ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 3
УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
Тема урока: «Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»»
Цели урока: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности .Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные- учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Использование разных видов чтения. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные– анализ художественного текста, выделение главной мысли.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке.
Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование
Презентация PowerPoint,учебник, карточки
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
1.Оргмомент Подготовка к восприятию
|
1. Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности. - Эпиграфом к нашему уроку сегодня послужит следующая строка (запись на доске). Каждой птице и каждому зверю нужна людская … (доброта). - Но вы видите, что строка не закончена, и я очень рассчитываю на вашу помощь и надеюсь, к концу урока мы найдем нужное слово, чтобы закончить предложение. - Девиз нашего урока: Думать – коллективно. Читать – оперативно. Отвечать - доказательно. Работать – старательно.
|
Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока. Анализируют увиденное, услышанное.
|
Личностные умения: проявлять
желание читать Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения.
Познавательные умения: определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение. определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять
взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.
Предметные умения: описывать героя произведения; составлять; оформлять результаты исследования художественного ипознавательного текстов в таблице. Инсценировать рассказ
|
|||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания Мотивация к учению |
2. Работа с изучаемым разделом. - Какой раздел мы изучаем? -С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились? Какого они жанра? - Кто их авторы?
|
|
||||||||||||||||
3.Актуализация знаний Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором
4.Целеполагание Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения |
– Какое слово зашифровано в таблице? - Прочитайте ключ к шифру.(В2,А1,Б2,В3,В1,А3)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? -А, которые сочинили поэты и писатели? - С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка») - Раз это не первый урок, какие будут задачи урока?
Сформулируем задачи урока. · Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; · Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»; · Научимся давать характеристику героям сказки; · Научимся выделять основную мысль; · Научимся составлять картинный план к произведению;
|
Учащиеся вспоминают жанры литературы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая.
Ставят перед собой учебную задачу. Определяют действия её решения. |
||||||||||||||||
5. Проверка домашнего задания
|
-Чтение биографии автора (самостоятельно), называют интересные сведения. -В цикл «Аленушкины сказки» входит и сказка Серая Шейка. - Какие признаки жанра сказки в ней можно выделить? -Докажите, что это сказка? (троекратный повтор, животные разговаривают, добро побеждает зло.)
|
Фронтальный опрос учащихся. |
||||||||||||||||
6.Работа по теме урока. Анализ произведения. |
- Назовите главных героев сказки. -Дадим характеристику героям. Поработаем в группах. Я раздам каждой группе конверт, в котором картинка с героем и слова-подсказки. Ваша задача выбрать только те слова, которые подойдут вашему герою. 1 группа: ищет описание осенней и зимней природы. 2 и 3 группа: даёт характеристику героя ( Серая Шейка) 4 группа: даёт характеристику героя (Заяц) 5 группа: даёт характеристику героя (Лиса) 6 группа: даёт характеристику героя (Старик)
|
|
||||||||||||||||
Физминутка |
Физкультминутка
|
Выполняют упражнения |
||||||||||||||||
Работа в группах
|
- Группа, которая работала над характеристикой Серой Шейки. -Прочитайте, какие слова вы выбрали, а остальные группы проверяют правильность. (Сигнальные карточки) -А теперь 1 группа, прочитает описание осенней природы. с.120 (дети читают). - Для чего автор вводит описание осенней природы?
- Посмотрите, как автор описывает состояние природы и тем самым показывает внутреннее состояние Серой Шейки в этот момент. Ей в этот момент страшно, одиноко, жутко. Она беззащитная, испуганная. -А теперь 1 группа прочитает описание зимней природы.с.122,с.123. - Посмотрите, как изменилась природа? - Что происходит с Серой Шейкой? -Почему она была в отчаянии? (замерзнет полынья, её схватит лиса) - Она не замечает красоты наступившей зимы. -К чему готовит нас описание зимней природы? -Описание зимней природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.
-Итак, еще раз мы с вами убеждаемся, что через описание природы автор показывает переживание главной героини.
-А каким вы себе представляете зайца? Слушаем 4 группу. (Сигнальные карточки) - Он положительный или отрицательный герой? - А кто ещё положительный герой в сказке?
Слушаем 6 группу. (Сигнальные карточки)
-Старик, какой он?
-А какой герой отрицательный?
Слушаем 5 группу. (Сигнальные карточки)
- Какая лиса?
-На чьей стороне автор? И почему? (потому что он любит природу, даже в своей сказке проявляет милосердие) - Кто из героев помогает выжить Серой Шейке? - А если бы их не было, как бы сложилась судьба Серой Шейки? -Назовите главную мысль произведения? Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону. - Чему учит сказка?
-Учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим. Учит не терять надежды и верить в лучшее. Учит дружбе и доброте. - Вернемся к нашему высказыванию. Как вы думаете, какое слово надо добавить? (Доброта) Домашним заданием будет пересказать сказку, а что мы обычно делаем, чтобы подготовиться к пересказу? Составить план? Какие планы мы умеем составлять? ( назывной, картинный) -Сегодня составим картинный план по частям. -Расставьте картинки по последовательности событий в тексте. -Посмотрите, какой необычный план у нас получился в виде фильма. Сейчас мы его озвучим. -Чтение по ролям.(Разговор Серой Шейки с зайцем с.122),(СШ и Лиса с.123, с.124),(СШ и старика с.126). План 1)Отлет птиц 2) Встреча с зайцем 3)Опасности зимовья 4)Серая Шейка спасена |
Дают характеристику героям, выборочное чтение
Выделяют главную мысль
Составляют картинный план |
||||||||||||||||
7.Подведение итогов урока. Рефлексия |
Подведём итог нашего урока. Вернёмся к задачам.
· Продолжить знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка; · Продолжим анализировать произведение « Серая Шейка»; · Научимся давать характеристику героям сказки; · Научимся выделять основную мысль; · Научимся составлять картинный план к произведению; -Все задачи урока мы выполнили. - А сейчас оцените свою работу на уроке. - Если вы были активными, выберите зелёное перо, если были внимательными - розовое, если были артистичными – оранжевое. - Пожалуйста, покажите свой выбор. - Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. - Спасибо за урок. |
|
||||||||||||||||
8.Домашнее задание |
подготовить пересказ, пройти тест или отгадать кроссворд на рабочем листе, а так же посмотреть мультфильм по Q- коду. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.