сценарий урок по русскому языку "На Дальней полке"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

сценарий урока по русскому языку На Дальней полке
Иконка файла материала На Дальней полке.docx

 

 

 

 

«На Дальней полке»

 

 

 

 

Автор – Андреева Татьяна Олеговна

учитель русского языка,

МБОУ Майская ООШ №10

 

 

 

 

 

 

Хутор Свободный, 2024

Пояснительная записка


Тема урока русского языка – «На Дальней полке»

Актуальность темы.

 В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля оживает тысячелетняя история России, осязаемыми становятся предметы быта наших предков, их обычаи, нравы, игры, ремёсла, представления о жизни. Учащиеся смогут узнать значения забытых слов, таких, например, как братина, прать, руга, темляк, сергач, услышать «музыку» их звучания. Невозможно просто вскользь упомянуть на уроке русского языка словарь В.И. Даля. Нужно
донести до учеников мысль, что это памятник нашим предкам, это
грандиознейший труд собирателя слов. Словарь прекрасен с эстетической
точки зрения и, по словам академика А.А.Шахматова, «удовлетворяет вполне
и научным и практическим требованиям».

Целевая аудитория урока: учащиеся 6 классов.  

Роль и место урока в системе работы педагога: «открытия

нового знания». Показать учащимся богатство словарей русского языка, создать ситуации, в которых словарь становится необходимым инструментом подробного понимания текста.  Урок проводится в разделе «Лексика и фразеология».

Цель урока:

- деятельностная: формирование способности поиска значений давно забытых и непонятных диалектных слов;

- образовательная: знакомство со словарем В.И. Даля; развитие
исследовательской деятельности при работе с текстом, содержащим по
большей части устаревшие диалектные слова; расширение понятийной базы
за счёт включения в неё новых элементов (диалектных слов), воспитание
интереса к истории языка и к истории своего народа.

Задачи урока: научиться самостоятельно ориентироваться в
выполнении предложенных заданий, развивать умение грамотно выражать
свои мысли и решать частично-поисковые задачи, формировать умение
использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование позитивной самооценки, формирование границ собственного знания и незнания.  

- метапредметные:

коммуникативные: умение слушать, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие, использовать речь для
регуляции своих действий; адекватно выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному;

познавательные: выделение существенной информации,
самостоятельное создание способов решения задачи, структурирование
знаний, построение логичного речевого высказывания в устной и письменной
форме;

регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и
самостоятельность;

- предметные: понимание роли словарей как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа; умение пользоваться
«Толковым словарем…» В.И.Даля; выявление ситуаций, в которых данный
словарь необходим; увеличение словарного запаса; способность свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме).

Тип урока: урок «открытия нового знания».
Форма проведения: комбинированный урок.
Используемые педагогические технологии:
технология проблемного

обучения, технология формирования УУД, технология обучения в
сотрудничестве.

Методы: совместного обсуждения и выполнения практических
заданий, поисковый метод.

Приёмы: привлечение внимания учащихся, работа с таблицами,
словарями, творческие задания, рефлексия.

Оборудование:
«Толковые словари…» В.И.Даля (по одному на каждый стол либо по одному
на 2 парты); 3) на каждую парту - распечатанные таблицы для заполнения
учащимися, тексты (приложение 1)

 

Ход урока

 Мотивация.

Учитель читает эпиграф к уроку: «Словарь Вильяма Шекспира, по
подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из
людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Вопросы классу:
1. Зачем человеку владеть большим запасом слов? (Возможный ответ:

чем больше слов человек знает, тем больше он видит вокруг и понимает,
потому что неназванное как бы невидимо для человека. Жизнь для такого
человека ограничена рамками его лексикона).

2. Какие источники пополнения словарного запаса вы можете назвать?
(
Возможные ответы: книги, словари, телепередачи, учебники, живое
общение и др.).

3. Какие словари вы знаете? (Ответ: толковые, орфографические,
орфоэпические, фразеологические, словари синонимов).

Учитель: Сегодня обратимся к новому для вас словарю как
источнику пополнения словарного запаса и источнику знаний о слове.

Актуализация пробного учебного действия
Задание 1. Учитель: Прочитайте отрывок (см. распечатки на  столе) из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам [Коча – форма слова «кочка» в ярославско-костромском

говоре.], по зажоринам [Зажорина – подснежная вода в яме по дороге.]
Ползком ползет с плетюхами [Плетюха – в северных говорах –

большая высокая корзина.] —
Трещит крестьянский пуп!
Учитель задаёт вопросы после чтения.

1. Было бы вам понятно значение выделенных слов, если бы
рядом не было их толкования? (Ответ: не совсем; нет; можно
попробовать догадаться, но уверенности в правильном ответе нет).

2. Почему непонятны значения выделенных слов? (Ответ:
слова устарели, не используются или используются редко и только
жителями отдельных областей).

3. Как называются выделенные слова? (Ответ:
диалектизмы, диалектные слова).

4. Вспомните определение диалектизмов (Ответ: это слова,
употребляемые жителями той или иной местности. Они не являются

общеупотребительными).

5. С какой целью использует их автор? (Ответ: чтобы
достоверно описать жизнь крестьян, живших в Российской империи
).
Учитель: Как же понять тексты с диалектными словами, которые

могут быть одновременно и устаревшими? Есть такой особенный словарь –
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича
Даля». Итак, Тема урока «На Дальней полке» или как истолковать непонятные слова.

Выявления места и причины затруднения.

Учитель. Ребята, прочитайте пословицы на доске.

1. И наша дура котЫ обула! 2. Смирную собаку и кочет бьёт.
3. Хлеб хорош кулигами.

Учитель задаёт вопросы.
1. Понимаете ли вы смысл того, о чём говорится в этих

предложениях? (Ответы: не совсем, частично понимаем).
2. Какие слова вам непонятны? (Ответ: котЫ, кочет,

кулиги).
3. Почему значение этих слов непонятно? (Ответы: слова

диалектные, устаревшие).

 Построение проекта выхода из затруднений.
Учитель.
Ребята, как понять смысл предложений? Как найти выход из

затруднения? Где можно найти объяснение непонятных слов? (Ответ: в
«Толковом словаре…» Даля)
Сформулируйте цель нашего урока. (Ответ:
цель урока - научиться видеть тексты с диалектными, устаревшими
словами, находить значения этих слов в «Толковом словаре…» В.И. Даля).

 Реализация построенного проекта. Работа в  парах.

Задание 2.

Учитель. Перед вами на доске 3 предложения (1. И наша дура котЫ
обула! 2. Смирную собаку и кочет бьёт. 3. Хлеб хорош кулигами.)
Выпишите непонятные слова в таблицу и заполните её, используя словарные
статьи «Толкового словаря…» В.И. Даля.

Непонятное слово. Определение (если определений несколько, выбрать наиболее подходящее).

Дополнительная информация  (использование слова в другом  контексте; из какой оно области).

Первичное закрепление действий ученика с  проговариванием во внешней речи (в качестве примера сильный ученик  вслух для всего класса проговаривает свои действия, остальные делают  это в парах).

Этап проходит параллельно с предыдущим. Учащиеся, работая в паре,
проговаривают «путь» поиска значения непонятного слова: нахожу в
предложении непонятное слово; листаю страницы словаря, ищу нужную
букву алфавита, с которой начинается искомое слово; вторая, третья буквы в
слове также расположены в алфавитном порядке; читаю определение слова.
Если слово многозначное, то выбираю наиболее подходящее для данного
предложения значение; смотрю, есть ли другие примеры использования
слова в речи, в пословицах или поговорках. Выписываю в таблицу
найденную и отобранную информацию.


 Самостоятельная творческая работа по включению в  систему знаний.
Задание 3:
Учитель. Ребята, перед вами 3 текста и 2 задания к ним.

1. Прочитайте два стихотворения нашего земляка С.А. Есенина, а также  небольшой прозаический текст. Устно ответьте на вопрос: «Какое из  стихотворений С.А. Есенина следует разобрать, используя «Толковый  словарь…» В.И. Даля. Почему?»

2. Напишите сочинение-миниатюру (объём около 50-70 слов) на тему:  «Зачем С.А. Есенин использовал малопонятные (диалектные) слова в своих  стихах?». В работе приведите примеры диалектных слов (1-2 слова) и объясните их  значение, опираясь на текст стихотворения и материалы  «Толкового словаря…» В.И. Даля. Работы сдайте в конце урока.

 Рефлексия учебной деятельности.
Учитель.
Ребята, мы сегодня познакомились с новым словарём и

научились с ним работать. Итоги урока подведём в необычной форме
синквейна, который соберёт в единое целое наши знания, полученные на
уроке.

Задание 4. Сочините синквейн на тему «Толковый словарь…»
В.И.Даля.
Найдите информацию о синквейнах в распечатанных материалах.
Прочитайте готовые синквейны вслух.
Домашнее задание и выставление оценок за урок.
Домашнее задание:

1) найдите в домашней библиотеке книги, при чтении которых понадобится «Толковый словарь…» В.И. Даля. Запишите в тетрадь название книги и её автора;

2)  изготовьте карточки (размером 8 на 8 см) для стихотворения С.А.
Есенина «В хате», на одной стороне которых будет написано диалектное
слово, а на другой – его толкование. Используйте материал словарных
статей «Толкового словаря…» В.И. Даля;

Выводы:

В результате учащиеся научатся работать с «Толковым словарём…»

В.И. Даля: отыскивать значения диалектных слов, выбирать значимую

информацию из словарных статей. В дальнейшем при чтении текстов с

диалектными словами они будут способны найти их толкование в словаре

Даля.

Список источников.

1. Большой илллюстрированный толковый словарь русского языка:

современное написание: ок. 1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ,

2008. – 349 с.

2. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы/ Р.Н.Бунеев (и

др.); под науч. ред. А.А.Леонтьева. – Изд. 2-е, испр., - М.: Баласс, 2009.

– 304 с.

3. С.А. Есенин. Избранное. – М.: Худож. Лит., 1985. – 575 с.

4. http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html

 

 

 

 


 

Посмотрите также