Конспект урока на тему «Бактерии»
Предмет |
Биология |
Класс |
5 |
Тема урока |
Бактерии |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Цель урока |
Формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека. |
Задачи урока |
Образовательные: способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий Развивающие: продолжить развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, установления причинно-следственных связей. Воспитательные: создать условия для воспитания интереса к изучению природы, формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся. |
Основные понятия и термины
|
Клетка. Бактерии - доядерные организмы. Ядерное вещество. Кокки, спириллы, вибрионы, бациллы. Спорообразование. Деление. Бактериальные заболевания. |
Планируемые результаты обучения
|
Личностные:
Предметные: Ученик научится: · выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий; · называть основные признаки представителей царства бактерий; · определять бактерии на предложенных рисунках; Метапредметные: Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
|
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности 1 мин |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
|
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
|
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3 мин
|
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Демонстрирует
Загадка: Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог. О них наш сегодняшний разговор. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
|
Отгадывают загадку, выдвигают предположения о теме урока.
Воспринимают информацию
Воспринимают информацию
|
|
Этап 3. Постановка учебной задачи. 3 мин
|
Конкретизирует цель урока. Что бы вы хотели узнать на уроке? Демонстрирует
|
Называют цель урока. -познакомиться с особенностями строения бактерий; -познакомиться с особенностями жизнедеятельности бактерий; -познакомиться со значением бактерий. -познакомиться с мерами профилактики бактериальных инфекций. Воспринимают информацию
|
|
Этап 4. Открытие нового знания 15 мин
|
· Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. - Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему? |
· Делают вывод о малом размере бактерий. · Делают вывод об одноклеточности бактерий.
|
|
Демонстрирует · Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. · Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском решения путей её . · Предлагает выполнить учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: первичному ознакомлению, обработке понятий. · Прочитать текст § 9, стр.40-41. Изучить строение бактериальной клетки · На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Найти черты сходства и отличия? |
· Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
|
||
· Предлагает выполнить учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний: первичному ознакомлению, обработке понятий. Подписать названия частей клетки бактерии задание Предлагает подписать основные части клетки бактерии на рисунке?
|
· Выполняют задание в рабочей тетради.
|
||
Предлагает дать формулировку определения – бактерии. Проверяется формулировка на доске.
|
Дают формулировку определения- бактерии. |
||
· Предлагает обучающимся задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. 1. Назовите формы бактериальных клеток 2. Как вы думаете, в какой среде обитают бактерии имеющие жгутики? |
Работают с рисунком на доске, изучают формы бактерий, отвечают на вопрос 1.Бациллы-палочковидные, кокки - шаровидные, вибрионы и спириллы - извитые. 2.Жгутики служат для передвижения в жидкой среде. |
||
Предлагает учебно-познавательные задачи направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместную работу в парах и разделением ответственности направленные на конечный результат. Предлагает выполнить исследование работая парами. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки) Раздает текст(материал приложения) Предлагает выполнить учебно-познавательную задачу направленную на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения переноса и интереса знаний. Ответить на вопросы: 1. Почему многие учёные считают, что первыми на Земле появились бактерии? 2. Обсудите ответы на вопросы в паре, выскажите своё мнение. 1. Прочитайте текст. 2. Выполните задание, работая в паре «Польза и вред бактерий». Соотнесите свойства бактерий ( + и - ) и их название. 3. Ответьте на вопрос: Какие опасные заболевания вызывают болезнетворные бактерии у человека?
|
· Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции · Заполняют таблицу. · Отвечают на вопросы · Выполняют задание на интерактивной доске заполнить таблицу (один из учащихся) · Называют болезни: брюшной тиф, чума, холера, туберкулёз, дизентерия.
· Отвечают на вопросы
|
||
физкультминутка 1 минута |
«Царства природы» (смена поз):предлагается названия организмов, которые необходимо распределить в царства(1 ряд-царство Растений;2 ряд- царства Животные; 3 ряд – царство Грибы), встает тот ряд, к царству которого относится организм. |
Выполняют упражнения физкультминутки |
|
Этап 5. Первичное закрепление 7 мин
|
Корректирует выступления учащихся, акцентируя внимание на основных моментах. Предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «Смешарики» (режим доступа: http://smesharik.net/pin-kod/1-32-superbakterija), |
Каждая группа докладывает одноклассникам свои открытия. Другие учащиеся воспринимают информацию по выступлениям товарищей. Смотрят мультфильм |
|
Этап 6. Самостоятельная работа 5 мин
|
Предлагает учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания инструкции. Предлагает прочитать текст. Превратить текст описание в текст-инструкцию, и дать ему название. |
Читают текст-инструкцию. Правила гигиены. 1.Правильно храните и приготавливайте продукты питания. 2. Мойте овощи, фрукты. 3. Не пейте сырую воду. 4. Следите за чистотой своего тела и жилища. 5. Делайте вовремя профилактические прививки. 6. Проветривайте помещение. 7. Проводите уборку помещения при использовании дезинфицирующих средств. |
|
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 7 мин |
Предлагает ответить на вопросы Теста «Бактерии» Предлагает провести самооценку за работу с тестовым заданием.
|
Отвечают на вопросы теста на листах.
|
|
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) 2 мин |
Предлагает учащимся оценить урок |
|
|
1 мин |
Домашнее задание: § 9, вопросы на с. 42 (устно), с помощью пластилина и цветной бумаги выполнить модель бактериальной клетки |
Записывают в дневник домашнее задание |
|
«Здравствуйте ребята! У меня в руках глобус – это модель нашей планеты. Перенесемся на много миллионов лет назад. На Земле было тихо и безмолвно, шумели волны, шли дожди, сверкали молнии. Атмосфера не содержит свободного кислорода, он находится только в составе окислов. Почти никаких звуков, кроме свиста ветра, шипения извергающейся с лавой воды и ударов метеоритов о поверхность Земли. Ни растений, ни животных, ни бактерий. Может быть, так выглядела Земля, когда на ней появилась жизнь? Мировом океане 4 млрд. лет назад появились первые живые организмы, которые стали осваивать сушу и все среды обитания. В это время зародились и бактерии – удивительные мельчайшие организмы.
строение бактерий
жизнедеятельность бактерий
значение бактерий
меры профилактики бактериальных инфекций
Свое название бактерии взяли из греческого языка, и это слово переводится, как "палочка". Хотя форма их может различной: и шар (стафилококк), и цилиндр, и спираль (возбудитель сифилиса). Безусловно, практически все самые тяжелые инфекционные болезни вызваны бактериями (чума, сибирская язва, дифтерия, холера), и человечество до сих пор помнит ужасы тех эпидемий.
Но только ли один вред приносят эти невидимые глазу существа? Ведь далеко не все бактерии патогенны.
Трудно представить себе жизнь без кисломолочных продуктов:кефира, творога, йогурта. А ведь именно кисломолочные лактобациллы и стрептококки сбраживают содержащийся в молоке сахар (лактозу), в результате чего образуется молочная кислота, спирт, углекислый газ. Вот откуда характерный кисловатый вкус и запах этих продуктов.
1. 1.Правильно храните и приготавливайте продукты питания.
2. Ненужно мыть руки и умываться
3. Мойте овощи, фрукты.
4. Не делайте уборку, это полезно
5. Не пейте сырую воду.
6. Следите за чистотой своего тела и жилища.
7. Не протирайте пыль, не выносите мусор
8. Делайте вовремя профилактические прививки.
9. Проветривайте помещение.
10. Проводите уборку помещения при использовании дезинфицирующих средств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.