Имена собственные и нарицательные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока урока: "Имена собственные и нарицательные" .
Иконка файла материала Имена собственные и нарицательные.docx

Тема урока:  Имена собственные и нарицательные.

 

Тип урока: получение  новых знаний

 

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи:

предметные

Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных;

Ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

Закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных

метапредметные

·         развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;

·         учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

·         побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Основные понятия имя собственное, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы; Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы;

 выполнять учебное задание в соответствии с правилом

Познавательные УУД: объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

 

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, Уметь  планировать учебное сотрудничество в паре и осуществлять совместную деятельность в парах;  формулировать понятные высказывания, используя термины

Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Предметные умения:

писать в тексте имена собственные и нарицательные.

 

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных

Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер, экран, смайлики.

Форма урока: урок-путешествие.

ХОД УРОКА.

      I.            Организационный момент. Психологический настрой на урок.

(Слайд 1)

Учитель. Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок. Сели тихо девочки, ещё тише мальчики.

 

А теперь проверь дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

 

В любой работе необходимо соблюдать правила . Повторите правила дружной работы. ( 3 правила)

(Слайд 2)

 

1)   Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

2)   Внимательно слушайте того, кто говорит.

3)   Если то, что говорят,  не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

  II.            Актуализация знаний.

Определение темы урока и целей.  (Частично-поисковый метод)

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. -Поедем мы на поезде   а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.

(Слайд 3)

 III. Оценочная установка

 

- Сегодня на уроке каждый получит оценку. У вас на парте — лист самооценки. После каждого задания вы себя будете оценивать, напротив каждого задания вы  поставите знаки, если вы выполнили всё правильно, то нужно поставить « +», если есть ошибки, какие либо трудности,  то поставьте « ?».  В конце урока вы увидите свою оценку.

 

Лист самооценки

 

Ф. И. __________________________________________________________

 

Задание №1

 

Карточка № 1

 

Задание №2

 

Записать  словарные слова

 

Задание №3

 

Образовать  фамилии  от словарных слов

 

Задание №4

 

Карточка № 2

 

Задание №5

Выписать 5 имен собственных, 5 нарицательных.

 

Итого

 

 

 

 «+» - выполнил задание правильно;

 «?»- при выполнении задания возникли трудности

    

 

Твоя оценка:      _________________

 

Оценка учителя: _________________

 

 

Самоопределение к деятельности

Мы с вами будем работать по алгоритму действий :

Наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод

1 мин

(Слайд 4)

 

Итак, наблюдаем

Распределите слова по этим группам : ( работаем в парах)

(Слайд 5)

 

Слова для справок:  Омск, Иртыш, Аня,  Волга,  ученик,  город, Вова, Москва  .

1.

Имена

 

2.

Названия городов

 

3.

Названия рек

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы! справились . Прочитайте ответы. Сравните их с ответами на доске.

 

Оцените себя в листе самооценки. (1)

3мин

(Слайд 6)

Переходим на ступень замечаю.

 

-  Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)

 -Как мы можем сказать про своё имя? (Собственное).

- Как вы думаете, почему имя называется собственным?

( собственно принадлежит мне)

Можем ли мы так сказать о словах 4 столбика?

( Нет. Они пишутся с маленькой строчной буквы) 

Эти слова называются нарицательные

  

 Постановка темы и целей урока

-  Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена  собственные и нарицательные)

(Слайд 7)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

( Научиться различать имена собственные и нарицательные;

- Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы)

   3мин 

Задачи урока: - Давайте  определим  задачи  урока.

·         закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;

·         узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

·         развивать свою речь, грамотно, красиво и чисто писать.

- Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.

-У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте  ее и скажите какое сегодня число? Запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа", тему урока.

-Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.

Минутка чистописания.

- Посмотрите на экран. (Слайд-8) Найдите одинаковый звук в этих словах:

Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

Дети: Звук [г]

- Дайте характеристику этому звуку?

Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Дети: Буквой «гэ»

(Слайд-9)

(Показ написания буквы Гг учителем)

 - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.

Молодцы! Ну что ж все по местам, Скорее в путь, мои друзья.

Открытие нового знания.

(Слайд 10)

Следующая ступень размышляем

- А вот и первая остановка.

(Слайд 11)

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

- Докажите?

Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы. (Слайд 12)

Следующая ступень делаю вывод

 - Какие слова относят к именам собственным?

Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.

(Кластер- слайд)

- Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.

-Назовите имена собственные из этих слов? (Москва, Маша)

-Запишите в свой дневник наблюдений слова, которые относятся к одушевленным и собственным именам.  (Маша)- Проверка

Давайте, сравним наши утверждения  с правилом в учебнике.

(страница 52-53)

Физ. минутка. Релаксационная пауза.

 А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички? 

- Молодцы, тихонько сели.

Станция «Грамотейкино». Слайды-13-20

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик.(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

1.    Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)

2.        Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.  (Медведь.)

3.    Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)

4.          У косого нет берлоги,
      Не нужна ему нора.
      От врагов спасают ноги,
     А от голода – кора. (Заяц.)

         5.Сидит Ермошка на одной ножке,

             На нем сто одежек, и все без застежек.(капуста)

       6. Без окон, без дверей,

           Полна горница людей. (огурец)

Слова: воробей, медведь, сорока, заяц, капуста, огурец.

- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу) (Слайд 20)

Оцените себя в листах самооценки (2)

Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.

- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)

Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев, Капустин, Огурцов. (Самопроверка)

- Как записали фамилии? 

(Слайд 21)

Дети: с заглавной буквы.

- Подчеркните заглавную букву в словах.

Оцените себя в листах самооценки (3)

-Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.

-И об этом нам расскажет…….. Кечин Архей

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

-С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

-Вывод: (дети) Фамилии пишутся с большой буквы.

- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.

-Игра «Придумай фамилию»

- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр,   Василий,   Иван?
(Петров, Васильев, Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца,  гончара,  плотника?
(Кузнецов, Гончаров, Плотников)

Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.

- Ребята, а вот и следующая остановка.

  -  Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.

(Слайд 22)

- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

Выступление учащегося об имени…. Криворотова Устинья

Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Ольга  — «святая» , Егор (греч.) – «земледелец»

 

-У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Используя эти карточки, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.

 

ИМЕНА

- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы.

– У нас в классе есть тёзки. Кто такие тёзки?

-Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»

                   (Дети находят в карточках имена)

Дети: Никита и Светлана.

- Как напишите имена людей?

Вывод: (дети)Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.

 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

 - А как следует обращаться к взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

- Откуда же появились отчества?

           Об этом нам расскажет……….. Паузер Миша

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.

- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?

Поработаем самостоятельно (индивид-но.) Выполните задание по карточке № 2

-Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.(стрелочками)

Виктор                      Игоревич

Василий                   Алексеевич

Алексей                  Юрьевич

Ирина                    Викторович

Юрий                     Васильевич

Проверка.(один читает, остальные показывают большой палец)

Оцените себя в листах самооценки (4)

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод вы можем сделать?

Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.

-Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? -Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

 (Слайд 23)

Выборочное списывание.

Разделимся на группы

- У вас на столах лежат тексты. Подчеркните имена собственные. (работа в группах) 1 мин кто больше Подчеркнуть 5 нариц 5 собст

- Чему мы учились, выполняя это упражнение? ( распознавать)

Оцените себя в листах самооценки (5)

Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем

село  «Составляйкино».

(Слайд 24)

 

DCD16A2B

Составить по картинке предложения.

-Составьте предложения, используя Ф,И,О запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах  заглавную букву.

Выполните взаимопроверку.(обмен тетрадями, оценивание)

Работа над предложением.

–Какие правила написания предложения вы знаете?

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка, ?, !.

 Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?

Оцените себя в листах самооценки (5)

 

Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?

- Какова была цель нашего урока?

Дети:

·         обобщили и закрепили знания о правописании заглавной  буквы

в именах собственных;

·         узнали об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

·         развивали свою речь, грамотно и красиво писали.

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.

Рефлексия.

Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием. Поставьте свою отметку. За активную работу на уроке по одному баллу себе добавят………

- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них напишите ваши имена

-Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям  -положите свои конфеты в зелёную вазу..

-Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите свои конфеты в жёлтую вазу.

Самооценка

-Как мы сегодня работали? (Дружно)

Рефлексия учебной деятельности.

- Какое открытие для себя сделали на этом уроке?

Расскажите по схеме.На экране помещена схема:

 (Слайд 24)

 

 

Сегодня на уроке

 

я

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

 

Домашнее задание .Дифференцированное задание.

- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь.



 

(Слайд 25)

А) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

 *Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.

 

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме.  Река протекает недалеко от дома моей бабушки иры.

 

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в селе… Вечером я кормлю котёнка … 

 

·         Спасибо за работу. Урок окончен.