Урок 1. Правописание гласных и согласных в приставках.
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока:
1. Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся; научить применять данное правило в устной и письменной речи.
2. Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.
Основные термины и понятия: Орфограмма-буква, приставка
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты;
2. Личностные результаты;
3. Метапредметные результаты.
Знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на –З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Карта урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Примечание |
1. Организационный
этап
Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность. Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.
- Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. А для того чтобы все сегодня получили пятёрки, мы должны зарядиться только положительной энергией! Успехов вам и удачи! |
Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества.
|
Личностные: формирование внутренней позиции школьника.
|
|
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание гласных и согласных в приставках» На доске записан текст: Упр. 48: - Прочитайте текст (упр. 48). - Выпишите выделенные (подчеркнуты) слова, обозначьте в них приставки.
-Сравните произношение приставок с их написанием.
Дети откроем учебник на странице 41. Читаем новое правило.
-Нам известно, что буквы о и а в этих приставках – это орфограммы для выбора букв о или а нужно: 1. Найти в слове корень; 2. Выделить приставку; 3. Написать о или а в зависимости от приставки.
Дети упр. 50 выполняем устно. Читаем и объясняем орфограммы на месте пропущенных букв.
Откроем страницу 42 и читаем новое правило. Следом
приступаем к выполнению упр. 52. В устной форме. - В русском языке мы выделяем 3 группы приставок:
Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с, и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения.
Приставка Примеры Над- (надо-) Надкусить, надорвать Под- (подо-) Подбежать, подобраться С- (со-) Сверить, собрать В- (во-) Втереть, вогнать Об- (обо-) Обзор, обозрение Пред- (предо-) Предложение, предоставить От- (ото-) Отбор, отозвать
Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь. – Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.
|
Дети записывают в тетрадь выделенные слова.
Дети проводят сравнение произношение приставок с их написанием.
Дети читают новое правило.
Дети приступают к выполнению упражнения.
Дети читают новое правило.
Дети выполняют упражнение.
Дети самостоятельно выполняют упражнение 53.
|
Познавательные: Применение методов информационного поиска. Определение основной и второстепенной информации Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Усвоение знаний о морфемном разборе слова; Достаточный объем словарного запаса; Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.
|
3. Актуализация знаний
- Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны повторить то, что изучали ранее. Проведем небольшую самостоятельную работу.
Сначала повторим правило.
(на листочках обучающие выполняют работу)
|
Самостоятельная работа.
Дети рассказывают наизусть правило
Приступают к выполнению упражнения 42 на странице 35-36. 1. Укажите местоимение с предлогами и их падеж. 2. Запищите словосочетания. В чём сходство местоимений? А различие? |
Познавательные: Владеть приёмами анализа и систематизации материала. Познавательные: Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.
|
.
|
1. Заключение
- Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача – записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.
Слова: подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, прибежать, собрать, сдать, здесь.
- Выполним упражнение на интерактивной доске и у себя в тетрадях. Вам нужно вставить пропущенные буквы и обозначить орфограммы. Упражнение 50 страница 41. |
Под-, в-, обо-, -, над-, при-, со-, с-, -.
.
|
Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения
|
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разно уровневых обучающих упражнений.
|
5. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Итак, подведем итоги. Как вы думаете, ребята, почему традиционные неизменяемые приставки так называются? Как можно проверить гласные и согласные в приставках? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился – карточку с грустным лицом.
Проставление оценок. Домашнее задание: Упр. 49 |
|
Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности. Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.