Разработка урока родного языка (русского)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока родного языка (русского) 2кл."Особенности русского речевого этикета"
Иконка файла материала Трубко В.П.Родной язык (русский).docx

28.03.2024

Родной язык (русский), №27

2-А класс

Учитель: Трубко В.П.

Тема урока: Особенности русского речевого этикета.

Цель: выяснить особенности русского речевого этикета, его значения в нашем общении, развивать речь; воспитывать уважение к родной речи, потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность.

Личностные: способствовать развитию мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; способствовать развитию заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Предметные: способствовать развитию грамотной, культурной речи.

Метапредметные:
Познавательные:с пособствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, обобщать; помочь выделить и сформулировать познавательную цель; способствовать  развитию умения работать с информацией и обмениваться ею.

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте; формировать умения слышать друг друга и понимать; помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:формировать умение соотносить свои знания, определять проблему; способствовать развитию умения контролировать и оценивать свою деятельность

Тип: урок новых знаний.

Оборудование: презентация, дидактические картинки.

                                                                 Ход урока

1.Организация класса.

2.Мотивация учебной деятельности. 

3.Работа по теме урока.

      Ребята, Царь Петр 1 прорубил окно в Европу, привез знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян, вот и  мы на уроке будем заглядывать в наше историческое прошлое тоже через окно ( на доске картинка)

     И , заглянув в историческое прошлое ,видим созданный Петром 1 документ-указ, по которому  можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века.  Указ касался каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, так как время было другое, но в те времена они были очень прогрессивными. Например, там были такие строки: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить… но ожидать, пока они выговорят». Также рекомендовалось «отца и матерь в великой чести содержать», а именно откликаться на их зов не иначе, как: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь». Невежливыми считались ответы: «Что, чего надо, чего хочешь».

-Как вы думаете, за два века с лишним века что-то изменилось?

-Существуют ли правила поведения до сих пор?

 -Верно, ребята, существует особый свод правил общения в обществе, в стране, в которой мы живем. А почему же мы заговорили об этом именно на этом уроке? 

     На уроках родного (русского) языка мы говорим о национальных традициях нашей страны, обычаях, традиционных народных играх, промыслах, игрушках. Мы читаем стихи, изучаем народных героев, орудия труда, быта. Учимся правильно ставить ударения в словах, составлять предложения, развиваем речь.

4.Определение темы урока родного (русского) языка.

В каких ситуациях нужен этикет и какие мы сегодня рассмотрим на уроке…

Я сразу делаю поправку, что мы не сможем охватить все речевые особенности , мы говорим о некоторых, но исконно русских.    

  5.Работа по теме урока

       В процессе общения между людьми важен этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, связанные с определенными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом. Речевой этикет отражает народный опыт, условия быта, обычаев народа.

Этикет – это свод правил, который регулирует поведение людей в соответствии с социальными требованиями.

Начнем мы с вами с этикетных слов, которые помогают в общении людей

И конечно же, здесь следует сказать о вежливости, без нее нет смысла в этикете.  -Что такое вежливость?

-Какого человека мы называем вежливым?
     Верно, соблюдать правила этикета означает быть вежливым.

Вежливость – одно из особенностей русского речевого этикета, одно из важнейших качеств воспитанного  человека.

Заглянем в историческое прошлое…

 До 16 века «вежа» означало «знаток» - человек, который знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. На Руси вежливым человеком считался тот, кто умеет говорить. (слайд)

   Послушайте ребят, дети читают стихи о словах вежливости.

-А знаете ли вы, что можно сказать или попросить или извиниться, предложить дружбу, похвалить без речевого высказывания? А в этом нам помогают мимика и жесты

«Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние»

«Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь»

Рассказ о мальчике одном..

Его зовут,…а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
— Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего. . . ”

-Скажите, какие слова употребляет герой этого стихотворения при встрече и прощании? (Здорово, пока, всего) Всем людям можно их говорить?

-Какие слова приветствия употребляете вы, здороваясь со взрослыми, ровесниками? Кого вы можете приветствовать словами “здорово” и “привет”? (своих друзей)

-Кому вы скажете на прощание “пока”?

-Можно ли назвать этого мальчика вежливым, воспитанным?

А вот другой…

Невежливая вежливость    

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

         Вот мальчишка со стараньем
         Выполняет обещанье
         Видит – утром у сторожки
         Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
— С добрым утром дед Федот!
         Дед ругнул его спросонок:
         — Убирайся, пострелёнок!
         Вот Петрусь догнал Яринку,
         Да как дернет за косынку;
— Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
         Нес вожатый горку книг,
         А Петро с ограды – прыг!
         Чуть не сел ему на плечи:
         Извините, добрый вечер!
— Ты, – вожатый закричал, —
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

-Этот мальчик что не так делал? Ведь он называл слова. Он не чувствовал ситуацию, перебарщивал, был невнимательным к людям, ему вежливые слова не помогли, а только навредили.

-Можно ли его назвать воспитанным?

А все потому, что еще одной особенностью русского речевого этикета является сдержанность, тактичность, терпение, умеренность, внимательность, почтительность к собеседнику .

       Заглянем в историческое прошлое(сообщения детей)

Еще одной особенностью русского речевого этикета является только в России принятое обращение по "имени-отчеству"  Эта традиция имела ярко выраженную социально окраску. Полностью по "имени-отчеству" величали только самых значительных персон в обществе: бояр, князей, самых богатых "гостей". Многих уважаемых небогатых  дворян, служилых людей, крестьян именовали без "вича": "Семен Иванов сын", "Андрей Петров (т. е. Петров сын)

Человеку необходимо  уметь  здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья.

     Правила общения и поведения предполагают  культуру речи. Речь должна быть красивой, грамотной, без вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов

Ну и в заключении нашего урока я предлагаю  вернуться к началу нашего урока, когда нас поздравил царь Петр 1. Теперь мы знаем,  какой вклад в русский речевой этикет он внес.

5.Домашнее задание.

Составить поздравление ветерану с Днем Победы

6.Итог.

Рефлексия.


 

Посмотрите также