Тема урока: Имена собственные и нарицательные.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи:
предметные
Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных;
Ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
Закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных
метапредметные
· развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
· учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
· побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы; Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы;
выполнять учебное задание в соответствии с правилом
Познавательные УУД: объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, Уметь планировать учебное сотрудничество в паре и осуществлять совместную деятельность в парах; формулировать понятные высказывания, используя термины
Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Предметные умения:
писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер, экран, смайлики.
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
(Слайд 1)
Учитель. Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок. Сели тихо девочки, ещё тише мальчики.
А теперь проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
В любой работе необходимо соблюдать правила . Повторите правила дружной работы. ( 3 правила)
(Слайд 2)
1) Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
2) Внимательно слушайте того, кто говорит.
3) Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
II. Актуализация знаний.
Определение темы урока и целей. (Частично-поисковый метод)
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. -Поедем мы на поезде а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.
(Слайд 3)
III. Оценочная установка
- Сегодня на уроке каждый получит оценку. У вас на парте — лист самооценки. После каждого задания вы себя будете оценивать, напротив каждого задания вы поставите знаки, если вы выполнили всё правильно, то нужно поставить « +», если есть ошибки, какие либо трудности, то поставьте « ?». В конце урока вы увидите свою оценку.
Лист самооценки
Ф. И. __________________________________________________________
Задание №1
|
Карточка № 1 |
|
Задание №2
|
Записать словарные слова |
|
Задание №3
|
Образовать фамилии от словарных слов |
|
Задание №4
|
Карточка № 2 |
|
Задание №5 |
Выписать 5 имен собственных, 5 нарицательных. |
|
Итого
|
|
«+» - выполнил задание правильно;
«?»- при выполнении задания возникли трудности
Твоя оценка: _________________
Оценка учителя: _________________
Самоопределение к деятельности
Мы с вами будем работать по алгоритму действий :
Наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод
1 мин
(Слайд 4)
Итак, наблюдаем
Распределите слова по этим группам : ( работаем в парах)
(Слайд 5)
Слова для справок: Омск, Иртыш, Аня, Волга, ученик, город, Вова, Москва .
1. Имена
|
2. Названия городов
|
3. Названия рек
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Молодцы! справились . Прочитайте ответы. Сравните их с ответами на доске.
Оцените себя в листе самооценки. (1)
3мин
(Слайд 6)
Переходим на ступень замечаю.
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)
-Как мы можем сказать про своё имя? (Собственное).
- Как вы думаете, почему имя называется собственным?
( собственно принадлежит мне)
Можем ли мы так сказать о словах 4 столбика?
( Нет. Они пишутся с маленькой строчной буквы)
Эти слова называются нарицательные
Постановка темы и целей урока
- Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена собственные и нарицательные)
(Слайд 7)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
( Научиться различать имена собственные и нарицательные;
- Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы)
3мин
Задачи урока: - Давайте определим задачи урока.
· закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных;
· узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
· развивать свою речь, грамотно, красиво и чисто писать.
- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
-У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте ее и скажите какое сегодня число? Запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа", тему урока.
-Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на экран. (Слайд-8) Найдите одинаковый звук в этих словах:
Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.
Дети: Звук [г]
- Дайте характеристику этому звуку?
Дети: Согласный, твердый,
звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Дети: Буквой «гэ»
(Слайд-9)
(Показ написания буквы Гг учителем)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! Ну что ж все по местам, Скорее в путь, мои друзья.
Открытие нового знания.
(Слайд 10)
Следующая ступень размышляем
- А вот и первая остановка.
(Слайд 11)
Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
Дети: это слова.
- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Дети: К имени существительному.
- Докажите?
Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы. (Слайд 12)
Следующая ступень делаю вывод
- Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.
(Кластер- слайд)
- Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
-Назовите имена собственные из этих слов? (Москва, Маша)
-Запишите в свой дневник наблюдений слова, которые относятся к одушевленным и собственным именам. (Маша)- Проверка
Давайте, сравним наши утверждения с правилом в учебнике.
(страница 52-53)
Физ. минутка. Релаксационная пауза.
– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички?
- Молодцы, тихонько сели.
Станция «Грамотейкино». Слайды-13-20
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
1. Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
2. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
3. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
4. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
5.Сидит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек, и все без застежек.(капуста)
6. Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (огурец)
Слова: воробей, медведь, сорока, заяц, капуста, огурец.
- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу) (Слайд 20)
Оцените себя в листах самооценки (2)
Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.
- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев, Капустин, Огурцов. (Самопроверка)
- Как записали фамилии?
(Слайд 21)
Дети: с заглавной буквы.
- Подчеркните заглавную букву в словах.
Оцените себя в листах самооценки (3)
-Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
-И об этом нам расскажет…….. Кечин Архей
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Например: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
-С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
-Вывод: (дети) Фамилии пишутся с большой буквы.
- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.
-Игра «Придумай фамилию»
- Я буду предлагать вам слова, от
которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий, Иван?
(Петров, Васильев, Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара, плотника?
(Кузнецов, Гончаров, Плотников)
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
- Ребята, а вот и следующая остановка.
- Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.
(Слайд 22)
- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
Выступление учащегося об имени…. Криворотова Устинья
Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Ольга — «святая» , Егор (греч.) – «земледелец»
-У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Используя эти карточки, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.
ИМЕНА
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы.
– У нас в классе есть тёзки. Кто такие тёзки?
-Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»
(Дети находят в карточках имена)
Дети: Никита и Светлана.
- Как напишите имена людей?
Вывод: (дети)Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.
Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.
- А как следует обращаться к взрослым?
Дети: По имени и отчеству.
- Откуда же появились отчества?
Об этом нам расскажет……….. Паузер Миша
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?
Поработаем самостоятельно (индивид-но.) Выполните задание по карточке № 2
-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)
Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич
Проверка.(один читает, остальные показывают большой палец)
Оцените себя в листах самооценки (4)
- А какую ловушку я вам приготовила?
- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
- Какой вывод вы можем сделать?
Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.
-Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? -Подчеркните заглавную букву в отчестве.
Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
(Слайд 23)
Выборочное списывание.
Разделимся на группы
- У вас на столах лежат тексты. Подчеркните имена собственные. (работа в группах) 1 мин кто больше Подчеркнуть 5 нариц 5 собст
- Чему мы учились, выполняя это упражнение? ( распознавать)
Оцените себя в листах самооценки (5)
Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем
село «Составляйкино».
(Слайд 24)
Составить по картинке предложения.
-Составьте предложения, используя Ф,И,О запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах заглавную букву.
Выполните взаимопроверку.(обмен тетрадями, оценивание)
Работа над предложением.
–Какие правила написания предложения вы знаете?
Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, ?, !.
– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?
Оцените себя в листах самооценки (5)
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Какова была цель нашего урока?
Дети:
· обобщили и закрепили знания о правописании заглавной буквы
в именах собственных;
· узнали об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
· развивали свою речь, грамотно и красиво писали.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Рефлексия.
Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием. Поставьте свою отметку. За активную работу на уроке по одному баллу себе добавят………
- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них напишите ваши имена
-Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям -положите свои конфеты в зелёную вазу..
-Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите свои конфеты в жёлтую вазу.
Самооценка
-Как мы сегодня работали? (Дружно)
Рефлексия учебной деятельности.
- Какое открытие для себя сделали на этом уроке?
Расскажите по схеме.На экране помещена схема:
(Слайд 24)
Сегодня на уроке
|
|
узнал, открыл для себя… |
научился, смог… |
||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
Домашнее задание .Дифференцированное задание.
- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь.
(Слайд 25)
А) Спишите, раскрывая скобки.
Возвращаясь
под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.
*Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.
Б) Исправь ошибки, запиши правильно.
Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме. Река протекает недалеко от дома моей бабушки иры.
В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.
Меня зовут… Я живу в селе… Вечером я кормлю котёнка …
· Спасибо за работу. Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.