ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока «Главные члены предложения»
Цель урока: систематизация знаний о главных членов предложения; совершенствование умений выделять и обозначать их графически, показать роль второстепенных членов предложения.
Задачи урока |
Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Закрепить и систематизировать знания учащихся о главных членах предложения; 2. Совершенствование умений определять и выделять главные члены предложения. |
Предметные: 1. Уметь находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным и сказуемое, выраженное глаголом; 2. Уметь ставить вопросы к главным членам предложения и обозначать графически. |
Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес; 2. Развивать умение анализировать ответы своих товарищей |
Личностные: 1. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; 2. Проведение самоконтроля, взаимоконтроля. |
Воспитательные: 1. Воспитывать навыки интереса к личности других и собственной личности; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Перспектива», учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2ч./Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2019.-Ч.1.
ЭТАПЫ УРОКА
Этапы |
Образо ватель ная цель этапа урока |
Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося |
Планируем ые метапредме тные результаты |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне |
|
Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. -Здравствуйте, ребята! Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. Вам на урок сегодня необходимо иметь учебник русского языка, рабочую тетрадь, пенал с канцелярскими принадлежностями.
-Открываем свои рабочие тетради, записываем число, классная работа. |
Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.
Определяют готовность своего рабочего места.
|
УУРД: Саморегу ляция как способнос ть к мобилиза ции сил и энергии, к волевому усилию и преодолен ию препятств ий |
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Практическ ий: выполнение словарной работы под диктовку.
Самоконтр оль: показ образца Взаимоконт роль: показ образца |
Проводит словарную (орфографическую) работу.
- Вставить пропущенные буквы в парах слов и определить лишнюю пару. (на доске)
Уз…кий прохо…, счас…ливый день, встретить на во…зале, см…треть в ..кно, мальчик р…сует, л…жит на печ…ке. (главные члены предложения не являются словосочетанием).
(обучающийся дает самооценку) -Назовите лишнюю пару. Почему? -Из чего состоит грамматическая основа предложения?
-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? |
Выполняют словарную работу. Повторяют ранее изученный материал.
Пробуют решить проблемную ситуацию. -Подлежащее и сказуемое. Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в их обсуждении. - Тема урока: главные члены предложения.
|
УУПД: анализ объектов с целью выделени я признаков (существе нных, несуществ енных) УУКД: умение полно и точно выражать мысли; УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф. Словесный: Беседа, опрос. Организаци я учебного процесса: Составление плана урока |
Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. -Для формирования цели нашего урока, используйте опорное слово «Вспомнить…» «Учиться…» (на доске)
-Хорошо, молодцы. Организует построение плана.
-На доске вам представлен план урока. Что с ним не так? -Верно, ваша задача восстановить правильный порядок плана. 1. Выполним самостоятельную работу; 2. Обобщим полученные знания на практике; 3. Вспомним, что такое главные члены предложения; 4. Повторим, как на письме графически выделяются главные члены предложения; 5. Подведем итоги. |
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. -Цель урока: вспомнить, что такое главные члены предложения и какова их роль. Учиться графически обозначать их.
Планируют собственную деятельность на уроке.
-Он перепутан. 1. Вспомним, что такое главные члены предложения; 2. Повторим, как на письме графически выделяются главные члены предложения; 3. Обобщим полученные знания на практике; 4. Выполним самостоятельную работу; 5. Подведем итоги. |
УУРД: составлен ие плана действий; УУПД: Работать по предложе нному плану, выдвигать свой план. УУКД: Восприни мать и формулир овать цели и задачи. |
Раздаточный материал: «План урока» |
Обобщение и систематизация знаний и умений (7-8 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Словесный: беседа Практическ ий: Заполнение таблицы,. Приемы: Организация учебного общения, анализ информации , обобщении, систематиза ция материала. Самоконтр оль: Проверка по образцу. |
Систематизация знаний. -Итак, сейчас посмотрю на сколько вы внимательны. На столах у вас лежит незаполненная таблица, по ходу нашего с вами диалога, мы должны ее заполнить. Как вы думаете, что является основой предложения? -Верно, основой предложения является подлежащее и сказуемое. Что такое подлежащее и сказуемое? -Итак, первое мы с вами разберем подлежащее. Кто мне напомнит, что такое подлежащее? -Итак, в столбце «Вопросы» что мы запишем? -Что обозначает подлежащее? -Чем выражено подлежащее?
-Как на письме графически выделяется подлежащее? - Кто мне напомнит, что такое сказуемое? |
Систематизируют ранее полученную информацию. -Подлежащее и сказуемое.
— Это главные члены предложения.
-Это главные член предложения, обозначающий предмет, отвечает на вопросы: кто? Что?, в предложении выражено существительным. -Вопросы подлежащего: кто? что? -Предмет. - Именем существительным или местоимением в И.п. -Подчеркивается одной чертой.
— Это главный член предложения, обозначает действие, которые отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? в предложении выражено глаголом. |
УУРД: Осознанно относитьс я к другому человеку, его мнению. УУПД: Выявлени е причино- следствен ных связей; УУКД: уметь обобщать мнения нескольки х людей. |
Раздаточный материал
презентация
|
|
|
И. Словесный: беседа Практическ ий: Выполнение задания в рабочей тетради Внешний контроль Взаимоконт роль |
- Итак, в столбце «Вопросы» что мы запишем? -Что обозначает сказуемое? -Правильно! -А чем выражено сказуемое? -Ну и наконец, как на письме выделяется графически сказуемое? -Молодцы. Сравните свою таблицу с эталоном. Поднимите руку, у кого все получилось.
-Итак, какие пункты плана мы с вами сейчас выполнили? -Какие выводы, вы можете сделать, исходя из этого?
Физминутка
-Молодцы! Переходим к выполнению упражнения На доске камень с надписью: налево пойдёшь- подлежащее найдёшь, направо пойдёшь- сказуемое найдёшь, прямо пойдёшь – предложения соберёшь.
- Можно ли пойти прямо и составить предложения без подлежащего и сказуемого?
- Давайте найдём тогда сначала подлежащие и сказуемые: На парте карточка с заданием Найдём подлежащие: Найдём сказуемые:
шустрая медведь в дупло тащит укромную под елью ёжик под корнями ящерица нашёл в тёплый ищет белочка зарылась сильный зарылась быстрое
-Молодцы. Главные члены предложения мы отыскали и можем отправлять далее. На доске появляются предложения: Медведь ищет. Белочка тащит. Ёжик нашёл. Ящерица зарылась.
-Понятно ли о чём у нас получились предложения? (нет) -Ребята, вы узнали, как животные готовятся к зиме? Почему? -Чего не хватает? (пояснения подлежащего и сказуемого) -Для этого мы используем второстепенные члены предложения, которые будут пояснять подлежащее, либо сказуемое. -Давайте попробуем распространить предложения и записать рассказ на тему: как животные готовятся к зиме. (слова для справок: 1) место для берлоги 2) в шустрая запасы дупло 3) норку укромную 4) мох в тёплый)
Шустрая белочка тащит запасы в гнездо. Медведь ищет место для берлоги. Ёжик нашёл укромную норку. Ящерица зарылась в тёплый мох. Предложения записываются на доске с последующим разбором связей главных и второстепенных членов. (задаются вопросы и стрелочками показывается связь слов в предложении) Что мы записали? (текст)Докажите.
-Какой пункт плана мы выполнили?
-Сейчас, я вам раздам карточки, ваша задача в парах исправить ошибки. 1. Мама купила нам конфет. 2. На дворе стояла дождливая погода. 3. Заяц(выражено местоимением) нес(выражено глаголом) в лапах морковку. 4. Сегодня у нас в школе наступила неделя русского языка. 5. Сережа(выражено существительным) и Миша(выражено существительным) играли(выражено местоимением) на стадионе в футбол. 6. Мы поставили ёлку.
- Какие выводы можно сделать, после выполненного задания? |
-Вопросы сказуемого: что делать? Что сделать? -действие предмета
-Глаголом. -Двумя чертами.
Поднимают руку, кто все выполнил верно.
-1,2.
-Без главных членов предложения невозможно предложение. Потому что весь смысл заключается в главных членах предложения.
Выполняют действия под музыку
- Постройте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое- двумя чертами.
-Нет, это основа предложения, грамматическая основа, ядро.
Работа у доски.
Записывают и комментируют предложения, выделяют главные члены предложения
Планируют собственную деятельность на уроке.
Выполнили 3 пункт плана
Работают в паре, исправляют ошибки. 1. Мама купила нам конфет. 2. На дворе стояла дождливая погода. 3. Заяц(выражено существительным) нес(выражено глаголом) в лапах морковку. 4. Сегодня у нас в школе наступила неделя русского языка. 5. Сережа(выражено существительным) и Миша(выражено существительным) играли(выражено глаголом) на стадионе в футбол. Мы поставили ёлку.
Коллективная проверка сигнальными карточками
Делают выводы после выполненного задания. |
УУПД - составлять и писать распространенные и нераспространенные предложения; -выделять графически основу предложения и связь слов в предложении. УУКД:- формулировать собственное высказывание, мнение; УУПД:- использовать приобретенные знания для выполнения задания; - понимать значимость алгоритма разбора предложения по членам; УУРД: - понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; - выполнять поставленную учебную задачу в соответствии с планом;
УУКД:- формулировать собственное высказывание, мнение; УУПД:- использовать приобретенные знания для выполнения задания; - понимать значимость алгоритма разбора предложения по членам; УУРД: - понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; - выполнять поставленную учебную задачу в соответствии с планом;
|
Раздаточный материал
Раздаточный материал
Раздаточный материал
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) |
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Ф. Словесный: Беседа, опрос. Приёмы: Организация учебной деятельности. |
Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, пора подвести итоги урока. Какова была тема нашего сегодняшнего урока? -Какую цель мы с вами ставили?
-Посмотрите на наш план, мы все пункты плана с вами выполнили? Если вы согласны, то покажите смайлик Зеленый- все понял, все получилось; Желтый- понятно не все, есть вопросы Красный-ничего не понял на уроке, нужна помощь |
Записывают домашнее задание.
Подводят итоги.
-Главные члены предложения. - вспомнить, что такое главные члены предложения и какова их роль. Учиться графически обозначать их. Выражают свое мнение.
|
УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: использова ть вопросы как исследоват ельский инструмен т познания. УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменны х текстах |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.