Государственное
профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнической колледж
Технологическая карта урока по теме
«Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме».
|
Выполнила:
Смирнова К.В., |
г.Любим, 2020
Технологическая карта учебного занятия с использованием АМО по преподаваемой дисциплине ЛИТЕРАТУРА
Критерии успешности |
Самооценка |
1. Описана работа каждого этапа учебного занятия с указание цели, методов и формы обучения |
+ |
2. На этапе занятия (не менее 2х) осуществляется работа с применением АМО |
+ |
3. Педагог четко и доступно формулирует требования к заданиям |
+ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.1 Общие положения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место дисциплины в Общеобразовательном/ цикле
|
ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел по программе дисциплины |
Раздел № 2 Русская литература первой половины XIX века.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема по программе дисциплины |
Тема А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема учебного занятия |
«Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме». 2 часа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип учебного занятия (в соответствии с дидактической целью) |
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности ( но итоговое по творчеству А.С. Пушкина) - конструктивно-творческий уровень усвоения материала
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид учебного занятия (ФГОС СПО п.2.4) |
Практическое занятие
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная технология |
РКМЧП |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 Цель учебного занятия (направлена на достижение основного образовательного результата, получаемого в ходе данного учебного занятия): |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
обучающая |
развивающая |
воспитательная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Закрепление умения анализировать и интерпретировать художественное произведение, подвести учащихся к мысли, что Блок увидел в революции прежде всего стихийное, музыкальное начало; 2. Через выполнение различных упражнений понаблюдать, как поэту удалось передать замысел языком искусства 3. формирование умения раскрывать конкретно-исторический характер, соотносить поэму «12» с ранним творчеством Блока.
|
1. Развитие мышления через умения выделять причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, 2. Развитие способности ориентироваться в литературном тексте, понимать прочитанное, критически его оценивать, 3. Развитие умения рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся 4. Развитие воображения, образной памяти, внимания.
|
1. Формирование культуры чтения, 2. Воспитание базовых качеств личности, таких как самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3 Ожидаемые результаты в части формируемых компетенций (заполняется в соответствии с ФГОС СПО): |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формируемые на учебном занятии общие компетенции: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Код и формулировка компетенции в соответствии с ФГОС |
Знания, умения (указываются в соответствии с ПООП или рабочей программой) |
Основные показатели (критерии) оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональны задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
Умения: · провести текстовый анализ литературного произведения с точки зрения композиционных приемов; · определить проблематику и сюжет поэмы; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; · соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; · раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений · соотносить произведение с литературным направлением эпохи; · определять род и жанр произведения; · сопоставлять литературные произведения; · выявлять авторскую позицию; · выразительно читать произведение (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; · аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
|
· сформулированы ключевые категории художественного мира А.С. Пушкина; · представлен и осмыслен историко-культурный контекст произведения; · выполнена деятельность по переводу информации из одной знаковой системы в другую (расшифрован и дополнен рисунок); · выявлены через серию заданий конструктивного уровня особенности поэмы на фонетическом, лексическом, синтаксическом, ритмическом пластах; · сделано умозаключение о лейтмотивах поэмы, обнаружено их противоборство · определено собственное отношение к переживаниям героев
|
· контроль заполнения и оформления рабочего листа по теме урока; · контроль выразительного чтения;; · комментированное чтение истории создания поэмы; · упражнение на выявление особенностей синтаксического строя поэмы; · упражнение “Составь кластер” · прослушивание и демонстрация видеоматериала. · конструирование слова, опрос по пройденному материалу; работа над уточнением его значения, правильным написанием · контроль чтения художественных текстов; · выполнение упражнения на поиск примеров использования контраста на всех уровнях поэмы - содержательном, композиционном, образном, лексическом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания:
· основные факты жизни и творчества писателя; · образной природы словесного искусства; · содержание литературного произведения; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия
|
· применяются ранее полученные знания, связанные с биографией и творчеством А.С Пушкина, текстом поэмы; · продемонстрировано знание текста поэмы, умение выразительно читать её фрагменты, проведена словарная работа; · приведены примеры использования контраста на всех уровнях поэмы - содержательном, композиционном, образном, лексическом; · выяснено, что нового появилось в художественном мире поэта, изменил ли он себе; · постигнуто соотношение конкретно-исторического и условно-символического плана в поэме.
|
· комментированное чтение; · эвристическая беседа; · контроль заполнения и оформления рабочего листа по теме урока; · проверка результатов домашней самостоятельной работы; · индивидуальные сообщения студентов («историк», «биограф», «искусствовед», «лингвист») · заполнение таблицы №6, · опрос по пройденному материалу
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4 Оценка качества освоения темы учебного занятия (вопросы/задания ФОС): |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
текущий контроль успеваемости |
промежуточная аттестация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы контроля: Индивидуальный опрос по пройденному материалу; Индивидуальный контроль ведения поурочного листа; Контроль выразительного чтения и чтения наизусть; Взаимоконтроль выполнения домашнего задания; Содержание оценочных материалов по теме учебного занятия: индивидуальные задания вопросы для предварительного обдумывания (см. приложение 1); задания поурочного листа, таблица №6 поурочного листа, в качестве домашнего задания иллюстрации художников к тексту поэмы, подписи из текста к иллюстрациям; |
Подготовка к дифференцированному зачёту
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 Организация образовательного пространства: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации деятельности обучающихся |
Виды деятельности обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная Групповая Индивидуальная |
Через серию конструктивно-творческих, проблемных заданий и упражнений осуществляется информационная, познавательная, коммуникативная, регулятивная деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсное обеспечение учебного занятия: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материально-техническое и дидактическое обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронные информационные и образовательные ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кабинет «Русский язык и литература»
Материально-техническое обеспечение: Проектор, ноутбук, колонки.
Дидактическое обеспечение:
· Поурочные рабочие листы, · Тексты поэмы, · Презентация к уроку, · Видеофрагмент. |
1. А. С. Пушкин « Медный всадник». 2.Сухих И.Н. Русский язык и литература 10-11 классы в 2 частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации – М.: «Академия», 2017. 3.Ю.В. Лебедев Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Просвещение» 2017 г.
|
1. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — Просвещение, 2017. 2. Литература: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2016. |
1. Иллюстрации А. Бенуа к поэме «Медный всадник»: [Электронный ресурс]// URL: literatura5.narod.ru/medny_vsadnik.html (дата обращения: 19.11.2017) 2.История создания поэмы «Медный всадник»: [Электронный ресурс]// URL: lit-helper.com/p_Istoriya_sozdaniya_i_analiz_poemi_Mednii_vsadnik.html (дата обращения 15.11.2017) 3.Медный всадник: [Электронный ресурс]// URL: https://www.youtube.com/watch?v=afqc7Vu6hHI (дата обращения: 19.11.2017) 4.Пушкин А.С: [Электронный ресурс] // URL: ilibrary.ru/text/451/index.html (дата обращения: 15.11.2017)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Дидактическая структура (технология проведения) учебного занятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы и временные рамки учебного занятия (согласно выбранной технологии) |
Цель этапа (ожидаемый результат, формируемые компетенции) |
Показатели достижения ожидаемого результата |
Деятельность обучающихся (методы учения) |
Формы организации деятельности обучающегося |
Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала, формы контроля; задания для обучающихся (в виде приложений) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап
2 мин. |
ОК2, ОК6 Проверить готовность учащихся к уроку |
Учащиеся организованы. Внимание и тишина в классе. |
Занимают рабочие места, приветствуют педагога, подписывают поурочные листы |
фронтальная
|
Предлагает занять свои места. Приветствует учащихся, выявляет отсутствующих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Актуализация. Беседа, работа с карточками «Верю – не верю»
8 мин |
ОК2, ОК4,ОК5 Систематизировать имеющиеся знания у обучающихся |
Даны ответы на вопросы учителя. |
Отвечают на вопросы относительно биографии А.С. Пушкина. Поднимают карточки, аргументируют свою позицию, исправляют неверные утверждения.
|
фронтальная
|
Объяснение задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно - целевой этап - стадия ВЫЗОВА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) Мотивация
5 мин. |
ОК4 Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
|
Осмыслена тема занятия, Учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока
|
Обучающиеся отвечают на вопросы |
индивидуальная, фронтальная
|
Обсуждение письменных ответов на вопрос обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно - деятельностный этап - стадия Осмысление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в) Изложение нового материала - 15 мин |
ОК 2, ОК 4,ОК5,ОК6 Организовать осмысленное восприятие нового материала |
Знакомство с историей создания поэмы, погружение в историко-литературный контекст. |
Запись терминов в тетради. Работа с текстами в рабочей тетради |
индивидуальная, фронтальная |
Задает вопросы, направляет деятельность учащихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г) Прочтение текста в поурочном листеи ответы на вопросы 10 мин. |
ОК2, ОК3, ОК4 Познакомьтесь с историей создания поэмы «Медный всадник» |
Дан анализ истории создания поэмы. ( выполнено задание №2 из поурочного листа) |
После чтения устно отвечают на вопросы, предложенные после текста. . |
индивидуальная, фронтальная |
Задает вопросы, направляет деятельность учащихся. Проверяет заполнение рабочего листа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) Составление кластера 8 мин. |
ОК2,ОК3,ОК6 Показать учащимся, каким средством выразительности представлено вступление |
Составлен кластер с использованием ключевых слов |
Располагают на магнитной доске цитаты из текста, комментируя свой выбор
|
индивидуальная |
Даёт пояснения. Организует работу по выполнению упражнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е) Беседа об отношении А. Пушкина к Петру I 4 мин. |
ОК6, ОК7 Понять что восхищает Пушкина в Петре I.
|
Даны ответы на вопросы учителя, выполнены задания |
Участвуют в беседе, работают с фрагментами текста, выписывают цитаты, зачитывают их вслух.
|
фронтальная |
Создаёт эмоциональный настрой. Организует коллективную работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д) Просмотр презентации. Самостоятельное заполнение таблицы 10 мин |
ОК3, ОК4 Познакомить с главными героями. Дать характеристику. |
Сравнение главных героев( задание №6) |
Смотрят презентацию, дают ответы, объясняют свою позицию, ассоциации. Заполняют таблицу, сравнивают героев |
Работа в парах |
Задаёт вопросы, помогает понять: Каким представлен Евгений и Петр1(Медный всадник): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е) Беседа с учителем. Ответы на вопросы. Работа с фрагментом текста.
10 мин. |
ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК8 Обучающиеся должны объяснить, что сложно принять чью-то одну сторону. Каждый из героев по-своему прав.
|
Осмыслены знания, полученные на уроке
|
Отвечают на вопросы. Работают с фрагментами текста, выписывают цитаты, зачитывают их вслух.
|
Индивидуальная, фронтальная
|
Задает вопросы, направляет деятельность учащихся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Групповая работа
10 мин |
ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, Обучающиеся должны найти доказательства чем был связан бунт |
Выполнено задание №7 |
Обучающиеся работают в группах. Готовят защитное слово для доказательства своей позиции. В ходе дискуссии обучающиеся должны прийти к выводу, что все причины повлияли на поступки Евгения.
|
Индивидуальная фронтальная |
Создаёт эмоциональный настрой. Организует групповую работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитический этап - стадия Рефлексии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возвращение к этапу целеполагания. Беседа, ответы на вопросы.
6 мин. |
ОК2, ОК3, ОК4, ОК8 Выяснить, что нового появилось в художественном мире А.Пушкина с появлением в его творчестве поэмы. |
Выполнены задания из поурочного листа №8-12 |
Отвечают на проблемный вопрос урока, проверяют, достигнута ли личная цель, поставленная в начале урока. |
индивидуальная фронтальная |
Произносит заключительное слово. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
2 мин. |
ОК 2,ОК3, ОК8 Предоставить возможность учащемуся при выполнении домашнего задания проверить степень усвоения нового материала. |
Заполнена итоговая карта урока. |
Задают уточняющие вопросы. |
фронтальная |
Знакомит с домашним заданием, объясняет его выполнение. Благодарит за работу на уроке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение
1
Ф.И___________________________________________________ группа_______________________
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Задание 1. Согласитесь или опровергните следующие утверждения, касающиеся биографии А.С. Пушкина
* День рождения поэта отмечается в России 6 июня____________________________
* А.С. Пушкин получил образование в МГУ____________________________________
* Имя няни поэта - Марина Родионовна______________________________________
* А.С. Пушкин - автор романа в стихах «Евгений Онегин»__________________________
* Имя супруги Пушкина – Наталья Гончарова____________________________________
* Император Николай I был личным цензором поэта_______________________________
* Поэт умер 10 февраля 1837 г. после трагической дуэли___________________________
Задание 2. Познакомьтесь с историей создания поэмы «Медный всадник» и ответьте на предложенные вопросы.
Медный всадник» был написан в октябре 1833 г. в Болдине. Пушкин намеревался издать за большие деньги в журнале «Библиотека для чтения» сразу три своих произведения («Медный всадник», «Анджело», «Пиковая дама») и поэтому в декабре 1833 года передал «Медного всадника» на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру, велел убрать все сравнения Петербурга с Москвой), но без резолюции, поэма была не запрещена, но и не разрешена. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна. Поэт по-прежнему считал памятник Петру и самого Петра символом Петербурга и вообще современной России, поэтому его поэма о «медном всаднике» была, конечно, поэмой о судьбе России. Не желая править «Медного всадника» , Пушкин в 1834 году опубликовал Вступление в «Медному всаднику» . Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело гимном «военной столице» . Зато начались слухи о некой неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге. В августе 1836 года Пушкин решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что он считал необходимым завить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти Пушкина в 1837 г. в журнале «Современник». Белинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.
Вопросы к тексту:
1.В каком году была написана поэма?____________________________________________________
2.Кто был цензором поэмы? Что необходимо было заменить в тексте? _____________________________________________________________________________________
3.В каком городе совершаются все события поэмы?________________________________________
4.Когда опубликована поэма (вступление, основная часть). Чем была вызвана задержка в публикации?__________________________________________________________________________
5.Символом чего/кого, по мнению А. С. Пушкина, являлся Петр I?_____________________________
6.Какую трактовку в понимании поэмы предложил В.Г. Белинский? _____________________________________________________________________________________
Задание 3. Чем стихия (наводнения) похожа на русский бунт «бессмысленный и беспощадный»? Можно ли согласиться с этой мыслью? Выпишите из текста олицетворения и метафоры, подтверждающие эту мысль?
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя <…>
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот
грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным<…>
Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... <…>
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Укажите
две сюжетные линии поэмы
![]() |
|||
![]() |
Задание
5. Рассмотрите иллюстрацию к поэме русского художника А.Бенуа и ответьте на
вопросы
иллюстрация?
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
______________________________________
Задание 6. Составьте сравнительную характеристику персонажей
|
1.Петр 1 2.Медный всадник (скульптура) |
Евгений |
Социальное положение
|
1.
2. |
|
Цели в жизни /характерис-тика/описа-ние (внешность)
|
1.
2.
|
|
Петр I
На
берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
И
думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Красуйся,
град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Евгений
В
то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Итак,
домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Евгений
тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться?
Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят...
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят...»
Сидел
недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя.
Его
отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта... Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И
он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
Медный всадник (скульптура)
И,
обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
И
прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Кто
неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Омощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Кругом
подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державцаполумира.
Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось.
Задание 7. Ответьте на вопросы, используя текст поэмы
Как наводнение изменило жизнь Евгения, что произошло? _____________________________________________________________________________________
Кого, на ваш взгляд, Евгений будет считать виновником своей трагедии? _____________________________________________________________________________________
Евгений, окруженный бунтующей водной стихией, тоже решается идти на бунт. Каковы причины?
В представленных отрывках найдите доказательства того, что бунт был вызван:
1 группа – психическим расстройством Евгения;
2 группа – отчаяньем Евгения;
3 группа – пониманием социальной несправедливости (противопоставление народа и власти).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Евгенийстремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом...
Что ж это?..
Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит... идет... еще глядит.
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою —
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла;
Но долго жители не спали
И меж собою толковали
О дне минувшем.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
Но бедный, бедный мой Евгений ...
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый...
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державцаполумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» …
Задание 8. Евгений назван безумцем, потому что он потерял разум от несчастия или потому что восстал против власти, государства?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Есть ли в поэме еще персонажи, которые отважились на бунт? Как вы считаете почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Чем завершается история Евгения? Символичен ли такой финал?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Как можно сформулировать филосовский вопрос, который рассматривает Пушкин в своем произведении, показывая столкновение народа и власти?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Актуальна ли проблематика поэмы в настоящее время? Приведите примеры из жизни? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Домашнее задание
* Письменно ответьте на вопрос «Над чем заставила меня задуматься поэма «Медный всадник»?» (обязательно)
* Создайте кроссворд / 10 тестовых заданий по содержанию поэмы (выбор)
* Создайте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду поэмы (дополнительно)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.