ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка
Урок «открытия нового знания»
Тема |
Слова, противоположные по значению. Антонимы |
||||
Цель |
Систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению. |
||||
Задачи |
· сформировать представления об антонимах, их особенностях, формировать умение находить антонимы в тексте, умение подбирать слова с противоположным значением; · развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; · научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Представление учащихся о словах, противоположных по смыслу. Термин: антонимы. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|||
|
Создать условия для развития у учащихся умения: использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; находить слова-антонимы в тексте; осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения. |
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -высказывать своё предположение. Познавательные: - анализировать объекты, выделять общие признаки; - сравнивать объекты(находить общее и отличия); - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - работа в парах; |
|||
Организация пространства |
|||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
||
Литературное чтение
|
фронтальная в парах индивидуальная работа практическая работа |
· Л.Ф. КЛИМАНОВА., Т.Ф. БАБУШКИНА. Русский язык. 2 класс. Ч.2. М.: Просвещение, 2011. · Электронное приложение к учебнику. · Л.Ф. Климанова., Т.Ф. Бабушкина. Рабочая тетрадь Ч.2. М.: Просвещение, 2011 . · Яценко И.Ф. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу русский язык», 2 класс к УМК «Перспектива» , М: Вако, 2016. · Интернет – ресурсы. · Оборудование для практической работы (карточки) |
|
||
Этап урока |
Содержание урока
|
Характеристика деятельности учащихся и учителя |
УУД |
I этап Организационный момент. Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации цели. |
Ребята, хотелось бы начать наш урок с игры «Доскажи словечко»: я-начинаю, вы-договариваете. «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работайте старательно, Слушайте внимательно! Каждый хочет получать Только лишь отметку пять! - Мне нравится ваш настрой! Ну а насколько вы внимательны, выясним в ходе урока, на котором мы отправимся в страну «Слово и его значение». - Ребята, в тетрадях запишите число, классная работа. (На доске карточка с изображением вопросительного знака) -Ребята, посмотрите на нашем пути появился вопросительный знак. Что он обозначает? Когда мы задаем вопросы?
Цель урока? - О чем, если мы изучаем тему «Слово и его значение», какую цель мы поставим перед собой?
|
- Продолжают предложения учителя.
- Записывают в тетрадь число, кл. работа.
- Когда мы чего-то не знаем. -Когда нам что-то непонятно.
Открыть новые знания о словах |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
|
II этап. Актуализация знаний. Цель данного этапа: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Антонимы». Формы работы: Фронтальная, работа в парах.
|
- Ребята , перед вами лежат карточки, внимательно прочитайте написанные на них слова и определите в парах, что в каждой группе слов общего?
- Какие задания классу с данными словами могли бы предложить ? -Молодцы! Вы многое знаете о словах. |
- В первой группе слова (день, зима, ученик, ночь, собака)- обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? - Во второй группе слова( умный, низкий, весёлый, красивый, высокий)- обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой? В третьей группе слова ( бегает, ищет, плачет, смеётся, играет)- обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делает? - Ответы учащихся. - Да, узнать новое о словах.
|
Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв и слов. Коммуникативные: - умение правильно оформлять свои мысли, формулировать ответы на вопрос.
|
III этап. Самоопределение к деятельности (создание проблемной ситуации, определение темы урока, постановка задач) |
- Посмотрите на этот предмет. Как он называется? (весы) - Для чего нужны весы?
- Вернёмся к нашим карточкам. Определите в парах, какие слова из 1 группы можно расположить на разных чашах весов? (карточки на доске) (запись в тетрадь) - Возьмите карандаш и подчеркните эти слова одной линией. - Какие слова из второй группы можно расположить на разных чашах весов? - Возьмите карандаш и подчеркните слова волнистой линией. - Из третьей группы? -Подчеркните слова двумя линиями. - Дети еще раз внимательно прочитайте хором данные слова. Что интересного заметили? Чем они различаются? (звучанием и значением). - Какое общее название можно дать таким словам? -Назовите тему урока. (на доске) -Определите цели урока. -Узнать, что такое антонимы и для чего они нужны в речи. -Научимся находить их в тексте. - А что же говорит наука? Из каких источников мы можем узнать правильный ответ? - Давайте откроем учебник русского языка на стр.33. - Сегодня на уроке мы исследуем, в чем же особенность антонимов, для чего нужны. Посмотрим, чем же они интересны, будем учиться подбирать антонимы к словам, находить их в предложениях.
|
- Рассматривают весы;
Символ равновесия, можно взвешивать, символ противоположности.
День-ночь.
Подчеркивают слова одной линией. Низкий-высокий
Подчеркивают слова волнистой линией.
Плачет-смеётся. -Подчёркивают
слова. Они спорят друг с другом. Противоположные по значению.
Антонимы.
Ставят цели.
Из учебников, из интернета и.т.д.
Дети читают определение.
- Слова, противоположные по значению. Антонимы. |
Личностные: - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; - самостоятельно ставить новые учебные цели. Коммуникативные: - формулировать и аргументировать свою точку зрения; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные: - давать определение понятию «Слова – антонимы»; - осуществлять сравнение понятий для правильного ответа; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего и поискового чтения.
|
IV этап. Первичное усвоение новых знаний. Работа со схемой «Ромашка вопросов»
|
-Начнем наше исследование с вопроса -Что….? - Где…? Используются антонимы, нам поможет ответить на этот вопрос - работа по карточке. Поработаем индивидуально, по рядам. У каждого ряда свои предложения из разных предметов . Послушайте внимательно, что необходимо сделать? - Вам необходимо записать предложение в тетрадь и найти в слова-антонимы, подчеркнуть их одной линией. Проверяем работу. - Первый ряд. Прочитайте предложение. - В каком учебнике мы можем прочитать данное определение? Назовите антонимы, которые вы подчеркнули? (вода-суша) - Сверьте, пожалуйста свои ответы. - Просигнальте, как вы справились с заданием.
- Второй ряд. Прочитайте предложение.
— Это предложение можем встретить на каком уроке? - Назовите антонимы. - Сверьте, пожалуйста свои ответы.
- Третий ряд. Прочитайте свой отрывок. - На каких уроках мы читаем басни? (чтение) - Назовите антонимы? (лето-зима) - Сверьте ответы. Просигнальте. - Какой же вывод можем сделать, ответив на наш вопрос, где? - Антонимы используются в речи, в разных предметных областях.
Продолжим наше исследование и ответим на вопрос, зачем? Нужны в речи слова.
- Вернемся к басне Крылова «Стрекоза и Муравей» Муравей все лето трудился, не покладая рук, значит он какой- трудолюбивый, а Стрекоза только пела и плясала, ничего полезного не делала. Значит она какая? -Какая пара получилась при характеристике героев? (запись в тетрадь под диктовку) Муравей трудолюбивый, а стрекоза ленивая.
- Вы проанализировали несколько пар антонимов и сможете ответить на вопрос ЧЕМ различаются антонимы ? Физминутка Давайте разомнемся. Повторяйте движения за мной. Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним. Скажу я слово
Высоко, а ты ответишь…Низко
-Молодцы! Отдохнули, тихонечко садимся на свои места. - Какие пары антонимов вы запомнили? - Как итог нашего исследования. Что такое антонимы? - Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с исследование антонимов! -
|
Читают определение с.33
Выполняют работу
На земле больше воды, чем суши. - В учебнике окружающего мира -Вода-суша. Проверяют свои ответы. - Поднимают соответствующие карточки.
Миша решал примеры на сложение, а Дима-на вычитание. - На уроке математике.
- Сложение-вычитание -Проверяют свои ответы.
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. - На уроке литературного чтения -Проверяют, сверяют ответы.
- Антонимы делают нашу речь более точной и выразительной, позволяют использовать прием противопоставления при характеристике предметов. -Ленивая -Трудолюбивый-ленивый -
Значением, написанием, звучанием. - Антонимы-слова, противоположные по значению.
- Играют, выполняют движения. -Называют антонимы, которые запомнили.
Дают определение |
Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач; - отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Познавательные: - давать определение понятию «слова – антонимы»; - строить логическое рассуждение; - формирование основ изучающего чтения.
|
V этап Закрепление изученного материала
Рефлексия. Создание ситуации успеха.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
|
Работа по карточке № 3 - Ребята, как вы думаете, может ли замена слов антонимами совершенно изменить смысл текста? - Проверим наши предположения? - Прочитайте задание? - Прочитайте текст. - Какое настроение в тексте? - Прочитайте текст про себя, заменяя выделенные слова в тексте антонимами. - Кто готов и может прочитать получившийся текст? - Что изменилось? -Что заставило так измениться текст? -Какой вывод о роли антонимов в речи можем сделать?
Игра «Сложи пазлы» - Напомните какие вопросы мы ставили вначале урока? - Что такое антонимы?
- Где используются слова антонимы?
-Зачем нужны антонимы?
-Чем отличаются? (значением, написанием, звучанием)
Оцените себя. Выстраивание диаграммы на доске. Зеленый цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы в тексте и можете помочь другим. - Желтый цвет -не все получалось, были затруднения. - Красный цвет -не поняли новый материал, не получилось работать со всеми.
с.33 выучить правило, упр. 48, словарные слова
|
Делают речь точной, выразительной, позволяют сравнивать
Выкладывают на доску 1часть пазл (антонимы)
Выкладывают 2 часть пазл (встречаются в разных предметных областях)
Выкладывают 3 часть пазл
Выкладывают 4 часть пазл
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.