязнен ?

 

-Что может сделать человек, чтобы воздух был чище?

Воздух загрязняется вредными веществами из труб заводов и фабрик. Воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей .Такой воздух опасен для людей, растений, животных .На заводах и фабриках должны работать установки ,которые улавливают вредные вещества. На автомобилях должны стоять очищающие фильтры.

ВЫВОД: воздух одно из главных богатств природы, человеку необходимо заботиться о его чистоте.

-А знаете ли вы что  делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.?

Ребята в нашем городе есть передвижная лаборатория, которая  проводит мониторинг состояния атмосферы, следит за уровнем загрязнения воздуха, контролирует выбросы заводов и фабрик .На трубах заводов и фабрик стоят специальные установки для очистки. Но все равно этого мало и проблема загрязненного воздуха в нашем городе остается актуальной.

«Мы все зависим от природы и от здоровья нашей планеты. А качество воздуха, которым мы дышим, воды, которую пьем, продуктов, которые едим, в свою очередь, зависит от того, насколько бережно мы относимся к природе»

-мало, очень мало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-чтобы все жили

 

 

-мы не знаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-азот ,кислород ,углекислый газ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-воздух не имеет вкуса, запаха, принимает любую форму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется

 

-планета будет грязной, качество воздуха –плохое,все будем задыхаться

-нужно придумать такие установки, чтобы воздух не загрязнялся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-не знаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация

Средства: речь учителя, презентация, учебник

5.Первичное закрепление

1)               Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

выявить неверные представления, произвести их коррекцию

Давайте откроем рабочую тетрадь на странице  35,задание № 2 .

-фронтальная проверка.(на презентации будет появляться правильный /неправильный вариант, спрошу некоторых учеников, чтобы они объяснили свой выбор ,после чего показываю правильный вариант ответа)

 

 

 

-молодцы! ,справились с заданием

 

 

 

окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 35. Номер 2

 

 

 

 

Фабрики, заводы, автомобили и автобусы, мотоциклы загрязняют окружающую среду, потому что выделяют большое количество газа в воздух и отравляют нас и все вокруг.

Трамваи и троллейбусы считаются экологическим транспортом и не загрязняют воздух, потому что работают от электричества.

 

Форма: фронтальная, индивидуальная

Методы: беседа, рассказ, объяснение, упражнение, иллюстрация

Средства: речь учителя, презентация, рабочая тетрадь.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

https://sun9-4.userapi.com/impg/-bKDZpzrsW4cz0p0egzUMrrRARQa0rhnBWUw5A/lNY91Xr0Jl4.jpg?size=604x272&quality=95&sign=03d830d75452996f78b517efd146dd90&type=album

Вам нужно будет подготовить рассказ на тему: «Красота неба» и проиллюстрировать его.

 

 

 

Форма: фронтальная

Методы: беседа, объяснение

Средства: речь учителя, рабочая тетрадь.

7.Итог урока. Рефлексия

1) Организовать анализ и оценку содержания урока качества работы на уроке, успешности достижения цели.

-Какую тему мы сегодня с вами изучали?

-какие свойства воздуха мы узнали?

-что загрязняет воздух ?

-как нам сохранить чистый воздух?

Мысленно положите на правую ладошку те знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые отрепетировали /повторили  сегодня на уроке .Объедините их .Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что все в наших руках.

-Спасибо за проделанную работу , урок закончен.

-про воздух

- воздух невидимый,не имеет запаха, может занять любую форму

-сажать больше растений, ходить пешком

Форма: фронтальная

Методы: беседа, иллюстрация

Средства: речь учителя, презентация

 


 

Скачано с www.znanio.ru