Технологическая карта открытого урока
по русскому языку
Приготовила учитель начальных классов :
Захарова Лариса Анатольевна
Описание урока/занятия |
|
Предмет/класс |
Русский язык, 4 |
Тема |
«Имя существительное — это хлеб языка» |
УМК |
Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2017. |
Тип урока |
Урок развивающего контроля |
Формы организации познавательной деятельности |
Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, парная |
Цель урока |
Систематизация имеющихся знаний об имени существительном. |
Задачи урока
|
Образовательная: совершенствовать умение определять род, число, падеж, склонение имён существительных; учить делать выводы и обобщения по теме Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать и сопоставлять признаки имен существительных Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, стремление узнавать новое Предметные результаты: Знать: все морфологические признаки имен существительных Уметь: определять постоянные и непостоянные признаки имен существительных, задавать падежные вопросы, ставить существительные в начальную форму, определять синтаксическую функцию имен существительных
|
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
|
Предметные результаты: Знать: все морфологические признаки имен существительных Уметь: определять постоянные и непостоянные признаки имен существительных, задавать падежные вопросы, ставить существительные в начальную форму, определять синтаксическую функцию имен существительных
Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять её в речевой форме; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты под понятия; - формировать отдельные приёмы учебно-познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия Регулятивные УУД: -
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще предстоит узнать;- определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и
последовательность действий; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, дополнять и контролировать друг друга
Личностные УУД: - контроль, коррекция, оценка действия партнера; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Оборудование и материалы |
Компьютер, мультимедиа проектор, листы индивидуальных достижений, карточки для работы в паре, кластер. |
Используемые образовательные ресурсы |
Печатные: Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2019. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса, часть 2. - М: «Просвещение», 2018. Анащенко С.В., Бантова М.А., Бельтюклва Г.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М: «Просвещение», 2012 |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
|
- информационно-коммуникационные, -здоровьесберегающие, -игровое обучение, - обучение развитию критического мышления .
|
№п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности). Цель этапа: мотивация учащихся к учебной деятельности |
-Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка. -Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет Пусть будет добрым ум у вас И сердце умным будет. - Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и все вместе. - Если вы готовы, начинаем урок. Вспомним правила письма, но прежде чем начать урок сядьте ровно. - Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа». |
Настраиваются в учебную деятельность.
Открывают тетради, делают запись |
||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
|
1.Чистописание. - Начало урока, чистописание. - Чтобы узнать, какую букву будем сегодня писать, нужно отгадать загадку: Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла … (ЗИМА) - Правильно! Пропишем заглавную и строчную букву «З» в соединении. - Дайте характеристику звуку. (слайд 2) (Согласный, парный, звонкий, может быть мягким и твердым) 2.Словарная работа. - Продолжаем работать со словарными словами. - Посмотрите внимательно на слайд – таблицу (слайд 3), выпишите слова по теме «Зима».
(мороз, метель, лыжи, иней, декабрь, сани, коньки, снег, елка, вьюга). - Зачитайте выписанные слова. ( Не повторяться!). - Составьте предложение с одним из слов, найдите грамматическую основу.
3.Упражнение «Шифровальщик» - Ребята, я получила шифровку. Ничего не пойму. Помогите мне, пожалуйста, найдите зашифрованные слова. У вас на партах (у каждого) лежит карточка-шифровка.№1
|
Отгадывание загадки и буквы.
- Буква З. Прописывают буквы Зз.
Ученики зачитывают слова.
Взаимопроверка выполненной работы.
Ученики зачитывают слова (предмет, род, склонение, число, падеж)
|
||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Фиксирование локальных затруднений Цель этапа: Подведение к изучаемой теме, создать проблемную ситуацию Привитие навыков грамотного письма и орфографической зоркости
|
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Верно, имя существительное, но мне хотелось бы дополнить тему нашего урока метким выражением - «Имя существительное - это хлеб языка». Так об этой части речи говорил Лев Васильевич Успенский – русский писатель, Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи. Она составляет 44%, почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. - Теперь, пожалуйста, подумайте, почему Л.Успенский так утверждал? — поделитесь своими мыслями ВЫВОД: Как невозможно представить нашу жизнь без хлеба, так невозможно представить русский язык без имен существительных… Имя существительное, как и хлеб, дает пищу всем словам. А сейчас мы попробуем убедиться в справедливости слов Л.Успенского.
- Чтобы существительные в речи звучали верно, какие признаки (чего?) нужно учитывать? - Потренируемся в их определении, устраним затруднения.
4.Определение темы и задач урока. - Значит, какую мы поставим цель урока? - А по какому плану можно проанализировать имя существительное? Какие вопросы следует рассмотреть? Какие категории признаков существуют?
- Молодцы!
|
Имя существительное
Рассуждают, высказывают свое мнение
- Обобщить знания о признаках имени существительного, применяя эти знания на практике - Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков |
||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Создание плана по решению проблемы Цель этапа: построение и фиксация нового знания |
1.«Мозговая атака» - Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем об имени существительном. -И в этом нам поможет - кластер. (Учитель указывает на доску, где будет создаваться кластер). -Что такое существительное? (часть речи) – на доску. - Что обозначает имя существительное? (предмет) – на доску. - На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?) – на доску. Вывод: сформулируйте правило, что такое имя существительное.
|
Работают фронтально, наблюдают над языковым понятием
Вывод: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
|
||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Реализация на практике выбранного плана Цель этапа: выявление уровня сформированности познавательных учебных действий
|
1. - Почему у имени существительного два вопроса? 2.- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное пишутся с большой буквы? - Приведите примеры собственных существительных. А нарицательных и собственных в одном словосочетании. - Как пишутся собственные и нарицательные существительные? (Имена собственные пишутся с большой буквы .Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
|
Осуществляют самоконтроль своей деятельности
Дети отвечают: Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?) Работа в парах.
Вывод: (Имя существительные бывают собственные и нарицательные) |
||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Обобщение видов затруднений |
3.Игра «Найди «лишнее» слово». ( Самостоятельно) - Обратите внимание на экран. (Слайд 11) - На слайде вы видите три ряда слов. Подумайте, по какому принципу сформирован ряд. Какое слово в каждом ряду лишнее? Таблица №2 1. Снег, зима, мечта, полночь, прогулка. 2.Мороз, ковёр, небо, лагерь, урок. 3.Тропинка, солнце, облако, веселье, окно. Вывод: О каком признаке имен существительных идет речь в этом задании? Оцените себя на полях.
(Род – на доску)? - Что вы знаете о роде имён существительных?
Физминутка. (слайд 13) Если я называю существительное - хлопаете в ладоши, если другую часть речи – топаете. День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, писать, ранняя, зима, наступает, холодное, ветер.
4.- Как еще изменяются имена существительные? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное) - Какого склонения бывают имена существительные? - Определите склонение существительных. На карточках написаны предложения. Таблица №3 5. Определи склонение: На сосне
(___) весёлый дятел (___,) белке (___) домик (___) конопатил. - В тетрадь запишите эти слова в три столбика, выделяя окончания(Слайд 12 ) Оцените себя на полях.
6.- Продолжаем работу с карточками. Подвиньте их к себе поближе, посмотрите, что необходимо сделать? - Для этого нам надо подумать, что мы должны знать, чтобы не допустить ошибок в окончаниях существительных? - Ну и конечно же им. сущ. изменяться по…. вопросам или по падежам. - Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
(падеж,– на доску, какие окончания имеют имя существительное в единственном числе родительного, дательного и предложных падежах). - Назовите падежи. Таблица №4
Проверка выполненной работы. Оцените себя на полях.
|
Участвуют в учебном диалоге
Осуществляют самоконтроль своей деятельности
Вывод: (Имя существительные бывает: Женского(она моя), Мужского(он мой) , Среднего(оно мое) рода
Выполняют физические действия, анализируя языковой материал
Работают фронтально, наблюдают над языковым понятием Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журнал
1-ое 2-ое 3-е Скл. Скл Скл
(дописать окончания).
|
||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
|
Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 26, упражнение 55. (слайд 14) - Из этого упражнения выписать все существительные. Затем провести морфологический разбор имени существительного: 1пара: морфологический разбор слова по тропинке; 2 пара: морфологический разбор слова на мостике; 3 пара: морфологический разбор слова с братом; Проверка выполненной работы. Оцените себя на полях.
|
Работа в парах.
По тропинке – сущ., по чему?, н.ф. – тропинка, неодуш., нариц., ж.р., 1-ого скл., Д.П., в ед.ч., втор.,член. На мостике - сущ., на чем?, н.ф. –мостик, неодуш., нариц., м.р., 2-ого скл., П.п., в ед.ч., втор., член. С братом - сущ., с кем?, н.ф. –брат, одуш., нариц., м.р., 2-ого скл., Т.п., в ед.ч., втор.член.
|
||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Решение задач творческого уровня. |
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. Работа в парах Блиц-опрос: 1.Что обозначает имя существительное? Признак предмета, действие предмета, предмет. 2.На какие вопросы отвечает имя существительное? Кто? Что? Какой? Как? Что делает? 3. Найди существительное? Прыгает, легкий, гриб, водный. 4.Найди одушевленное имя существительное? Паровоз, мир, ворона, лодка. 5.Подчеркни неодушевленное имя существительное. Окуни, дерево, птица, грачи. 6.Образуй множественное число: Лед- _____, поле - _____, директор - ----------,брат - --------, олень - ----------. 7.Подчеркните существительное единственного числа: Помидоры, огурцы, тарелка, девочки. 8.Найдите существительное женского рода: Капитан, зеркало, посуда, банан. 9. Найдите существительное мужского рода: Человек, солнце, картофель, тетрадь. 10. Найдите существительное среднего рода: Заяц, какао, морковь, огород. Самопроверка. |
Осуществляют самоконтроль своей деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Рефлексия деятельности Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
|
Итог урока. - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. 1. Выставление оценок за урок 2. Домашнее задание: Придумать сказку об имени существительном. 3. Итог урока. Чем занимались на уроке? Достигли ли поставленных целей?
- О какой части речи мы вели разговор на уроке? - Какие признаки имени существительного мы повторили? В помощь у нас готовый кластер. -Теперь, оцените свою работу на уроке.
- На партах у вас лежат солнышки, возьмите и прикрепите свое солнышко на лестницу знаний. - Гостям, мы подарим частицу нашего тепла и уюта «солнышко». -Спасибо за внимание! |
Осуществляют рефлексию делают выводы, обобщения
Ответ учащихся: -Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.