Технологическая карта по окружающему миру в 4 классе на тему: "Опыты с природными объектами, простейшие измерения".

  • doc
  • 17.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОКР МИР.doc

Технологическая карта урока окружающий мир

Учитель: Якимова Вера Григорьевна

 Должность: учитель начальных классов

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа

Тема: «Жаркие пустыни»

УМК «Гармония»

Количество часов по теме: 1

Место урока в данной теме: 1

Формы работы: групповая, индивидуальная

Тип урока: Изучение нового материала

Технологии: ИКТ, КСО, проблемная

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи урока: познакомить с зоной пустынь, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности                                                          растительного и животного мира зоны.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

1)          овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)         освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)    использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6)         активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9)  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)                      определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11)                      готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

13)                      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

14)                      умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.

 Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юга – запад России раскроет тайны нам ,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

 Почему так природную зону зовут.

2. Повторение пройденного материала

- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним,  в какой природной зоне мы побывали на прошлом уроке.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

- Расскажите о степи, где находится с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. (К югу от лесной зоны.  Она тянется вдоль южной границы почти по всей России с запада на восток до восточной Сибири. Степями занято достаточно большое пространства

Сейчас проверим ваши знания о зоне степей. Напишем графический диктант.

 Графический диктант.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».

1) Зона степей находится на севере России.

2) Летом дуют ветры-суховеи.

     3) Растения  степей - это: мак, тюльпан, канареечник

     4. Степные птицы: ястребы, кедровки, сойки

      5) Черноземные почвы глубиной более метра.

6) В степи растут сосны, ели, пихта.

7) На карте природных зон зона степей закрашена розовым цветом:

8) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.

      9) Основным занятием населения степей является:  рыболовство;

10) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.

11) Дрофа занесена в Красную книгу.

12) Население степей занимается растениеводством и животноводством.

       13) В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

На доске вы видите ответы к тесту, обменяйтесь работами, проверьте  и оцените  друг друга. Оценку поставьте справа.

3. Работа над новой темой.

– Отгадайте  загадку:

           Солнечный, жаркий

           Желтый поток –

           Льется здесь жгучий песок.

           В воздухе желтом и

           Плотном, как мед,

           Желтая птица

           Неслышно плывет.

– О какой природной зоне рассказывается? (О пустыне.)

- Какая тема нашего урока?

- Какая   цель  урока? (сформировать  представление о природной зоне пустынь)

- Какие задачи мы поставим себе на урок? ( план изучения природной зоны)

– Сегодня  мы отправляемся  в зону пустынь.

1. Климатические условия зоны пустынь.

– Покажите на карте зону пустынь. Где находится эта природная зона?

Южнее зоны степей становится еще теплее и суше. Постепенно степь сменяется полупустыней, которая переходит в пустыню.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

– Рассмотрите иллюстрации «Пустыни» на с. 143 учебника. Как выглядит поверхность пустыни?

– Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы.

- Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 7  минут.

Географы расскажут нам о климате зоны пустыни. Стр. 143-144

Ботаники  помогут разобраться с особенностями растений. Стр.144- 145

Зоологи  познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях. Стр. 146- 147

Экологи  погрузят нас в  проблемы, которые существуют  в зоне пустынь. Чем занимаются жители пустынь. Стр.148 – 149.

Продолжаем изучать природные зоны  в группах.

Слово предоставляется группе географов.

Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.

Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами.

              Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.

Слово предоставляется группе ботаников. Растительный мир. Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.

Подводим итог. Растения имеют длинные корни , чтобы добывать из глубины воду. Листья у растений пустыни в основном в виде колючек, чтобы испарять как можно меньше влаги.

- Какова же особенность животного мира зоны пустынь?

Животный мир.  Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Подводим итог.

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

– Составьте цепи питания в зоне пустынь.

Растения  суслики  змеи.

Растения  саранча  жаворонок.

- Чем занимаются жители пустынь?

Деятельность: добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

Экологические проблемы: неумеренное орошение (неумеренное орошение приводит к накоплению соли в почвах), выпас скота, браконьерство.

Всем группам спасибо за работу. Подведём итог нашего урока.

Итог урока

– Почему в пустыне очень жарко? (Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко).

– Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Низкорослые растения, длинный корень, листья – колючки.)

– Как приспособились к жизни в пустыне животные? (Некрупные животные, защитная окраска, быстро передвигаются, ночной образ жизни.)

– Назовите экологические проблемы пустынь. (Орошение, браконьерство, неумеренный выпас скота.)

Выставление оценок за урок ( оценочный лист)

Домашнее задание: учебник с. 143 – 149. , подготовить сообщение на выбор о животных или о растениях пустыни.