|
|||||||||||||
Предмет |
география |
Класс 5 |
|
||||||||||
Тема урока |
Облик земного шара |
||||||||||||
Содержание |
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова? |
||||||||||||
Планируемые образовательные результаты Цели: Сформировать понятия: моря, заливы, проливы, острова, архипелаги, полуострова. Сформировать представление о Мировом океане и его частях. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Продолжить формирование умений и навыков составления характеристики географического положения моря. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Задачи: - Обучающая: показать распределение по поверхности земного шара суши и воды; сформировать представление о материках, океанах, островах, полуостровах; продолжить формирование умений работать с различными источниками знаний. - Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; развивать умения работать с различными источниками знаний. - Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. Тип урока: комбинированный. |
|||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
Обучающиеся смогут: - знать соотношение суши и воды на поверхности Земли, количество материков и океанов, знать определение понятий «остров», «полуостров». - уметь показывать на карте объекты номенклатуры.
|
Обучающиеся смогут: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников; - описывать объекты. |
Обучающиеся будут обладать: - ответственным отношением к учебе; - осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. - умением проявлять интеллектуальные и творческие способности. |
|||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
Соотношение суши и воды на поверхности Земли. Материки, океаны. |
||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг |
||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
презентация, видеофайл «Планета-океан», |
||||||||||||
Оборудование |
Учебники, контурные карты, атласы |
||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
Организационный момент |
|
||||||||||||
Приветствие обучающихся.
|
Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
||||||||||||
Контрольно-оценочный 15 минут |
Фронтальный опрос |
||||||||||||
Задания по теме предыдущего урока: 1) Проверь себя. 2) Заполняем таблицу. 3) Что обозначено на схеме цифрами. 4) Отвечаем на вопросы: - Что называют осью Земли? - Что называют полюсами Земли? - Что такое экватор? - Что является причиной смены дня и ночи на Земле? - Назовите причины смены времён года? - Что называют тропиками? - Что называют полярными кругами? - Назовите дни равноденствия. - Где стоит в зените Солнце в дни равноденствия? - Где стоит в зените Солнце в день зимнего солнцестояния? - Где стоит в зените Солнце в день летнего солнцестояния? - Назовите дату дня зимнего солнцестояния. - Назовите дату дня летнего солнцестояния. - Сколько дней в году? - Сколько дней в високосном году? Почему? - Зачем люди придумали часовые пояса? |
Формулируют ответы на вопросы. Озвучивают ответы. |
||||||||||||
1. ЭТАП Актуализация знаний |
|||||||||||||
Подводящий диалог. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы летите на космическом корабле на нашу планету. Что вы увидите, приближаясь к планете Земля. -Какой цвет преобладает на нашей планете? Почему? |
Вспоминают знания, полученные ранее в курсе окружающего мира и собственные наблюдения. Формулируют ответы и высказывают вслух. |
||||||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
|||||||||||||
Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. «Первое, что привлекло бы внимание пришельца из космоса при взгляде на нашу планету, - это ее красочность. На Земле преобладает синий цвет ее морей и океанов, занимающих более 2/3 поверхности планеты. Именно поэтому космонавты называют Землю «голубой планетой». Они утверждают, что из космоса она кажется маленькой, очень хрупкой и беззащитной». Посмотрите на глобус. Почему космонавты называют Землю «голубой планетой»? Как вы думаете, что именно мы будем сегодня изучать? Помогает обучающимся в формулировании темы урока. |
Отгадывают загадку, просматривают видеофайл, определяют о чём в нём идёт речь и формулируют, совместно с учителем, тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.
|
||||||||||||
3. ЭТАП целеполагания |
|||||||||||||
Предоставляет обучающимся возможность вспомнить информацию по теме урока, которую обучающиеся уже знают. Помогает сформулировать цели урока. Итак, сегодня на уроке мы расширим свои знания о природе Земли. Познакомимся с участками суши в океане и частями Мирового океана. Скажите, где вам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? Запишите в тетрадях дату и тему урока. |
Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.
|
||||||||||||
4. ЭТАП планирования работы. |
|||||||||||||
Предоставляет достаточное количество материала (§6), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Озвучивает план работы на уроке. 1. Как распределены по земному шару вода и суша? 2. Сколько на Земле материков и океанов? 3. Чем остров отличается от полуострова? |
Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности.
|
||||||||||||
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
|||||||||||||
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу просмотра презентации. Организует обучающихся на ведение записей в тетради. 1. Как распределены по земному шару вода и суша? Как распределены по земному шару вода и суша? Суша занимает менее 1/3 поверхности Земли, которую правильнее было бы назвать «планетой Океан». Конечно, это огромное пространство. Но представьте себе, как велик океан, если по площади он в два раза превосходит сушу! Суша распределена по земному шару крайне неравномерно. В Южном полушарии она занимает только 1/5 его часть. Материки как будто «столпились» в Северном полушарии. Анализ рис. 19 на стр. 36 учебника, карты полушарий и карты океанов. 2. Сколько на Земле материков и океанов? Рассказ. Сколько на Земле материков и океанов? Задание по карте: Назвать и показать все материки. - Какие материки полностью расположены в Южном полушарии, а какие - в Северном? - Какие водные объекты разделяют континенты? Огромная водная поверхность планеты разделена на четыре океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Некоторые ученые выделяют на Земле пятый океан - Южный. Границы между океанами проведены условно. Беседа. Рис. 20 на стр. 36 - Где проведены границы между океанами? - Покажите на физической карте мира границы между океанами. Все океаны сообщаются между собой и образуют единый и непрерывный Мировой океан. @Мировой океан -совокупность всех океанов @Материки (континенты) – крупнейшие участки суши, со всех сторон окружённые водой. Назовите материки и покажите их на карте. 3. Чем остров отличается от полуострова? @Полуостров – участок суши, с трёх сторон окружённый водой. Крупнейший полуостров – Аравийский @Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой. Крупнейший остров – Гренландия. По происхождению острова бывают материковыми, коралловыми и вулканическими. Острова разбросаны в Мировом океане причудливым образом. Иногда они образуют группы. @Архипелаг – группа островов, расположенных недалеко друг от друга. Самое большое скопление островов находится в Тихом океане и называется оно Океанией. Практическая работа. Нанесение на контурную карту объекты номенклатуры. Задание: нанести на контурную карту географические объекты, выделенные в тексте учебника курсивом. |
Просмотр видеофайла «Планета-океан» Осмысливают информацию.
Просматривают презентацию, слушают рассказ учителя. Осмысливают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием.
Работают с материалом учебника, анализируют рисунки, делают выводы о размещении по поверхности нашей планеты суши и воды. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Просматривают презентацию. Слушают объяснения учителя. Подписывают на контурной карте полушарий материки и океаны.
Работают с материалами учебника по анализу рисунка. Делают выводы об особенностях границ океанов. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Участвуют в формулировании определений понятий. Озвучивают определения понятий и записывают их в тетрадь. Показывают на карте объекты номенклатуры.
Просматривают презентацию. Осмысливают информацию. Записывают в тетрадь определения понятий. Формулируют ответы на поставленные вопросы.
Просмотр презентации. Осмысление полученной информации.
Выполняют задания практической работы по нанесению на к/карту объектов номенклатуры.
|
||||||||||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
|||||||||||||
Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу. Применение знаний в нестандартной ситуации. Задания: Iвариант. Что нового мы сегодня узнали? 1. Какую часть земного шара занимает суша? 2. Сколько на Земле океанов? Назовите их. 3. Что такое материк? Назовите материки Земли. 4 . Что такое остров? Назовите самый большой остров Земли. 5. Что такое полуостров? Назовите самый большой полуостров Земли. 6. Что такое архипелаг? II вариант. Установите соответствие.
Загадки. Полуостров, говорящий о своей величине? (Ямал). Рядом,
рядом острова, |
Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Выполняют правильно действия. Оценивают правильность своих ответов и ответов одноклассников.
|
||||||||||||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
|||||||||||||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Итак, какой облик имеет земной шар? Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти. Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке.
|
Деятельность обучающихся Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. |
||||||||||||
8 ЭТАП Домашнее задание. |
|
||||||||||||
Комментирует домашнее задание. §6 (учить и пересказывать); выучить понятия. Тема для сообщения: «Рекордсмены Мирового океана». |
Записывают домашнее задание в дневники |
||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.