Технологическая карта по русскому языку " Морфологический разбор имён существительных
Оценка 4.6

Технологическая карта по русскому языку " Морфологический разбор имён существительных

Оценка 4.6
docx
09.02.2021
Технологическая карта по русскому языку " Морфологический разбор имён существительных
УРОК РУС. ЯЗ.docx

Технологическая карта урока

ФИО: Маслова Н.В.

Предмет: русский язык

Класс: 4 Г

Дата: 08.02.2021

 

Тема урока

Морфологический разбор существительного.

Цели урока

закрепление и обобщение  знаний об имени существительном как о части речи; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного

Задачи урока

Образовательная: формировать умение определять признаки имён существительных,  повторить признаки имени существительного,   проводить морфологический разбор имени существительного;

Развивающая: развивать логическое мышление (рассуждать, анализировать, классифицировать, делать выводы, систематизировать свои знания), формировать УУД

Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию к процессу обучения, повышать уровень познавательного интереса к предмету, уважения и ценностного отношения к нему.

УУД

Личностные УУД

умениеуправлять своей познавательной деятельностью; формирование способностей к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений.

Регулятивные УУД поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; планирование необходимых действий; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Планируемые результаты

Предметные:

- учебно-языковые умения: - определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного

- речевые умения: строить диалог, аргументируя свою точку зрения

Формы работы

фронтальная, индивидуальная,парная ,групповая

Технологии, методы

технология развивающего обучения, поисковые методы: метод информационного поиска, метод проблемного диалога, метод построения алгоритма

Основные понятия, термины

Морфология, морфологический разбор имени существительного, алгоритм морфологического разбора, морфологические признаки имени существительного постоянные и непостоянные

Ресурсы

 рабочие тетради, печатные таблички с темой урока, морфологическими признаками, листы формата А4 для групповой работы, разборные алгоритмы для групповой работы, карточки для парной  и самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Этап мотивации

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

 

Этап актуализации и пробного учебного действия.Целеполагание

-Откройте тетради, запишите число.

8 февраля.

Классная работа.

 

 

Словарная работа

 

Земля, вода, пшеница, класс –

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даём:

Берёза, солнце, речка, дом …

 

 

О какой части речи идет речь?

(Имя существительное.)

Что такое имя существительное?

 

 

Тренировочный словарный диктант: металл, одиннадцать, расстояние, футбол, орех, лестница, отражение, горизонт, инженер, яблоня.

Взаимопроверка

Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте.

– Какое слово у вас получилось? (Морфология.)

– Образуйте и запишите однокоренные слова. (Морфологический.) Это будет ключевое слово урока.

Дополните список ключевых слов (разбор, имя существительное) и сформулируйте тему урока.

– Определите его цель. (Обобщить всё, что узнали  по теме «Имя существительное», чему научились. Будем учиться правильно проводить морфологический разбор имени существительного)

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап выявления места и причины затруднения

На какие две большие группы можно разделить все признаки имён существительных?        

- Назовите постоянные признаки имён существительных. Приведите примеры.

 

Волга – собственное, река- нарицательное;

Лиса - одушевлённое, стол – неодушевлённое;

Дедушка – м.р., берёза – ж.р., небо – с.р.

Парк – 2 скл., роза – 1 скл., мышь – 3 скл.

 

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. Приведите примеры

У дороги – Р.п.,  над землёй – Т.п.

Зима – ед. число, небеса – мн.ч.

 

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Коммуникативные:

принимать чужое мнение и высказывать своё,

владеть диалогической формой коммуникации;

Регулятивные:

понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте, устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге явлений;

– осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей;

Познавательные:

 выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений

Этап построения проекта выхода из затруднения

- Давайте составим порядок морфологического разбора имени существительного

1.Напиши слово.           

2.Назови часть речи.

3.Запиши слово в начальной форме.

4.Перечисли постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевлённое – неодушевлённое, род, склонение.

5.Перечисли непостоянные признаки: падеж, число.

6.Укажи, каким членом предложения является.

 

Знакомят с результатами группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Личностные:

формирование способностей конструктивному общению, к совместной деятельности со сверстниками;.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Физкультминутка

III. Физкультминутка

Ребята, дружно встаньте, сейчас я проведу с вами небольшуюфизминутку.

Я буду называть вам слова, а вы должны определить какого они рода.

Если слова женского рода - вы хлопаете в ладоши три раза;

Если слова среднего рода – вы прыгаете один раз;

Если слова мужского рода – вы ставите руки на пояс.

Итак, приступим.

Слова: книга, дерево, камень, лягушка, человек, земля, парашют,вода, огонь, яблоко, слива, хлеб, облако, телефон, весло, ремень, пугало, жара.

 

Дети встают, выполняют действия физкультминутки.

 

 

Этап реализации построенного проекта

Морфологический разбор имени существительного по алгоритму.

 

 

Белый снег пушистый в воздухе кружится.

-Сделайте синтаксический разбор предложения.(предложение простое, распостраненное,повествовательное. невосклицательное)

-Спишите это предложение.

- Подпишите все части речи в этом предложении.

-Сколько в предложении существительных?

_Какими членами предложения могут быть имена существительные? (главными и второстепенными)

 Выполните морфологический разбор слова (в воздухе) по алгоритму.

 

составим порядок морфологического разбора имени существительного

1.Напиши слово.           

2.Назови часть речи.

3.Запиши слово в начальной форме.

4.Перечисли постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевлённое – неодушевлённое, род, склонение.

5.Перечисли непостоянные признаки: падеж, число.

6.Укажи, каким членом предложения является.

 

Выполняют задания по образцу. Знакомят с результатами пары, слушают и обсуждают ответы товарищей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

ФМ для снятия утомления глаз.

 

 

 

Выполнение упражнений

 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

1. Самостоятельная работа (дифференцированная)    по карточкам

Выберите из предложений имя  существительное по признакам и запишите его в тетрадь.( по вариантам)

 

Над лугом порхают пестрые бабочки.

Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу.

В небе я увидел стаю птиц.

В лесу появилось много грибов.

Вчера мама вернулась из Франции.

На клумбе распустились разноцветные астры.

 

1 вариант

1) неодуш., нариц., м.р., 2 скл., Т.п., ед.ч.(над лугом)

2) неодуш., собст., ж.р., 1 скл., Р.п., ед.ч. (из Франции)

3) неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч.

( на клумбе)

 

 

 

2 вариант

1).одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед.ч. (мама)

2) неодуш., нариц., м.р. , 2 скл., П.п., ед.ч. (в лесу)

3) одуш., нариц., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч. (птицу)

 

2. Работа по учебнику.

- Давайте с вами выполним упражнение №63 в учебнике. Читаем задание. Посмотрите на образец и объясните, что нужноделать?.

 

 

Индивидуальная работа

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Итог и рефлексия

 

- Удалось ли вам научиться выполнять морфологический разбор имени существительного с помощью алгоритма?

-Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на уроке.

 

А как вы себя оцениваете?

Если вы можете сказать «Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше»,- поднимите зеленый карандаш.

«У меня не все получилось, но я постараюсь»,- желтый.

«Мне ничего не понятно», – красный.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу

Личностные:

самоконтроль и самооценка

Регулятивные: оценивают свою работу

Домашнее задание

Из учебника по литературному чтению выписать три существительных и выполнить морфологический разбор.

Индивидуальное домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дополнительный материал)

Работа по карточкам

Найди и исправь ошибки

Звучит приятная музыка.

 

1.     Музыка – имя существительное.

2.     Н.ф. – музыка

3.     Собственное, неодушевлённое, с.р., 1 склонение.

4.     И.п., мн.ч.

5.     Звучит (что?) музыка - обстоятельство. 

На клумбе распустились разноцветные астры.

 

1.     Астры – имя прилагательное.

2.     Н.ф. – астра.

3.     Нарицательное, одушевлённое,  2 склонение.

4.     И.п., ед.ч.

5.     Распустились (что?) астры - сказуемое.

На клумбе распустились разноцветные астры.

 

1.     На клумбе – имя существительное.

2.     Н.ф. – клумба.

3.     Собственное, неодушевленное, м.р., 2 склонение.

4.     И.п., ед.ч.

5.     Распустились (где?) на клумбе - обстоятельство


 

Технологическая карта урока ФИО:

Технологическая карта урока ФИО:

Планируемые результаты Предметные: - учебно-языковые умения: - определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного - речевые умения:…

Планируемые результаты Предметные: - учебно-языковые умения: - определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного - речевые умения:…

Название этапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

Название этапаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

Взаимопроверка Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте

Взаимопроверка Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте

Дедушка – м.р., берёза – ж.р., небо – с

Дедушка – м.р., берёза – ж.р., небо – с

Физкультминутка III. Физкультминутка

Физкультминутка III. Физкультминутка

Спишите это предложение. - Подпишите все части речи в этом предложении

Спишите это предложение. - Подпишите все части речи в этом предложении

Выполняют задания по образцу. Знакомят с результатами пары, слушают и обсуждают ответы товарищей

Выполняют задания по образцу. Знакомят с результатами пары, слушают и обсуждают ответы товарищей

И.п., ед.ч. (мама) 2) неодуш

И.п., ед.ч. (мама) 2) неодуш

Технологическая карта по русскому языку " Морфологический разбор имён существительных

Технологическая карта по русскому языку " Морфологический разбор имён существительных

Дополнительный материал) Работа по карточкам

Дополнительный материал) Работа по карточкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021