Технологическая карта организованной учебной деятельности
Вариативный компонент «Рухани Жаңғыру-Атадан қалған мұра»
Старшая группа
Раздел: «Наследие предков через поколение»
Тема: «Уважение к хлебу»
Цели: Формирование патриотических чувств.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Дать понять как казахский народ дорожит хлебом
Словарная работа: Шелпеки, Таба нан, Казанжаппай, Жайма
Развивающие задачи: Развивать мышление, память.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважительное отношение к хлебу в любом его виде.
Билингвальный компонент: хлеб-нан
Этапы деятельности |
действия педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно- побудительный |
Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки «ветвь желаний». Разрешите, я первая скажу свои пожелания вам: Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра! -А сейчас я передаю волшебную веточку Айсултану, что ты хочешь пожелать своим друзьям?
- Молодцы, ребята! Теперь скажите, что вы чувствовали?
Слышите? Звучит казахская народная музыка.
— Ребята, о чем Вы думаете, когда вы слышите слово Родина? -Как называется наша Родина? Сюрпризный момент Воспитатель превращается в Әже, которая приглашает детей узнать сегодня много секретов казахского народа, о которых они и не догадывались.
|
Дети передают друг другу веточку и произносят свои пожелания - я желаю всем здоровья! - я желаю всем радости! - я желаю всем доброты и т.д. Пожелания на казахском языке
Ответы детей
Проявляют интерес
|
организационно-поисковый |
Звучит казахская мелодия
Әже: Казахский народ давным давно землепашеством не занимались-они выращивали, пасли скот. Потом выменивали на скот на пщеницу, а чаще муку. Слайд Ким Евгений, "Табун» из серии "Быт казахов 19-го-нач. 20-го вв"
Ким Евгений, "Атамекен» из серии "Быт казахов 19-го-нач. 20-го вв" Приглашает сесть вокруг дастархана с муляжами казахских мучных изделий
-Не один стол не без хлеба. Сейчас я Вам покажу и расскажу о разновидности хлеба у казахского народа. Бауырсак, таба нан, шелпек – это лишь часть
разновидностей хлеба, который можно увидеть на каждом казахском традиционном
столе. Одно из главных национальных блюд на
традиционном казахском столе – баурсаки. Баурсаки круглые иногда по форме они
похожи на соломинку и подаются к чаю. Нередко на столах можно увидеть–
баурсаки для праздника тыштырма. Такие миниатюрные вкусняшки подаются в день,
когда младенца укладывают в колыбель. Шелпеки – солнечные лепешки Лепешки, обжаренные в масле, называются шелпек. Издревле лепешки делались круглой формы, и это имело свой особый смысл. Круглый диск символизировал солнце, ведь без хлеба, как без солнца, нет жизни на земле. По традиции каждую пятницу казахская семья готовит семь лепешек и раздает соседям или даже незнакомцам, чтобы почтить память усопших. Без них редко обходится и праздничный дастархан. Таба нан — пшеничный хлеб. Это лепешки круглой формы с небольшими надрезами по всей поверхности. По традиции вкуснейший таба нан получается в специальной печи-жаровне — тандыре. Казанжаппай – хлеб, испеченный в казане Мало кто устоит перед запахом ароматного хлеба под названием казанжаппай. Дело в том, что его пекут в казане. Жайма – тесто для бешбармака Перед приходом гостей в казахском доме готовят традиционный бешбармак, который в некоторых регионах называют просто "ет" (мясо). Без этого блюда, название которого в переводе "пять пальцев", не обходится, пожалуй, ни одно торжество. Дидактическая игра «Один - много» баурсак – баурсаков, колос - …, зерно - …, тесто - …, лепешка- …, крошка - …. Физминутка «Зёрнышко» В землю зёрнышко попало, Прорастать на солнце стало Дождик землю поливал, И росточек подрастал К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. Задание «Соедини линиями» Рассказ әже: По законам степи у казахов лепешка и хлеб вообще были безусловной гарантией правдивости и честности. Давая клятву, человек держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Коран – слово божье, а хлеб – священная еда. Хлебом клянутся говорили. Казахский народ всегда с особенным трепетом относился к этому продукту. По традициям на хлеб нельзя наступать, бросать его на землю и перешагивать через него. Также считается дурным тоном ломать хлеб на столе одной рукой. Даже хлебные крошки не выбрасывали, а отдавали детям, приговаривая при этом: «Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым». На дастархане Хлебу отводят особое Почетное место. ПРИГЛАШЕННЫМ ГОСТЯМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОДАЮТ ХЛЕБ. А Вы знаете, я Вам открою еще один секрет: По народному поверью, казах, отправляющийся в дальний путь, должен съесть кусок хлеба, чтобы вернуться назад. Оставшийся хлеб хранится в доме и доедается по возвращении |
Просматривают слайды «Спеть, горы Казахстана»
Присаживаются на көрпе вокруг дастархана и смотрят слайды
Повторяют название хлебных изделий хором, потом по отдельности
Называют множественное число существительных.
Выполняют движения по тексту
(приседают)
(руки над головой)
(медленно встают)
(тянутся вверх)
Соединяют линиями картинки по смыслу
|
Өзгертушілік- түзетушілік Рефлексивно- корректирующий |
Әже: -Вот и я и рассказала Вам секреты казахского народа о хлебе Казахстана.
Нан бар жерде, ән де бар.(Где хлеб, там и песня). Дәнді шашпа, нанды баспа.(Не разбрасывай зерно, не наступай на хлеб). Ас атасы - нан.(Хлеб всему голова). гласят казахские пословицы. Считается, что судьба человека, его удача, сила и здоровье зависят от обращения с хлебом (буханкой, куском и каждой крошкой). Берегите Хлеб –Будьте Здоровы и Счастливы. |
Ребенок читает стихотворение: Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! Автор: С. Погореловский
Проговаривают послвицы |
Предполагаемый результат;
Знать: названия и внешний вид казахских мучных изделий
Иметь: представление о смысле и значении хлеба для казахского народа
Уметь: уважать и бережно относиться к хлебу в любых разновидностях .
Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.