Технологическая карта урока
ФИО: Маслова Н.В.
Предмет: русский язык
Класс: 4 Г
Дата: 08.02.2021
Тема урока |
Морфологический разбор существительного. |
||
Цели урока |
закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного |
||
Задачи урока |
Образовательная: формировать умение определять признаки имён существительных, повторить признаки имени существительного, проводить морфологический разбор имени существительного; Развивающая: развивать логическое мышление (рассуждать, анализировать, классифицировать, делать выводы, систематизировать свои знания), формировать УУД Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию к процессу обучения, повышать уровень познавательного интереса к предмету, уважения и ценностного отношения к нему. |
||
УУД |
Личностные УУД умениеуправлять своей познавательной деятельностью; формирование способностей к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;самоконтроль и самооценка. Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений. Регулятивные УУД поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; планирование необходимых действий; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
||
Планируемые результаты |
Предметные: - учебно-языковые умения: - определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного - речевые умения: строить диалог, аргументируя свою точку зрения |
||
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная,парная ,групповая |
||
Технологии, методы |
технология развивающего обучения, поисковые методы: метод информационного поиска, метод проблемного диалога, метод построения алгоритма |
||
Основные понятия, термины |
Морфология, морфологический разбор имени существительного, алгоритм морфологического разбора, морфологические признаки имени существительного постоянные и непостоянные |
||
Ресурсы |
рабочие тетради, печатные таблички с темой урока, морфологическими признаками, листы формата А4 для групповой работы, разборные алгоритмы для групповой работы, карточки для парной и самостоятельной работы. |
||
|
|||
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Этап мотивации |
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
|
Этап актуализации и пробного учебного действия.Целеполагание |
-Откройте тетради, запишите число. 8 февраля. Классная работа.
Словарная работа
Земля, вода, пшеница, класс – Всё сущее, что окружает нас, Мы называем. Имя им даём: Берёза, солнце, речка, дом …
О какой части речи идет речь? (Имя существительное.) Что такое имя существительное?
Тренировочный словарный диктант: металл, одиннадцать, расстояние, футбол, орех, лестница, отражение, горизонт, инженер, яблоня. Взаимопроверка Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте. – Какое слово у вас получилось? (Морфология.) – Образуйте и запишите однокоренные слова. (Морфологический.) Это будет ключевое слово урока. Дополните список ключевых слов (разбор, имя существительное) и сформулируйте тему урока. – Определите его цель. (Обобщить всё, что узнали по теме «Имя существительное», чему научились. Будем учиться правильно проводить морфологический разбор имени существительного)
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Этап выявления места и причины затруднения |
На какие две большие группы можно разделить все признаки имён существительных? - Назовите постоянные признаки имён существительных. Приведите примеры.
Волга – собственное, река- нарицательное; Лиса - одушевлённое, стол – неодушевлённое; Дедушка – м.р., берёза – ж.р., небо – с.р. Парк – 2 скл., роза – 1 скл., мышь – 3 скл.
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. Приведите примеры У дороги – Р.п., над землёй – Т.п. Зима – ед. число, небеса – мн.ч.
|
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Коммуникативные: принимать чужое мнение и высказывать своё, владеть диалогической формой коммуникации; Регулятивные: понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей; Познавательные: выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений |
Этап построения проекта выхода из затруднения |
- Давайте составим порядок морфологического разбора имени существительного 1.Напиши слово. 2.Назови часть речи. 3.Запиши слово в начальной форме. 4.Перечисли постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевлённое – неодушевлённое, род, склонение. 5.Перечисли непостоянные признаки: падеж, число. 6.Укажи, каким членом предложения является.
|
Знакомят с результатами группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Личностные: формирование способностей конструктивному общению, к совместной деятельности со сверстниками;. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Физкультминутка |
III. Физкультминутка Ребята, дружно встаньте, сейчас я проведу с вами небольшуюфизминутку. Я буду называть вам слова, а вы должны определить какого они рода. Если слова женского рода - вы хлопаете в ладоши три раза; Если слова среднего рода – вы прыгаете один раз; Если слова мужского рода – вы ставите руки на пояс. Итак, приступим. Слова: книга, дерево, камень, лягушка, человек, земля, парашют,вода, огонь, яблоко, слива, хлеб, облако, телефон, весло, ремень, пугало, жара.
|
Дети встают, выполняют действия физкультминутки.
|
|
Этап реализации построенного проекта |
Морфологический разбор имени существительного по алгоритму.
Белый снег пушистый в воздухе кружится. -Сделайте синтаксический разбор предложения.(предложение простое, распостраненное,повествовательное. невосклицательное) -Спишите это предложение. - Подпишите все части речи в этом предложении. -Сколько в предложении существительных? _Какими членами предложения могут быть имена существительные? (главными и второстепенными) Выполните морфологический разбор слова (в воздухе) по алгоритму.
составим порядок морфологического разбора имени существительного 1.Напиши слово. 2.Назови часть речи. 3.Запиши слово в начальной форме. 4.Перечисли постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевлённое – неодушевлённое, род, склонение. 5.Перечисли непостоянные признаки: падеж, число. 6.Укажи, каким членом предложения является.
|
Выполняют задания по образцу. Знакомят с результатами пары, слушают и обсуждают ответы товарищей
|
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
Физкультминутка |
ФМ для снятия утомления глаз.
|
Выполнение упражнений |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой |
1. Самостоятельная работа (дифференцированная) по карточкам Выберите из предложений имя существительное по признакам и запишите его в тетрадь.( по вариантам)
Над лугом порхают пестрые бабочки. Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу. В небе я увидел стаю птиц. В лесу появилось много грибов. Вчера мама вернулась из Франции. На клумбе распустились разноцветные астры.
1 вариант 1) неодуш., нариц., м.р., 2 скл., Т.п., ед.ч.(над лугом) 2) неодуш., собст., ж.р., 1 скл., Р.п., ед.ч. (из Франции) 3) неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч. ( на клумбе)
2 вариант 1).одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед.ч. (мама) 2) неодуш., нариц., м.р. , 2 скл., П.п., ед.ч. (в лесу) 3) одуш., нариц., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч. (птицу)
2. Работа по учебнику. - Давайте с вами выполним упражнение №63 в учебнике. Читаем задание. Посмотрите на образец и объясните, что нужноделать?.
|
Индивидуальная работа
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Итог и рефлексия
|
- Удалось ли вам научиться выполнять морфологический разбор имени существительного с помощью алгоритма? -Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на уроке.
А как вы себя оцениваете? Если вы можете сказать «Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше»,- поднимите зеленый карандаш. «У меня не все получилось, но я постараюсь»,- желтый. «Мне ничего не понятно», – красный. |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу |
Личностные: самоконтроль и самооценка Регулятивные: оценивают свою работу |
Домашнее задание |
Из учебника по литературному чтению выписать три существительных и выполнить морфологический разбор. |
Индивидуальное домашнее задание. |
|
(Дополнительный материал)
Работа по карточкам
Найди и исправь ошибки
Звучит приятная музыка.
1. Музыка – имя существительное.
2. Н.ф. – музыка
3. Собственное, неодушевлённое, с.р., 1 склонение.
4. И.п., мн.ч.
5. Звучит (что?) музыка - обстоятельство.
На клумбе распустились разноцветные астры.
1. Астры – имя прилагательное.
2. Н.ф. – астра.
3. Нарицательное, одушевлённое, 2 склонение.
4. И.п., ед.ч.
5. Распустились (что?) астры - сказуемое.
На клумбе распустились разноцветные астры.
1. На клумбе – имя существительное.
2. Н.ф. – клумба.
3. Собственное, неодушевленное, м.р., 2 склонение.
4. И.п., ед.ч.
5. Распустились (где?) на клумбе - обстоятельство
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.