Тех.карта урока русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках""

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тех.карта урока русского языка "Правописание гласных и согласных в приставках"
Иконка файла материала Тех.карта русский язык.docx

Урок 1. Правописание гласных и согласных в приставках.

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках.

Тип урока: Комбинированный урок.

 

Цель урока:

1.      Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся; научить применять данное правило в устной и письменной речи.

2.      Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речи; развивать орфографическую зоркость;

3.      Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

Основные термины и понятия: Орфограмма-буква, приставка

Планируемые результаты:

1.      Предметные результаты;

2.      Личностные результаты;

3.      Метапредметные результаты.

Знать правило написания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на –З (-С); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; применять способ проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.




Карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

 

1.    Организационный этап

Способность формулирования цели и задач урока. Умение организовать свою деятельность.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

 

- Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. А для того чтобы все сегодня получили пятёрки, мы должны зарядиться только положительной энергией!  Успехов вам и удачи!

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя,  товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества.

 

Личностные: 

формирование внутренней позиции школьника.

 

 

 

 

2.    Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание гласных и согласных в приставках»

На доске записан текст: 

Упр. 48:

- Прочитайте текст (упр. 48).

- Выпишите выделенные (подчеркнуты) слова, обозначьте в них приставки.

 

-Сравните произношение приставок с их написанием.

 

 

 

Дети откроем учебник на странице 41.

Читаем новое правило.





-Нам известно, что буквы о и а в этих приставках – это орфограммы для выбора букв о или а нужно:

1. Найти в слове корень;

2. Выделить приставку;

3. Написать о или а в зависимости от приставки.

 

Дети упр. 50 выполняем устно. Читаем и объясняем орфограммы на месте пропущенных букв.

 

Откроем страницу 42 и читаем новое правило.

Следом приступаем к выполнению упр. 52. В устной форме.

- В русском языке мы выделяем 3 группы приставок:

 

Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с, и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от их произношения.


В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить — обозначить, отбирать — отобрать, надпись — надорвать, врезать — ворваться, сбить — сорвать и т. д.

Приставка

Примеры

Над- (надо-)

Надкусить, надорвать

Под- (подо-)

Подбежать, подобраться

С- (со-)

Сверить, собрать

В- (во-)

Втереть, вогнать

Об- (обо-)

Обзор, обозрение

Пред- (предо-)

Предложение,

предоставить

От- (ото-)

Отбор, отозвать


Дети открываем тетради и приступаем к упражнению 53.

 

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному.

 Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетрадь выделенные слова.

 

Дети проводят сравнение произношение приставок с их написанием.

 

 

 

Дети читают новое правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети приступают к выполнению упражнения.

 

 

 

Дети читают новое правило.

 

Дети выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно выполняют упражнение 53.

 

 

Познавательные:

Применение методов информационного поиска.

Определение основной и второстепенной информации

Регулятивные:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Усвоение знаний о морфемном разборе слова;

Достаточный объем словарного запаса;

Свободное выражение мысли в ситуациях речевого общения.

 

 

3.    Актуализация знаний

- Для того, чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны повторить то, что изучали ранее. Проведем небольшую самостоятельную работу.

 

Сначала повторим правило.

 

 

(на листочках обучающие выполняют работу)

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

Дети рассказывают наизусть правило

 

Приступают к выполнению упражнения 42 на странице 35-36.

1.    Укажите местоимение с предлогами и их падеж.

2.    Запищите словосочетания. В чём сходство местоимений? А различие?

Познавательные:

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

 

.

 

 

1.    Заключение

- Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал урока, и проведем небольшую проверочную работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача – записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

 

Слова: подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, прибежать, собрать, сдать, здесь.

 

- Выполним упражнение на интерактивной доске и у себя в тетрадях. Вам нужно вставить пропущенные буквы и обозначить орфограммы.

Упражнение 50 страница 41.

 

 

 

 

 

 

 

Под-, в-, обо-, -, над-, при-, со-, с-, -.









.



Регулятивные: самостоятельное планирование необходимых действий, операций, работа по плану.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализированной и умственной форме; осуществление для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, формулировка общих выводов, обобщения

 

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.  Выполнение разно уровневых обучающих упражнений.

 


5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, подведем итоги. Как вы думаете, ребята, почему традиционные неизменяемые приставки так называются?

Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился – карточку с грустным лицом.

 

Проставление оценок.

Домашнее задание: Упр. 49

 

Познавательные: контроль и оценка процессов деятельности.

Регулятивные: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения