Автор разработки |
Ребус Оксана Михайловна, учитель истории МБОУ «Северная СОШ» Первомайского района |
Аудитория |
9 класс (История России) |
Тема урока |
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. |
Педагогические цели и задачи |
выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков. Образовательная: Начать изучение истории XIXв. с общего обзора положения Европы и России. Вспомнить, какие исторические процессы происходили в Европе на протяжении XVII – XVIIIвв. Дать общую характеристику социального, экономического и политического положения России накануне XIX века. Развивающая: Продолжить познавательную деятельность учащихся. Сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать умения и навыки работы с учебным текстом, документами и историческими источниками.. Воспитательная: выражение своего отношения к новым открытиям в разных сферах жизни общества, и определить для себя важность новых знаний в жизни. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые |
Предметные: использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей и др.); соотносить историческое время и пространство; Метапредметные: Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности |
Оборудование |
История России / под. Ред. А.В. Торкунова– М.: «Просвещение»; презентация, подготовленная учителем, дидактический материал, Карта «Российская империя в 18-19 веках» |
понятия и термины |
Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии |
Основные даты |
Вторая половина XVIII в. - начало промышленного переворота в Европе и США. 1830-е гг. - начало промышленного переворота в России |
Персоналии |
И. П. Кулибин, Дж. Уатт, Пётр I, Екатерина II, Павел I |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые УУД |
Ориентационный. |
Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. |
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы. |
Фронтальная Беседа |
Коммуникативные: Соблюдать нормы речевого этикета: Регулятивные: Организовывать свое рабочее место. |
Ориентационный (актуализация знаний)
|
Вспомните события и явления характерные для XIX века?
|
Актуализировать знания из курса всеобщей истории.
|
Устная работа беседа |
Личностные: Умение сосредоточиваться на выполнение учебных задач. |
Мотивационно-целевой |
Мы с вами сегодня определили, какие изменения произошли в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, США в XIX веке. А что же произошло в это время в России? На этот вопрос мы и будем искать ответы в течение всего учебного года. Тема нашего урока - «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.». - Как вы думаете, ребята, что мы должны сегодня изучить, согласно теме урока? Проблема: Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали?
|
Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Фронтальная Беседа |
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения. |
Содержательно-операционный Начало промышленной революции. |
Из курса всемирной истории за 8 класс вам известно, что во второй половине XVIII в. в наиболее экономический развитых странах Западной Европы (прежде всего в Великобритании) начался промышленный переворот. Вопросы к классу Что такое промышленный переворот? Благодаря каким изобретениям второй половины XVIII в. стала возможна промышленная революция? - Родиной промышленного переворота считается Англия 2-й пол. XVIIIв. Почему?
Всем известно, что первую паровую машину построил не Дж. Уатт, а английский кузнец Т. Ньюкомен еще в 1705г. Но именно двигатель Уатта 1769г. стал прототипом силовых установок всех паровозов и пароходов на целое столетие вперед. - В чем состоит главное отличие конструкции машины Уатта от своего предшественника? Вспомните, где нашли практическое применение машины Уатта? Выдающиеся изобретатели были в то время и в России. Например, Иван Петрович Кулибин в конце XVIII в. создал гидравлический лифт («подъемное кресло»), изобрел машину для добычи соли, точные весы, разные геодезические и акустические приборы. Почему же эти изобретения (в отличие от Великобритании) не получили массового применения и не привели к началу промышленной революции? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что является необходимыми условиями начала промышленного переворота. Используя текст учебника, составьте перечень технических новшеств в сельском хозяйстве: |
Называют, оформляется понятийное колесо
Отвечают на вопросы учителя, актуализируя имеющиеся знания.
Работают с тексом учебника
|
Фронтальная работа с использованием приёма «Понятийное колесо» Фронтальная беседа Осмысленное чтение |
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника. Используют знаково-символические средства. Развитие картографических умений, самостоятельный анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, самоанализ Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Коммуникативные: Осуществление учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Российская империя на рубеже XVIII – XIX веков. Население Российской империи. |
Мы выяснили, какие условия необходимы для промышленной революции. Чтобы понять, существовали ли эти условия в России начала XIX в., давайте подробно рассмотрим, что представляло собой российское общество в то время. Организует работу с картой: «Российская империя в 18-19 веках» Используя карту, определите географическое положение России на рубеже XVIII – XIX веков. Определите по карте, какие государства имели с Российской империей общую границу. Организует беседу по вопросам: Население Российской империи на рубеже веков было неоднородным по национальному и религиозному составу и имело сложную сословную структуру. Используя карту, определите, какие народы проживали на территории Российской империи. Численность каких народов увеличилась в результате расширения территории России при Екатерине II? Организует работу с данными диаграммы «Национальный состав Российской империи» Проанализируйте данные диаграммы и сделайте все возможные выводы.
Организует работу с данными диаграммы «Конфессиональный состав России нач.XIXв.»
Назовите государственную религию России. (православные 87 % населения). Какие ещё религии исповедовало население России? Что такое сословия? Дайте краткую характеристику сословному делению. Организует работу с схемой
Проанализируйте данные схемы и сделайте все возможные выводы. Дворянство – до 400 тысяч человек, крупные землевладельцы. Духовенство – 215 тысяч человек, священнослужители. Купечество – около 1 % населения, делилось на гильдии (союзы купцов). Мещанство – до 4 % населения. Крестьянство – более 90 % населения. Казачество – 1,5 млн. человек. |
Работают с исторической картой, анализируют данные диаграмм, схем: отвечают на вопросы и делают выводы |
Исследовательский метоф |
|
Экономическое развитие России |
Основой экономической жизни России к началу XIX в. по-прежнему оставался труд крепостных. Помещичьи хозяйства производили большую часть сельскохозяйственной продукции, в том числе хлеба, ставшего главным экспортным товаром. На большинстве промышленных предприятий трудились приписанные к заводам крепостные крестьяне. Вопрос к классу -Кто такие приписные и посессионные крестьяне? В то же время в российской экономике уже начали зарождаться капиталистические отношения, в частности начал использоваться наемный труд крестьян-отходников. Вопрос к классу -Кто такие крестьяне-отходники? Каким образом крепостное право тормозило развитие новых экономических отношений? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы |
|
|
Политический строй России |
Организует работу с учебником: Используя тезисный план опишите систему управления страной в начале XIX века:
|
|
|
|
Первичное осмысление и закрепление знаний
|
Проблема: Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. совпадали? Используя изученную информацию, давайте с вами сыграем в игру «Верные и неверные утверждения» Укажите истинность или ложность вариантов ответа: 1.Мещане составляли 10 % от общего количества населения России, в их число входили непривилегированные горожане (Нет) 2. На рубеже XVIII-XIX веков Россия была крупнейшей по территории державой мира и простиралась от Балтики до Тихого океана, от Арктики до Чёрного моря и Кавказа. (Да) 3. Основу экономики Российской империи в конце XVIII - начале XIX века составляла крепостническая система (Да) |
|
|
Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Регулятивные: Коррекция возможных ошибок
|
Рефлексия |
Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -Как вы оцениваете свою работу |
|
|
Коммуникативные: оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние |
Домашнее задание |
§1, отвечать на вопросы.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
|
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Используемые ресурсы::
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_Российской_империи
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Российской_империи
3. https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fcf.ppt-online.org%2Ffiles1%2Fslide%2F2%2F2TmvOLVpZMaWCHQbxIgBrREs9cPFotjdSk6f5KUuel%2Fslide-21.jpg&text=Схема%20сословия%20Российской%20империи%20в%20конце%2018%20век&lr=197&rpt=simage&source=serp
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.