Носкова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока
6 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК (программа углубленного изучения по В.В.Бабайцевой)
Технологическая карта
ТЕМА «Разряды имён прилагательных»
ЦЕЛЬ УРОКА: |
Обучающие: - познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; - формировать умение определять разряд прилагательных. Развивающие: - развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; - развивать коммуникативные способности учащихся. Воспитательные: - воспитывать положительное отношение к процессу познания; - интерес к родному языку.
|
|||||
|
Тип урока: открытие новых знаний
|
|
||||
|
Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа. |
|
||||
Планируемый результат |
1. Предметные: - знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; - уметь различать прилагательные по значению. 2. Метапредметные: Познавательные: - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - извлекать информацию из различных источников; - давать определения понятиям; - объяснять языковые явления; - строить рассуждение; - приводить примеры в качестве доказательства; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности; - составлять план действий, работать по плану; - прогнозировать, корректировать свою деятельность; - выдвигать версии рещения; - анализировать и оценивать собственную работу. Коммуникативные: - уметь сотрудничать в группе; - учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; - высказывать и отстаивать свою точку зрения; - уметь договариваться и задавать вопросы по теме; - выступать перед аудиторией. 3. Личностные: - выражать положительное, осознанное отношение к учению; - оценивать собственную учебную деятельность; - применять правила сотрудничества в группе.
|
|
||||
Организация пространства |
||||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||||
Литература |
Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная |
1. Русский язык 6 класс. В.В. Бабайцева.
|
||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)
Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
|
- Сегодня мы будем работать в группах. (класс делится на 4 группы: красные, желтые, зеленые) и эксперты Слайд 2. Правила работы в группах. Эксперт |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
|
Коммуникативные: -владение всеми видами речевой деятельности. Личностные: - сформированность ответственного отношения к учению. |
|||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
|
Слайд 3 Учитель: Ребята, посмотрите за окно. Зима… А какая она? Опишите её. (Снежная, морозная, вьюжная…) Учитель: Какая часть речи помогла вам описать нашу зиму? Обоснуйте ответ. Работа с текстом. С помощью каких слов автор Соколов-Микитов делает текст красочным, выразительным? |
Отвечают на вопросы учителя по теме |
Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям Предметные: знание теоретического материала по теме. Регулятивные: определять цель деятельности |
|||
3. Постановка учебной задачи. (8 мин.) |
Создание проблемной ситуации. - Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока. Смелый, деревянный, мамин, осенний, добрый, каменный, скучный, папин, медвежий - Прочитайте, распределите имена прилагательные в 3 группы по их значению? (Каждый ребенок от группы выходит и записывает имена прилагательные в столбик) - Что обозначают слова в первом столбике? (цвет, размер, качества человека) - Что обозначают прилагательные во втором столбике? (место, время, материал) - В третьем? (принадлежность предмета кому-либо) - Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы? (они делятся по значению на 3 группы) - Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать? (группы прилагательных по значению) - А как можно еще назвать? - Вспоминаем, где употребляется слово «разряд». Карточки со словарной статьей «разряд» - Оказывается и в математике, и в биологии есть разряды.
Слайд 4 (значение слово «Разряд»)
Дети записывают тему урока. - Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных? - Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? (дети называют задачи урока: узнать признаки каждого разряда и научиться определять разряд прилагательных)
|
Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.
|
Познавательные: извлечение информации из различных источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями. Регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока, задач. |
|||
4.Построение проекта выхода из затруднений. (3 мин)
Цель: - мотивировать учащихся к деятельности; - координировать деятельность учащихся; - контролировать выполнение заданий
|
Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в группах. - Для того, чтобы узнать, по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним мини-исследование. Дети получают карточки. Заслушиваем каждого участника группы, ведем дискуссию. - Какой вывод вы можете сделать.
|
Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.
|
Познавательные: извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения. Регулятивные: составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы. Коммуникативные: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться. |
|||
5.Реализация проекта. Открытие нового знания. (7 мин)
Цель: - воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; - учить видеть предмет как часть целого. |
Заслушиваем каждого участника группы, ведем дискуссию. - Какой вывод вы можете сделать.
|
Представитель от каждой группы представляет свой результат. Работают с учебником, словарем.
|
Регулятивные: планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. |
|||
6. Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: - сменить вид деятельности. |
Физкультминутка А
у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова
устала тоже. (вращение головой) Хоть
зарядка коротка,
|
Учащиеся выполняют упражнение. |
Личностные: - сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. |
|||
7.Первичное закрепление во внешней речи. (3 мин.) Цель: - воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; - прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); - учить видеть предмет как часть целого.
|
Организует работу по закреплению материала: 1. Устные упражнения занимательного характера «Светофор» Работаем по группам: - Если прилагательное качественное – поднимаем красную карточку (1 гр.) - Прилагательное относительное – желтая карточка (2 гр.) - Прилагательное притяжательное – зеленая карточка (3 гр.) - Подними карточку определенного цвета. Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная парча, тетин совет, молочный кисель, храбрая дружина, волчий хвост, деревянный стол, серебряный поднос. |
Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме, работают со словарем, выражают и отстаивают свое мнение. |
Предметные: различать прилагательные по значению. Познавательные: уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства Коммуникативные: выступление перед аудиторией. |
|||
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (6 мин.)
Цель: - установить степень усвоения учащимися изученного материала. |
Упражнение занимательного характера «Волшебная коробочка» -Подобрать к предмету прилагательные, вначале качественные, затем относительные и притяжательные. |
Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой.
Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку. |
Регулятивные: планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок. Личностные: выражение осознанного отношения к учебной деятельности. Предметные: знание разрядов прилагательных и их признаков. |
|||
9.Рефлексия деятельности (4 мин.)
Цель: - подвести итоги урока. |
Слайд 5 Пока эксперты подводят итоги. - Какие слова чаще всего использовали мы на уроке? (прилагательные) - Можно ли обойтись без прилагательных? - Какую роль они играют в речи? (делают речь ярче, образнее, красочнее).
-Вернемся к нашей цели, которую была поставлена нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия). · Сегодня я узнал… · Было трудно… · Я понял, что… · Теперь я могу… · Я научился… · У меня получилось… Я смог…
|
1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно.
2. Оценивают свою работу в группе и индивидуально. |
Регулятивные: анализ собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием. Личностные: оценивание собственной деятельности. |
|||
|
Домашнее задание дифференцированное:
Слайд 6 Выбираем себе домашнее задание - 1 группа- составить рассказ о прогулке в лесу, как можно больше использовать прилагательных. 2 группа - упр. 357 (учебник)
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.