технологическая карта по литературе 3 класс "Серая Шейка" Д.Н.Мамин-Сибиряк

  • docx
  • 14.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта по литературе 3 класс Серая Шейка.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет:  Литературное чтение

Класс: 3

УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Тема урока: «Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»»

Цели урока: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности .Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные- учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Использование разных видов чтения. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные– анализ художественного текста, выделение главной мысли.

Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке.

Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование

Презентация PowerPoint,учебник, карточки

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Оргмомент

Подготовка к восприятию

 

1.    Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности.

 - Эпиграфом к нашему  уроку сегодня послужит следующая строка (запись на доске).

Каждой птице и каждому зверю нужна людская … (доброта).

- Но вы видите, что строка не закончена, и я очень рассчитываю на вашу помощь и  надеюсь, к концу урока мы найдем нужное слово, чтобы закончить предложение.

-        Девиз нашего урока:

        Думать – коллективно.

       Читать – оперативно.

       Отвечать - доказательно.

  Работать – старательно.

 

 

Определяют собственную готовность к уроку.

Осознают значимость данного урока.

Анализируют увиденное, услышанное.

 

Личностные умения:

проявлять желание читать
произведения о животных и птицах.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения.

 

 

Познавательные умения:

определять зависимость

состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

определять тип текста и обосновывать своё мнение;

определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

проводить исследование художественного и познавательного текстов.

 

 

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
учебного задания.

 

 

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

 

 

Предметные умения:

описывать героя произведения;

составлять;

оформлять    результаты   исследования художественного ипознавательного текстов в таблице.

Инсценировать рассказ

 

 

 

 

2.Проверка домашнего задания

Мотивация к учению

2. Работа с изучаемым разделом.

- Какой раздел мы изучаем?

-С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились? Какого они жанра?

- Кто их авторы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Актуализация знаний

Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Целеполагание

Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения

– Какое слово зашифровано в таблице?

-  Прочитайте ключ к шифру.(В2,А1,Б2,В3,В1,А3)

 

1

2

3

А

к

ш

а

Б

п

а

д

В

к

с

з

 - Как называются сказки, которые сочинил народ?

-А, которые сочинили поэты и писатели?

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

- Раз это не первый урок, какие будут задачи урока?

   

 Сформулируем задачи урока.

·        Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка;

·        Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»;

·        Научимся давать характеристику героям сказки;

·        Научимся выделять основную мысль;

·        Научимся составлять картинный план к произведению;

 

Учащиеся вспоминают жанры литературы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят перед собой учебную задачу. Определяют действия её решения.

5. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтение биографии автора (самостоятельно), называют интересные сведения.

-В цикл «Аленушкины сказки» входит и сказка Серая Шейка.

- Какие признаки жанра сказки  в ней можно выделить?

-Докажите, что это сказка?

(троекратный повтор, животные разговаривают, добро побеждает зло.)

 

 

 

Фронтальный опрос  учащихся.

6.Работа по теме урока. Анализ произведения.

- Назовите главных героев сказки.

-Дадим характеристику героям. Поработаем в  группах.

Я раздам каждой группе конверт, в котором  картинка с  героем и слова-подсказки. Ваша задача выбрать только те слова, которые подойдут вашему герою.

1 группа: ищет описание осенней и зимней природы.

2 и 3 группа: даёт характеристику героя ( Серая Шейка)

4 группа: даёт характеристику героя (Заяц)

5 группа: даёт характеристику героя (Лиса)

6 группа: даёт характеристику героя (Старик)

 

 

 

Физминутка

Физкультминутка

                                        

Выполняют упражнения

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Группа, которая  работала над характеристикой Серой Шейки.

-Прочитайте, какие слова вы выбрали, а остальные группы проверяют правильность. (Сигнальные карточки)

-А теперь 1 группа, прочитает описание осенней природы. с.120

 (дети читают).

- Для чего автор вводит описание осенней природы?

 

- Посмотрите, как автор  описывает состояние природы и  тем самым показывает внутреннее состояние  Серой Шейки в этот момент. Ей в этот момент страшно, одиноко, жутко. Она беззащитная, испуганная.

-А теперь 1 группа прочитает описание зимней природы.с.122,с.123.

- Посмотрите, как изменилась природа?

- Что происходит с Серой Шейкой?

-Почему она была в отчаянии?

(замерзнет полынья, её схватит лиса)

- Она не замечает красоты наступившей зимы.

-К чему готовит нас описание зимней природы?

-Описание зимней природы готовит нас к тому, что  Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

 

-Итак,  еще раз мы с вами убеждаемся, что через описание природы автор показывает переживание главной героини.

 

-А каким вы себе представляете зайца?

 Слушаем 4 группу. (Сигнальные карточки)

- Он положительный или отрицательный герой?

- А кто ещё положительный герой  в сказке?

 

Слушаем 6 группу. (Сигнальные карточки)

 

-Старик, какой он?

 

-А какой герой отрицательный?

 

Слушаем 5 группу. (Сигнальные карточки)

 

- Какая лиса?

 

-На чьей стороне автор? И почему? (потому что он любит природу, даже в своей сказке проявляет милосердие)

- Кто из героев помогает выжить Серой Шейке?

- А если бы их не было, как бы сложилась судьба Серой Шейки?

 -Назовите главную мысль произведения?

Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.

- Чему учит сказка?

 

-Учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим. Учит не терять надежды и верить в лучшее. Учит дружбе и доброте.

- Вернемся к нашему высказыванию. Как вы думаете, какое слово надо добавить? (Доброта)

Домашним заданием будет пересказать сказку, а что мы обычно делаем, чтобы подготовиться к пересказу?

Составить план?

Какие  планы мы умеем составлять?

( назывной, картинный)

-Сегодня составим картинный план по частям.

 -Расставьте картинки по последовательности событий в тексте.

-Посмотрите, какой необычный план у нас получился в виде фильма. Сейчас мы его озвучим.

-Чтение по ролям.(Разговор Серой Шейки с зайцем с.122),(СШ и Лиса с.123, с.124),(СШ и старика с.126).

План

1)Отлет птиц

2) Встреча с зайцем

3)Опасности зимовья

4)Серая Шейка спасена

Дают характеристику героям,

выборочное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют главную мысль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют картинный план

7.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Подведём итог нашего урока. Вернёмся к задачам.

 

·        Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка;

·        Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»;

·        Научимся давать характеристику героям сказки;

·        Научимся выделять основную мысль;

·        Научимся составлять картинный план к произведению;

-Все задачи  урока мы выполнили.

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

- Если вы были активными, выберите зелёное перо, если были внимательными -  розовое, если были артистичными – оранжевое.

- Пожалуйста,  покажите свой выбор.

- Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.

- Спасибо за урок.

 

8.Домашнее задание

 подготовить пересказ, пройти тест или отгадать кроссворд на рабочем листе, а так же посмотреть мультфильм по Q- коду.