Технологическая карта открытого урока по биологии
Учитель биологии, Магомедрасулова К.А.
Класс 6
Дата: 20.12.2020 г.
Урок № 14
Тема урока: Особенности строения цветковых растений
УМК: Пасечник В.В., Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Органы цветковых растений» для подготовки обучающихся к контрольной работе.
Задачи:
· Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки.
· Развивающая – формирование интеллектуальных умений: сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями; применять теоретические знания для решения практических задач; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать.
· Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям; воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей.
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, применение знаний, игровой, рефлексивный.
Универсальные учебные действия
· Личностные: аккуратность, внимательное и бережное отношение к растениям и природе в целом.
· Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия.
· Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике.
· Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Оборудование: Таблички (органы растений), презентация, карточки-задания, картинки
Применяемые технологии: классно-урочная деятельность, интерактивные
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
УУД |
время |
1.Организационный этап |
|||
Приветствие учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. |
Рассаживаются по парам. |
Слушают учителя. |
1-2 мин |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
|||
Постановка учебных задач. Открываем
свои тетради, записываем в них число и тему урока. Организовывает погружение в проблему. Обеспечивает мотивацию выполнения. С целью подготовки к к/р |
Участвуют в формировании задач урока. Отвечают на вопросы учителя. |
Фиксируют проблему. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2-3 мин |
3. Актуализация знаний |
|||
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Задание 1: Какие органы растения вы знаете? слайд 2 Какой из органов растения на ваш взгляд самый важный? см. карточки (стебель, корень, цветок, лист) |
Учащиеся выбирают вариант ответа и следуют к соответствующей табличке, которые находятся в углах класса и в парах объясняют свой выбор, дают определения органам. |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся; Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. |
3-4 мин |
4. Переход к этапу решения частных задач. Применение знаний и умений в новой ситуации. |
|||
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Оценивает выполнение каждой операции. Задание 2: Рассмотрите картинки растений (фикус, шиповник, вороний глаз, кукуруза) и заполните таблицу (см. Приложение 1,2) слайд 3 Проверка по заполненной таблице, слайд 4. |
Работают в команде, выполняет письменную работу, по окончании обсуж- дают друг с другом. Фронтальная проверка по слайду 4. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Закрепление и взаимопроверка знаний о листе. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций (сравнение листьев)
|
15 мин |
Задание 3.Ответы на вопросы по корню: -Какие типы корневых систем вы знаете?- слайд 5 2.Какие функции выполняет корень?
|
Работают в случайных парах. Поблагодарили партнеров, заняли свои рабочие места.
|
Участвуют в обсуждении содержания материала. Закрепление и взаимопроверка знаний о корне. Проводят исследование текста. Закрепление и взаимопроверка знаний о цветке. Осуществляют самоконтроль. |
|
Задание 4: Записать названия частей цветка, используя рисунок, проверка по слайду 6. См. Приложение 4. Учитель осуществляет:
|
Подписывают части цветка по рисунку согласно нумерации.
|
Закрепление и самопроверка знаний о цветке. Рефлексия своих действий. Осуществляют:
|
|
Задание 5. Что произошло бы, если бы не было стебля? Слайд 7. |
Высказывают свои предположения. Слушают друг друга |
Осуществляют анализ, находят причинно –следственные связи, выдвигают гипотезы, обосновывают мнение. |
|
Физминутка |
|||
5. Обобщение и систематизация знаний |
|||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Задание 6. Заполните в тексте пропуски, используя предложенные термины. См. Приложение 3 Проверка по слайду 8. |
Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют. Обосновывают выбор написания терминов |
Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: Мах -7 баллов. 7 баллов – «5», 5-6 балл – «4», 3-4 балла –«3». Осуществляют:
|
6 мин |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
|||
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы |
Задают вопросы по теме урока |
Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
5 мин |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
|||
Задает домашнее задание: готовится к контрольной работе |
Записывают |
Планируют свою деятельность |
1мин |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
|||
Благодарит за проделанную работу. Организует оценочные высказывания учащихся; беседу, связывая результаты урока с его целями Слайд 9. Оцените, насколько интересен и полезен был сегодня урок, нарисуйте цветок с лепестками определённого цвета см. приложение 5. Выставляет оценки в журнал
|
Рефлексия своих действий, подводят итоги урока. Расскажите по схеме: я знаю запомнил смог
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
3 мин |
Приложение № 1
Цветковые растения появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие черты строения. Мы так сроднились с такими растениями, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться и грустить, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях, национальные вышивки на скатертях, полотенцах, платках.Цветы прочно вошли в наш быт. Стало обычным сажать цветы во дворах жилых домов, на пришкольных участках, они украшают улицы городов, наши помещения, комнаты. С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются любовью у своих народов. О них сложены легенды.Хризантема изображена на государственном флаге, печатях и денежных знаках Японии. Высшая награда в этой стране Орден Хризантемы. Лотосом был украшен в древности герб Индии. Лилия – это цветок Франции, её символ. А Голландия – страна тюльпанов. Поэт Евгений Долматовский («Справка о тюльпанах») писал в стихах:
У тюльпанов есть своя столица
Не оранжерея и не сад –
Целый нидерландский город Лиссе,
Как букет, весь в лентах автострад.
Там цветник – седьмое чудо света…
Нидерланды называют одним большим цветником, эта страна экспортирует цветы во многие страны мира.
Цветы очень разнообразны. Они поражают нас разноцветьем окраски, формами и размерами. Перед вами самый крупный цветок раффлезии (в диаметре около 1 м) и самый маленький – ряски (все растение умещается на ногте большого пальца
Сегодня на уроке вы обобщите знания о строении цветковых растений
Как вы думаете, все ли растения образуют цветки?
Итак, цветки образуются только у цветковых растений. Это очень красивое явление в растительном мире — цветение. Цветки самой разнообразной формы, окраски привлекают человека. Одни растения зацветают ранней весной, другие летом, а третьи – осенью. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, все они имеют единый план строения.
Ребята,
как вы думаете, цветок относится к вегетативным или генеративным органам?
(Ответ: цветок относится к генеративным органам)
Правильно, ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация»
что означает рождение, воспроизведение. А цветок является органом семенного
размножения.
Приложение 2
Приложение 3. Таблица к заданию 2
Название растения |
Листья простые или сложные |
Черешковые или сидячие |
Листораспо- ложение |
Жилкование листьев |
1.Фикус |
Простые |
Черешковые |
Очередное |
Сетчатое |
2.Шиповник |
Сложные |
Черешковые |
Очередное |
Сетчатое |
3.Вороний глаз |
Простые |
Сидячие |
Мутовчатое |
Сетчатое |
4.Кукуруза |
Простые |
Сидячие |
Очередное |
Параллельное |
Приложение 4. к заданию 6
1.Цветок - это орган________________ размножения. 2.Стебель, на котором расположен цветок называется _______________.3.Она расширяется и образует _________________, на котором располагаются все остальные части цветка. 4. Снаружи цветка расположен околоцветник. 5.Если его листочки однородные, то он простой. 6.Его наружные листочки образуют _______________, а внутренние, часто ярко окрашенные ________________. 7. Главные части цветка – это ______________ и _____________________.
Слова для справки: Внимание! Есть лишние слова! Околоцветник, чашечка, семенного, цветоножкой, цветоложе, венчик, тычинки, пыльник, пестик, рыльце, столбик, завязь.
Приложение 5. к заданию 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.