технологическая карта по русскому языку Антонимы. Слова противоположные по значению

  • docx
  • 10.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока по русскому языку _Антонимы. Слова противоположные по значению_.docx

                                                                                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                                                                                      урока русского языка

Урок «открытия нового знания»

Тема

Слова, противоположные по значению. Антонимы

Цель

Систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению.

Задачи

·       сформировать представления об антонимах, их особенностях, формировать умение находить антонимы в тексте, умение подбирать слова с противоположным значением;

·       развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;

·       научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление учащихся о словах, противоположных по смыслу.

Термин: антонимы.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

Создать условия для развития у учащихся умения: использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; находить слова-антонимы в тексте; осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение.

Познавательные:

- анализировать объекты, выделять общие признаки;

- сравнивать объекты(находить общее и отличия);

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- работа в парах;

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

Литературное чтение

 

 

фронтальная

в парах

индивидуальная работа

практическая работа

·       Л.Ф. КЛИМАНОВА., Т.Ф. БАБУШКИНА. Русский язык. 2 класс. Ч.2. М.: Просвещение, 2011.

·       Электронное приложение к учебнику.

·       Л.Ф. Климанова., Т.Ф. Бабушкина. Рабочая тетрадь Ч.2. М.: Просвещение, 2011 .

·       Яценко И.Ф. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу русский язык», 2 класс к УМК «Перспектива» , М: Вако, 2016.

·       Интернет – ресурсы.

·        Оборудование для практической работы (карточки)

 

 

 

Этап урока

Содержание урока

 

 

 

 

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап

Организационный момент.

Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации цели.

Ребята, хотелось бы начать наш урок с игры «Доскажи словечко»: я-начинаю, вы-договариваете.

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работайте старательно,

Слушайте внимательно!

Каждый хочет получать

Только лишь отметку пять!

- Мне нравится ваш настрой! Ну а насколько вы внимательны, выясним в ходе урока, на котором мы отправимся в страну «Слово и его значение».

- Ребята, в тетрадях запишите число, классная работа.

(На доске карточка с изображением вопросительного знака)

-Ребята, посмотрите на нашем пути появился вопросительный знак. Что он обозначает? Когда мы задаем вопросы?

 

           Цель урока?

- О чем, если мы изучаем тему «Слово и его значение», какую цель мы поставим перед собой?

 

- Продолжают предложения учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Записывают в тетрадь число, кл. работа.

 

 

- Когда мы чего-то не знаем.

-Когда нам что-то непонятно.

 

 

Открыть новые знания о словах

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 

II этап. Актуализация знаний. Цель данного этапа: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Антонимы».

Формы работы:

Фронтальная, работа в парах.

 

- Ребята , перед вами лежат карточки, внимательно прочитайте написанные на них слова и определите в парах, что в каждой группе слов общего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие задания классу с данными словами могли бы предложить ?

-Молодцы! Вы многое знаете о словах.

- В первой группе слова (день, зима, ученик, ночь, собака)- обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?

- Во второй группе слова( умный, низкий, весёлый, красивый, высокий)- обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?

В третьей группе слова ( бегает, ищет, плачет, смеётся, играет)- обозначают действия предметов и отвечают на вопрос что делает?

- Ответы учащихся.

- Да, узнать новое о словах.

 

 

 

Личностные: проявлять старательность.

Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные: каллиграфическое написание букв и слов.

Коммуникативные:

- умение правильно оформлять свои мысли, формулировать ответы на вопрос.

 

III этап.  Самоопределение к деятельности (создание проблемной ситуации, определение темы урока, постановка задач)

- Посмотрите на этот предмет. Как он называется? (весы)

- Для чего нужны весы?

 

- Вернёмся к нашим карточкам. Определите в парах, какие слова из 1 группы можно расположить на разных чашах весов? (карточки на доске) (запись в тетрадь)

- Возьмите карандаш и подчеркните эти слова одной линией.

- Какие слова из второй группы можно расположить на разных чашах весов?

- Возьмите карандаш и подчеркните слова волнистой линией.

- Из третьей группы?

-Подчеркните слова двумя линиями.

- Дети еще раз внимательно прочитайте хором данные слова. Что интересного заметили? Чем они различаются? (звучанием и значением).

- Какое общее название можно дать таким словам?

-Назовите тему урока. (на доске)

-Определите цели урока.

-Узнать, что такое антонимы и для чего они нужны в речи.

-Научимся находить их в тексте.

     - А что же говорит наука? Из каких источников мы можем узнать правильный ответ?

- Давайте откроем учебник русского языка на стр.33.

- Сегодня на уроке мы исследуем, в чем же особенность антонимов, для чего нужны. Посмотрим, чем же они интересны, будем учиться подбирать антонимы к словам, находить их в предложениях.

 

- Рассматривают весы;

 

 Символ равновесия, можно взвешивать, символ противоположности.

 

День-ночь.

 

 

 

 Подчеркивают слова одной линией.

 Низкий-высокий

 

 

Подчеркивают слова волнистой линией.

 

Плачет-смеётся.

-Подчёркивают слова.
-

Они спорят друг с другом. Противоположные по значению.

 

 

 

 

Антонимы.

 

 

Ставят цели.

 

 

 

 

 

 

 

Из учебников, из интернета и.т.д.

 

 

 

 

 Дети читают определение.

 

 

- Слова, противоположные по значению. Антонимы.

Личностные:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные:

-  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

- самостоятельно ставить новые учебные цели.

Коммуникативные:

- формулировать и аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные:

- давать определение понятию «Слова – антонимы»;

- осуществлять сравнение понятий для правильного ответа;

- строить логическое рассуждение;

- формирование основ изучающего и поискового чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап.  Первичное усвоение новых знаний. Работа со схемой «Ромашка вопросов»

 

 

 

 

-Начнем наше исследование с вопроса -Что….?

- Где…?  Используются антонимы, нам поможет ответить на этот вопрос - работа по карточке.

Поработаем индивидуально, по рядам. У каждого ряда свои предложения из разных предметов . Послушайте внимательно, что необходимо сделать?

- Вам необходимо записать предложение в тетрадь и найти в слова-антонимы, подчеркнуть их одной линией.

Проверяем работу.

- Первый ряд. Прочитайте предложение.

- В каком учебнике мы можем прочитать данное определение?

Назовите антонимы, которые вы подчеркнули? (вода-суша)

- Сверьте, пожалуйста свои ответы. 

- Просигнальте, как вы справились с заданием.

 

 

- Второй ряд. Прочитайте предложение.

 

 

— Это предложение можем встретить на каком уроке?

- Назовите антонимы.

- Сверьте, пожалуйста свои ответы.

 

- Третий ряд.

Прочитайте свой отрывок.

-  На каких уроках мы читаем басни? (чтение)

- Назовите антонимы? (лето-зима)

- Сверьте ответы. Просигнальте.

- Какой же вывод можем сделать, ответив на наш вопрос, где?

- Антонимы используются в речи, в разных предметных областях.

 

 

 

 

 Продолжим наше исследование и ответим на вопрос, зачем? Нужны в речи слова.

 

 

 

- Вернемся к басне Крылова «Стрекоза и Муравей»

Муравей все лето трудился, не покладая рук, значит он какой- трудолюбивый, а Стрекоза только пела и плясала, ничего полезного не делала. Значит она какая?

-Какая пара получилась при характеристике героев? (запись в тетрадь под диктовку)

Муравей трудолюбивый, а стрекоза ленивая.

 

 

- Вы проанализировали несколько пар антонимов и сможете ответить на вопрос ЧЕМ различаются антонимы ?

Физминутка

Давайте разомнемся. Повторяйте движения за мной. Я буду читать стихотворение, а вы, как только я замолчу, вставляете слово – антоним.

Скажу я слово Высоко, а ты ответишь…Низко
Скажу я слово Далеко, а ты ответишь…Близко
Скажу тебе я слово Трус, ответишь ты…Храбрец
Теперь Начало я скажу, ну отвечай:……Конец.

 

-Молодцы! Отдохнули, тихонечко садимся на свои места.

-  Какие пары антонимов вы запомнили?

- Как итог нашего исследования. Что такое антонимы?

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с исследование антонимов!

-

 

Читают определение с.33

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу

 

 

 

На земле больше воды, чем суши.

- В учебнике окружающего мира

-Вода-суша.

Проверяют свои ответы.

- Поднимают соответствующие карточки.

 

Миша решал примеры на сложение, а Дима-на вычитание.

- На уроке математике.

 

- Сложение-вычитание

-Проверяют свои ответы.

 

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

- На уроке литературного чтения

-Проверяют, сверяют ответы.

 

- Антонимы делают нашу речь более точной и выразительной, позволяют использовать прием противопоставления при характеристике предметов.

-Ленивая

-Трудолюбивый-ленивый

-

 

 

 

 

 

 

 

 

Значением, написанием, звучанием.

- Антонимы-слова, противоположные по значению.

 

 

 

- Играют, выполняют движения.

-Называют антонимы, которые запомнили.

 

Дают определение

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач;

- отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные:

- давать определение понятию «слова – антонимы»;

- строить логическое рассуждение;

- формирование основ изучающего чтения.

 

V этап Закрепление изученного материала 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Создание ситуации успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

Работа по карточке № 3

- Ребята, как вы думаете, может ли замена слов антонимами совершенно изменить смысл текста?

- Проверим наши предположения?  

- Прочитайте задание?

- Прочитайте текст.

- Какое настроение в тексте?

- Прочитайте текст про себя, заменяя выделенные слова в тексте антонимами.

- Кто готов и может прочитать получившийся текст?

- Что изменилось?

-Что заставило так измениться текст?

-Какой вывод о роли антонимов в речи можем сделать?

 

 

Игра «Сложи пазлы»

- Напомните какие вопросы мы ставили вначале урока?

- Что такое антонимы?

 

- Где используются слова антонимы?

 

 

-Зачем   нужны антонимы?

 

-Чем отличаются? (значением, написанием, звучанием)

 

Оцените себя. Выстраивание диаграммы на доске.

Зеленый цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы в тексте и можете помочь другим.

- Желтый цвет -не все получалось, были затруднения.

- Красный цвет -не поняли новый материал, не получилось работать со всеми.

 

с.33 выучить правило, упр. 48, словарные слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают речь точной, выразительной, позволяют сравнивать

 

 

 

 

Выкладывают на доску 1часть пазл (антонимы)

 

Выкладывают 2 часть пазл

(встречаются в разных предметных областях)

 

Выкладывают 3 часть пазл

 

Выкладывают 4 часть пазл

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru